Проблема обеспечения экономической безопасности в России
Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 16:52, курсовая работа
Краткое описание
Цель работы: определить основные проблемы экономической безопасности РФ, проанализировать их сущность, а так же выделить возможные пути их решения. Основные задачи курсовой работы: - исследовать теоретические основы определения экономической безопасности; - определить сущность и критерии экономической безопасности; - выявить методы обеспечения экономической безопасности; - изучить государственную стратегию экономической безопасности РФ;
Оглавление
Введение…………………………………………………………..………..3 Глава 1. Теоретические основы определения экономической безопасности…………………………………………………………..………….6 1.1 Сущность и критерии экономической безопасности….……………..6 1.2 Методы обеспечения экономической безопасности………..………11 Глава 2. Особенности обеспечения экономической безопасности России…………………………………………………………………………….16 2.1 Положение России в современной экономике………….…………16 2.2 Угрозы экономической безопасности РФ………………………….23 2.3 Внешние экономические угрозы…………………...………………29 Глава 3. Основные направления повышения экономической безопасности Российской Федерации………………….………………….33 3.1 Перспективы экономического развития и повышения уровня экономической безопасности России…………………………………………..33 3.2 Пути преодоления проблем экономической безопасности России……………………………………………………………………………39 Заключение……………………………………………………………….44 Библиографический список……………………………………………
При НДС
с потребления налогооблагаемая база
не включает в себя стоимость как промежуточных
товаров, так и инвестиционных товаров.
База, таким образом, почти такая же, как
и при розничном налоге с продаж.
В большинстве
стран действует НДС с потребления, но
существует множество способов предоставления
вычета при покупке инвестиционных товаров.
Лишь в редких странах разрешен моментальный
и полный вычет налога, уплаченного при
покупке инвестиционных товаров. Обычно
размер вычета не может превышать размер
исходящего налога и допускается перенести
оставшуюся часть вычета на последующие
налоговые периоды.
Некоторые
страны выборочно предоставляют незамедлительное
освобождение от НДС при покупке инвестиционных
товаров, как часть программы предоставления
фискальных стимулов приоритетным отраслям.НДС
с ВВП и с доходов приводят к каскадному
эффекту, потому что они в большей или
в меньшей степени облагают налогом инвестиционные
товары. Таким образом, они не нейтральны
по отношению к производству. При НДС с
доходов разрешается частичное и отложенное
предоставление вычетов по покупке капитальных
товаров. Капитальные товары, таким образом,
несут на себя частичное налоговое бремя
с точки зрения их приведенной стоимости.
Налоговая база при НДС с ВВП или с доходов
относительно шире, чем при НДС с потребления,
но, тем не менее, эти два вида НДС почти
не применяют на практике – Гана и Бразилия
являются исключениями (в Китае НДС с ВВП
действует на уровне провинций). НДС по
определению является налогом на стоимость,
добавляемую на каждой стадии производственно-распределительной
цепи. Добавленная стоимость может быть
определена двумя способами. Во-первых,
добавленная стоимость равна сумме расходов
на оплату труда и доходов собственников
факторов производства, включая землю
и капитал. Во-вторых, добавленная стоимость
измеряется просто как разница между стоимостью
выпуска и суммой затрат. Два метода определения
добавленной стоимости привели к возникновению
трех различных способов расчета суммы
НДС, которые описаны ниже.
Сумма
налога равна налоговой ставке, умноженной
на добавленную стоимость, определяемую
как сумма зарплат и прибылей. Если t1 и
t2 это ставки по зарплатам и прибылям соответственно,
то сумма налога будет равна сумме (t1*зарплаты)
и (t2*прибыли). Метод суммирования очень
сложно внедрить на практике по политическим
причинам, так как налогоплательщики будут
рассматривать НДС как дополнительный
слой налогового бремени поверх налогов
на прибыль предприятий и налогов на личные
доходы граждан. НДС, теоретически может
быть использован для того, чтобы заменить
оба налога: как налог на прибыль, так и
налог на личные доходы граждан.
Налоговая
обязанность на любой стадии равняется
налоговой ставке, умноженной на добавленную
стоимость, исчисленную как разница между
стоимостью выпуска и издержек.
