— Зависимость эффективности обеспечения
экономической безопасности государства
от сосредоточения воздействия на экономику
противостоящей в конкурентной борьбе
стороны. В ходе развития способов обеспечения
экономической безопасности государства
осуществляется упорядоченное и необратимое
изменение направленности воздействия
на элементы экономической инфраструктуры
противостоящей стороны, выражающееся
в последовательном переходе от преимущественного
воздействия на элементы производства
к воздействию на системы, обеспечивающие
его функционирование.
— Зависимость эффективности функционирования
экономики от характера ее взаимодействия
с национальными хозяйствами стран-союзников
в конкурентной борьбе. В процессе производства
осуществляется направленное изменение
характера взаимодействия экономики с
внешней хозяйственной средой. Оно заключается
в установлении оптимальных условий (рационального
варианта) функционирования экономики
государства, характеризующихся обеспечением
внутрисистемной экономической безопасности
— при взаимодействии с экономическими
системами в порядке иерархической подчиненности,
взаимовыгодной кооперацией — при взаимодействии
с неподчиненными экономическими системами,
дезорганизацией функционирования экономических
систем противостоящей в конкурентной
борьбе стороны.
Эти закономерности, в свою очередь, позволили
определить в качестве основных форм обеспечения
экономической безопасности государства:
— во-первых, экономический патронат,
который обеспечивает внутрисистемную
безопасность систем экономического назначения
страны, если совокупность этих систем
рассматривать как целостную систему.
В рамках экономического патроната обеспечивается
приоритетное влияние организационных,
правовых, этических и других норм, выполнение
которых обусловливает безопасное (с экономической
точки зрения) функционирование каждой
системы управления, обеспечения, производства
и т.п. внутри более глобальной экономической
системы;
— во-вторых, экономическую кооперацию,
которая обеспечивает экономическую безопасность
государства при взаимодействии экономики
страны с различными экономическими системами,
не связанными с этим сектором национального
хозяйства отношениями подчиненности.
В рамках экономической кооперации обеспечивается
совместное функционирование национальных
хозяйств и обмен экономическими ресурсами
между экономическими системами различных
государств мира, иностранных и международных
организаций; а также,
— в-третьих, экономическое противоборство,
которое является основной формой обеспечения
экономической безопасности государства
в конкурентной борьбе противостоящих
сторон. Достижение и удержание превосходства
в экономическом противоборстве обеспечивает
безопасность функционирования систем
экономического назначения государства
при подготовке и в ходе конкурентной
борьбы (разрешения экономического конфликта)36.
Современный экономический рост нашего
государства обусловливает возможность
реализации всех перечисленных форм обеспечения
экономической безопасности России, повышения
уровня безопасности ее национального
хозяйства в современных условиях.
3.2 Пути
преодоления проблем экономической безопасности
России
Созданный неблагоприятный
климат для повышения конкурентоспособности
российских предприятий требует принятия
срочных мер по обеспечению выживаемости
российской экономики в условиях все обостряющейся
конкуренции на мировом рынке в процессе
его глобализации:
1) разработка
государственной научной политики с увязкой с инновационной
и промышленной политикой, политикой нового
этапа приватизации и политикой в отношении
малого бизнеса;
2) ускорение научно-технического
прогресса и повышение конкурентоспособности,
ключ к которым лежит в свободном
предпринимательстве, рыночных механизмах;
3) последовательное
проведение политики по укреплению российской
науки на базе укрепления фундамента реального
сектора российской экономики, прежде
всего в части сельского хозяйства и промышленных
отраслей, производящих предметы народного
потребления;
4) перевод российского
производства на инновационный путь
развития:
– создание мощного
комплекса инновационных производств,
работающих в условиях зрелой рыночной
инфраструктуры;
– последовательное
проведение политики постоянной поддержки
и расширения новых конкурентных преимуществ
тех предприятий, которые ориентируются
на выпуск новой технологичной продукции
и создание собственных брэндов, при этом
освобождаясь от неконкурентоспособных
предприятий-банкротов;
– проведение антимонопольной политики с запрещением любой
искусственной поддержки и лоббирования
интересов отдельных, особенно неэффективных
производителей;
– завершение реформы
естественных монополий, направленной
на формирование конкурентоспособных
блоков внутренних производителей;
– разработка национальной
программы повышения производительности
труда и конкурентоспособности производства
в целях стимулирования отечественного
инновационного бизнеса, усиления связей
между академическими институтами и вузами,
отраслевыми НИИ и лабораториями и промышленными
предприятиями;
– изменение налогового
режима для инновационных фирм и подразделений;
– разработка надёжного
законодательства по защите интеллектуальной
собственности.
