Пути повышения качества торгового обслуживания населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:43, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях жесткой рыночной конкуренции, когда едва ли не все крупные торговые предприятия обладают доступом к одним и тем же технологиям, невозможно отрицать тот факт, что огромное влияние на эффективное достижение целей организации, ее конкурентоспособность имеет такой важный фактор, как качество торгового обслуживания конечного потребителя.

Оглавление

Введение……………..……………………………………………………………….3
1. Проблемы развития кооперативной торговой отрасли Республики Беларусь в современных условиях ………………………………………………………..……5
1.1 Оценка современного состояния торговли потребительской кооперации и приоритетные направления ее развития ………………………….…..………..12
1.2 Культура торговли и ее составляющие …………………………………….19
2. Краткая экономико-организационная характеристика предприятия и района его деятельности…………………………………………………………………..
3. Оценка уровня качества торгового обслуживания населения в Воложинском райпо.
3.1 Розничная торговая сеть как канал продвижения товаров к конечному потребителю.
3.2 Развитие розничного товарооборота.
3.3 Формирование ассортимента и контроль за его состоянием.
3.4 Организация продажи товаров и обслуживание покупателей.
3.5 Социальные показатели торгового обслуживания.
4. Основные направления повышения качества торгового обслуживания.
Заключение.
Список использованных источников………………………………...………….33
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая 3 Качество торгового обслуживания.docx

— 473.85 Кб (Скачать)

Культура  торгового обслуживания определяется степенью развития прогрессивных форм и методов продажи, качеством  условий , созданных для покупателей, качеством управления торговым обслуживанием, умело преподносимой рекламой и информацией, профессионализмом кадров, выполнением обязанностей продавцами, культурой общения, организацией изучения спроса.

Основным  условием высокой культуры торгового  обслуживания является постоянное наличие  в продаже всех необходимых населению  товаров. Рост материального благосостояния народа и его покупательской способности вызывает необходимость расширения ассортимента, повышение качества товаров. Культура обслуживания в торговом предприятии определяется рядом конкретных элементов, которые играют различную роль в обеспечении высокого уровня торгового обслуживания. По мнению покупателей и торговых экспертов, выявленному в процессе проведения специального исследования, к числу наиболее важных относят элементы, изображенные на рисунке 1. [5, . с. 103 - 105]

Рисунок 1 – система основных элементов, определяющих уровень обслуживания покупателей в магазине

    1) Наличие в магазине широкого и устойчивого ассортимента товаров, обеспечивающего удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей. Основное намерение покупателей, связанное с посещением магазина, состоит в удовлетворении спроса на товары конкретных групп, определяемых рамками соответствующей формы товарной специализации данного магазина. Обеспечение широкого выбора товаров, учитывающих специфику потребностей обслуживаемых контингентов покупателей, является важным условием удовлетворения их спроса и рассматривается ими как основное условие высокого уровня их обслуживания. Для постоянных покупателей данного магазина важную роль играет также устойчивость ассортимента, гарантирующая постоянную возможность совершения покупки. Наличие широкого и устойчивого ассортимента товаров в магазине следует рассматривать как приоритетный элемент обеспечения высокого уровня обслуживания покупателей.

    2) Применение в магазине прогрессивных методов продажи товаров, обеспечивающих наибольшие удобства и минимизацию затрат времени на совершение покупок.

    При наличии в продаже необходимых товаров сущность основных требований покупателей к уровню торгового обслуживания состоит в том, чтобы с наибольшими удобствами и минимальными затратами времени совершить их покупку. Организуя процесс обслуживания, следует знать важнейшую психологическую особенность поведения покупателя – он может потратить довольно продолжительное время на осмотр и выбор товара ( в этом его не следует ограничивать), но его раздражают даже незначительные потери времени в очередях в ожидании осмотра товаров, их выбора, расчетов за покупку и ее получения. Широкое применение в магазине прогрессивных методов продажи товаров, соответствующих их специфике, позволяет минимизировать затраты времени покупателей на совершение покупок. Этот элемент должен рассматриваться как важнейший в системе обеспечения высокого уровня обслуживания покупателей.

    3) Предоставление покупателям дополнительных торговых услуг, связанных со спецификой продаваемых товаров.

    Формирование системы таких услуг, сопровождающих процесс покупки товаров, а также послепродажное обслуживание покупателей, обеспечивает удовлетворение их спроса на услуги в комплексе со спросом на товары. Это является важным условием формирования высокого уровня торгового сервиса и соответствующих предпочтений покупателей.

  1. Широкое использование средств внутримагазинной рекламы и информации.

    Эти средства повышают информированность покупателей, способствуют формированию новых направлений их спроса на товары и торговые услуги и позволяют экономить время на приобретение товаров.