Это наиболее
частый способ подсчета НДС. В рамках метода,
основанного на счетах-фактурах, фирма
на любой из стадий производственно-распределительной
цепи выставляет своим покупателям счет
с НДС, перечисляет сумму налога в бюджет,
а затем требует возмещения налога, уплаченного
ею при покупке. Допустим t1 и t2 это налоговые
ставки по продажам и по покупкам, тогда
сумма налога равна разнице между (t1-продажи)
и (t2-покупки).
Метод
расчета НДС, основанный на счетах-фактурах,
имеет достоинства по сравнению как с
методом сложения, так и с методом вычитания.
Метод сложения основан на точной информации
о зарплатах и прибылях, которую трудно
получить в развивающихся странах, и поэтому
приводит к возникновению тех же проблем,
с которыми сталкиваются налоговые органы
при администрировании налогов на доходы
индивидуумов и прибыль компаний. Метод
вычитания требует точной оценки налоговой
базы, он хорошо подходит для НДС с одной
ставкой, но приведет к серьезным сложностям
в случае его использования при исчислении
НДС с несколькими ставками. Для иллюстрации
этого рассуждения рассмотрим 17простой
пример: предположим, что фирма приобретает
один вид товаров(l), который облагается
по ставке ti и совершает продажу двух видов
товаров, облагаемых по ставкам t1 и t2, соответственно.
Для того, чтобы правильно предоставить
возмещение налога по покупкам фирмы,
налоговые органы должны знать в какой
пропорции разделить приобретенные товары
(I) на два вида проданных. Неупорядоченная
информация и сложность мониторинга приводят
к тому, что метод вычитания очень сложно
внедрить на практике. В рамках метода,
основанного на счетах-фактурах, входящий
и исходящий НДС рассчитывается отдельно,
и возмещение предоставляется на основании
счета-фактуры по приобретенным товарам.
Поскольку налогоплательщику не требуется
рассчитывать налоговую базу напрямую,
такой метод лучше, чем метод вычитания
подходит для расчета налога в случае
действия нескольких налоговых ставок.
При использовании метода, основанного
на счетах-фактурах также возникает проблема
разделения выручки на облагаемую и не
облагаемую налогом, например, когда фирма
производит как облагаемую, так и не облагаемую
налогом продукцию. Кроме того, при применении
метода счетов-фактур фирмам необходимо
сохранять счета-фактуры, что способствует
более эффективной системе учета. Само-принуждение
к уплате налога, желаемая черта НДС, относится
прежде всего к методу его расчета, основанного
на счетах-фактурах.
Налогоплательщик
может потребовать возмещение входящего
налога, только в случае если к заявлению
прилагается счет-фактура, оплаченная
при покупке – такой механизм создает
сильные стимулы для фирм хранить счета-фактуры
по своим сделкам, а налоговые органы могут
использовать эти счета-фактуры при проведении
контрольных проверок. На практике, налог
не является полностью самопринуждающим,
так как существуют такие проблемы как
фальшивые счета-фактуры и основанные
на них ложные требования возмещения налога.
Несмотря на некоторые сложности в администрировании,
эмпирически доказано, что НДС является
эффективным налогом. Преимущество НДС
состоит в том, что он обеспечивает значительные
поступления доходов в бюджет и при его
введении возможно некоторое снижение
налогового бремени, порождаемого налогами
на прибыль и на доходы физических лиц.
Если таковое решение принимается властями,
то вся налоговая система становится в
большей степени политически устойчивой.
Некоторые товары и услуги часто освобождаются
от налога на добавленную стоимость, поскольку
они экспортируются (принцип назначения),
поскольку они являются важными статьями
бюджетов семей с низким уровнем доходов
(продовольствие) или поскольку они создают
блага для общества в целом (образование).
Некоторые
компании принято освобождать от НДС в
отношении всех их продаж, поскольку затраты
на сбор налога и контроль за соблюдением
норм законодательства являются высокими
по сравнению с полученными поступлениями.
Например, от налога могут быть освобождены
все компании, объем продаж которых за
год оказывается меньше определенной
суммы. В некоторых странах по этой причине
от НДС освобождаются все фермеры. Финансовые
компании, в особенности банки и страховые
компании, обычно освобождаются от НДС,
поскольку добавленную ими стоимость
трудно определить и рассчитать. По той
же причине от налога могут освобождаться
и некоторые другие отрасли сферы услуг.
