Экономическая безопасность в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 01:20, реферат

Краткое описание

Цель исследования: выявление средств преодоления внутренних и внешних угроз экономической безопасности российского государства.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Дать определение понятию: «экономическая безопасность государства»;
Перечислить основные факторы определяющие уровень экономической безопасности России;
Определить средства обеспечения экономической безопасности России.

Оглавление

Введение
Глава 1. Общие положения об экономической безопасности России
1.1 Понятие экономической безопасности государства
1.2 Основные факторы определяющие уровень экономической безопасности России
Глава 2. Национальная экономической безопасность России
2.2 Пути обеспечения экономической безопасности России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Илья.doc

— 85.00 Кб (Скачать)
 
 
 

РЕФЕРАТ

Тема:

«Экономическая  безопасность России» 
 
 

г. Москва 2011 г.

 

 

Содержание

Введение

Глава 1. Общие положения об экономической  безопасности России

1.1 Понятие  экономической безопасности государства

1.2 Основные  факторы определяющие уровень экономической безопасности России

Глава 2. Национальная экономической безопасность России

2.2 Пути  обеспечения экономической безопасности  России

Заключение

Список  литературы

 

 

       Введение

      В условиях мирового финансового кризиса  проблема экономической безопасности России встает особенно остро. В сложившейся ситуации преимущество получили те страны, которые заблаговременно подготовились к негативным последствиям кризисного падения производства и спроса на продаваемую продукцию. К числу таких стран, например, можно отнести Китай, который благодаря продуманной экономической политике смог сохранить высокие темпы роста своей экономики даже в период кризиса. В России, к сожалению, экономика оказалась слабо подготовленной к негативным изменениям финансово-экономических условий, поэтому в настоящее время в России продолжается спад производства в большинстве секторов экономики. Все это указывает на необходимость принятия срочных мер направленных на ликвидацию основных угроз экономической безопасности российского государства.

      Правительством  России проблема экономической безопасности долгое время игнорировалась. У нас  были попытки создания федеральных  органов по мониторингу и изучению этих проблем (Комитет по защите экономических  интересов России при Президенте, Рабочая группа по экономической безопасности при Правительстве РФ), но они не имели успеха. Но сейчас, хоть и с опозданием, но идет формирование концепции экономической безопасности, которая должна будет обеспечить стратегическую защиту России от негативных изменений финансовой и социально-экономической конъюнктуры.

      Объект  исследования: совокупность факторов влияющих на экономическую безопасность России.

      Цель  исследования: выявление средств  преодоления внутренних и внешних  угроз экономической безопасности российского государства.

      Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

  1. Дать определение понятию: «экономическая безопасность государства»;
  2. Перечислить основные факторы определяющие уровень экономической безопасности России;
  3. Определить средства обеспечения экономической безопасности России.

 

          Глава 1. Общие положения об  экономической безопасности России

      1.1 Понятие экономической безопасности  государства

      Экономическая безопасность России является наиболее важной составляющей структур национальной безопасности страны, поскольку все остальные виды безопасности не могут существовать без достаточного экономического обеспечения.

      Экономическая безопасность - это состояние экономики, в котором экономические интересы личности, общества, государства, региона или предприятия надежно защищены от внутренних и внешних угроз; она является основой устойчивости и страны, и индивида, и предприятия. Кроме того, экономическая безопасность должна также обладать способностью предотвращать угрозы, противодействовать им и сводить начнет их негативное воздействие.

      Среди исследователей существуют различные  взгляды на понятие «экономическая безопасность». Например, по мнению В. Тамбовцева, «...под экономической  безопасностью той или иной системы  нужно понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы» (6, с. 23).

      Другой  ученый - В.А. Савин считает, что «экономическая безопасность представляет систему  защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности» (5, с. 15).

      Итак, в общем смысле слова, под экономической безопасностью следует понимать важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства.

      Подлинная экономическая безопасность государства (в нашем случае России) может  быть достигнута только тогда, когда  степень зависимости страны от доминирующей экономики (или доминирующей в экономическом, военном или политическом отношении  группы стран), а также степень обострения внутриполитической, социально-экономической и экологической ситуаций не превышают предела, грозящего утратой национального суверенитета, существенным ослаблением экономической мощи, значительным снижением уровня и качества жизни нации либо срывом достижения глобальных стратегических целей страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2 Основные факторы определяющие  уровень экономической безопасности  России

      Для того чтобы понять и оценить текущую  безопасность российского государства, необходимо знать факторы, которые определяют уровень экономической безопасности России. К числу таких факторов большинство исследователей относят:

  1. Геополитическое и экономико-географическое положение России и связанное с этим размещение производительных сил на территории страны, доступ к отечественным и зарубежным ресурсам;
  2. Экономическая и военно-политическая мощь России и ее конкурентные позиции в мировой экономической системе по стратегически важным видам экономической деятельности;
  3. Ориентация институциональной системы страны на поддержание отраслей национальной экономики, от которых зависит уровень экономической безопасности;
  4. Приоритеты экономической политики России в отношении социально-экономической и экологической сферы, обеспечивающие достижение международных (европейских) стандартов качества жизни населения страны (включая уровень здоровья, образования, социальной инфраструктуры, культуры, искусства);
  5. Параметры отраслевой и региональной структур ВВП, учитывающие стратегическую значимость отраслей национальной экономики и регионов страны для обеспечения экономической безопасности;
  6. Условия, определяющие принципы функционирования национальной экономики в составе ВТО, и зависящие от этих условий структуры экспорта/импорта материальных благ первого и высшего порядков, а также нематериальных активов, отнесенных к категории стратегической значимости;
  7. Наличие резервов стратегически важных материальных благ первого и высшего порядков в объемах, достаточных для обеспечения экономической безопасности в условиях форс-мажорных обстоятельств. Подобные обстоятельства могут возникнуть в результате обострения межгосударственных отношений; возникновения военных конфликтов и террористических актов; дестабилизации внутриполитической ситуации, усиления социальной напряженности, резких изменений демографической ситуации; усиления дискриминационного влияния тех или иных доминирующих экономических группировок или политических союзов и обострения конкурентной борьбы как вне, так и внутри страны; истощения жизненно важных ресурсов; возникновения стихийных бедствий и экологических катастроф в стране и за рубежом и т.п.

