Проблема обеспечения экономической безопасности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить основные проблемы экономической безопасности РФ, проанализировать их сущность, а так же выделить возможные пути их решения.
Основные задачи курсовой работы:
- исследовать теоретические основы определения экономической безопасности;
- определить сущность и критерии экономической безопасности;
- выявить методы обеспечения экономической безопасности;
- изучить государственную стратегию экономической безопасности РФ;

Оглавление

Введение…………………………………………………………..………..3
Глава 1. Теоретические основы определения экономической безопасности…………………………………………………………..………….6
1.1 Сущность и критерии экономической безопасности….……………..6
1.2 Методы обеспечения экономической безопасности………..………11
Глава 2. Особенности обеспечения экономической безопасности России…………………………………………………………………………….16
2.1 Положение России в современной экономике………….…………16
2.2 Угрозы экономической безопасности РФ………………………….23
2.3 Внешние экономические угрозы…………………...………………29
Глава 3. Основные направления повышения экономической безопасности Российской Федерации………………….………………….33
3.1 Перспективы экономического развития и повышения уровня экономической безопасности России…………………………………………..33
3.2 Пути преодоления проблем экономической безопасности России……………………………………………………………………………39
Заключение……………………………………………………………….44
Библиографический список……………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.Проблемы экономической безопаснгости РФ (2).docx

— 1.32 Мб (Скачать)

 

2.2 Угрозы  экономической безопасности РФ

Угрозы экономической безопасности — такие явления и процессы, которые отрицательно влияют на экономическое состояние страны, ограничивают экономические интересы личности, общества, государства, создают опасность национальным ценностям и национальному образу жизни.

Так из чего же на самом деле произрастают проблемы России в сфере экономики? Попробуем разобраться в этом вопросе, подходя к нему с разных сторон.

Сегодня остаются действующими угрозы экономической безопасности, связанные с диспропорциями в структуре экономики, низкой конкурентоспособностью продукции, вывозом капитала за рубеж, ростом корпоративного внешнего долга, нестабильной инвестиционной активностью, расслоением общества по имущественному признаку, а также разрывом уровней экономического и социального развития между субъектами Федерации.

Одна из важнейших проблем, вне всякого сомнения, коррупция. 
Коррупция сегодня является одной из укоренившихся проблем для российского общества, государства, экономики. Её воздействие на экономику страны возрастает, увеличиваются масштабы, расширяются области коррупционных действий.

Более 33,5 млрд долларов тратят ежегодно российские предприниматели на взятки коррумпированным чиновникам. В 3 млрд обходится простым гражданам «бытовая коррупция». По 20 тысяч долларов взяток в год приходится в среднем на каждого из 1,7 миллиона российских чиновников19.

Благодаря стабилизации социально-экономической обстановки в Российской Федерации необходимость и возможности противодействовать ей перешли на качественно новый уровень.

Влияние коррупции затрагивает все стадии процессов производства и перераспределения ресурсов, нарушает целостность экономических систем, сокращает доходы бюджетов всех уровней.

Коррупция сопровождается не только масштабным выводом ресурсов из официального оборота, но и искажением статистической, финансовой, налоговой отчетности, снижением транспарентности (прозрачности) экономики. 

В коррупционном обороте сконцентрированы огромные ресурсы, которые в случае их легализации могут стать резервом для экономического роста20.

Также немаловажной проблемой является демографический кризис. 
Обратимся к статистическим данным. 78% населения России проживает в ее европейской части, которая составляет менее 25% всей территории страны. 

Доля городского населения в 2010 году составляла 73 %. По состоянию на 1 января 2013 года 166 городов имеют население численностью более 100 тысяч человек. Из них 15 городов имеют население численностью более одного миллиона человек21. 

Отсюда произрастает проблема незаселенности отдаленных регионов страны. Огромная часть территорий пустует, на ней попросту некому жить. 

Хоть Россия и находится на 9 месте по численности населения, но относительно ее территории – она очень мала. А по темпу роста населения Российская Федерация находится и вовсе на 183 месте из 195, так что в обозримом будущем улучшения ситуации с этой проблемой можно не ожидать.

Проблема недостаточного финансирование науки в России долгое время занимает одну из самых важных позиций.

Россия отстает  от США по расходам на НИОКР в 17 раз, от Европейского Союза – в 12 раз, от Китая – в 6,4 раза, от Индии – в 1,5 раза. 
Следовательно, можно сделать вывод, что затраты на НИОКР в нашей стране слишком малы в сравнении с мировыми лидерами, что затормаживает инновационное развитие экономики, одним из элементов которой является развитие научно-технического потенциала страны.