По административным соображениям за
рамками НДС могут оказываться целые сектора
экономики, например, розничная торговля.
В большинстве
стран незначительная доля налогоплательщиков
НДС уплачивают 80-90% от налоговых поступлений
по этому налогу, естественно, что налоговым
органам необходимо контролировать таких
крупнейших налогоплательщиков. Однако
на практике гораздо более сложной задачей
для налоговых органов является работа
с более мелкими организациями, которые
и составляют большинство плательщиков
НДС.
Когда
НДС начинал распространяться по всему
миру, эксперты советовали устанавливать
порог налогообложения НДС, который обычно
устанавливается как освобождение всех
компаний с оборотом ниже определенной
суммы, и как можно ниже. Идея состояла
в том, чтобы все потенциальные налогоплательщики
уплачивали НДС, и база этого налога была
наиболее широкой. По прошествии времени
и приобретении ведущими экспертами определенного
опыта по введению НДС в развивающихся
странах со значительной долей теневой
экономики, эта точка зрения изменилась.
На сегодняшний день считается, что порог
налогообложения должен быть установлен
значительно выше, особенно в развивающихся
странах.
В развитых
странах с хорошими системами администрирования
НДС величина порога налогообложения
колеблется от 0 (все платят НДС), как в
Швеции, до 600000 долл. США. Здесь и далее
дана округленная цифра, полученная в
результате пересчета с национальной
валюты по среднему курсу за 2006 г. в указанную
валюту (долл. США или Евро). Схожее разнообразие
мы можем увидеть и в развивающихся странах.
Например, порог налогообложения установлен
в размере 18000 Евро в Марокко и Пакистане
и при этом в размере 100000 Евро в Ливане.
Аргументы в пользу установления более
высокого порога налогообложения изложены
в работе Кина и Минтца. Кин и Минтц в своей
работе показали, что «оптимальный» порог
должен определяться путем сопоставления
издержек на сбор НДС и величины предельных
налоговых доходов (эта величина зависит
от установленной налоговой базы и налоговой
ставки). Даже если часть налоговых доходов
теряется, из-за освобождения от обязанности
уплаты НДС огромного количества мелких
налогоплательщиков, в большинстве стран
эти потери доходов могут вскоре быть
компенсированы, если налоговые органы,
освобожденные от работы с мелкими налогоплательщиками
перебросить на работу со средними и крупными
налогоплательщиками, которые и перечисляют
в бюджет большинство налоговых поступлений
от НДС. Как отмечалось на международной
конференции по проблемам НДС, тот факт,
что большинство развивающихся стран
устанавливает и поддерживает низкий
порог налогообложения НДС, перегружая
свои и так обремененные налоговые органы
огромным количеством практически бесполезной
работы, приводит в замешательство. Иногда
к такому результату приводит инфляция.
Основным
аргументом в пользу установления низкого
порога налогообложения служит мнение,
что налоговые органы должны перерабатывать
максимальное количество информации обо
всех организациях и таким образом они
смогут обнаружить множество серых фирм
среднего и крупного размера, скрывающихся
от налогов.
Существует
два разительно отличающихся друг от друга
метода освобождения от НДС:
а) освобождение
всех продаж определенного типа компаний,
например, малых предприятий – метод освобождения;
б) освобождение
всех продаж определенных товаров и услуг
– метод нулевой ставки. Это – метод освобождения
и метод нулевой ставки.
Освобождение
целой компании от налога с ее продаж обычно
разрешается потому, что данная компания
меньше определенного размера, и с тем,
чтобы упростить административную работу
или соблюдение норм.
При освобождении
конкретного товара или услуги, а не целой
компании, возникают некоторые вопросы.
Так, компания продает освобожденные товары
наряду с некоторыми облагаемыми товарами
(если бы она продавала только освобожденные
товары, то она являлась бы освобожденной
компанией, как указывалось выше). Обычно
страны, использующие НДС, не разрешают
компаниям получать кредит за налог, уплаченный
при покупке облагаемых производственных
ресурсов для освобождаемого товара. Это
положение ограничивает действенность
освобождения в данном случае и сводит
его до стоимости, добавленной рассматриваемой
компанией. Стоимость, добавленная на
предыдущих стадиях, при производстве
ресурсов, используемых для изготовления
освобождаемого товара, остается облагаемой.