  1. Высокая профессиональная квалификация персонала, непосредственно осуществляющего процесс обслуживания покупателей в торговом зале.

    Практически ни одна покупка товаров в магазине (за исключением случаев использования торговых автоматов) не осуществляется без непосредственного контакта покупателя с персоналом. Общение покупателя с персоналом магазина (в первую очередь с продавцами, кассирами, контролерами-кассирами, администраторами торгового зала) происходит в процессе выбора товаров, расчетов за них, упаковки покупки и т. п. Высокий профессионализм персонала, его внимательное и вежливое общение с покупателями, опрятный внешний вид являются важными условиями реализации намерений покупателей и создания благоприятного психологического климата в процессе торгового обслуживания.

  1. Полное соблюдение установленных правил продажи товаров и порядка осуществления торговли в магазине.

    Законодательно обеспечиваемая государством защита прав покупателей получает свое отражение  в нормативных требованиях, утвержденных государственными органами правил продажи и порядка осуществления торговой деятельности. Полное соблюдение требований этих нормативных документов формирует гарантированно необходимый уровень обслуживания покупателей в магазине, т. е. рассматривается как минимальный стандарт этого обслуживания. Нарушение указанных нормативных требований недопустимо для торгового предприятия, заботящегося о своем имидже.

    В таблице 1 приведен перечень основных показателей, характеризующих отдельные элементы уровня обслуживания покупателей в магазине.

 

Таблица 1.2.1 – Система основных показателей, характеризующих отдельные элементы уровня обслуживания покупателей в магазине

Основные элементы, определяющие уровень обслуживания покупателей  в магазине

Основные показатели, характеризующие  основные элементы

1. Наличие в магазине широкого  и устойчивого ассортимента товаров,  обеспечивающего удовлетворение  спроса обслуживаемых контингентов  покупателей

а) Комплексность удовлетворения спроса в рамках избранной формы  товарной специализации;

б) Широта и глубина реализуемого ассортимента;

в) Устойчивость реализуемого ассортимента

2. Применение в магазине прогрессивных  методов продажи товаров, обеспечивающих  наибольшее удобство и минимизацию  затрат времени на совершение  покупок

а) Объем продажи товара с применением отдельных прогрессивных  методов в определенном периоде;

б) Удельный вес продажи  товаров с применением прогрессивных  методов в общем объеме товарооборота  магазина;

в) Средний объем затрат времени покупателей на ожидание обслуживания

3. Предоставление покупателям дополнительных  торговых услуг

а) Общее число видов  дополнительных услуг, предоставляемых  покупателям в определенном периоде;

в) Общая сумма платных  услуг, реализованных покупателям  в магазине в определенном периоде

4. Широкое использование средств внутримагазинной рекламы

а) Общее число видов  внутримагазинных рекламных средств, используемых в процессе обслуживания покупателей;

б) Наличие системы указателей размещения отделов, секций, товарных групп, касс, пунктов оказания услуг;

в) Общее число видов  информации для покупателей о  качестве, свойствах и способе  использования отдельных товаров

5. Высокая профессиональная квалификация  персонала, непосредственно осуществляющего процесс обслуживания покупателей в торговом зале

а) Удельный вес работников, имеющих специальное образование, в общей численности персонала торгового зала;

б) Средний стаж работы в  торговле персонала торгового зала;

в) Количество жалоб покупателей  на невнимательное или грубое обращение  персонала в определенном периоде

6. Полное соблюдение установленных  правил продажи товаров и порядка  осуществления торговли в магазине

а) Число фактов нарушения  установленных правил продажи товаров (по соответствующим актам) в определенном периоде;

б) Число фактов нарушения  установленного порядка торговли (по соответствующим актам) в определенном периоде


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Краткая экономика-организационная характеристика предприятия и района его деятельности.

Воложинский район расположен на западе Минской области. Был образован 15 января 1940 года в составе Барановичской области. С 1 января 1963 года Воложинский район был ликвидирован и вошёл в состав Молодечненского района. 15 января 1965 года по решению Президиума Верховного Совета БССР Воложинский район в числе других 23 районов был восстановлен. Сегодня его площадь составляет 1,9 тыс. км2, в 430 населенных пунктах района, по состоянию на 1 января 2010 года, проживали 38,5 тысячи человек (в том числе 22,6 тысячи сельского населения, 11,1 тысячи – в городе Воложине и 4,8 тысячи человек – в городском поселке Ивенец). Расположен районный центр в 75 километрах от Минска, район граничит на севере – с Молодечненским, на востоке – с Минским, на юго-востоке – с Дзержинским, на юге – со Столбцовским районами Минской области, на западе и северо-западе – Ивьевским, Ошмянским и Сморгонским районами Гродненской области. Административным центром района является г. Воложин. Современный Воложин – административный, хозяйственный, культурный центр с хорошо развитой инфраструктурой. Промышленные предприятия выпускают хлеб и хлебобулочные, кондитерские, колбасные изделия, молочную продукцию, пиво, блоки оконные и дверные, пиломатериалы, мебель кухонную и мягкую, керамические изделия, льноволокно. В районе введено в строй 10 агрогородков. В экономике района ведущее место принадлежит сельскому хозяйству. В настоящее время в сельскохозяйственной отрасли функционирует 19 сельскохозяйственных организаций.

