Понятие конкурентоспособности продукции и направления ее повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 23:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является определение путей и методов повышения конкурентоспособности товара.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность продукции», изучение его сущности; определение факторов, критериев и показателей конкурентоспособности продукции; анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности продукции; определение путей и методов повышения конкурентоспособности продукции; рассмотрение понятия качества продукции, системы показателей качества продукции а также контроль качества продукции; рассмотрим стандартизацию и сертификацию как основу системы управления качеством.

Оглавление

Введение 5
1 Конкурентоспособность продукции 9
1.1 Сущность и значение конкурентоспособности продукции 9
1.2 Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции 14
1.3 Управление конкурентоспособностью продукции 23
2 Качество и сертификация продукции 33
2.1 Понятие качества продукции 33
2.2 Система показателей качества продукции 34
2.3 Контроль качества продукции 38
2.4 Стандартизация как основа системы управления качеством продукции. 40
2.5 Сертификация продукции 46
3 Направления повышения конкурентоспособности продукции 52
Заключение 67
Список использованных источников 70

Файлы: 1 файл

Курсовая доработка.doc

— 545.50 Кб (Скачать)

- измерительный, предусматривающий использование специальных инструментов, приборов;

- регистрационный, который основан на регистрации числа наступления определенных событий (например, отказов при испытаниях), подсчете предметов (например, унифицированных, оригинальных, защищенных патентами) и др.;

- вычислительный, базирующийся на применении специальных математических моделей для вычисления показателя качества;

- органолептический, предусматривающий анализ восприятия человеческих органов чувств - зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Точность и достоверность получаемых значений субъективна и зависит от квалификации, навыков и способности лиц, их определяющих;

- социологический, осуществляемый на основе сбора и анализа мнений о продукции ее фактических или потенциальных потребителей;

- экспертный, который реализуется группой специалистов (например, дизайнеров, дегустаторов и т.д.).

По общепризнанной классификации, основанной на свойствах, которые могут быть присущи продукции, единичные показатели объединены в 10 групп [23, с.240]:

- показатели назначения, определяющие область применения продукции, а также эффект от использования продукции по назначению. Для продукции производственно-технического назначения к таким показателям, например, относится производительность;

- показатели надежности, включающие такие единичные показатели, как безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, долговечность изделия;

- показатели технологичности, отражающие эффективность конструкторско-технологических решений с точки зрения обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции;

- показатели стандартизации и унификации, определяющие такие свойства, как насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями;

- эргономические показатели, отражающие взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием (например, освещенность, температура, влажность, шум, вибрация и т.д.);

- эстетические показатели, объединяющие информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия;

- показатели транспортабельности, выражающие приспособленность продукции для транспортирования;

- патентно-правовые показатели, определяющие патентную защиту и патентную чистоту продукции и являющиеся существенным фактором при определении конкурентоспособности на мировом рынке (при наличии в изделии решений, защищенных патентами в стране, а также регистрации промышленного образца и товарного знака);

- экологические показатели, выражающие уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции (например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировке и эксплуатация продукции).

- показатели безопасности, характеризующие особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, то есть обеспечивающие безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировке и эксплуатации продукции.

Комплексные показатели отражают одновременно несколько или все свойства конкретного вида продукции, например, назначения, надежности, долговечности и т.д. Для расчета комплексного показателя качества могут применяться два метода [23, с.241]:

- аналитический, который используется тогда, когда имеется возможность установить функциональную зависимость комплексного показателя от единичного. Наиболее часто данный метод используется в часовом производстве, автомобильной промышленности;

- коэффициентный - используется в том случае, если отсутствует функциональная зависимость комплексного показателя от единичного. Расчет комплексного показателя осуществляется по формуле [23,с.242]:

 

                                                                               (2.2)

 

где - комплексный показатель качества,

      - единичный показатель качества,

      - коэффициент весомости i-го показателя.

Коэффициент весомости отражает значимость i-го показателя в общем составе всех свойств выпускаемого изделия, то есть это количественная характеристика значимости данного показателя среди других. Коэффициент весомости изменяется в пределах от 0 до 1. Сумма всех показателей весомости, отражающих значимость свойств конкретного изделия, равна 1.

Обобщающие показатели, в отличие от единичных и комплексных, характеризуют не конкретные виды продукции, а уровень качества продукции в целом [23, с.242]:

- объем и удельный вес новой продукции в общем объеме выпускаемой на предприятии продукции;

- объем и удельный вес продукции, соответствующей мировому уровню качества;

- объем и удельный вес продукции, поставляемой на экспорт;

- объем и удельный вес сертифицированной продукции.

Система показателей качества позволяет всесторонне определить качественные характеристики выпускаемой продукции, достигнутый уровень качества. Обеспечение, поддержание и повышение качества продукции на предприятии достигаются благодаря управлению качеством.

 

2.3 Контроль качества продукции

 

Целью контроля является - обеспечение установленного качества продукции, предупреждение возможного брака, недопущение выпуска недоброкачественной продукции.

Ответственность за качество продукции несут все работники предприятия. Наличие тех или иных органов управления контроля качества и должностных лиц зависит от размеров предприятия и функциональных обязанностей персонала [23, с.242].

Средствами контроля качества продукции являются контрольно-измерительные приборы, инструменты и автоматические контрольные устройства. Особенно эффективны автоматические средства контроля, встроенные в технологическое оборудование, обеспечивающие контроль непосредственно в процессе изготовления продукции. Это позволяет снизить численность контролеров и предупреждает появление брака [23, с.243].

