Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 01:20, реферат
Цель исследования: выявление средств преодоления внутренних и внешних угроз экономической безопасности российского государства.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Дать определение понятию: «экономическая безопасность государства»;
Перечислить основные факторы определяющие уровень экономической безопасности России;
Определить средства обеспечения экономической безопасности России.
Введение
Глава 1. Общие положения об экономической безопасности России
1.1 Понятие экономической безопасности государства
1.2 Основные факторы определяющие уровень экономической безопасности России
Глава 2. Национальная экономической безопасность России
2.2 Пути обеспечения экономической безопасности России
Заключение
Список литературы
Нужно установить контроль за ценами в высокомонополизированных отраслях (в особенности, в естественных монополиях) для снижения издержек производства и достижения паритета цен. Завышение цены на электроэнергию, воду, ресурсы существенно снижают рентабельность производства, приводят к удорожанию продукции, что, в свою очередь, ведет к снижению спроса на неё.
Необходимо также провести глубокую налоговую реформу, которая, в частности, должна снизить нагрузку на производство. Во-первых, следует снизить уровень налоговых ставок на добавленную стоимость, прибыль и оплату труда, освободить от налогов ту часть прибыли, которая идет на развитие производства и освоение новой техники, на научные исследования и разработки, на пополнение оборотных средств предприятия. Это необходимо, в частности, для повышения спроса на научно-технические разработки и обновления производства. Во всех развитых странах, например, в Японии, технология выдвинулась на первый план, она является для государства основным объектом приложения усилий. Именно в развитии новейших технологий сочетаются интересы частного бизнеса и государства, что благоприятно сказывается на развитии экономики и состоянии экономической безопасности.
Во-вторых,
необходимо изменение таможенной политики:
ликвидировать все льготы и исключения
по уплате таможенных пошлин, налога на
добавленную стоимость и
У нас, в России, необходимо защитить прежде всего сельское хозяйство, легкую и пищевую промышленность, повысив пошлины на ввозимые из-за рубежа товары этих отраслей, за исключением тех, которые мы не производим (например, тропические фрукты). Кроме того, необходимо ввести систему стандартов и качественных характеристик на импортируемые товары, что, во-первых, послужит средством ограничения импорта, а, с другой, улучшит его качество.
В области финансовой сферы необходимо ограничить иностранные инвестиции в уязвимые для национальной безопасности отрасли и сферы деятельности (финансы, торговля, обрабатывающая промышленность, недропользование, телекоммуникации, электроэнергетика и т.д.).
Эти действия по нормализации макроэкономической ситуации и стимулированию инвестиционной активности в сложившихся условиях значительной недогрузки производственных мощностей и падения спросовых возможностей населения должны дополняться специальными мерами по стимулированию спроса, восстановлению сбережений граждан и оборотных средств предприятий. Во-первых, как и предлагает Правительство, осуществить программу восстановления сбербанковских личных сбережений, обесценившихся в результате инфляции. Во-вторых, широко использовать государственные закупки оборудования, требующего длительного производственного цикла, с последующей передачей в лизинг эксплуатирующим коммерческим организациям (самолеты, суда, сельхозтехника, оборудование для добывающей промышленности, вычислительные центры и т.п.). В-третьих, ввести процедуры индексации находящихся в обороте средств коммерческих организаций (включая амортизационные отчисления), активно внедрять вексельное обращение и другие платежные средства для уменьшения денежной массы. Применение различных форм взаимозачета обязательств для уменьшения взаимных неплатежей предприятий, а также задействовать нормы индексации бюджетных расходов, предусматривающих возникновение государственных обязательств перед предприятием и населением.
Поскольку в стране наблюдается неэффективное управление собственностью и плюс к этому неадекватная приватизация, то я считаю необходимым провести пересмотр актов приватизации с отменой проведенных противозаконно, а также актов явно вредных для экономики страны; и окончательно закрепить и защитить права собственности в отношении остальных предприятий. Возможные случаи деприватизации нужно ограничить исключительно сферами естественных монополий, оборонной промышленности, топливно-энергетического сектора, производства наркотических средств (все эти случаи должны четко обосновываться интересами подъема обрабатывающей промышленности, защиты потребительских прав, пополнения госбюджета). Необходимо установить контроль за оборотом земли через сеть земельных банков, задействовать жесткую (вплоть до уголовной) систему ответственности за неэффективное управление госимуществом, а также норму ответственности наемных управляющих перед акционерами, трудовым коллективом и государством.