- подъем уровня
инвестиций с 20 до 30% ВВП, поэтому
основным приоритетом экономической политики является инвестиционный
климат, привлечение частных инвестиций.
Факторами и условиями
обеспечения вышеперечисленных мер, направленных
на создание интеллектуальной экономики,
основанной на знаниях, могут являться
следующие:
1. Реформирование
российской науки, включающее следующие
этапы:
– коммерциализация
сферы НИОКР: встраивание в рыночный механизм
учёных, прикладное использование их достижений;
– ориентация исследований
(в том числе и фундаментальных) на конкретные
целевые программы, на конкретное финансирование
научно-технических проектов, связанных
с развитием инновационного бизнеса;
– выстраивание
сетей «наука – эксперимент – производство»
и увеличение в результате этого доли
частного финансирования НИОКР при снижении
доли государственного финансирования.
2. Обеспечение
достаточного объема финансирования
научно-технической сферы. К сожалению,
затраты на НИОКР в стране
составляют порядка 12 млрд. долл., в
то время как в США – 264, в
Евросоюзе – 150 и в Японии –
130 млрд.долл. К тому же, необходимо учесть,
что значительная часть наших затрат на
НИОКР по прежнему идет в военно-промышленный
комплекс и почти не касается выпуска
массовой отечественной продукции гражданского
назначения.
3. Формирование
тесной связи между сферой НИОКР
и промышленностью:
– создание государственной
системы поощрения предпринимателей за
использование в производстве новейших
достижений отечественной науки и техники;
– целевое финансирование
особо важных и перспективных проектов;
– снижение налогов,
предоставление специальных кредитов,
лизинг новейших видов машин и оборудования
под государственные гарантии.
4. Открытое признание
государством приоритетности научно-технического
прогресса и инновационного развития
перед ростом производства. Государство
должно иметь специальные программы по
ускорению научно-технического прогресса
и инновационному развитию российской
промышленности. Такие программы имеются
практически во всех развитых странах
мира.
5. Расширение
международного научно-технического
сотрудничества, изучение полезного зарубежного
опыта37.
В рамках борьбы
с коррупцией Владимир Путин подписал
Указ «О Национальном плане противодействия
коррупции на 2014–2015 годы».
Утвержденный Национальный
план направлен на решение следующих основных
задач, в том числе:
- Совершенствование
организационных основ противодействия
коррупции в субъектах РФ;
- Активизация
антикоррупционного просвещения граждан;
- Обеспечение
исполнения законодательных актов
и управленческих решений в
области противодействия коррупции
в соответствии с Национальной
стратегией противодействия коррупции.
Кроме того, внесены
изменения в Указ Президента РФ от 21.09.2009
N 1065 "О проверке достоверности и полноты
сведений, представляемых гражданами,
претендующими на замещение должностей
федеральной государственной службы,
и федеральными государственными служащими,
и соблюдения федеральными государственными
служащими требований к служебному поведению"38.
В интересах реального
социально-экономического роста в России
необходимо пересмотреть политику правительства
и реформ в структурной, промышленной,
денежно-кредитной политике и использовании
внешнеэкономических связей.
Важной задачей
является восстановление отношений с
другими странами, особенно в реалиях
Украинского кризиса и вхождения Крымской
республики в состав Российской Федерации.
Последний факт серьезно осложнил диалог
России и западных стран.
Европейский
союз является одним из наиболее крупных
интеграционных образований, проводящим
общую экономическую политику, в том числе
и в сфере налогообложения. Создание единого
европейского рынка, конкурентоспособного
в мировом масштабе, подразумевает обеспечение
равных условий трансграничной торговли
для всех субъектов хозяйствования. С
этой целью в Евросоюзе на сегодняшний
момент полностью ликвидированы внутренние
таможенные барьеры, запрещены количественные
ограничения при ввозе зарубежных товаров,
ограничена государственная помощь отечественным
производителям.
