Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 08:08, реферат
Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой услуги и качество труда.
Введение
Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой услуги и качество труда.
Повышение
качества выпускаемой продукции
расценивается в настоящее
Качество
продукции относится к числу
важнейших критериев
Рост
технического уровня и качества выпускаемой
продукции является в настоящее
время наиболее характерной чертой
работы предприятий в промышленно-
Качество выпускаемой продукции по праву можно отнести к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно – технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
Современным
предприятиям необходимо научиться
более эффективно использовать экономические,
организационные и правовые рычаги
воздействия на процесс формирования,
обеспечения и поддержания
Показателем
эффективности и основной целью
деятельности предприятия в условиях
рыночной экономики является прибыль.
Однако обеспечение успешного
Особое
значение проблемы качества продукции
определяется тем, что она является
комплексной и затрагивает
1.Понятие и значение качества продукции.
Под качеством продукции понимается совокупность характеристик, придающих ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности общества и каждого человека. [6]
Качество продукта – тот показатель, которому в долгосрочной перспективе рынок уделяет наибольшее внимание. Однако необходимо отметить, что в отличие от манипуляций с ценами, изменение качественных показателей – процесс достаточно долгосрочный, требующий не только финансовых вложений, но и, в некоторых случаях – переоборудования производства. Его протяженность, к тому же, определяется необходимостью затрат времени на доведение до потенциальных потребителей информации о произошедших изменениях в качественных характеристиках продукции, а также дополнительным сроком, требующимся потенциальным клиентам для осознания произошедших перемен, принятия решения о совершении покупки, выбора между взаимозаменяемыми товарами.
Говоря
об определении термина «качество»
Описание качества продукции производится с помощью единичных, комплексных и обобщающих показателей.
Единичные показатели качества характеризуют определенное свойство продукции и разделяются на группы:
1. Назначения – характеризуют область применения и функции продукции;
2. Надежности – свойства изделия сохранять эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени;
3.Технологичности – отражает эффективность конструктивно-технологических решений;
4. Эстетические – характеризуют внешний вид изделия;
5. Эргономические
– характеризуют соответствие
изделия гигиеническим,
6. Патентно-правовые – отражают степень защищенности патентами основных технических решений изделия;
7.Транспортабельности – приспособленность продукции для транспортировки;
8. Экологические – уровень воздействия на окружающую среду;
9. Безопасности – для покупателей и обслуживающего персонала.
Комплексные
показатели качества – характеризуют
несколько свойств изделия. Они
используются при управлении качеством
продукции, оценки ее конкурентоспособности.
При расчете данных показателей
используют аналитический метод, при
котором устанавливается
Обобщающие показатели качества – характеризуют уровень качества всей продукции в целом: удельный вес новой продукции; продукции поставляемой на экспорт, соответствующей мировому уровню качества; сертифицированной продукции в ее общем объеме.[6]
Контроль уровня качества, проводимый на предприятии, не является завершающей проверкой степени соответствия заявленного качества реальному уровню – последней инстанцией становится потребитель. Именно он повторной покупкой или отказом от нее показывает фирме, насколько удовлетворительно сработали ее подразделения, отвечающие за обеспечение качества товаров и услуг.
Успешное управление качеством продукции возможно при соблюдении следующих условий:
- наличия
программы, обоснованно
- наличия
материальных и
- наличия
стимулов, обеспечивающих
- своевременность
управляющих воздействий и
Управление качеством, как любая система, состоит из объекта и субъекта управления . Объект управления – качество продукции на всех стадиях его формирования. Субъект управления – административно-технический аппарат, работающий в соответствии с утвержденной нормативно – технической документацией.
Система управления качеством включает:
1.Исполнительную часть, которая в соответствии с требованиями нормативно - технической документации обеспечивает оптимальный уровень качества выпускаемой продукции на всех стадиях его формирования;
2.Контрольную часть, которая складывается из линейно-функционального и инспекционного контроля, состоящего из технического и технологического.
Линейно
– функциональный контроль есть контроль
качества труда непосредственных исполнителей
через их руководителей. Качество работы
каждого исполнителя влияет на весь
производственный процесс, количество,
качество и себестоимость
Качество производственных процессов складывается из качества предметов труда, средств труда и качества трудовой деятельности исполнителей, т. е. комплексного качества труда работников.
Качество труда работников складывается из уровня техники и технологии, состояния технологической и трудовой дисциплины, научной организации труда и производства, степени, квалификации, мастерства, объема получаемой информации. Т.е. качество продукции начинается с рабочего места, условий труда и умения человека четко, рационально организовывать свою работу [5].
Системы управления качеством на предприятии должны содержать перечень руководящих документов, мероприятий и порядок их осуществления, которые сводятся к следующему [1] :
1. Задачи
руководства (политика в
2. Система документации и планирования;
3. Качество
во время разработки планов
и программ (компетентность разработчиков,
4. Качество
во время закупок (юридический
уровень документации и
5. Качество на стадии производства (планирование, инструкции, квалификация, контроль);
6. Проверка качества (входные проверки, межоперационный контроль, окончательный контроль, документация испытаний);
7. Контроль за испытательными средствами;
8. Тщательное
исследование дефектных
9. Качество при хранении, перемещении, упаковке, отправке;
10. Документирование качества, оформление необходимых бумаг,
11. Анализ
качества и принятие
12. Внутрифирменный
контроль за системой
13. Обучение
персонала.
2. Методы определения значений показателей качества продукции.
Методы определения значений показателей качества продукции подразделяются по способам и источникам получения информации. В зависимости от способа получения информации различают измерительный, регистрационный, органолептический и расчетный методы.
В зависимости от источника информации методы определений значений показателей качества продукции подразделяют на традиционный, экспертный и социологический. [8]
Измерительный метод основан на информации, получаемой с использованием технических измерительных средств. Результаты непосредственных измерений при необходимости приводятся путем соответствующих пересчетов к нормальным или стандартным условиям, например, к нормальной температуре, к нормальному атмосферному давлению и т. п.
Регистрационный метод основан на использовании информации, получаемой путем подсчета числа определенных событий, предметов или затрат, например, отказов изделия при испытаниях, числа частей сложного изделия (стандартных, унифицированных, оригинальных, защищенных авторскими свидетельствами или патентами и т. п.). Этим методом определяются показатели унификации, патентно-правовые показатели и др.
Органолептический метод основан на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятии органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. При этом органы чувств человека служат приемниками для получения соответствующих ощущений, а значения показателей находятся путем анализа полученных ощущений на основе имеющегося опыта и выражаются в баллах. Точность и достоверность этих значений зависят от способностей, квалификации и навыков лиц, их определяющих. Этот метод не исключает возможности использования некоторых технических средств (лупа, микрофон и т. д.). С помощью органолептического метода определяются показатели качества кондитерских, табачных, парфюмерных изделий и другой продукции, использование которой связано с эмоциональным воздействием на потребителя.
Расчетный
метод основан на использовании
информации, получаемой с помощью
теоретических или эмпирических
зависимостей. Этим методом пользуются
при проектировании продукции, когда
последняя еще не может быть объектом
экспериментальных
В зависимости от источника информации методы определений значений показателей качества продукции подразделяют на традиционный, экспертный и социологический.