Проблема обеспечения экономической безопасности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить основные проблемы экономической безопасности РФ, проанализировать их сущность, а так же выделить возможные пути их решения.
Основные задачи курсовой работы:
- исследовать теоретические основы определения экономической безопасности;
- определить сущность и критерии экономической безопасности;
- выявить методы обеспечения экономической безопасности;
- изучить государственную стратегию экономической безопасности РФ;

Оглавление

Введение…………………………………………………………..………..3
Глава 1. Теоретические основы определения экономической безопасности…………………………………………………………..………….6
1.1 Сущность и критерии экономической безопасности….……………..6
1.2 Методы обеспечения экономической безопасности………..………11
Глава 2. Особенности обеспечения экономической безопасности России…………………………………………………………………………….16
2.1 Положение России в современной экономике………….…………16
2.2 Угрозы экономической безопасности РФ………………………….23
2.3 Внешние экономические угрозы…………………...………………29
Глава 3. Основные направления повышения экономической безопасности Российской Федерации………………….………………….33
3.1 Перспективы экономического развития и повышения уровня экономической безопасности России…………………………………………..33
3.2 Пути преодоления проблем экономической безопасности России……………………………………………………………………………39
Заключение……………………………………………………………….44
Библиографический список……………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.Проблемы экономической безопаснгости РФ (2).docx

— 1.32 Мб (Скачать)

Налоговая обязанность на любой стадии равняется налоговой ставке, умноженной на добавленную стоимость, исчисленную как разница между стоимостью выпуска и издержек.

Это наиболее частый способ подсчета НДС. В рамках метода, основанного на счетах-фактурах, фирма на любой из стадий производственно-распределительной цепи выставляет своим покупателям счет с НДС, перечисляет сумму налога в бюджет, а затем требует возмещения налога, уплаченного ею при покупке. Допустим t1 и t2 это налоговые ставки по продажам и по покупкам, тогда сумма налога равна разнице между (t1-продажи) и (t2-покупки).

Метод расчета НДС, основанный на счетах-фактурах, имеет достоинства по сравнению как с методом сложения, так и с методом вычитания. Метод сложения основан на точной информации о зарплатах и прибылях, которую трудно получить в развивающихся странах, и поэтому приводит к возникновению тех же проблем, с которыми сталкиваются налоговые органы при администрировании налогов на доходы индивидуумов и прибыль компаний. Метод вычитания требует точной оценки налоговой базы, он хорошо подходит для НДС с одной ставкой, но приведет к серьезным сложностям в случае его использования при исчислении НДС с несколькими ставками. Для иллюстрации этого рассуждения рассмотрим 17простой пример: предположим, что фирма приобретает один вид товаров(l), который облагается по ставке ti и совершает продажу двух видов товаров, облагаемых по ставкам t1 и t2, соответственно. Для того, чтобы правильно предоставить возмещение налога по покупкам фирмы, налоговые органы должны знать в какой пропорции разделить приобретенные товары (I) на два вида проданных8. Неупорядоченная информация и сложность мониторинга приводят к тому, что метод вычитания очень сложно внедрить на практике. В рамках метода, основанного на счетах-фактурах, входящий и исходящий НДС рассчитывается отдельно, и возмещение предоставляется на основании счета-фактуры по приобретенным товарам. Поскольку налогоплательщику не требуется рассчитывать налоговую базу напрямую, такой метод лучше, чем метод вычитания подходит для расчета налога в случае действия нескольких налоговых ставок. При использовании метода, основанного на счетах-фактурах также возникает проблема разделения выручки на облагаемую и не облагаемую налогом, например, когда фирма производит как облагаемую, так и не облагаемую налогом продукцию. Кроме того, при применении метода счетов-фактур фирмам необходимо сохранять счета-фактуры, что способствует более эффективной системе учета. Само-принуждение к уплате налога, желаемая черта НДС, относится прежде всего к методу его расчета, основанного на счетах-фактурах.

