Проблема обеспечения экономической безопасности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить основные проблемы экономической безопасности РФ, проанализировать их сущность, а так же выделить возможные пути их решения.
Основные задачи курсовой работы:
- исследовать теоретические основы определения экономической безопасности;
- определить сущность и критерии экономической безопасности;
- выявить методы обеспечения экономической безопасности;
- изучить государственную стратегию экономической безопасности РФ;

Оглавление

Введение…………………………………………………………..………..3
Глава 1. Теоретические основы определения экономической безопасности…………………………………………………………..………….6
1.1 Сущность и критерии экономической безопасности….……………..6
1.2 Методы обеспечения экономической безопасности………..………11
Глава 2. Особенности обеспечения экономической безопасности России…………………………………………………………………………….16
2.1 Положение России в современной экономике………….…………16
2.2 Угрозы экономической безопасности РФ………………………….23
2.3 Внешние экономические угрозы…………………...………………29
Глава 3. Основные направления повышения экономической безопасности Российской Федерации………………….………………….33
3.1 Перспективы экономического развития и повышения уровня экономической безопасности России…………………………………………..33
3.2 Пути преодоления проблем экономической безопасности России……………………………………………………………………………39
Заключение……………………………………………………………….44
Библиографический список……………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.Проблемы экономической безопаснгости РФ (2).docx

— 1.32 Мб (Скачать)

Ставки НДС (VAT) по странам Европы, действующие в 2013 году представлены в приложении 1.

За последние годы, несмотря на стратегию унификации НДС, страны-члены ЕС на национальном уровне создали систему пониженных и «сверхпониженных» ставок налога для отдельных операций. Финансовый и экономический кризис привел к необходимости проведения достаточно агрессивной фискальной политики. Практически во всех государствах ЕС отмечается увеличение ставок НДС и резкий рост потребительских налогов. Это связано с необходимостью формирования национальных бюджетов, которые значительно понизили свои доходы из-за кризисных явлений в реальном секторе и увеличили налоговую нагрузку на потребителя.

В последние годы ЕС проводит осторожную налоговую политику в сфере «насильственной унификации». Сегодняшняя налоговая политика ЕС сформирована в соответствии с отсутствием необходимости в гармонизации национальных налоговых систем государств–членов ЕС. Право выбирать приемлемую систему налогообложения оставлено государствам–членам ЕС при условии, что они уважают и соблюдают законодательство ЕС. Кроме того, любые предложения органов ЕС в сфере налогообложения должны быть представлены в соответствии с принципами субсидиарности и пропорциональности. Наднациональные органы ЕС осуществляют свою деятельность по налоговым вопросам только в том случае, если государство-член ЕС не может эффективно решить возникшие проблемы. По сути, проблемы возникают из-за отсутствия должного уровня координации между налоговыми органами государств-членов ЕС.

Последние действия Европейской комиссии направлены на решение вопросов налогообложения физических лиц и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в пределах Общего рынка, и сосредоточены на устранении проблем налогообложения при трансграничной экономической деятельности. Такое отдельное внимание к налогоплательщикам связано с тем, что Европейская комиссия, как институт исполнительной власти ЕС, должна гарантировать совместимость налоговой политики ЕС с основными целями ЕС, такими как экономический рост, развитие и процветание, а также увеличение уровня занятости, достижение поставленных целей в сфере охраны окружающей среды и энергетики.

В целом, прямое налогообложение в ЕС отличается разнообразием применяемых ставок.

Четко прослеживаются тенденции изменения прямого налогообложения: существенное сокращение ставок налога на прибыль корпораций (в отдельных странах ЕС практически в 2 раза) при одновременном возрастании ставок подоходного налога. Исключение составляют недавно присоединившиеся страны бывшего социалистического блока и бывшие республики СССР, которые демонстрируют существенное снижение ставок по обоим налогам. Тенденции выражают политику привлечения инвестиций налоговыми методами, переориентацию налогообложения с доходов от капитала на личные доходы.

Подводя итог исследованию проводимой в ЕС согласованной налоговой политики, следует отметить, что она сместилась в сторону взаимосогласованных действий в области координации общей фискальной политики, направленной на предотвращение уклонения и ухода от налогообложения, недобросовестной налоговой конкуренции и на поиск новых источников пополнения общего бюджета ЕС. Проводимая политика оставляет полные права на проведение внутреннего налогового законодательства исходя из национальных фискальных интересов. Направления общей налоговой политики ЕС предусматривают рассмотрение трех основных вопросов в области налогообложения ЕС:

перспективы налоговой консолидации стран ЕС;

создание более простых и удобных налоговых структур;

способы улучшения налоговой системы с точки зрения индивидуального налогоплательщика.

