Проблема обеспечения экономической безопасности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить основные проблемы экономической безопасности РФ, проанализировать их сущность, а так же выделить возможные пути их решения.
Основные задачи курсовой работы:
- исследовать теоретические основы определения экономической безопасности;
- определить сущность и критерии экономической безопасности;
- выявить методы обеспечения экономической безопасности;
- изучить государственную стратегию экономической безопасности РФ;

Оглавление

Введение…………………………………………………………..………..3
Глава 1. Теоретические основы определения экономической безопасности…………………………………………………………..………….6
1.1 Сущность и критерии экономической безопасности….……………..6
1.2 Методы обеспечения экономической безопасности………..………11
Глава 2. Особенности обеспечения экономической безопасности России…………………………………………………………………………….16
2.1 Положение России в современной экономике………….…………16
2.2 Угрозы экономической безопасности РФ………………………….23
2.3 Внешние экономические угрозы…………………...………………29
Глава 3. Основные направления повышения экономической безопасности Российской Федерации………………….………………….33
3.1 Перспективы экономического развития и повышения уровня экономической безопасности России…………………………………………..33
3.2 Пути преодоления проблем экономической безопасности России……………………………………………………………………………39
Заключение……………………………………………………………….44
Библиографический список……………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.Проблемы экономической безопаснгости РФ (2).docx

— 1.32 Мб (Скачать)

Некоторые компании принято освобождать от НДС в отношении всех их продаж, поскольку затраты на сбор налога и контроль за соблюдением норм законодательства являются высокими по сравнению с полученными поступлениями. Например, от налога могут быть освобождены все компании, объем продаж которых за год оказывается меньше определенной суммы. В некоторых странах по этой причине от НДС освобождаются все фермеры. Финансовые компании, в особенности банки и страховые компании, обычно освобождаются от НДС, поскольку добавленную ими стоимость трудно определить и рассчитать. По той же причине от налога могут освобождаться и некоторые другие отрасли сферы услуг. По административным соображениям за рамками НДС могут оказываться целые сектора экономики, например, розничная торговля.

В большинстве стран незначительная доля налогоплательщиков НДС уплачивают 80-90% от налоговых поступлений по этому налогу, естественно, что налоговым органам необходимо контролировать таких крупнейших налогоплательщиков. Однако на практике гораздо более сложной задачей для налоговых органов является работа с более мелкими организациями, которые и составляют большинство плательщиков НДС.

Когда НДС начинал распространяться по всему миру, эксперты советовали устанавливать порог налогообложения НДС, который обычно устанавливается как освобождение всех компаний с оборотом ниже определенной суммы, и как можно ниже. Идея состояла в том, чтобы все потенциальные налогоплательщики уплачивали НДС, и база этого налога была наиболее широкой. По прошествии времени и приобретении ведущими экспертами определенного опыта по введению НДС в развивающихся странах со значительной долей теневой экономики, эта точка зрения изменилась. На сегодняшний день считается, что порог налогообложения должен быть установлен значительно выше, особенно в развивающихся странах.

В развитых странах с хорошими системами администрирования НДС величина порога налогообложения колеблется от 0 (все платят НДС), как в Швеции, до 600000 долл. США. Здесь и далее дана округленная цифра, полученная в результате пересчета с национальной валюты по среднему курсу за 2006 г. в указанную валюту (долл. США или Евро). Схожее разнообразие мы можем увидеть и в развивающихся странах. Например, порог налогообложения установлен в размере 18000 Евро в Марокко и Пакистане и при этом в размере 100000 Евро в Ливан34е. Аргументы в пользу установления более высокого порога налогообложения изложены в работе Кина и Минтца. Кин и Минтц в своей работе показали, что «оптимальный» порог должен определяться путем сопоставления издержек на сбор НДС и величины предельных налоговых доходов (эта величина зависит от установленной налоговой базы и налоговой ставки). Даже если часть налоговых доходов теряется, из-за освобождения от обязанности уплаты НДС огромного количества мелких налогоплательщиков, в большинстве стран эти потери доходов могут вскоре быть компенсированы, если налоговые органы, освобожденные от работы с мелкими налогоплательщиками перебросить на работу со средними и крупными налогоплательщиками, которые и перечисляют в бюджет большинство налоговых поступлений от НДС. Как отмечалось на международной конференции по проблемам НДС, тот факт, что большинство развивающихся стран устанавливает и поддерживает низкий порог налогообложения НДС, перегружая свои и так обремененные налоговые органы огромным количеством практически бесполезной работы, приводит в замешательство. Иногда к такому результату приводит инфляция.