Налогоплательщик может потребовать возмещение входящего налога, только в случае если к заявлению прилагается счет-фактура, оплаченная при покупке – такой механизм создает сильные стимулы для фирм хранить счета-фактуры по своим сделкам, а налоговые органы могут использовать эти счета-фактуры при проведении контрольных проверок. На практике, налог не является полностью самопринуждающим, так как существуют такие проблемы как фальшивые счета-фактуры и основанные на них ложные требования возмещения налога. Несмотря на некоторые сложности в администрировании, эмпирически доказано, что НДС является эффективным налогом. Преимущество НДС состоит в том, что он обеспечивает значительные поступления доходов в бюджет и при его введении возможно некоторое снижение налогового бремени, порождаемого налогами на прибыль и на доходы физических лиц. Если таковое решение принимается властями, то вся налоговая система становится в большей степени политически устойчивой. Некоторые товары и услуги часто освобождаются от налога на добавленную стоимость, поскольку они экспортируются (принцип назначения), поскольку они являются важными статьями бюджетов семей с низким уровнем доходов (продовольствие) или поскольку они создают блага для общества в целом (образование).

Некоторые компании принято освобождать от НДС в отношении всех их продаж, поскольку затраты на сбор налога и контроль за соблюдением норм законодательства являются высокими по сравнению с полученными поступлениями. Например, от налога могут быть освобождены все компании, объем продаж которых за год оказывается меньше определенной суммы. В некоторых странах по этой причине от НДС освобождаются все фермеры. Финансовые компании, в особенности банки и страховые компании, обычно освобождаются от НДС, поскольку добавленную ими стоимость трудно определить и рассчитать. По той же причине от налога могут освобождаться и некоторые другие отрасли сферы услуг. По административным соображениям за рамками НДС могут оказываться целые сектора экономики, например, розничная торговля.

В большинстве стран незначительная доля налогоплательщиков НДС уплачивают 80-90% от налоговых поступлений по этому налогу, естественно, что налоговым органам необходимо контролировать таких крупнейших налогоплательщиков. Однако на практике гораздо более сложной задачей для налоговых органов является работа с более мелкими организациями, которые и составляют большинство плательщиков НДС.

Когда НДС начинал распространяться по всему миру, эксперты советовали устанавливать порог налогообложения НДС, который обычно устанавливается как освобождение всех компаний с оборотом ниже определенной суммы, и как можно ниже. Идея состояла в том, чтобы все потенциальные налогоплательщики уплачивали НДС, и база этого налога была наиболее широкой. По прошествии времени и приобретении ведущими экспертами определенного опыта по введению НДС в развивающихся странах со значительной долей теневой экономики, эта точка зрения изменилась. На сегодняшний день считается, что порог налогообложения должен быть установлен значительно выше, особенно в развивающихся странах.

В развитых странах с хорошими системами администрирования НДС величина порога налогообложения колеблется от 0 (все платят НДС), как в Швеции, до 600000 долл. США. Здесь и далее дана округленная цифра, полученная в результате пересчета с национальной валюты по среднему курсу за 2006 г. в указанную валюту (долл. США или Евро). Схожее разнообразие мы можем увидеть и в развивающихся странах. Например, порог налогообложения установлен в размере 18000 Евро в Марокко и Пакистане и при этом в размере 100000 Евро в Ливан9е. Аргументы в пользу установления более высокого порога налогообложения изложены в работе Кина и Минтца. Кин и Минтц в своей работе показали, что «оптимальный» порог должен определяться путем сопоставления издержек на сбор НДС и величины предельных налоговых доходов (эта величина зависит от установленной налоговой базы и налоговой ставки). Даже если часть налоговых доходов теряется, из-за освобождения от обязанности уплаты НДС огромного количества мелких налогоплательщиков, в большинстве стран эти потери доходов могут вскоре быть компенсированы, если налоговые органы, освобожденные от работы с мелкими налогоплательщиками перебросить на работу со средними и крупными налогоплательщиками, которые и перечисляют в бюджет большинство налоговых поступлений от НДС. Как отмечалось на международной конференции по проблемам НДС, тот факт, что большинство развивающихся стран устанавливает и поддерживает низкий порог налогообложения НДС, перегружая свои и так обремененные налоговые органы огромным количеством практически бесполезной работы, приводит в замешательство. Иногда к такому результату приводит инфляция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности обеспечения экономической безопасности России