Структура затрат на технологические инновации организаций по видам в России отличается серьезными диспропорциями. Чуть меньше половины средств –около 48%, направляемых на технологические инновации, расходуется на покупку машин и оборудования. Заметно отстают от них расходы на исследования и разработки, которые устойчиво занимают второе место в составе инновационных затрат. Международные сопоставления показывают, что в ряде государств Западной Европы – в Бельгии, Исландии, Люксембурге расходы на ИР в 1,5–2 раза, а иногда и более превосходят инвестиции в приобретение машин и оборудования22.

Можно сделать вывод, что в России предприятиями большее внимание уделяется закупке готового оборудования и машин, а не самостоятельным исследованиям и разработкам.

В структуре источников финансирования российской науки в течение последнего десятилетия главным, как и ранее, остается федеральный бюджет. Его доля на 2014 год составляет 66,5% от расходов на НИОКР. В то время как объем средств предпринимательского сектора равнялся 26,6% от расходов на НИОКР, что недостаточно для обеспечения конкурентоспособности экономики. Сравнивая с другими странами, мы видим, что вклад бизнеса в таких странах-лидерах, как Япония, Китай, Швеция, США он достигал 70-77% от расходов на НИОКР23.

В декабре 2013 году на заседании Совета по науке и образованию президент Российской Федерации В.Путин пообещал направить на развитие фундаментальной науки около 48 млрд руб., заявив, что подходы, заложенные в федеральных целевых программах и ориентированные на проведение прикладных работ, фундаментальной науке совершенно не соответствуют. 

«Здесь нужна своя, небюджетная логика - переход от сметы к формированию стратегических программ развития и грантовому выделению средств»24.

В январе 2014 года президент поручил перевести финансирование науки в России на гранты: «В целях повышения эффективности использования бюджетных ассигнований федерального бюджета на проведение научных исследований принять меры, направленные на изменение существующего механизма финансирования таких исследований, предусмотрев: осуществление финансирования фундаментальных и поисковых научных исследований преимущественно за счёт грантов; прекращение финансирования фундаментальных и поисковых научных исследований за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ»25.

Как почва для перехода на гранты в ноябре прошлого года был создан Российский научный фонд, призванный на грантовой основе поддерживать исследования и разработки российских ученых. Потребность в создании фонда была связана с необходимостью совершенствования имеющихся механизмов финансирования в научной и научно-технической областях и потребностью в более гибком инструменте поддержки научных исследований, максимально учитывающем специфику данной сферы.

Проблема имущественного расслоения населения, на мой взгляд, так же является немаловажной.

Зарплаты чиновников из года в год увеличиваются, оставляя далеко позади зарплаты рядовых граждан, т.е. властные структуры не только практически не борются с этим явлением, но и вносят посильный вклад в его развитие.

В Китае, например, расслоение населения по доходам признается одной из самых острых социально-экономических проблем. Чтобы сократить разрыв между разными слоями китайского общества, определили эксперты, потребуется не менее 20 лет. В России для тех же целей может понадобиться куда больше времени.

Для отражения степени расслоения населения по доходам используют коэффициент Джини.

Коэффициент Джини представляет собой индекс концентрации доходов. Допустим, у всех граждан доходы одинаковые – тогда он равен нулю. А если весь доход страны осел у одного человека – тогда коэффициент равен единице.

Международные стандарты предписывают, что он не должен превышать 0,4, иначе это чревато социальными потрясениями. В большинстве же развитых стран он значительно ниже, поэтому социальная система в них весьма стабильна26.

Естественно, этот показатель не охватывает все аспекты распределения доходов, и для их описания существует еще коэффициент фондов – соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан.

За последние 10-14 лет коэффициент Джини России вырос с 0,395 в 2000 году до 0,420 в 2012-м. Коэффициент же фондов увеличивается еще быстрее, что свидетельствует о нарастающем разрыве между самыми богатыми и самыми бедными. В 2000 году разрыв составлял 13,9 раза, а в 2012-м – уже 16,4 раза. Таким образом, расслоение населения по доходам – не только китайская, но и наша острейшая проблема27.

Проблемы налоговой политики так же являются существенными.

В мае 2013 года Правительство РФ одобрило Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Согласно этому документу в 2013 - 2015 гг. предлагается продолжить совершенствование налоговой системы РФ путем проведения налогового маневра. Вместе с тем по документу имеется ряд замечаний и предложений28.

В Основных направлениях налоговой политики отмечено, что важная задача изменений в налоговом администрировании состоит в том, чтобы общий уровень административной нагрузки снизился за счет привлечения к налогообложению большего числа налогоплательщиков. Трудно согласиться с таким подходом, целесообразнее повышать качество работы налоговых органов, сокращать документооборот, развивать согласительные процедуры и другие инструменты.

2.3 Внешние  экономические угрозы

Важной внешней угрозой является рост государственного долга. 
Совокупный внешний долг России снова вырос. По оценке ЦБ РФ, на 1 января 2014г. он достиг 732,046 млрд. долларов, что превысило на 15% прошлогодний показатель в 636,435 млрд. долларов29. 