Виды контроля качества устанавливаются в зависимости от характера производства и требований к качеству продукции. Различают следующие виды контроля:

а) групповой - по группе смежных операций, связанных с полной или частичной обработкой детали;

б) пооперационный контроль соблюдения технологического процесса в производстве большой сложности и точности;

в) выборочный - контролируется некоторое количество продукции, отбираемое в качестве представителей;

г) сплошной - осуществляется над каждым изделием.

Выделяют следующие методы контроля качества продукции: внешний осмотр, проверка размеров, проверка механических и физических свойств, проверка на экологическую чистоту. Особое место занимает статистический метод технического контроля качества. Для технологического процесса можно установить статистический метод контроля, существенными чертами которого являются: регулярность систематических наблюдений, контроль выборных проб, нанесение результатов наблюдения на контрольный график, использование результатов контроля для корректировки условий технологического процесса и предупреждения брака.

Экспертные методы оценки качества продукции основаны на использовании обобщенного опыта и интуиции специалистов и потребителя продукции. Их следует применять тогда, когда невозможно или затруднительно использовать более объективные методы контроля. Экспертный метод применяется также для характеристики эстетических свойств товара [23, с.244].

В последние годы в мировой практике много внимания уделяют внутрифирменному контролю качества продукции, который получил название тотального контроля качества (TQC – «Total Quality Control»), Основные особенности этой системы состоят в следующем [23, с.244]:

- перенос полномочий контроля качества с высшего звена управления на уровень низшего звена;

- развитие движения в рамках малых коллективов (кружки качества);

- стремление к признанию на рынке на основе приоритета требований клиента;

- постепенное развитие на основе изучения прошлого опыта.

 

2.4 Стандартизация как основа системы управления качеством продукции

 

Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. Ее главная цель - обеспечить требуемый уровень качества в течение всего периода изготовления продукции.

Процесс обеспечения качества состоит из следующих укрупненных этапов [34, с.90]:

- оценки уровня качества имеющихся на рынке аналогичных изделии, анализа требований покупателей;

- долгосрочного прогнозирования;

- планирования уровня качества;

- разработки стандартов;

- проектирования качества в процессе конструирования и разработки технологом;

- контроля качества исходного сырья и покупных материалов;

- пооперационного контроля в процессе производства;

- приемочного контроля;

- контроля качества изделия в условиях эксплуатации (после продажи);

- анализа отзывов и рекламаций покупателей.

Управление качеством включает действия, которые осуществляются при создании и эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

Управление качеством достигается с помощью специальных систем, которые позволяют комплексно организовать работу всех подразделений, ориентированных на эффективную работу предприятия в динамически изменяющейся рыночной среде.

Система качества представляет собой средства, позволяющие реализовать тот или иной вид политики качества. В состав системы качества входит совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов, ресурсов, обеспечивающих достижение поставленной цели в области качества. В экономически развитых странах система качества строится в соответствии с международным стандартом серии ИСО 9000.

В этом случае она базируется на следующих принципах [34, с. 91]:

а) ориентация на потребителя - понимание качества на предприятии совпадает с пониманием качества потребителя;

б) продуктовый подход - система качества разрабатывается применительно к каждому виду продукции;

в) охват всех стадий жизненного цикла продукции - инновационный портфель предприятия должен содержать инновации, обеспечивающие возможность реализации каждой составляющей стадии жизненного цикла продукции. Эти составляющие стадии схематично отображаются в виде модели взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество продукции;

г) принцип сочетания обеспечения, управления и улучшения качества - создание условий для выпуска продукции определенного уровня качества. Эти условия создаются с помощью мероприятий, реализующих мелкие инновации. В составе мероприятий, обеспечивающих качество, выделяют постоянно осуществляемые или действующие (здесь нет инновации) и планируемые (мелкие инновации). К постоянно действующим относятся те работы и процедуры, которые выполняются постоянно или с определенной периодичностью независимо от целей и задач, поставленных в области качества. Планируемые - реализуются через комплексные программы, которые содержат задания по техническому уровню и качеству выпускаемой продукции или содержат требования к ресурсному обеспечению всех этапов или стадий «петли качества»;

д) предупреждения проблем - система качества должна обеспечить предотвращение дефектов и несоответствия качества требованиям заказчика; обнаружить дефект, если он случился; в случае обнаружения дефекта предотвратить поставку дефектной продукции потребителю; постоянно и систематически повышать качество продукции, элементов производства и самой системы качества. Реализация данного принципа требует обязательного наличия соответствующих инноваций для того, чтобы обеспечить своевременное совершенствование системы качества.

Причиной внедрения систем качества послужили эмпирические исследования запросов потребителей, требований рынка и условий сбыта, которые выявили следующие моменты [34, с.92]:

- предприятия сталкиваются с проблемой оценки рыночной стоимости производимой ими продукции;

- в ряде случаев прибыль предприятий сопоставима с неоправданными потерями на несоответствующую требованиям рынка продукцию, в том числе со значительными отходами и затратами на их утилизацию.

На предприятиях, особенно осуществляющих свою хозяйственную деятельность на рынках с высокой конкуренцией, известно, что о хорошей покупке потребитель сообщает в среднем 6-8 знакомым, о плохой - 20. Поэтому современная концепция качества предусматривает, что на предприятии должна быть не отдельная система качества, а единая система менеджмента, ориентированная на достижение, обеспечение и управление качеством продукции [34, с.93].

Международной организацией по стандартизации разработаны стандарты ИСО серии 9000 на системы менеджмента качества. Международная организация по стандартизации была создана в 1946 г. В настоящее время она насчитывает около 120 членов, по одному от каждой страны. В уставе данной организации записано, что, «целью организации является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности».

Информация о работе Понятие конкурентоспособности продукции и направления ее повышения