Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 16:52, курсовая работа
Цель работы: определить основные проблемы экономической безопасности РФ, проанализировать их сущность, а так же выделить возможные пути их решения.
Основные задачи курсовой работы:
- исследовать теоретические основы определения экономической безопасности;
- определить сущность и критерии экономической безопасности;
- выявить методы обеспечения экономической безопасности;
- изучить государственную стратегию экономической безопасности РФ;
Введение…………………………………………………………..………..3
Глава 1. Теоретические основы определения экономической безопасности…………………………………………………………..………….6
1.1 Сущность и критерии экономической безопасности….……………..6
1.2 Методы обеспечения экономической безопасности………..………11
Глава 2. Особенности обеспечения экономической безопасности России…………………………………………………………………………….16
2.1 Положение России в современной экономике………….…………16
2.2 Угрозы экономической безопасности РФ………………………….23
2.3 Внешние экономические угрозы…………………...………………29
Глава 3. Основные направления повышения экономической безопасности Российской Федерации………………….………………….33
3.1 Перспективы экономического развития и повышения уровня экономической безопасности России…………………………………………..33
3.2 Пути преодоления проблем экономической безопасности России……………………………………………………………………………39
Заключение……………………………………………………………….44
Библиографический список……………………………………………
По поручению президента Российской Федерации Министерство экономического развития и торговли разработало Концепцию долгосрочного социально-экономического развития нашего государства на период до 2020 года, целью которой явилось определение путей устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления экономической безопасности страны и развития экономики России. При этом главным стратегическим экономическим ориентиром было названо восстановление Россией статуса мировой экономической державы.
Стратегической целью было провозглашено превращение нашего государства в одного из глобальных лидеров мировой экономики, выход его на уровень социально-экономического развития высокоиндустриальных стран. К 2020 году, согласно этой Концепции, Россия должна: войти в первую шестерку ведущих стран мира по экономической мощи — производству валового внутреннего продукта; обеспечить уровень благосостояния населения до соответствующего развитым странам мира3; а также достичь научного, технологического и финансового лидерства, обеспечивающего специализацию страны в мировой экономике.
Системное решение этих задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу. Это позволит резко расширить ее конкурентный потенциал за счет наращивания сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста.
В условиях глобальной конкуренции предлагается обеспечить опережающее «прорывное» развитие в тех секторах российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировом хозяйстве. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость реализации сразу четырех стратегий экономического развития:
- во-первых, использование глобальных конкурентных преимуществ России в сферах энергетики, транспорта и аграрного сектора;
- во-вторых, формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего глобальную специализацию России на высокотехнологичных рынках;
- в-третьих, структурная диверсификация национального хозяйства,
- в-четвертых, развитие рыночных отношений, демократии и обеспечение защиты прав и свобод предпринимательства35.
Однако реализация этих стратегий будет происходить в условиях сохранения в долгосрочной перспективе высоких темпов роста мировой экономики, поступательного развития глобализации и усиления ее региональной составляющей.
Мировой экономический рост будет достигнут главным образом за счет развивающихся стран, прежде всего Китая и Индии, которые будут определять 45–50% роста мирового хозяйства. Опережающие темпы роста затрат на НИОКР в Китае и Индии приведут к 2020 году к превращению их в одних из лидеров научно-технического развития в мире.
Таким образом, тенденции развития мировой экономики в долгосрочной перспективе создают и новые возможности, но и новые риски для Российской Федерации в плане обеспечения ее экономической безопасности.
Новые возможности для повышения уровня экономической безопасности России будут заключаться в использовании имеющихся стратегических ресурсов, прежде всего — в реализации энергетического, транзитного, экологического и высокотехнологичного потенциала нашей страны и ее экономики. Одновременно, новая волна высокотехнологичных разработок на основе нано- и биотехнологий открывают перед Россией возможности для «прорыва» на мировые рынки8.
В то же время нестабильность мировых рынков энергоносителей, диверсификация каналов поставки газа и нефти на европейский и китайский рынки в обход России неизбежно окажет влияние на изменение ее позиций как одного из ведущих поставщиков этих видов энергоносителей9. Одновременно глобализация финансовых рынков может повысить риски утраты российской финансовой системой своей самостоятельности и превращения ее в периферийный сегмент европейского и американского финансовых рынков.
Таким образом, перспективы экономического развития и изменения уровня экономической безопасности России будут определяться как объективными условиями и факторами развития мирового хозяйства, так и субъективными экономическими, социальными, но главное — политическими процессами, происходящими в различных мировых регионах и в нашей стране.
В этой связи в современных условиях как никогда становится актуальной задача обеспечения экономической безопасности нашего государства.
Анализ современного состояния обеспечения экономической безопасности ряда ведущих государств мира позволил выявить ряд тенденций, которые по характеру своего проявления можно разделить на две группы: группу тенденций развития форм и группу тенденций развития способов обеспечения экономической безопасности государства.
К числу основных тенденций развития форм обеспечения экономической безопасности государства следует отнести тенденции, связанные с увеличением приоритетности мероприятий и действий органов государственного управления по обеспечению экономической безопасности к другим мероприятиям и действиям.
Эти тенденции тесно связаны с группой тенденций развития способов обеспечения экономической безопасности государства. К числу этих основных тенденций могут быть отнесены тенденции, связанные: с увеличением зависимости эффективности реализации различных национальных проектов от эффективности функционирования экономики; с увеличением степени ослабления экономики конкурентов и важностью комплексной защиты своих критически важных объектов национального хозяйства; с достижением экономической интеграции с различными государствами мира.
Рассмотрение перечисленных тенденций через механизм действия основных законов и закономерностей развития сложных нелинейных открытых экономических систем позволило выявить ряд закономерностей обеспечения экономической безопасности государства.
Главными из них стали:
— Зависимость эффективности функционирования экономики от степени обеспеченности ресурсами. В результате развития экономической инфраструктуры национального хозяйства, взаимодействия этого сектора экономики с другими секторами и секторами национального хозяйства государств мира происходит эволюция имеющихся и возникновение новых форм обеспечения их экономической безопасности.
— Зависимость эффективности обеспечения экономической безопасности государства от эффективности принятия определенных мер, применения специально выделенных сил и средств. Происходящее преднамеренное воздействие конкурентов на национальное хозяйство страны, взаимодействие национального хозяйства с экономиками других государств и внешней средой, необратимые и направленные изменения форм обеспечения экономической безопасности государства приводят к развитию существующих и появлению перспективных способов обеспечения экономической безопасности, характеризующихся более высоким уровнем организации принятия специальных мер, применения специальных сил и средств.
— Зависимость эффективности принятия мер обеспечения экономической безопасности государства, применения сил и средств в интересах обеспечения экономической безопасности от наличия специализированной организационной структуры государства. Совершенствование форм и способов экономической безопасности государства обусловливает необходимость построения специализированной организационной структуры — системы обеспечения экономической безопасности государства, способной реализовать эти формы и способы.
Информация о работе Проблема обеспечения экономической безопасности в России