Проблема обеспечения экономической безопасности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить основные проблемы экономической безопасности РФ, проанализировать их сущность, а так же выделить возможные пути их решения.
Основные задачи курсовой работы:
- исследовать теоретические основы определения экономической безопасности;
- определить сущность и критерии экономической безопасности;
- выявить методы обеспечения экономической безопасности;
- изучить государственную стратегию экономической безопасности РФ;

Оглавление

Введение…………………………………………………………..………..3
Глава 1. Теоретические основы определения экономической безопасности…………………………………………………………..………….6
1.1 Сущность и критерии экономической безопасности….……………..6
1.2 Методы обеспечения экономической безопасности………..………11
Глава 2. Особенности обеспечения экономической безопасности России…………………………………………………………………………….16
2.1 Положение России в современной экономике………….…………16
2.2 Угрозы экономической безопасности РФ………………………….23
2.3 Внешние экономические угрозы…………………...………………29
Глава 3. Основные направления повышения экономической безопасности Российской Федерации………………….………………….33
3.1 Перспективы экономического развития и повышения уровня экономической безопасности России…………………………………………..33
3.2 Пути преодоления проблем экономической безопасности России……………………………………………………………………………39
Заключение……………………………………………………………….44
Библиографический список……………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.Проблемы экономической безопаснгости РФ (2).docx

— 1.32 Мб (Скачать)

Проблема обеспечения экономической безопасности в России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

С.

Введение…………………………………………………………..………..3

Глава 1. Теоретические основы определения экономической безопасности…………………………………………………………..………….6

1.1 Сущность и критерии  экономической безопасности….……………..6

1.2 Методы обеспечения  экономической безопасности………..………11

Глава 2. Особенности обеспечения экономической безопасности России…………………………………………………………………………….16

2.1 Положение  России в современной экономике………….…………16

2.2 Угрозы экономической  безопасности РФ………………………….23

2.3 Внешние экономические  угрозы…………………...………………29

Глава 3. Основные направления повышения экономической безопасности Российской Федерации………………….………………….33

3.1 Перспективы  экономического развития и повышения  уровня экономической безопасности  России…………………………………………..33

3.2 Пути преодоления проблем экономической безопасности России……………………………………………………………………………39

Заключение……………………………………………………………….44

Библиографический список……………………………………………45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы. Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.

Здесь недопустимы легкомыслие и попытки преуменьшить грозящие опасности. Весьма велика и ответственна роль науки в разработке концепции экономической безопасности. Причем речь идет не просто о словесных упражнениях и не о поиске красивых формул, различного рода классификаций опасностей - внешних и внутренних, долговременных и текущих. Принципиально важно раскрыть саму суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности – это гарантия независимости страны, условие стабильности и    эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Степень исследованности проблемы. К настоящему времени сложился определенный круг отечественных исследователей, которые внесли заметный вклад в разработку проблемы экономической безопасности страны. Среди них особо следует выделить Р. Акбашева, Л. Абалкина, Е. Бухвальда, А. Архипова, Я. Вишнякова, П. Белова, Л. Ежкина,С. Глазьева, В. Загашвили, Н. Ильекову, А. Илларионова, Б. Мильнера, Г. Коржова, А. Мирзабекова, Е. К. Самсонова, Олейникова, И. Фаминского, В. Сенчагова.

Цель работы: определить основные проблемы экономической безопасности РФ, проанализировать их сущность, а так же выделить возможные пути их решения.

Основные задачи курсовой работы:

- исследовать  теоретические основы определения  экономической безопасности;

- определить сущность  и критерии экономической безопасности;

- выявить методы  обеспечения экономической безопасности;

- изучить государственную стратегию экономической безопасности РФ;

- выделить  особенности обеспечения экономической безопасности России;

- на основе  анализа положение России в  современной экономики указать  угрозы экономической безопасности  РФ;

- выявить перспективы экономического развития и повышения уровня экономической безопасности России и найти пути преодоления проблем экономической безопасности России.

Объектом исследования является деятельность государства, властных государственных структур, субъектов хозяйствования по обеспечению экономической безопасности национальной экономики.

Предметом исследования являются экономические отношения между государством и хозяйствующими субъектами по поводу обеспечения системной экономической безопасности национальной экономики.

Теоретической и методологической основой послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области экономической безопасности.