      Вышеуказанные факторы, по существу, отражают спектр внешних и внутренних угроз экономической  безопасности России. Каждая из этих угроз  представляет собой определенную степень  опасности для страны, что в свою очередь. Предопределяет приоритеты противодействия этим угрозам.

 

          Глава 2. Национальная экономической  безопасность России 

          2.2 Пути обеспечения экономической  безопасности России

      В ходе реформ, каких-либо преобразований в обществе и экономике, в период экономического кризиса экономика особенно беззащитна перед угрозами экономической безопасности. Как показывает мировой опыт, в такие периоды повышается неустойчивость экономики, нарушается её нормальное функционирование. Такая проблема возникла, например, в США в период глубочайшего экономического кризиса 1929-1933 гг. Она характеризовалась падением производства, крахом многих финансовых учреждений, разорением людей. В 1933 г. Ф. Рузвельт, став президентом, объявил о начале «нового курса», основными направлениями которого были:

  • оказание поддержки финансово-банковским учреждениям, промышленным и торговым предприятиям на основе крупных займов и субсидий;
  • стимулирование частных инвестиций путем налоговых льгот;
  • стабилизация падающих цен путем девальвации доллара и усиления инфляционных тенденций;
  • государственное регулирование уровня промышленного производства;
  • принудительное картелирование (объединение) промышленных предприятий;
  • введение отраслевых «кодексов честной конкуренции», определявших единую политику цен, распределявших рынки сбыта, рекомендовавших уровень заработной платы.

      Для координации работы в этой области  решением президента Ф. Рузвельта 29 июня 1934 года был образован федеральный  Комитет по экономической безопасности (КЭБ). В состав Комитета входили также министры юстиции, финансов, торговли и глава федеральной службы по чрезвычайной помощи. КЭБ фактически возглавил всю работу по нормализации и стабилизации социальной обстановки в стране, по выработке законодательства о государственном пенсионном обеспечении и социальном страховании безработных.

      Вышеуказанные меры «нового курса» Рузвельта могли  бы быть применимы и в современной  России, с учетом ее социально-экономической  специфики.

      Россия  сейчас находится в очень сложных условиях: кроме глубочайшего экономического кризиса, у нас имеется сложная демографическая и национальная ситуация. Это, с одной стороны, последствия социализма, выработавшего у людей определенные стереотипы мышления и поведения, пережитки командно-административной системы хозяйствования и управления; а, с другой, многочисленные ошибки в проведении реформ конца 80-х - 90-х гг.

      С точки зрения экономической безопасности Россия далеко вышла за пределы безопасного  состояния. Как и во всех странах, проблемы экономической безопасности начали рассматриваться только тогда, когда экономика приблизилась, а потом и превысила пороговые значения показателей экономической безопасности. Сейчас экономическая политика не отличается ясностью. Во-первых, нет четкой продуманной политики, нет детально разработанных программ по обеспечению экономической безопасности страны. Отсутствует констатация угрозы утраты национального контроля над важнейшими секторами экономики России, нет анализа причин падения на треть эффективности производства и т.д. Для реального решения проблем, связанных с кризисным состоянием экономики, необходимо осознание их важности верхами власти - Президентом, Правительством, Государственной Думой, чтобы и сами проблемы и действия по их разрешению являлись основой государственной программы по выводу экономики из затянувшегося кризиса.

      Затрудненность  обеспечения роста экономики, на мой взгляд, обусловлена следующими основными причинами: 1) диспаритетом цен (завышением цен на сырьевые товары и энергоносители относительно цен на готовую продукцию), вследствие чего большая часть обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства убыточна или низкорентабельна 2) недоступность кредитных ресурсов для производителей из-за их крайней дороговизны; 3) инфляционным обесценением собственных средств предприятий и массовыми неплатежами; 4) падением эффективности производства вследствие резкого снижения загрузки производственных мощностей; 5) неэффективной налоговой системой, давящей на производственный сектор; 6) перенапряжением бюджетной системы государства, сопровождающимся резким ростом государственного долга и систематическим невыполнением правительственных бюджетных обязательств.

      В этих условиях основой государственной  стратегии экономической и в  целом национальной безопасности должна быть политика развития, которая бы учитывала стратегические приоритеты, национальные интересы. Если рыночные силы (так называемая «невидимая рука рынка») не могут сами по себе вывести страну из кризиса, то нужно, на базе глубокого анализа рыночной ситуации, заложить основы подъема производства. Ведь без культивирования промышленного и научно-технического подъема нельзя решить такие задачи экономической безопасности как подавление инфляции, снижение бюджетного дефицита, обеспечение приемлемого уровня занятости населения, повышение качества жизни и социальной защищенности населения. Поэтому главная цель экономической стратегии должна состоять в восстановлении экономического роста. Для реализации этой цели представляется необходимым восстановление платежеспособного спроса, ведь именно спрос побуждает производителя повышать качество своей продукции, расширять объемы производства, просто производить её, наконец! То есть стержнем макроэкономической политики должно стать создание благоприятных условий для производственной деятельности. А для этого необходимо провести целый «пакет» мероприятий.

Информация о работе Экономическая безопасность в России