Проведенный анализ согласованной налоговой политики ЕС еще раз подтвердил вывод о том, что создание единого экономического пространства реально невозможно без применения во всех странах ЕС однотипных налоговых механизмов, регулирующих не только беспрепятственное движение товаров внутри рынка, но и налоговую конкуренцию внутри него. В современных условиях возникновение экономических угроз ориентирует государства – члены ЕС не на фискальную помощь извне, а на проведение самостоятельной налогово-бюджетной политики, нейтрализующей эти угрозы внутри государства. Интеграционный опыт ЕС, особенно в области регулирования экономики посредством налоговых инструментов, представляет определенный теоретический и практический интерес не только для стран-членов Союза, но и для государств, лишь приступающих к интеграционным процессам в условиях становления рыночных экономик, таких как Республика Беларусь, Казахстан, Россия.

На уровне Европейского Союза существует единое (надгосударственное) регулирование порядка установления и взимания данного налога. Базовым документом, регулирующим порядок налогообложения VAT в ЕС является Директива 2006/112/ЕС от 26 ноября 2006 г. «Об общей системе налога на добавленную стоимость» (Директива). Данной Директивой определяются все ключевые элементы налогообложения VAT, за исключением налоговых ставок, которые устанавливаются каждым отдельным государством ЕС (в пределах, установленных Директивой) и некоторых других вопросов.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Директивы, лицом, подлежащим налогообложению VAT, признается «любое лицо, которое самостоятельно осуществляет в любом месте любой вид экономической деятельности, каковы бы ни были цели и результаты такой деятельности». Отсюда следует, что основным признаком, характеризующим налогооблагаемое лицо, является осуществление таким лицом экономической (предпринимательской) деятельности.

Другими словами, к налогоплательщикам VAT («налогооблагаемым лицам») относятся коммерческие компании, партнерства, физические лица – предприниматели. Не являются налогоплательщиками VAT лица, приобретающие товары или услуги для использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. К ним, в большинстве случаев, относятся частные физические лица.

Регистрация по VAT (постановка на VAT учет) может быть обязательной (например, в Великобритании компания или партнерство обязаны зарегистрироваться по VAT, если порог оборота по проданным товарам/услугам превысил 81000 фунтов за предыдущие 12 мес.; такой порог периодически пересматривается) или добровольной. Регистрация по VAT влечет обязанности компании вести учет и сдавать отчетность по VAT.

Для целей VAT выделяются 4 типа налогооблагаемых операций:

1) поставка товаров (supply of goods);

2) приобретение  товаров в пределах Сообщества (intra-Community acquisition of goods);

3) оказание услуг (supply of services);

4) импорт товаров (importation of goods).

Услуги, оказываемые налогооблагаемыми лицами друг другу, называют «услугами B2B» (“business to business”). Услуги, оказываемые налогооблагаемыми лицами не налогооблагаемым лицам, называют «услугами B2C» (“business to consumer”). Для услуг B2B и услуг B2C установлены разные правила определения места их оказания.

Когда речь идет об оказании услуг, местом налогообложения является то место, где эти услуги оказаны (место реализации данных услуг). Однако, чтобы определить, какая страна будет являться местом оказания услуги (а соответственно правила и условия начисления и уплаты VAT), необходимо установить:

вид (категорию) оказанной услуги;

местонахождение каждой из сторон;

предпринимательский статус заказчика (получателя) услуги – является ли он предпринимателем и налогоплательщиком VAT/НДС или нет.

Рассмотрим правила, установленные законодательством ЕС для определения места оказания услуг для целей VAT, обратив внимание на случаи трансграничного оказания услуг.

По общему правилу, услуги B2B, то есть услуги, оказываемые субъектами предпринимательской деятельности друг другу, облагаются VAT по месту нахождения заказчика (получателя) услуг.

Согласно ст. 44 Директивы, местом оказания услуг налогооблагаемому лицу является местонахождение данного лица (место, где учрежден/расположен бизнес данного лица), то есть заказчика услуг. Однако, если такие услуги оказаны постоянному представительству налогооблагаемого лица, расположенному в месте, не являющемся его местонахождением, местом оказания услуг будет местонахождение постоянного представительства.

По общему правилу, услуги B2C, то есть услуги, оказываемые частным физическим лицам облагаются VAT по месту нахождения поставщика.

Согласно ст. 45 Директивы, место оказания услуг не налогооблагаемым лицам является место нахождения поставщика (место, где учрежден/расположен бизнес поставщика). Однако, если такие услуги оказываются постоянным представительством поставщика, расположенным в месте, не являющемся его местонахождением, местом оказания таких услуг будет являться местонахождение постоянного представительства.

Оба рассмотренных общих правила имеют ряд исключений, установленных Директивой. Например, услуги B2B (и B2C), связанные с недвижимым имуществом, облагаются по месту нахождения недвижимого имущества (ст. 47 Директивы). 