При исследовании использовались диалектический и системный подход и методы теоретического и общенаучного познания: абстрагирование, анализ, синтез и субъективно-объективный подход.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретические выводы могут быть использованы для комплексных действий государства по обеспечению экономической безопасности, в частности реализации всех своих системных функций при формировании системной безопасности российской экономики. Механизм реализации должен обеспечить защиту национальных интересов в области экономической безопасности, реализация функций это есть достижение экономической безопасности хозяйственного субъекта.

Структура данной работы включает введение, три главы, заключение и библиографический список.

Налог на добавленную стоимость как фискальный сбор зародился почти сто лет назад в 1919 году в Германии. Однако считается, что этот налог родом из Франции.  Во-первых, понятие «налог на добавленную стоимость» ввел в обиход французский экономист Морис Лоре в1954 году, а позднее в 1958 году этот налог стал обязательным в  налоговой системе Франции и ее колониях. Введение налога с одной стороны замедлило рост ВВП, с другой позволило наполнить казну.

Положительный опыт стали перенимать соседние государства. За 15 лет, начиная с 1967 г. НДС ввели еще 20 европейских стран. Волна введения нового косвенного налога быстро прокатилась по Европе, и в начале 1992 года достигла стран уже распавшегося тогда Советского союза (России и Украины).  Сегодня 137 стран Мира имеют в своей налоговой системе НДС. Налог, спрятанный в цене товаров, имеет разные  вариации  в названии, но, по сути, означает одно и то же.

Способность НДС увеличивать доходы бюджета нейтральным и прозрачным способом побудила все страны ОЭСР (за исключением США) установить у себя этот налог на потребление с широкой налоговой базой. Нейтральность НДС по отношению к международной торговле помогла ему стать более предпочтительным вариантом, чем таможенные пошлины в контексте либерализации торговли.

НДС – это косвенный налог, который собирают на разных стадиях производственно-распределительной цепи. Если налог правильно введен и спроектирован, то им облагается стоимость, добавленная на всех стадиях.

В рамках данной курсовой работы мы будем придерживаться следующего варианта определения понятия налог на добавленную стоимость – имеющий широкую налоговую базу налог, взимаемый с добавленной стоимости реализуемой продукции и охватывающий все стадии производственно-распределительной цепи; с регулярным вычетом  налога, уплаченного за приобретенные товары и услуги, из налога, включаемого в добавленную стоимость реализуемой продукции.

Мировая торговля услугами развивается более быстрыми темпами, чем торговля товарами. Объем оборота торговли услугами между странами имеет долгосрочную повышательную тенденцию и увеличился с 32 до 119,5 млрд. руб. за период с 2001 по 2010 годы. НДС выступает в роли одного из основных источников государственных доходов более чем в 130 странах мира, включая государства ЕС, аккумулируя в среднем около 25% поступлений в бюджет страны. В связи с этим огромное значение для обеспечения стабильных поступлений НДС в бюджет приобретают механизмы налогообложения. Несоответствие отдельных элементов систем НДС в разных странах оказывает негативное влияние на торговые и экономические отношения между ними. Особенно важной проблемой в последнее время в связи с развитием международной торговли услугами и нематериальными активами является несоответствие правил их налогообложения НДС принципу нейтральности этого налога по отношению к международной торговле. Также в странах ЕС растут объемы «карусельного мошенничества» по НДС, которое переместилось из сектора товаров в сектор услуг.

В результате происходит двойное налогообложение и искажение налоговой базы по НДС при обложении данным налогом операций по международной торговле услугами по причине несогласованности правил определения места реализации услуг для целей НДС в разных странах. ОЭСР предпринимает попытки по решению данной проблемы, в частности, она разрабатывает новое Международное Руководство по НДС/НТУ, первый вариант которого был выпущен в 2006 году. Методологические принципы функционирования систем НДС, отраженные в этом документе, должны лечь в основу реформ систем НДС в разных странах с целью достижения задачи реализации принципа нейтральности НДС по отношению к международной торговле услугами и гармонизации законодательств в странах с НДС. Европейский Союз, являющийся крупнейшим торговым партнером многих стран, в частности РФ, уже внес изменения в свое законодательство по НДС в отношении места реализации услуг.

В связи с описанными выше изменениями в мировых теоретических концепциях определения места реализации услуг для целей НДС, разработанных ОЭСР, и вступлением в силу нового законодательства ЕС, разработанного на основе этих концепций, актуальной задачей становится изучение этих концепций и законодательства ЕС и разработка практических рекомендаций по совершенствованию налогового законодательства стран Евросоюза.