2.1 Положение России в современной экономике

Обратимся к итогам Всемирного Экономического Форума 2013-2014. Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2013–2014 возглавила Швейцария, которая занимает первое место уже пятый год подряд. Второе и третье места, как и в прошлом году, занимают Сингапур и Финляндия, соответственно. Германия продвинулась на две позиции вверх и сейчас занимает 4 место10.

Соединенные Штаты улучшили свой рейтинг с 7 до 5 места и по-прежнему остаются мировым лидером в обеспечении инновационных продуктов и услуг, несмотря на определенные проблемы в области макроэкономической стабильности. Улучшение позиций страны связано, прежде всего, с повышением эффективности финансового рынка, а также укреплением доверия общества к государственным институтам.

Далее в десятке лидеров рейтинга: Швеция (6 место), Гонконг (7), Нидерланды (8), Япония (9) и Великобритания (10).

Россия в этом году поднялась в рейтинге с 67 до 64 места. Соседями страны в списке на этот раз оказались Венгрия (63 место) и Шри-Ланка (65)11.

Ниже в таблице 1 представлен рейтинг глобальной конкурентоспособности на 2014-2015 гг.

Таблица 1.

Рейтинг глобальной конкурентоспособности, 2014-2015 гг12.

РЕЙТИНГ

ЭКОНОМИКА

ИНДЕКС

1

Швейцария

5.7

2

Сингапур

5.6

3

Соединенные Штаты Америки

5.5

4

Финляндия

5.5

5

Германия

5.5

6

Япония

5.5

7

Гонконг

5.5

8

Нидерланды

5.5

9

Великобритания

5.4

10

Швеция

5.4

52

Филиппины

4.4

53

Россия

4.4

54

Болгария

4.4


 

Рейтинг в текущем периоде возглавляет Швейцария, первая «десятка» не претерпела существенных изменений, а вот позиция России значительно улучшилась по сравнению с предыдущим периодом, т.к. рейтинг улучшился на 9 позиций и  определил 53 место.

Отмечается, что по сравнению с предыдущим годом положение России улучшилось во многом за счет макроэкономических факторов. Благодаря низкому уровню государственного долга и сохраняющемуся профициту бюджета страна за последний год поднялась в этом разделе рейтинга с 22 на 19 место. Несмотря на то, что российская экономика сейчас балансирует на грани рецессии, пока ее макроэкономические показатели выгодно отличаются от показателей ряда других стран. К сильным сторонам российской экономики также отнесли высокую распространенность высшего образования, состояние инфраструктуры и значительный объем внутреннего рынка13. 

По мнению ряда экспертов, Россия обладает тремя важными конкурентными преимуществами: богатыми природными ресурсами, внушительным внутренним рынком и высоким уровнем образования населения. Пожалуй, наиболее значимым преимуществом по сравнению с другими крупными странами является обладание огромными запасами природных ресурсов, особенно нефти, газа, угля, драгоценных металлов, а также запасами сельскохозяйственной земли, лесных и водных ресурсов (рис. 1–6)14. Россия контролирует почти 6% мировой нефти и 24% природного газа, что делает страну одним из крупнейших экспортеров минерального топлива, масел и дистиллятов. По данным компании British Petroleum, Россия в 2014 г. экспортировала таких продуктов на сумму 190 млрд долл. Но богатство страны не ограничивается лишь углеводородами. Она также контролирует более 8% мировых запасов воды и пахотной земли, 23% лесных угодий.