Однако
для успешной реализации идеи общего рынка
необходимо устранить все препятствия,
в том числе и налоговые. Для того, чтобы
полностью преодолеть разницу в условиях
хозяйствования для субъектов из разных
государств-членов Евросоюза необходимо
гармонизировать законодательство в области
налогообложения. Европейские законодательные
органы предоставляют государствам-членам
права на сбор на своей территории налогов
и формирование собственного бюджета.
В соответствии
с первыми регламентами по унификации
во всех государствах-членах была установлена
единая система НДС с той целью, чтобы
механизм исчисления и уплаты налогов
был одинаковым для всех субъектов хозяйствования
и легко сопоставимым для целей бюджетирования
ЕС. Конечно, переход на новую систему
налогообложения потребовал для некоторых
государств определенных организационных
и временных затрат и происходил постепенно,
пока, наконец, к 1973 г. во всех государствах
– членах не ввели единую систему взимания
НДС. Впоследствии все вновь присоединившиеся
к ЕС государства обязаны были привести
свою систему исчисления данного налога
в соответствие с регламентами. Унификация
НДС была не только необходимым первым
шагом на пути устранения налоговых границ,
но и основной предпосылкой замены членских
взносов государств-участников средствами,
поступающими в общий бюджет ЕС в виде
процента от сборов по НДС на территории
государств-членов.
Однако
развитие рынка ЕС выявило ряд новых проблем,
стоящих на пути принятия совместных решений
на уровне наднациональных органов. Наиболее
серьезной проблемой стал рост мошенничества
с возмещением НДС, что привело к изменению
регламента ЕС и установлению новых правил
с обязательной регистрацией плательщиков
НДС на территории ЕС с 1 января 2007 г. В
2008 г. Еврокомиссия начала создание специальной
информационной сети для борьбы с нарастающими
схемами мошенничества с НДС. В связи с
этим механизм исчисления НДС и его коррекция
на сегодняшний день являются основным
направлением деятельности наднациональных
органов по унификации налогового режима.
Однако
государства-члены противятся установлению
единого НДС, активно используя дифференциацию
ставок как инструмент внутрифискальной
политики.
Ставки
НДС в государствах-членах Евросоюза существенно
различаются.
Самые
большие ставки НДС наблюдаются в той
же части света, в которой этот налог и
зародился – в Европе. Причем, лидерами
по сборам платежей с продаж являются
скандинавы. В Норвегии, Швеции и Дании
отчисляется в бюджет 25 процентов с каждой
покупки. Немногим ниже ставка НДС в Исландии
– 24,5 процентов.
Российская
ставка НДС в 18 процентов является наиболее
популярной, она используется в 18 странах
мира – Латвии, Греции и т.д.
В целом отчисления с продаж от 15 до 20 процентов
являются самыми распространенными, такой
размер сбора применяется не менее, чем
в 82 государствах планеты.
В странах
ЕС каждое отдельное государство устанавливает
свой размер ставки НДС. При этом для всех
членов Евросоюза существуют
предельные ограничения для основной
ставки налога. Так по соглашению между
государствами участниками действующему
до 2015 г. ставка НДС должна быть - не менее
15%.
В отношении
определенных групп товаров допускаются
сниженные ставки НДС (суммарно они должны
быть не ниже 5%), а отдельные освобождаются
от налогообложения полностью.
Например,
продукты питания, детская одежда и книги
в Великобритании облагаются
по ставке 0%. Есть нулевая ставка и в Ирландии.
Однако,
под действием экономического
кризиса правительствам
большинства стран Европы пришлось изменить
размеры НДС в сторону увеличения. Так,
в Португалии покушать в ресторане стало
дороже, потому как НДС на этот вид услуг
увеличился на 13% по сравнению с прошлым
годом и составляет теперь 23 %. И это не
исключение в прошлом году повысили ставки
НДС Норвегия, Ирландия. В Венгрии ставка
НДС достигла 27%.
В текущем
году утяжелили налоговое бремя Чехия, Финляндия, Кипр и Италия. С 2013 года Франция отменила
льготную ставку 5,5%.
В последнее
время чаще обычного меняются ставки НДС
в Чешской
Республике. В 2013 г.
обе ставки увеличились на 1%, а с 2016 года
их собираются объединить в одну в размере
17,5%.