Таким образом, общие принципы взимания VAT при осуществлении распространенных типов коммерческих операций, могут быть поняты путем анализа норм соответствующих директив ЕС.

 

 

 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что перед Россией стоит, во-первых, задача реформирования науки, иначе без этого увеличение ее финансирования не даст необходимого эффекта, во-вторых, перевод российского промышленного производства на инновационный путь развития на базе экономики, основанной на знаниях и, в-третьих, расширение научно-технических связей и партнерства с мировыми научно-технологическими лидерами. При этом инновационная способность является важнейшим фактором конкурентоспособности. Если страна обладает такой способностью, то она имеет стратегическое преимущество. Следовательно, необходимо сформировать современные механизмы связи науки и бизнеса, обеспечить конкретный выбор приоритетов и «точек роста» на инновационной основе. Россия может и должна интегрироваться в мировое научно-техническое пространство, стать достойным партнером мировых научно-технических лидеров в области инноваций и торговли высокотехнологичными продуктами. 

Так же одной из стоящих перед Российской Федерацией задач стоит налаживание отношение с западными странами. Меры по решению этой проблемы уже начали приниматься, в настоящее время, как я считаю, напряженность в отношениях пошла на спад.

Большинство экономических проблем Российской Федерации вполне решаемы, суть только лишь заключается в том, что в одночасье от накопленных за многие десятилетия проблем избавиться невозможно, процесс этот требует времени и немалых усилий. Хоть и по сей день в Российской экономике остается достаточное количество больных мест, но в последние годы наблюдается хоть и незначительная, но все же положительная динамика, что внушает надежду на то, что когда-нибудь серьезные в нынешнее время проблемы экономической безопасности России будут решены.

 

Библиографический список

Нормативно-правовые акты

  1. Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 (ред. от 21.07.2010) «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению». – Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 02.05.2015)

Научная и учебная литература

  1. Водянова, В.В. Экономическая безопасность. Системное представление: монография / В.В. Водянова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Гос. ун-т упр.". - М.: ГУУ, 2010. - 177 с.
  2. Добровольский, И.П. Экономическая безопасность: монография / И. П. Добровольский, О. В. Васильев, Н.Т. Шеремет; Федерал. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Челяб. гос. ун-т". - Челябинск: Изд-во Челябинск гос. ун-та, 2009. – 307 с.
  3. Климов, Г.В. Экономический анализ эффективности использования ресурсов: Бухгалтерский учет как средство анализа эффективного использования ресурсов и обеспечения экономической безопасности фирмы / Г.В. Климов, Н.В. Мордовченков, Г.Н. Сокольников. - Н. Новгород: Изд-во ВГИПА, 2012. -387 с.
  1. Новая экономическая политика. Политика экономического роста / под общ. ред. академика РАН В.В. Ивантера. Авт. коллектив: В.В. Ивантер, М.Н. Узяков, М.Ю. Ксенофонтов, А.А. Широв, В.С. Панфилов, О.Дж. Говтвань, Д.Б. Кувалин, Б.Н. Порфирьев. - М.: ИНП РАН, 2013. - 214 с.

  1. Фролов, И.Э. Теоретико-методологические аспекты проблемы прогнозирования мировых финансово-экономических кризисов: научные труды ИНП РАН / И.Э.Фролов. - М.: МАКС Пресс, 2010.- 265 с.

  1. Фролов, И.Э. Анализ управления и контроля бюджетными ресурсами в условиях финансово-экономического кризиса: зарубежный опыт и уроки для России / И.Э.Фролов. - М.: Изд-во Счетной палаты РФ, 2014. – 217 с.

  1. Шаретдинов, Э.Ф. Экономическая безопасность: учеб. пособие / Э. Ф. Шаретдинов; ГБОУ ВПО "Башкирская акад. гос. службы и упр. при Президенте Республики Башкортостан". - Уфа: БАГСУ, 2012. - 80 с.

Периодические издания

  1. Бобошко, В.И. Оценка эффективности системы обеспечения экономической безопасности предприятий малого и среднего бизнеса / В.И.Бобошко // Транспорт. дело России. 2014. № 2. С. 140-142.
  2. Бобошко, В.И. Роль государственного регулирования экономической безопасности малого и среднего бизнеса на современном этапе развития экономики / В.И.Бобошко, Н.М. Бобошко // Вестн. Костр. гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. 2014. Т. 20, № 2. С. 76-80.
  3. Бобошко, В.И. Учетно-контрольный механизм управления субъектов малого бизнеса и обеспечения их экономической безопасности / В.И.Бобошко, А.Е. Гринько // Инновац. развитие экономики. 2014. № 2. С. 119-124.

Информация о работе Проблема обеспечения экономической безопасности в России