Коротко рассмотрим структуру внешней задолженности России:

Долги органов государственного управления (собственно госдолг) перед зарубежными кредиторами увеличились за год почти на 16,5% и достигли 63,44 млрд. долларов. Главным образом, долги номинированы в ценных бумагах.

Внешние долги банковской системы в 2013г. возросли на 6.6% – до 214.94 млрд. долларов.

Долг Центробанка России практически не изменился и составляет 15.844 млрд. долларов (годом ранее – 15,639 млрд. долларов). 
Основные объемы внешней задолженности России по-прежнему приходятся на т.н. «прочие секторы» (предприятия и организации). Внешние долги отечественных компаний за 2013 год выросли на 20 процентов (73,019 млрд. долларов) и достигли внушительной цифры в 437,822 млрд. долларов. В том числе внешние обязательства в виде кредитов возросли с 230,512 до 266,297 млрд. долларов30.

Несмотря на то, что рост совокупного внешнего долга России в 2013г. замедлился до 15,0% против 18.1% в 2012г., его масштабы (95,6 млрд. долларов) остаются очень значительными. Кроме того, уровень внешнего долга к началу 2014г. достиг отметки в 31,1% ВВП31.

Структура российского экспорта носит преимущественно сырьевой характер: на внешний рынок поставляются в основном энергетическое сырье, необработанные металлы и концентраты. Доля продукции глубокой переработки не превышает 10%, что значительно снижает эффективность экспорта.

В то же время усиливается импортная экспансия на российский рынок и зависимость от мирового рынка в удовлетворении внутренних потребностей, в том числе стратегических, продовольственными товарами и наукоемким оборудованием.

Проблема утечки кадров за границу. 

К сожалению, в настоящее время Россия является основным поставщиком высококвалифицированных специалистов за рубежом. И в этом случае речь идет о потере той части населения, которые могли бы обеспечить России достойное место в мире ХХI века. 
Организация экономического сотрудничества и развития решением управляющего совета приостановила процесс принятия России в свой состав и объявила об усилении сотрудничества с Украиной.

На данный момент внимание общественности приковано к санкциям западных стран против России в связи с неодобрением вхождения Крыма в состав России.

Организация Североатлантического договора:

- Приостановила  проведение военных и гражданских  встреч с Россией, а также отказалась  от планирования совместных военных миссий.

- Приостановила  практическое сотрудничество с  Россией и исключила её из  процесса ликвидации сирийского химического оружия.

- Приостановила  все формы сотрудничества с  Россией, кроме переговоров на уровне послов и выше.

- Парламентская  ассамблея Организации Североатлантического  договора прекратила сотрудничество  с Федеральным собранием Российской Федерации.

- Закрыла свободный  доступ к штаб-квартире всем  работникам миссии России при  Организации Североатлантического  договора, за исключением посла, его заместителя и двух помощников.

Европейский союз:

- Приостановил  переговоры с Россией по вопросу  облегчения визового режима и нового базового соглашения.

- Ввел санкции  против 21 российского и крымского  чиновника, включающие в себя  запрет на въезд на территорию  Евросоюза и замораживание банковских счетов.

- Отменил проведение  саммита ЕС-Россия, расширил список  лиц, против которых вводятся  санкции, на 12 человек, страны-члены  ЕС отменили двусторонние саммиты с Россией.

- Прекратил строительство  «Южного потока» и заявил о  возможности отказа от российского газа.

Совет Европы:

- Отменил все  запланированные мероприятия в России.

- Лишил российскую  делегацию права голоса и запретил  её представителям занимать руководящие  должности в Парламентской ассамблее  Совета Европы, а также запретил  российским представителям участвовать  в миссиях наблюдателей Парламентской  ассамблеи Совета Европы до конца 2014 года.

Европейская организация по безопасности аэронавигации запретила осуществление авиаперелётов в Крым.

G8 «Большая восьмёрка»:

- Приостановила  подготовку ведущих стран Запада  к проведению саммита «Группы восьми» в июне в Сочи.

- Приостановила участие России.

США (за 2014 г.):

4 марта заморозили  инвестиционное и военное сотрудничество  с Россией, также были отменены  двусторонние переговоры и планирование конференций.

27 марта приостановили  сотрудничество с Россией в  сфере борьбы с наркотиками, а  также приостановили выдачу американским  компаниям лицензий на экспорт  в Россию «потенциально опасной  продукции»

28 марта прекратили  лицензирование экспорта в Россию  товаров и услуг оборонного назначения.

30 марта прекратили  работу российско-американской президентской комиссии.

2 апреля приостановили  ряд проектов с Россией в  рамках двусторонней президентской  комиссии, а также некоторые направления  сотрудничества по линии правоохранительных  органов, а финансирование на  их реализацию переадресовали Украине.

Информация о работе Проблема обеспечения экономической безопасности в России