Основным аргументом в пользу установления низкого порога налогообложения служит мнение, что налоговые органы должны перерабатывать максимальное количество информации обо всех организациях и таким образом они смогут обнаружить множество серых фирм среднего и крупного размера, скрывающихся от налогов.

Существует два разительно отличающихся друг от друга метода освобождения от НДС:

а) освобождение всех продаж определенного типа компаний, например, малых предприятий – метод освобождения;

б) освобождение всех продаж определенных товаров и услуг – метод нулевой ставки. Это – метод освобождения и метод нулевой ставки.

Освобождение целой компании от налога с ее продаж обычно разрешается потому, что данная компания меньше определенного размера, и с тем, чтобы упростить административную работу или соблюдение норм.

При освобождении конкретного товара или услуги, а не целой компании, возникают некоторые вопросы. Так, компания продает освобожденные товары наряду с некоторыми облагаемыми товарами (если бы она продавала только освобожденные товары, то она являлась бы освобожденной компанией, как указывалось выше). Обычно страны, использующие НДС, не разрешают компаниям получать кредит за налог, уплаченный при покупке облагаемых производственных ресурсов для освобождаемого товара. Это положение ограничивает действенность освобождения в данном случае и сводит его до стоимости, добавленной рассматриваемой компанией. Стоимость, добавленная на предыдущих стадиях, при производстве ресурсов, используемых для изготовления освобождаемого товара, остается облагаемой. Возникает вопрос: «А для чего вообще освобождать данный товар?».

Освобождение не требуется для упрощения административной работы или соблюдения норм, поскольку считается, что фирма в состоянии платить налоги с других продаж. Если освобождение от налога необходимо по социальным соображениям, то почему ограничивать его стадией, на которой или после которой освобожденный товар принимает свою окончательную форму? Более того, само ограничение может порождать административные трудности и способствовать нарушению налогового законодательства. Например, определенный производственный ресурс, например, вся сталь, закупаемая компанией, может использоваться для производства как облагаемых, так и необлагаемых изделий.

Последствия освобождения от НДС достаточно сложное явление.

Освобождения искажают основной принцип НДС, его нейтральность, будучи компромиссным решением между применением положительной ставки и нулевой ставки.

В данном определении хорошо и понятно отображается то, что НДС взимается на всех стадиях производственно-распределительной цепи. Это определение относится к НДС, взимаемому по методу с использованием счетов-фактур. Недостатком данного определения является то, что в нем указано, что в базу налогообложения НДС входит только реализация товаров, а также то, что вычет налога по капитальным товарам не предоставляется. В современных системах НДС широко распространенной практикой является включение в налогооблагаемую базу реализации услуг, а не только товаров, а также предоставление вычетов по НДС при закупке инвестиционных товаров.

 

 

 

 

Глава 3. Основные направления повышения экономической безопасности Российской Федерации

3.1 Перспективы экономического  развития и повышения уровня  экономической безопасности России

Эффективная система обеспечения экономической безопасности — вопрос «жизни» любого государства. Тем более это важно для сегодняшней России, стремящейся занять достойное место в мировом геополитическом и экономическом пространстве. Анализ тенденций развития мирохозяйственных связей, научно-технических преобразований в экономике, мировых интеграционных процессов и воздействия этих факторов на экономические основы национальной безопасности государств мирового сообщества позволяет наметить основные направления обеспечения экономической безопасности государства. При этом очевидно, что оценка эффективности обеспечения безопасности национального хозяйства страны немыслима без определения ретроспективных, текущих и предполагаемых уровней экономической безопасности государства.

По поручению президента Российской Федерации Министерство экономического развития и торговли разработало Концепцию долгосрочного социально-экономического развития нашего государства на период до 2020 года, целью которой явилось определение путей устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления экономической безопасности страны и развития экономики России. При этом главным стратегическим экономическим ориентиром было названо восстановление Россией статуса мировой экономической державы.

Стратегической целью было провозглашено превращение нашего государства в одного из глобальных лидеров мировой экономики, выход его на уровень социально-экономического развития высокоиндустриальных стран. К 2020 году, согласно этой Концепции, Россия должна: войти в первую шестерку ведущих стран мира по экономической мощи — производству валового внутреннего продукта; обеспечить уровень благосостояния населения до соответствующего развитым странам мира3; а также достичь научного, технологического и финансового лидерства, обеспечивающего специализацию страны в мировой экономике.

Системное решение этих задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу. Это позволит резко расширить ее конкурентный потенциал за счет наращивания сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста.

