Проблема обеспечения экономической безопасности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить основные проблемы экономической безопасности РФ, проанализировать их сущность, а так же выделить возможные пути их решения.
Основные задачи курсовой работы:
- исследовать теоретические основы определения экономической безопасности;
- определить сущность и критерии экономической безопасности;
- выявить методы обеспечения экономической безопасности;
- изучить государственную стратегию экономической безопасности РФ;

Оглавление

Введение…………………………………………………………..………..3
Глава 1. Теоретические основы определения экономической безопасности…………………………………………………………..………….6
1.1 Сущность и критерии экономической безопасности….……………..6
1.2 Методы обеспечения экономической безопасности………..………11
Глава 2. Особенности обеспечения экономической безопасности России…………………………………………………………………………….16
2.1 Положение России в современной экономике………….…………16
2.2 Угрозы экономической безопасности РФ………………………….23
2.3 Внешние экономические угрозы…………………...………………29
Глава 3. Основные направления повышения экономической безопасности Российской Федерации………………….………………….33
3.1 Перспективы экономического развития и повышения уровня экономической безопасности России…………………………………………..33
3.2 Пути преодоления проблем экономической безопасности России……………………………………………………………………………39
Заключение……………………………………………………………….44
Библиографический список……………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.Проблемы экономической безопаснгости РФ (2).docx

— 1.32 Мб (Скачать)

3 апреля приостановили  консультации с Россией в области  противоракетной обороны, а также  приостановили сотрудничество в  космической сфере за исключением  проекта Международной космической  станции и по ряду проектов  в области мирного атома32.

 

Налог на добавленную стоимость как фискальный сбор зародился почти сто лет назад в 1919 году в Германии. Однако считается, что этот налог родом из Франции.  Во-первых, понятие «налог на добавленную стоимость» ввел в обиход французский экономист Морис Лоре в1954 году, а позднее в 1958 году этот налог стал обязательным в  налоговой системе Франции и ее колониях. Введение налога с одной стороны замедлило рост ВВП, с другой позволило наполнить казну.

Положительный опыт стали перенимать соседние государства. За 15 лет, начиная с 1967 г. НДС ввели еще 20 европейских стран. Волна введения нового косвенного налога быстро прокатилась по Европе, и в начале 1992 года достигла стран уже распавшегося тогда Советского союза (России и Украины).  Сегодня 137 стран Мира имеют в своей налоговой системе НДС. Налог, спрятанный в цене товаров, имеет разные  вариации  в названии, но, по сути, означает одно и то же.

Способность НДС увеличивать доходы бюджета нейтральным и прозрачным способом побудила все страны ОЭСР (за исключением США) установить у себя этот налог на потребление с широкой налоговой базой. Нейтральность НДС по отношению к международной торговле помогла ему стать более предпочтительным вариантом, чем таможенные пошлины в контексте либерализации торговли.

НДС – это косвенный налог, который собирают на разных стадиях производственно-распределительной цепи. Если налог правильно введен и спроектирован, то им облагается стоимость, добавленная на всех стадиях.

В рамках данной курсовой работы мы будем придерживаться следующего варианта определения понятия налог на добавленную стоимость – имеющий широкую налоговую базу налог, взимаемый с добавленной стоимости реализуемой продукции и охватывающий все стадии производственно-распределительной цепи; с регулярным вычетом  налога, уплаченного за приобретенные товары и услуги, из налога, включаемого в добавленную стоимость реализуемой продукции.

Мировая торговля услугами развивается более быстрыми темпами, чем торговля товарами. Объем оборота торговли услугами между странами имеет долгосрочную повышательную тенденцию и увеличился с 32 до 119,5 млрд. руб. за период с 2001 по 2010 годы. НДС выступает в роли одного из основных источников государственных доходов более чем в 130 странах мира, включая государства ЕС, аккумулируя в среднем около 25% поступлений в бюджет страны. В связи с этим огромное значение для обеспечения стабильных поступлений НДС в бюджет приобретают механизмы налогообложения. Несоответствие отдельных элементов систем НДС в разных странах оказывает негативное влияние на торговые и экономические отношения между ними. Особенно важной проблемой в последнее время в связи с развитием международной торговли услугами и нематериальными активами является несоответствие правил их налогообложения НДС принципу нейтральности этого налога по отношению к международной торговле. Также в странах ЕС растут объемы «карусельного мошенничества» по НДС, которое переместилось из сектора товаров в сектор услуг.

