Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 16:15, реферат
Состояние здоровья населения является интегральным показателем социальной ориентированности государства, отражающим степень его ответственности перед своими гражданами. Долгосрочные ориентиры развития, укрепления и благополучия граждан были закреплены в 1997 году Стратегией развития Казахстана до 2030 года. Улучшение социально-экономического развития общества позволяет поставить перед отраслью принципиально новые задачи, направленные на создание доступной и эффективной системы здравоохранения.
Введение
Анализ
текущей ситуации
Состояние здоровья населения является интегральным показателем социальной ориентированности государства, отражающим степень его ответственности перед своими гражданами. Долгосрочные ориентиры развития, укрепления и благополучия граждан были закреплены в 1997 году Стратегией развития Казахстана до 2030 года. Улучшение социально-экономического развития общества позволяет поставить перед отраслью принципиально новые задачи, направленные на создание доступной и эффективной системы здравоохранения.
В 2004 году принята Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы (далее - Государственная программа), разработанная во исполнение Послания Главы государства народу Казахстана от 19 марта 2004 года «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации». Государственная программа определила совокупность необходимых мер, направленных на развитие доступной, качественной, социально-ориентированной и экономически эффективной системы в Республике Казахстан.
В 2007 году завершена реализация I этапа Государственной программы, которая была направлена на масштабные инвестиции в отрасль: техническую модернизацию, развитие инфраструктуры, решались задачи укрепления первичной медико-санитарной помощи, формирования здорового образа жизни, повышения качества медицинских услуг.
В настоящее время развитие здравоохранения
вступает в этап институциональных преобразований,
развития кадрового потенциала, предоставления
качественных медицинских услуг. Приоритетом
становится профилактика заболеваний
и формирование здорового образа жизни,
что отражено в послании Главы государства
народу Казахстана от 6 февраля 2008 года
«Повышение благосостояния граждан Казахстана
- главная цель государственной политики».
Существующими в настоящее время системные проблемы, требующие решения:
1) Низкий уровень здоровья граждан.
Недостаточный
уровень здоровья женщин и детей,
распространенность социально значимых
заболеваний, низкий уровень общественного
здоровья и недостаточное обеспечение
гарантированным объемом
(1-4 график)
2)
Недостаточная эффективность
управления здравоохранением.
Несмотря
на увеличение государственных расходов
на здравоохранение (с 89,8 млрд. тенге
в 2003 году до 299,4 млрд. тенге в 2007 году),
уровень к ВВП - 2,3% в 2007 году остается
недостаточным для устойчивого
развития здравоохранения (не менее 5%
от ВВП по данным ВОЗ). Расходы здравоохранения
на душу населения за последние годы
также имеют определенный рост: с
6 026 тенге в 2003 году до 20 196 тенге
в 2007 году, вместе с тем, это меньше,
чем средние расходы в таких
постсоветских странах как
(5 график)
3) Несовершенство системы развития кадровых ресурсов и медицинской науки.
Дефицит
медицинских кадров, низкое качество
профессиональной подготовки и отсутствие
системы непрерывного профессионального
образования отражают несовершенство
системы управления кадровыми ресурсами.
Это также является причиной несоответствия
качества отечественных научных
исследований международным требованиям,
что обуславливает
С каждым
годом нарастает проблема дефицита
кадров. Несмотря на увеличение обеспеченности
населения врачебными кадрами всех
специальностей (с 36,5 в 2003 году до 47,4 на
10 000 населения в 2007 году), обеспеченность
врачами практического профиля
на протяжении ряда лет остается, практически,
на одном уровне. Снижается укомплектованность
медицинских организаций
Наблюдается
тенденция «старения» врачебных
кадров: лица в возрасте старше 50 лет
составляют уже 28,2% (27% в 2006 году). Увеличивается
удельный вес специалистов, имеющих
стаж более 25 лет, что свидетельствует
об уменьшении притока молодых кадров.
Ситуация усугубляется отсутствием
концепции развития кадровых ресурсов.
В настоящее
время медицинские вузы не имеют
достаточной базы для практической
подготовки студентов - только в двух
из шести государственных
Для повышения
качества клинической подготовки выпускников
с 2008 года началось строительство университетских
клиник для 4 медицинских вузов, продолжается
приобретение учебно-лабораторного оборудования.
Увеличение прием в медицинские вузы,
постепенно вырастает число выпускников
с высшим и послевузовским образованием,
внедряется система непрерывного профессионального
развития.
В целях
развития кадровых ресурсов здравоохранения
должно разработать качественную программу
прогнозирования, планирования и управления
кадровыми ресурсами в системе здравоохранения,
повысить эффективность использования
кадрового потенциала, системное привлечение
работников с немедицинским образованием
для выполнения некоторых медицинских
услуг. Нужно создать систему закрепления
кадров в отрасли, особенно на селе, в том
числе с формированием целевых заказов
местных исполнительных органов на подготовку
специалистов здравоохранения на основе
соглашений путем привлечения частных
инвестиций и спонсорских средств.
Сфера
медицинской науки существенно
отстает от международных стандартов;
к тому же, в последние годы наблюдается
отток высококвалифицированных
специалистов: если в 2003 году число
научно-педагогических работников составляло
3 824, то в 2006 году - 3 693. Кроме того, система
управления и механизмы финансирования
науки не эффективны, при этом не
используются принципы доказательной
медицины, не развит институт этической
оценки научных исследований. В научной
работе не применяются надлежащие
международные стандарты, без которых
результаты исследований не могут быть
признаны в мире. Как следствие, результаты
научных исследований не востребованы
в практике, не публикуются в международных
рецензируемых журналах, т.е. не конкурентоспособны.
Решением этой проблемы станет переход
от принципов управления научными организациями
к управлению научными исследованиями,
ориентированными на конечный результат,
внедрение международных
Пути повышения качества здравохранения в Казахстане.
Стратегические
направления, цели и
задачи.
Стратегическое направление 1. Укрепление здоровья граждан.
1.1. Охрана здоровья матери и ребенка.
Укрепление здоровья женщин.
Укрепление здоровья детей
1.2.Снижение бремени социально значимых заболеваний.
1.3. Снижение бремени травматизма.
1.4.Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
1.5. Формирование здорового образа жизни и здоровое питание.
Стратегическое направление 2.
Повышение
эффективности управления
системой здравоохранения.
2.1. Совершенствование системы управления и финансирования.
Увеличение
количества подготовленных специалистов
в области менеджмента
2.2.
Совершенствование
инфраструктуры
2.3. Повышение доступности и качества лекарственной помощи
Стратегическое направление 3.
Развитие системы кадровых ресурсов и медицинской науки.
3.1. Обеспечение отрасли квалифицированными кадрами, отвечающими потребностям общества.
Информация о работе Пути повышения качества здравохранения в Казахстане