Проблема обеспечения экономической безопасности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить основные проблемы экономической безопасности РФ, проанализировать их сущность, а так же выделить возможные пути их решения.
Основные задачи курсовой работы:
- исследовать теоретические основы определения экономической безопасности;
- определить сущность и критерии экономической безопасности;
- выявить методы обеспечения экономической безопасности;
- изучить государственную стратегию экономической безопасности РФ;

Оглавление

Введение…………………………………………………………..………..3
Глава 1. Теоретические основы определения экономической безопасности…………………………………………………………..………….6
1.1 Сущность и критерии экономической безопасности….……………..6
1.2 Методы обеспечения экономической безопасности………..………11
Глава 2. Особенности обеспечения экономической безопасности России…………………………………………………………………………….16
2.1 Положение России в современной экономике………….…………16
2.2 Угрозы экономической безопасности РФ………………………….23
2.3 Внешние экономические угрозы…………………...………………29
Глава 3. Основные направления повышения экономической безопасности Российской Федерации………………….………………….33
3.1 Перспективы экономического развития и повышения уровня экономической безопасности России…………………………………………..33
3.2 Пути преодоления проблем экономической безопасности России……………………………………………………………………………39
Заключение……………………………………………………………….44
Библиографический список……………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.Проблемы экономической безопаснгости РФ (2).docx

— 1.32 Мб (Скачать)

Ставки НДС в государствах-членах Евросоюза существенно различаются.

Самые большие ставки НДС наблюдаются в той же части света, в которой этот налог и зародился – в Европе. Причем, лидерами по сборам платежей с продаж являются скандинавы. В Норвегии, Швеции и Дании отчисляется в бюджет 25 процентов с каждой покупки. Немногим ниже ставка НДС в Исландии – 24,5 процентов.

Российская ставка НДС в 18 процентов является наиболее популярной, она используется в 18 странах мира – Латвии, Греции и т.д. В целом отчисления с продаж от 15 до 20 процентов являются самыми распространенными, такой размер сбора применяется не менее, чем в 82 государствах планеты.

В странах ЕС каждое отдельное государство устанавливает свой размер ставки НДС. При этом для всех членов Евросоюза существуют предельные ограничения для основной ставки налога. Так по соглашению между государствами участниками действующему до 2015 г. ставка НДС должна быть - не менее 15%.

В отношении определенных групп товаров допускаются сниженные ставки НДС (суммарно они должны быть не ниже 5%), а отдельные освобождаются от налогообложения полностью.

Например, продукты питания, детская одежда и книги в Великобритании облагаются по ставке 0%. Есть нулевая ставка и в Ирландии.

Однако, под действием экономического кризиса правительствам большинства стран Европы пришлось изменить размеры НДС в сторону увеличения. Так, в Португалии покушать в ресторане стало дороже, потому как НДС на этот вид услуг увеличился на 13% по сравнению с прошлым годом и составляет теперь 23 %. И это не исключение в прошлом году повысили ставки НДС Норвегия, Ирландия. В Венгрии ставка НДС достигла 27%.

В текущем году утяжелили налоговое бремя Чехия, Финляндия, Кипр и Италия. С 2013 года Франция отменила льготную ставку 5,5%.

В последнее время чаще обычного меняются ставки НДС в Чешской Республике.  В 2013 г. обе ставки увеличились на 1%, а с 2016 года их собираются объединить в одну в размере 17Глава 1. Теоретические основы определения экономической безопасности

1.1 Сущность и  критерии экономической безопасности

В 70-е годы впервые появился термин "экономическая безопасность". Он достаточно быстро получил распространение в развитых капиталистических странах. Именно тогда, отстаивая реалистичную оценку сложившейся международной обстановки, представители прежде всего стран Западной Европы выступили за использование экономических методов обеспечения национальной безопасности. Одной из главных задач экономической безопасности является сохранение и укрепление позиций страны в мировой экономической системе.

В настоящее время экономическая безопасность - это общенациональный комплекс мер, направленных на устойчивое постоянное развитие и совершенствование экономики страны, который обязательно предполагает социально-политическую стабильность и самостоятельность  государства, а также механизм противодействия внешним и внутренним угрозам1.

Проблемы реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, обеспечения защиты национальных интересов в важнейших сферах экономики приобретают все большую значимость, привлекают к себе пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения.

Ряд общих условий и факторов выдвигает понятие экономической безопасности в ряд понятий, формирующих системный взгляд на современную жизнь общества и государства:

Различия в национальных интересах, стремление к более полному вычленению их из общих интересов, несмотря на развитие интеграционных процессов – требуется разработка соответствующей стратегии.

Ограниченность природных ресурсов, разная степень обеспеченности ими отдельных стран содержит потенциальную возможность для обострения экономической и политической борьбы за пользование этими ресурсами.

Возрастает значение фактора конкуренции в производстве и сбыте товаров, особенно в сфере финансово-банковских услуг. Умение создавать условия для развития финансово-банковского сектора и отладить его чёткую работу ставятся в один ряд с умением создавать новые промышленные и сельскохозяйственные технологии.

Вот почему возрастание конкурентоспособности одних стран другими рассматривается как предмет реальной опасности, угрозы их национальным интересам.

Сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить три её важнейших элемента:

Экономическая независимость. Экономическая независимость не носит абсолютного характера потому, что международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях  экономическая независимость означает возможность контроля над национальными ресурсами.

Необходимо выйти на такой уровень производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает её конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно- техническими достижениями.

Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех её формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т. д.).

Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном, динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики2.

Необходимо подробнее рассмотреть связь между понятиями развитие и устойчивость экономики.