Но подъем производства нельзя обеспечить без реализации ещё одного элемента - создание условий для конкуренции. Я думаю, в этой сфере необходимо существенно увеличить число малых и средних предприятий, число венчурных и опытных предприятий, а также сократить разрыв между рентабельностью (то есть, нормой прибыли) учреждений финансово-банковской системы, торговли и рентабельностью отраслей промышленности и сельского хозяйства. Необходимо создание надежной законодательной базы и надежных методов контроля за обоснованностью калькуляции затрат, формированием себестоимости и отпускных цен на продукцию. Необходима и гибкая антимонопольная политика, направленная на выявление увеличения прибыли за счет нарушения правил конкуренции.
Подъем производства, рост его объемов - вот та архимедова точка опоры, которая даст толчок к решению проблем экономической безопасности. Хотя, конечно, и политическую деятельность нужно подчинить национальным интересам и приоритетам, чтобы принятием политических решений не нанести вред экономике России. Это, например, следование политике западных финансовых учреждений МВФ и МБРР, принятие условий для вхождения в блоки с развитыми государствами, которые потребуют от России значительных средств. С другой стороны, политическая сфера может принести значительную пользу состоянию экономики. Важно упомянуть о необходимости создания единого рынка СНГ, усиления интеграции стран содружества и Восточной Европы, что позволит уже на новой основе восстановить экономико-хозяйственные связи, разорванные в результате распада системы социализма. Таким образом, политическая сфера - ещё один фактор обеспечения экономической безопасности страны.
Нужно
также создать специальные
В конце второй главы, еще раз повторим следующее:
1.
В целом внутренние угрозы
большинству экономистов
2.
Для преодоления существующих
угроз экономической безопасности
России необходимы следующие меры: 1) Использование
позитивного американского опыта в борьбе
с кризисом в период проведения «нового
курса» Ф. Рузвельтом; 2) Контроль за ценами
в высокомонополизированных отраслях
(в особенности, в естественных монополиях)
для снижения издержек производства и
достижения паритета цен; 3) Проведение
глубокой налоговой реформы, которая,
в частности, должна снизить нагрузку
на производство и усовершенствовать
таможенную политику; 4) Ограничить иностранные
инвестиции в уязвимые для национальной
безопасности отрасли и сферы деятельности;
5) Обеспечить стимулирование спроса, восстановление
сбережений граждан и оборотных средств
предприятий; 6) Провести пересмотр актов
приватизации с отменой проведенных противозаконно,
а также актов явно вредных для экономики
страны; и окончательно закрепить и защитить
права собственности в отношении остальных
предприятий; 7) установить контроль за
оборотом земли через сеть земельных банков,
задействовать жесткую (вплоть до уголовной)
систему ответственности за неэффективное
управление госимуществом, а также ввести
норму ответственности наемных управляющих
перед акционерами, трудовым коллективом
и государством; 8) существенно увеличить
число малых и средних предприятий, число
венчурных и опытных предприятий, а также
сократить разрыв между рентабельностью
учреждений финансово-банковской системы,
торговли и рентабельностью отраслей
промышленности и сельского хозяйства;
9) необходимо создать единый рынок СНГ,
усилить интеграцию стран содружества
и Восточной Европы; 10) нужно создать специальный
Совет Экономической Безопасности для
мониторинга экономической безопасности
России, изучения угроз безопасности и
разработки мер для поддержания и усиления
экономической безопасности.
Заключение
В конце проведенного исследования основ экономической безопасности России еще раз отметим следующие ключевые выводы и положения:
1.
Экономическая безопасность - это
состояние экономики, в
2.
К числу факторов, которые определяют
уровень экономической
3. Основой обеспечения экономической безопасности России является постоянная, целенаправленная деятельность государства по созданию необходимых условий: 1) для поддержания конкурентных преимуществ ведущих отраслей российской экономики на внешних и внутренних рынках; 2) для достижения европейского (международного) уровня и качества жизни населения страны, в том числе с учетом противодействия «экологической экспансии».
4.
Для преодоления существующих
угроз экономической