Возникает вопрос: «А для чего вообще освобождать
данный товар?».
Освобождение
не требуется для упрощения административной
работы или соблюдения норм, поскольку
считается, что фирма в состоянии платить
налоги с других продаж. Если освобождение
от налога необходимо по социальным соображениям,
то почему ограничивать его стадией, на
которой или после которой освобожденный
товар принимает свою окончательную форму?
Более того, само ограничение может порождать
административные трудности и способствовать
нарушению налогового законодательства.
Например, определенный производственный
ресурс, например, вся сталь, закупаемая
компанией, может использоваться для производства
как облагаемых, так и необлагаемых изделий.
Последствия
освобождения от НДС достаточно сложное
явление.
Освобождения
искажают основной принцип НДС, его нейтральность,
будучи компромиссным решением между
применением положительной ставки и нулевой
ставки.
В данном
определении хорошо и понятно отображается
то, что НДС взимается на всех стадиях
производственно-распределительной цепи.
Это определение относится к НДС, взимаемому
по методу с использованием счетов-фактур.
Недостатком данного определения является
то, что в нем указано, что в базу налогообложения
НДС входит только реализация товаров,
а также то, что вычет налога по капитальным
товарам не предоставляется. В современных
системах НДС широко распространенной
практикой является включение в налогооблагаемую
базу реализации услуг, а не только товаров,
а также предоставление вычетов по НДС
при закупке инвестиционных товаров.
Европейский
союз является одним из наиболее крупных
интеграционных образований, проводящим
общую экономическую политику, в том числе
и в сфере налогообложения. Создание единого
европейского рынка, конкурентоспособного
в мировом масштабе, подразумевает обеспечение
равных условий трансграничной торговли
для всех субъектов хозяйствования. С
этой целью в Евросоюзе на сегодняшний
момент полностью ликвидированы внутренние
таможенные барьеры, запрещены количественные
ограничения при ввозе зарубежных товаров,
ограничена государственная помощь отечественным
производителям.
Однако
для успешной реализации идеи общего рынка
необходимо устранить все препятствия,
в том числе и налоговые. Для того, чтобы
полностью преодолеть разницу в условиях
хозяйствования для субъектов из разных
государств-членов Евросоюза необходимо
гармонизировать законодательство в области
налогообложения. Европейские законодательные
органы предоставляют государствам-членам
права на сбор на своей территории налогов
и формирование собственного бюджета.
В соответствии
с первыми регламентами по унификации
во всех государствах-членах была установлена
единая система НДС с той целью, чтобы
механизм исчисления и уплаты налогов
был одинаковым для всех субъектов хозяйствования
и легко сопоставимым для целей бюджетирования
ЕС. Конечно, переход на новую систему
налогообложения потребовал для некоторых
государств определенных организационных
и временных затрат и происходил постепенно,
пока, наконец, к 1973 г. во всех государствах
– членах не ввели единую систему взимания
НДС. Впоследствии все вновь присоединившиеся
к ЕС государства обязаны были привести
свою систему исчисления данного налога
в соответствие с регламентами. Унификация
НДС была не только необходимым первым
шагом на пути устранения налоговых границ,
но и основной предпосылкой замены членских
взносов государств-участников средствами,
поступающими в общий бюджет ЕС в виде
процента от сборов по НДС на территории
государств-членов.
Однако
развитие рынка ЕС выявило ряд новых проблем,
стоящих на пути принятия совместных решений
на уровне наднациональных органов. Наиболее
серьезной проблемой стал рост мошенничества
с возмещением НДС, что привело к изменению
регламента ЕС и установлению новых правил
с обязательной регистрацией плательщиков
НДС на территории ЕС с 1 января 2007 г. В
2008 г. Еврокомиссия начала создание специальной
информационной сети для борьбы с нарастающими
схемами мошенничества с НДС. В связи с
этим механизм исчисления НДС и его коррекция
на сегодняшний день являются основным
направлением деятельности наднациональных
органов по унификации налогового режима.
Однако
государства-члены противятся установлению
единого НДС, активно используя дифференциацию
ставок как инструмент внутрифискальной
политики.