В условиях глобальной конкуренции предлагается обеспечить опережающее «прорывное» развитие в тех секторах российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировом хозяйстве. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость реализации сразу четырех стратегий экономического развития:

- во-первых, использование глобальных конкурентных преимуществ России в сферах энергетики, транспорта и аграрного сектора;

- во-вторых, формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего глобальную специализацию России на высокотехнологичных рынках;

- в-третьих, структурная диверсификация национального хозяйства,

- в-четвертых, развитие рыночных отношений, демократии и обеспечение защиты прав и свобод предпринимательства35.

Однако реализация этих стратегий будет происходить в условиях сохранения в долгосрочной перспективе высоких темпов роста мировой экономики, поступательного развития глобализации и усиления ее региональной составляющей.

Мировой экономический рост будет достигнут главным образом за счет развивающихся стран, прежде всего Китая и Индии, которые будут определять 45–50% роста мирового хозяйства. Опережающие темпы роста затрат на НИОКР в Китае и Индии приведут к 2020 году к превращению их в одних из лидеров научно-технического развития в мире.

Таким образом, тенденции развития мировой экономики в долгосрочной перспективе создают и новые возможности, но и новые риски для Российской Федерации в плане обеспечения ее экономической безопасности.

Новые возможности для повышения уровня экономической безопасности России будут заключаться в использовании имеющихся стратегических ресурсов, прежде всего — в реализации энергетического, транзитного, экологического и высокотехнологичного потенциала нашей страны и ее экономики. Одновременно, новая волна высокотехнологичных разработок на основе нано- и биотехнологий открывают перед Россией возможности для «прорыва» на мировые рынки8.

В то же время нестабильность мировых рынков энергоносителей, диверсификация каналов поставки газа и нефти на европейский и китайский рынки в обход России неизбежно окажет влияние на изменение ее позиций как одного из ведущих поставщиков этих видов энергоносителей9. Одновременно глобализация финансовых рынков может повысить риски утраты российской финансовой системой своей самостоятельности и превращения ее в периферийный сегмент европейского и американского финансовых рынков.

Таким образом, перспективы экономического развития и изменения уровня экономической безопасности России будут определяться как объективными условиями и факторами развития мирового хозяйства, так и субъективными экономическими, социальными, но главное — политическими процессами, происходящими в различных мировых регионах и в нашей стране.

В этой связи в современных условиях как никогда становится актуальной задача обеспечения экономической безопасности нашего государства.

Анализ современного состояния обеспечения экономической безопасности ряда ведущих государств мира позволил выявить ряд тенденций, которые по характеру своего проявления можно разделить на две группы: группу тенденций развития форм и группу тенденций развития способов обеспечения экономической безопасности государства.

К числу основных тенденций развития форм обеспечения экономической безопасности государства следует отнести тенденции, связанные с увеличением приоритетности мероприятий и действий органов государственного управления по обеспечению экономической безопасности к другим мероприятиям и действиям.

Эти тенденции тесно связаны с группой тенденций развития способов обеспечения экономической безопасности государства. К числу этих основных тенденций могут быть отнесены тенденции, связанные: с увеличением зависимости эффективности реализации различных национальных проектов от эффективности функционирования экономики; с увеличением степени ослабления экономики конкурентов и важностью комплексной защиты своих критически важных объектов национального хозяйства; с достижением экономической интеграции с различными государствами мира.

Рассмотрение перечисленных тенденций через механизм действия основных законов и закономерностей развития сложных нелинейных открытых экономических систем позволило выявить ряд закономерностей обеспечения экономической безопасности государства.

Главными из них стали:

— Зависимость эффективности функционирования экономики от степени обеспеченности ресурсами. В результате развития экономической инфраструктуры национального хозяйства, взаимодействия этого сектора экономики с другими секторами и секторами национального хозяйства государств мира происходит эволюция имеющихся и возникновение новых форм обеспечения их экономической безопасности.

— Зависимость эффективности обеспечения экономической безопасности государства от эффективности принятия определенных мер, применения специально выделенных сил и средств. Происходящее преднамеренное воздействие конкурентов на национальное хозяйство страны, взаимодействие национального хозяйства с экономиками других государств и внешней средой, необратимые и направленные изменения форм обеспечения экономической безопасности государства приводят к развитию существующих и появлению перспективных способов обеспечения экономической безопасности, характеризующихся более высоким уровнем организации принятия специальных мер, применения специальных сил и средств.

— Зависимость эффективности принятия мер обеспечения экономической безопасности государства, применения сил и средств в интересах обеспечения экономической безопасности от наличия специализированной организационной структуры государства. Совершенствование форм и способов экономической безопасности государства обусловливает необходимость построения специализированной организационной структуры — системы обеспечения экономической безопасности государства, способной реализовать эти формы и способы.

Информация о работе Проблема обеспечения экономической безопасности в России