В результате происходит двойное налогообложение и искажение налоговой базы по НДС при обложении данным налогом операций по международной торговле услугами по причине несогласованности правил определения места реализации услуг для целей НДС в разных странах. ОЭСР предпринимает попытки по решению данной проблемы, в частности, она разрабатывает новое Международное Руководство по НДС/НТУ, первый вариант которого был выпущен в 2006 году. Методологические принципы функционирования систем НДС, отраженные в этом документе, должны лечь в основу реформ систем НДС в разных странах с целью достижения задачи реализации принципа нейтральности НДС по отношению к международной торговле услугами и гармонизации законодательств в странах с НДС. Европейский Союз, являющийся крупнейшим торговым партнером многих стран, в частности РФ, уже внес изменения в свое законодательство по НДС в отношении места реализации услуг.

В связи с описанными выше изменениями в мировых теоретических концепциях определения места реализации услуг для целей НДС, разработанных ОЭСР, и вступлением в силу нового законодательства ЕС, разработанного на основе этих концепций, актуальной задачей становится изучение этих концепций и законодательства ЕС и разработка практических рекомендаций по совершенствованию налогового законодательства стран Евросоюза.

С теоретической точки зрения налог на добавленную стоимость является сложной экономической категорией, состоящей из ряда фундаментальных элементов, каждый из которых является методологически более мелкой экономической категорией. От выбора этих элементов зависит итоговая форма НДС.

С точки зрения практики налог на добавленную стоимость является сложным финансовым механизмом, состоящим из различных элементов, таких, как налоговая база, налоговая ставка, порядок исчисления и уплаты налога, налогоплательщики, порядок налогообложения при международной торговле, список освобожденных от налогообложения операций. Эти элементы закреплены в законодательстве каждой отдельной налоговой юрисдикции. От совокупности этих элементов зависит форма и механизм функционирования конкретного налога на добавленную стоимость, действующего в отдельном суверенном государстве.

При изучении практики функционирования налога на добавленную стоимость необходимо изучать эти элементы именно в таком виде, в каком они представлены в законодательстве той или иной изучаемой страны или блока стран.

Выбор конкретной формы НДС – это сложная экономическая и финансовая задача, решение которой можно разбить на два основных этапа: на первом этапе необходимо изучить теоретические экономические свойства НДС и совершить 13выбор фундаментальных элементов НДС, на втором этапе необходимо выявить возможность введения выбранных элементов на практике, проанализировать существующие варианты конкретных форм элементов НДС, последствия их введения, определить итоговую форму этих элементов. То есть на первом этапе необходимо проанализировать НДС, как экономическую категорию, а на втором этапе провести анализ практики функционирования этого налога. Одной из заявленных во введении целей настоящей работы является разработка рекомендаций по совершенствованию существующего законодательства Российской Федерации по НДС, таким образом, данная работа представляет собой решение задачи выбора такого элемента, как правил определения места реализации услуг для целей НДС. В работе представлены оба этапа решения задачи выбора конкретной формы НДС.

В научной литературе выделяют следующие фундаментальные теоретически возможные элементы НДС, от выбора которых зависит его итоговая форма:

1) форма  НДС: НДС с ВВП, НДС с доходов или НДС с потребления;

2) вид  режима международной торговли: принцип страны происхождения (экспорт  облагается налогом, а импорт  освобождается от налога) и принцип  страны назначения (экспорт освобождается  от налога, а импорт облагается);

3) три  метода расчета суммы налога, подлежащего уплате, которые предприятие-налогоплательщик  может использовать: вычитание, налоговый  кредит или метод на основе  счетов фактур, суммирование;

4) товары, предприятия и сектора, которые  должны быть освобождены от  НДС;