Развитие – один из компонентов экономической безопасности. Если экономика не развивается, то резко сокращается возможность её выживания, а также сопротивляемость и способность к адаптации к внешним и внутренним угрозам.

Устойчивость и безопасность, – важнейшие характеристики экономики как единой системы. Их не следует противопоставлять, из них каждая по-своему характеризует состояние экономики.

Устойчивость экономики характеризует прочность и надёжность её элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдержать внутренние и внешние «нагрузки».

Безопасность – это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к самовыживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов3.

Чем более устойчива экономическая система (например, межотраслевая структура) соотношения производственного и финансово-банковского капитала и т.д., тем жизнеспособней экономика, а значит, и оценка её безопасности будет достаточно высокой.

Сущность экономической безопасности можно определить как такое состояние экономики и институтов власти, при которых обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятном условии развития внутренних и внешних процессов. Таким образом, экономическая безопасность – это не только защищённость национальных интересов, но и готовность, и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.

Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Критерий экономической безопасности – оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка включает в себя:

- Ресурсный потенциал и возможности его развития.

Уровень эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствие уровню использования в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера сводятся к минимуму.

- Конкурентоспособность экономики.

- Целостность территориального и экономического пространства.

- Суверенитет, независимость и возможность противостоять внешним угрозам.

- Социальная стабильность и условия предотвращения и разрешения социальных конфликтов.

В системе показателей-индикаторов необходимо выделять:

- Уровень и качество жизни;

- Темпы инфляции;

- Норму безработицы;

- Экономический рост ВВП;

- Дефицит бюджета;

- Государственный долг, встроенность в мировую экономику;

- Золотовалютные резервы;

- Деятельность теневой экономики4.

Важны пороговые значения – предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.

Однако нет однозначного ответа на вопрос, – какими должны быть эти пороговые значения. Мировая практика показывает, что даже при существенном несоблюдении пороговых значений экономика некоторых стран стабильно развивается, причём темпами, превосходящими те страны, где эти пороговые значения соблюдаются гораздо жёстче. Все эти критерии и показатели должны коррелировать друг с другом, и прежде чем браться за соблюдение данных пороговых значений хорошо бы выяснить, как именно они взаимодействуют между собой.

Обобщая выше сказанное, можно сказать, что экономическая безопасность – это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества,

государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.

Из этого можно сделать вывод:

1.Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д.

2. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.

 

1.2 Методы обеспечения  экономической безопасности

Процесс обеспечения экономической безопасности требует от предпринимателей и руководителей предприятий разработки и осознанного применения особых методов достижения этих целей. Приведенные мной здесь методы, представляют собой практические мероприятия, основанные на общей стратегии, и направленные на решение поставленных задач, используя минимальные затраты5. Среди огромного количества применяемых средств достижения целей экономической безопасности, я выделяю наиболее распространенные методы.

Организационные методы. Эти методы обеспечения экономической безопасности включают в себя: создание материально-технической базы предприятия, оптимизацию структуры предприятия и всех его функциях, координацию действий всех подразделений, участков и отдельных специалистов, разработку стратегических планов развития и определение путей их осуществления, постановку системы учета и контроля хозяйственной деятельности, сохранности всех объектов и целесообразности всех процессов, обеспечение каналов поставки (снабжения) и сбыта, создание коммуникаций и инфраструктуры, управление товарными, финансовыми и информационными потоками; подбор кадров, распределение обязанностей и многое другое6.

Метод экспресс - диагностики. Данный метод предназначен для осуществления контрольных функций. Он представляет собой проверку и оценку тех или иных процессов специалистами или экспертами. Чаще всего ему подвергаются налоговый и бухгалтерский учет, финансовая и хозяйственная стороны деятельности компании. Кроме того, ему (проверке) могут быть подвержены практически все сферы деятельности предприятия. При этом именно независимость такого контроля позволяет вовремя принимать предупредительные меры относительно обнаруженных нарушений и устранять их, избегая плохих экономических последствий: штрафных санкций со стороны "компетентных" органов и других видов ответственности.

Маркетинговые методы. Представляют собой большую группу экономических средств, направленные на изучение рынка, влияния рынка на предприятие и установление обратной связи. Одним из центральных маркетинговых инструментов является конкурентная стратегия, разработка, осуществление которой должны позволить компании и обеспечить, тем самым, безопасное развитие в рыночной среде.

Правовые методы. Правовые или юридические средства экономической безопасности включают в себя: подтверждение статуса предприятия (оформление учредительных и регистрационных документов, получение необходимых лицензий, разрешений, патентов и пр.), подтверждение прав собственность, регулирование договорных отношений с контрагентами, организацию взаимоотношений с персоналом, защиту от незаконного вмешательства контролирующих и других государственных институтов, обеспечение судебной защиты. Данные методы должны обеспечить полную легитимность всех процессов на предприятии.

Технические методы. Эффективная организация экономической безопасности немыслима без применения технических средств и методов защиты материальных ценностей, информационных ресурсов и работников предприятия. Бурное развитие технологий позволяет недоброжелателям и внешним агрессорам предприятия действовать все более изощренными средствами. Поэтому, в целях зашиты от недобросовестной конкуренции, предпринимателям необходимо использовать новейшие разработки в области программирования, вычислительной техники, средств коммуникации. Среди них наиболее важными являются: сигнализации, механические системы ограничения доступа, видеонаблюдение, криптография (шифрование информации, каналов связи, пароли доступа к информационным ресурсам и т.д.), поисковые системы.

Информация о работе Проблема обеспечения экономической безопасности в России