За хозяйствами закреплено 78893 гектаров сельскохозяйственных угодий, в том  числе 55804 гектаров пашни. Основная масса  хозяйств специализируется в молочно-мясном направлении с развитием производства зерна.

За  9 месяцев 2010 год  в аграрном секторе экономики района произведено  валовой продукции сельского  хозяйства в сопоставимых ценах  на сумму 103,2 млрд. рублей или 99,5% к соответствующему периоду 2009 года (при скорректированном задании 101,4 %). Темп роста обеспечен увеличением производства молока на 101,5 %, продукции выращивания: КРС на 105,5 %, яйца – на 109 9,7 %,  производство свинины на 102,2%.

По итогам работы за 9 месяцев текущего года на основное производство сельскохозяйственными  организациями района было израсходовано 152 млрд. руб. денежных средств или  на 5 % больше к соответствующему периоду  прошлого года. Выручка от реализации продукции, работ (услуг) возросла на 2 % и составила  77,3 млрд. рублей.

Промышленность района представлена 5-ю организациями, из которых 2 –  подчиненные республиканским органам  государственного управления (ЧУП «Воложинский кооппром», ОАО «Ивенецкий завод художественной керамики»), 2 – местным исполнительным и распорядительным органам (ОАО «Воложинский льнокомбинат», ОАО «Воложинская райагропромтехника»), 1 – юридическое лицо безведомственной подчиненности (СООО «ИрионВуд»).

Промышленными организациями района за 10 месяцев 2010 года произведено промышленной продукции на 34,5 млрд. рублей, темп роста  в сопоставимых ценах к соответствующему периоду 2009 года составил  113,3% при  прогнозе на год 108,7%. Прогнозный показатель выполнен.

Потребительских товаров за январь-октябрь  2010 года произведено на сумму 12,2 млрд. рублей, или 105,4% к соответствующему периоду 2009 года при прогнозе 105,4%. Показатель выполнен.

Объем розничного товарооборота за январь-сентябрь 2010 года составил 155,9 млрд. рублей, темп роста к соответствующему периоду 2009 года – 109,7% при прогнозе на год 115,0 %. Прогнозный показатель не выполнен.

Наибольший удельный вес (45,4%) в  объеме товарооборота официально учтенных организаций занимает система потребкооперации, субъектов хозяйствования негосударственной  формы собственности – 30,7%, индивидуальных предпринимателей – 3,5%, сельскохозяйственных организаций – 1,7%.

Розничная торговая сеть района состоит  из 185 торговых объектов, торговая площадь  которых составляет 14 199 м2. В том числе функционирует 92 магазина Воложинского райпо, торговая площадь которых составляет 10262 м2, 93 торговых объектов негосударственной формы собственности, торговой площадью 3937 м2.

Обеспеченность населения торговыми  площадями на 1000 жителей  по району составляет 373,3 м2, при нормативе социального стандарта 260 м2. Фактическая обеспеченность населения торговой площадью по Воложинскому райпо – 272,4 м2 на 1000 жителей. 

Обслуживание 8,9 тысячи жителей 307  малых населенных пунктов производится 11-ю автомагазинами. Имеется 39 предприятий общественного питания на 2074 посадочных места (далее – п/м), в том числе 736 мест в общедоступной сети, что составляет 19,1 п/м на 1000 жителей (норматив – 20 п/м). Комбинат кооперативной промышленности Воложинского райпо выпускает хлеб и сдобно-булочные изделия, кондитерские изделия, колбасные изделия и мясные полуфабрикаты, кисель, крупу, в летний сезон – квас, швейные изделия, осуществляет убой скота. За 2010 год произведено потребительских товаров на 10 353 млн. руб., или 111,6 % к уровню 2009 года в сопоставимых ценах.

Заготовительную деятельность в райпо осуществляют 3 штатных заготовителя, розничные торговые объекты унитарных предприятий и райпо, комбинат кооперативной промышленности.

Информация о работе Пути повышения качества торгового обслуживания населения