С теоретической точки зрения налог на добавленную стоимость является сложной экономической категорией, состоящей из ряда фундаментальных элементов, каждый из которых является методологически более мелкой экономической категорией. От выбора этих элементов зависит итоговая форма НДС.

С точки зрения практики налог на добавленную стоимость является сложным финансовым механизмом, состоящим из различных элементов, таких, как налоговая база, налоговая ставка, порядок исчисления и уплаты налога, налогоплательщики, порядок налогообложения при международной торговле, список освобожденных от налогообложения операций. Эти элементы закреплены в законодательстве каждой отдельной налоговой юрисдикции. От совокупности этих элементов зависит форма и механизм функционирования конкретного налога на добавленную стоимость, действующего в отдельном суверенном государстве.

При изучении практики функционирования налога на добавленную стоимость необходимо изучать эти элементы именно в таком виде, в каком они представлены в законодательстве той или иной изучаемой страны или блока стран.

Выбор конкретной формы НДС – это сложная экономическая и финансовая задача, решение которой можно разбить на два основных этапа: на первом этапе необходимо изучить теоретические экономические свойства НДС и совершить 13выбор фундаментальных элементов НДС, на втором этапе необходимо выявить возможность введения выбранных элементов на практике, проанализировать существующие варианты конкретных форм элементов НДС, последствия их введения, определить итоговую форму этих элементов. То есть на первом этапе необходимо проанализировать НДС, как экономическую категорию, а на втором этапе провести анализ практики функционирования этого налога. Одной из заявленных во введении целей настоящей работы является разработка рекомендаций по совершенствованию существующего законодательства Российской Федерации по НДС, таким образом, данная работа представляет собой решение задачи выбора такого элемента, как правил определения места реализации услуг для целей НДС. В работе представлены оба этапа решения задачи выбора конкретной формы НДС.

В научной литературе выделяют следующие фундаментальные теоретически возможные элементы НДС, от выбора которых зависит его итоговая форма:

1) форма  НДС: НДС с ВВП, НДС с доходов или НДС с потребления;

2) вид  режима международной торговли: принцип страны происхождения (экспорт  облагается налогом, а импорт  освобождается от налога) и принцип  страны назначения (экспорт освобождается  от налога, а импорт облагается);

3) три  метода расчета суммы налога, подлежащего уплате, которые предприятие-налогоплательщик  может использовать: вычитание, налоговый  кредит или метод на основе  счетов фактур, суммирование;

4) товары, предприятия и сектора, которые  должны быть освобождены от  НДС;

5) методы  освобождения от НДС: прямое освобождение (предприятие не обязано заполнять  декларацию по НДС) и «нулевая  ставка налога» (предприятие обязано  заполнить декларацию, но валовая  сумма подлежащего уплате налога  равна нулю и предприятию возвращается  сумма НДС, уплаченного на предыдущей  стадии);

6) сектора  и предприятия, которые хотя и  облагаются налогом, но в отношении которых должны действовать особые правила и режим;

7) сектора  и предприятия, которые хотя и  облагаются налогом, но в отношении которых должны действовать особые правила и режим;

8) единая  ставка НДС по сравнению с  двумя или более ставками (в  дополнение к нулевой ставке, если таковая имеется);

9) ставка  НДС с базы, включающей налог, в сравнении со ставкой НДС  с базы, налог не включающей: в  первом случае налог взимается  с общей суммы перечисляемых  средств, включая сумму самого  налога, во втором случае налогом  облагается цена до уплаты  налога.

Также существует множество методологически более мелких, но от этого не менее практически значимых вопросов внутри каждой из представленных выше категорий. Рассмотрим более внимательно каждую из этих категорий. НДС с ВВП распространяется на все конечные товары и услуги, кроме промежуточных товаров. Расходы на капитальные товары также облагаются налогом. Преимуществом данного вида НДС является относительно широкая база. Огромным недостатком при этом является то, что налоговое бремя распространяется и на инвестиционные товары. Поскольку НДС на валовой продукт не допускает вычитания как закупок инвестиционных товаров, так и амортизационных отчислений, он служит серьезным антистимулом для использования инвестиционных товаров. Уже одно это объясняет его ограниченное применение.

При НДС с доходов объект налогообложения меньше суммы валовой добавленной стоимости на величину потребленного основного капитала или амортизированных инвестиционных товаров, то есть таким объектом является чистая добавленная стоимость. Таким образом, доходная форма НДС предусматривает налогообложение чистых, а не валовых инвестиций.

Информация о работе Проблема обеспечения экономической безопасности в России