5) методы  освобождения от НДС: прямое освобождение (предприятие не обязано заполнять  декларацию по НДС) и «нулевая  ставка налога» (предприятие обязано  заполнить декларацию, но валовая  сумма подлежащего уплате налога  равна нулю и предприятию возвращается  сумма НДС, уплаченного на предыдущей  стадии);

6) сектора  и предприятия, которые хотя и  облагаются налогом, но в отношении которых должны действовать особые правила и режим;

7) сектора  и предприятия, которые хотя и  облагаются налогом, но в отношении которых должны действовать особые правила и режим;

8) единая  ставка НДС по сравнению с  двумя или более ставками (в  дополнение к нулевой ставке, если таковая имеется);

9) ставка  НДС с базы, включающей налог, в сравнении со ставкой НДС  с базы, налог не включающей: в  первом случае налог взимается  с общей суммы перечисляемых  средств, включая сумму самого  налога, во втором случае налогом  облагается цена до уплаты  налога.

Также существует множество методологически более мелких, но от этого не менее практически значимых вопросов внутри каждой из представленных выше категорий. Рассмотрим более внимательно каждую из этих категорий. НДС с ВВП распространяется на все конечные товары и услуги, кроме промежуточных товаров. Расходы на капитальные товары также облагаются налогом. Преимуществом данного вида НДС является относительно широкая база. Огромным недостатком при этом является то, что налоговое бремя распространяется и на инвестиционные товары. Поскольку НДС на валовой продукт не допускает вычитания как закупок инвестиционных товаров, так и амортизационных отчислений, он служит серьезным антистимулом для использования инвестиционных товаров. Уже одно это объясняет его ограниченное применение.

При НДС с доходов объект налогообложения меньше суммы валовой добавленной стоимости на величину потребленного основного капитала или амортизированных инвестиционных товаров, то есть таким объектом является чистая добавленная стоимость. Таким образом, доходная форма НДС предусматривает налогообложение чистых, а не валовых инвестиций.

При НДС с потребления налогооблагаемая база не включает в себя стоимость как промежуточных товаров, так и инвестиционных товаров. База, таким образом, почти такая же, как и при розничном налоге с продаж.

В большинстве стран действует НДС с потребления, но существует множество способов предоставления вычета при покупке инвестиционных товаров. Лишь в редких странах разрешен моментальный и полный вычет налога, уплаченного при покупке инвестиционных товаров. Обычно размер вычета не может превышать размер исходящего налога и допускается перенести оставшуюся часть вычета на последующие налоговые периоды.

Некоторые страны выборочно предоставляют незамедлительное освобождение от НДС при покупке инвестиционных товаров, как часть программы предоставления фискальных стимулов приоритетным отраслям.НДС с ВВП и с доходов приводят к каскадному эффекту, потому что они в большей или в меньшей степени облагают налогом инвестиционные товары. Таким образом, они не нейтральны по отношению к производству. При НДС с доходов разрешается частичное и отложенное предоставление вычетов по покупке капитальных товаров. Капитальные товары, таким образом, несут на себя частичное налоговое бремя с точки зрения их приведенной стоимости. Налоговая база при НДС с ВВП или с доходов относительно шире, чем при НДС с потребления, но, тем не менее, эти два вида НДС почти не применяют на практике – Гана и Бразилия являются исключениями (в Китае НДС с ВВП действует на уровне провинций). НДС по определению является налогом на стоимость, добавляемую на каждой стадии производственно-распределительной цепи. Добавленная стоимость может быть определена двумя способами. Во-первых, добавленная стоимость равна сумме расходов на оплату труда и доходов собственников факторов производства, включая землю и капитал. Во-вторых, добавленная стоимость измеряется просто как разница между стоимостью выпуска и суммой затрат. Два метода определения добавленной стоимости привели к возникновению трех различных способов расчета суммы НДС, которые описаны ниже.