 

Рис. 1. Доля России в мировых доказанных запасах нефти на 2015 г.


Рис. 2. Доля России в мировых доказанных запасах газа на 2015 г., %

 

Рис. 3. Доля России в мировых доказанных запасах угля на 2015 г., % 

 

Рис. 4. Доля России в мировых запасах водных ресурсов на 2015 г., %

 

Рис. 5. Доля России в мировых запасах пахотной земли на 2015 г.,%

 

Рис. 6. Доля России в мировых запасах леса на 2015 г., %

С экономической точки зрения обладание природными ресурсами, как известно, является противоречивым благом. Растущий экспорт природных ресурсов, с одной стороны, стимулирует экономический рост и обеспечивает страну необходимыми доходами для инвестиций, а с другой стороны, часто выливается в так называемую голландскую болезнь, когда завышение обменных курсов вследствие растущего экспорта ресурсов ведет к потере конкурентоспособности обрабатывающей промышленности. В целом ряде стран обилие природных ресурсов не привело к высоким темпам экономического роста из-за отсутствия эффективной институциональной среды, необходимой для развития рыночной экономики.

Другим важным конкурентным преимуществом России является крупный размер внутреннего рынка. Он стимулирует рост производительности, поскольку позволяет бизнесу реализовывать эффект экономии от масштабов производства. Большой размер рынка также повышает привлекательность страны для прямых иностранных инвестиций и, следовательно, расширяет трансферт управленческих технологий и «ноу-хау». Россия обладает одним из крупнейших внутренних рынков мира, занимая по этому показателю 6-е место среди 180 стран по версии Всемирного банка (рис. 7)15. 

Рис. 7. Крупнейшие рынки мира в 2015 г. (показатель – ВВП по паритету покупательной способности)

*1 – США, 2 – Китай, 3 – Япония, 4 – Индия, 5 – Германия, 6 – Россия.

Географическое положение предоставляет России дополнительные преимущества для экспорта и импорта. Страна находится в непосредственной близости от крупнейших мировых рынков: Европейского союза на западе, Китая, Индии, Японии и США – на востоке и юге. Географически и территориально приближенные к России рынки составляют 36% мирового ВВП (рис. 8).

Рис. 8. Доля крупнейших рынков в мировом ВВП, %16 

*1 – НАФТА, 2 – Китай, 3 – ЕС, 4 – Прочие, 5 – SAARC, 6 – МЕРКОСУР, 7 – Япония

Говоря о конкурентных преимуществах России, необходимо отметить также один из самых высоких в мире показателей уровня образования населения. Наша страна занимает 25-е место среди 139 стран по уровню образования, далеко опережая Бразилию (51 место), Китай (96 место) и Индию (108 место). Это преимущество Россия унаследовала от Советского Союза, где обеспечивался доступ к образованию всех слоев населения, что сказалось на высоком уровне образования рабочей силы. По удельному весу занятых с высшим образованием страна уступает только США, опережая даже такие страны Европейского союза, как Франция, Германия, Польша и Чехия (рис. 9)17. 

Рис. 9. Доля рабочей силы с высшим образованием в некоторых странах мира, %

Однако воспользоваться своими конкурентными преимуществами России мешают низкая эффективность работы государственных институтов (118 место), недостаточный инновационный потенциал (78), неэффективная антимонопольная политика (116), неразвитость финансового рынка (121), низкий уровень конкуренции на рынках товаров и услуг (135) и дефицит доверия инвесторов к финансовой системе (132 место)18. Как и в прошлом году, ключевыми проблемами для экономического развития в России представители бизнеса называют коррупцию, неэффективность государственного аппарата, высокие налоговые ставки. Все эти факторы способствуют неэффективному распределению ресурсов страны и препятствуют росту конкурентоспособности.

Информация о работе Проблема обеспечения экономической безопасности в России