Сумма налога равна налоговой ставке, умноженной на добавленную стоимость, определяемую как сумма зарплат и прибылей. Если t1 и t2 это ставки по зарплатам и прибылям соответственно, то сумма налога будет равна сумме (t1*зарплаты) и (t2*прибыли). Метод суммирования очень сложно внедрить на практике по политическим причинам, так как налогоплательщики будут рассматривать НДС как дополнительный слой налогового бремени поверх налогов на прибыль предприятий и налогов на личные доходы граждан. НДС, теоретически может быть использован для того, чтобы заменить оба налога: как налог на прибыль, так и налог на личные доходы граждан.

Налоговая обязанность на любой стадии равняется налоговой ставке, умноженной на добавленную стоимость, исчисленную как разница между стоимостью выпуска и издержек.

Это наиболее частый способ подсчета НДС. В рамках метода, основанного на счетах-фактурах, фирма на любой из стадий производственно-распределительной цепи выставляет своим покупателям счет с НДС, перечисляет сумму налога в бюджет, а затем требует возмещения налога, уплаченного ею при покупке. Допустим t1 и t2 это налоговые ставки по продажам и по покупкам, тогда сумма налога равна разнице между (t1-продажи) и (t2-покупки).

Метод расчета НДС, основанный на счетах-фактурах, имеет достоинства по сравнению как с методом сложения, так и с методом вычитания. Метод сложения основан на точной информации о зарплатах и прибылях, которую трудно получить в развивающихся странах, и поэтому приводит к возникновению тех же проблем, с которыми сталкиваются налоговые органы при администрировании налогов на доходы индивидуумов и прибыль компаний. Метод вычитания требует точной оценки налоговой базы, он хорошо подходит для НДС с одной ставкой, но приведет к серьезным сложностям в случае его использования при исчислении НДС с несколькими ставками. Для иллюстрации этого рассуждения рассмотрим 17простой пример: предположим, что фирма приобретает один вид товаров(l), который облагается по ставке ti и совершает продажу двух видов товаров, облагаемых по ставкам t1 и t2, соответственно. Для того, чтобы правильно предоставить возмещение налога по покупкам фирмы, налоговые органы должны знать в какой пропорции разделить приобретенные товары (I) на два вида проданных33. Неупорядоченная информация и сложность мониторинга приводят к тому, что метод вычитания очень сложно внедрить на практике. В рамках метода, основанного на счетах-фактурах, входящий и исходящий НДС рассчитывается отдельно, и возмещение предоставляется на основании счета-фактуры по приобретенным товарам. Поскольку налогоплательщику не требуется рассчитывать налоговую базу напрямую, такой метод лучше, чем метод вычитания подходит для расчета налога в случае действия нескольких налоговых ставок. При использовании метода, основанного на счетах-фактурах также возникает проблема разделения выручки на облагаемую и не облагаемую налогом, например, когда фирма производит как облагаемую, так и не облагаемую налогом продукцию. Кроме того, при применении метода счетов-фактур фирмам необходимо сохранять счета-фактуры, что способствует более эффективной системе учета. Само-принуждение к уплате налога, желаемая черта НДС, относится прежде всего к методу его расчета, основанного на счетах-фактурах.

Налогоплательщик может потребовать возмещение входящего налога, только в случае если к заявлению прилагается счет-фактура, оплаченная при покупке – такой механизм создает сильные стимулы для фирм хранить счета-фактуры по своим сделкам, а налоговые органы могут использовать эти счета-фактуры при проведении контрольных проверок. На практике, налог не является полностью самопринуждающим, так как существуют такие проблемы как фальшивые счета-фактуры и основанные на них ложные требования возмещения налога. Несмотря на некоторые сложности в администрировании, эмпирически доказано, что НДС является эффективным налогом. Преимущество НДС состоит в том, что он обеспечивает значительные поступления доходов в бюджет и при его введении возможно некоторое снижение налогового бремени, порождаемого налогами на прибыль и на доходы физических лиц. Если таковое решение принимается властями, то вся налоговая система становится в большей степени политически устойчивой. Некоторые товары и услуги часто освобождаются от налога на добавленную стоимость, поскольку они экспортируются (принцип назначения), поскольку они являются важными статьями бюджетов семей с низким уровнем доходов (продовольствие) или поскольку они создают блага для общества в целом (образование).

Информация о работе Проблема обеспечения экономической безопасности в России