Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 23:23, курсовая работа
Целью настоящей работы является определение путей и методов повышения конкурентоспособности товара.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность продукции», изучение его сущности; определение факторов, критериев и показателей конкурентоспособности продукции; анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности продукции; определение путей и методов повышения конкурентоспособности продукции; рассмотрение понятия качества продукции, системы показателей качества продукции а также контроль качества продукции; рассмотрим стандартизацию и сертификацию как основу системы управления качеством.
Введение 5
1 Конкурентоспособность продукции 9
1.1 Сущность и значение конкурентоспособности продукции 9
1.2 Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции 14
1.3 Управление конкурентоспособностью продукции 23
2 Качество и сертификация продукции 33
2.1 Понятие качества продукции 33
2.2 Система показателей качества продукции 34
2.3 Контроль качества продукции 38
2.4 Стандартизация как основа системы управления качеством продукции. 40
2.5 Сертификация продукции 46
3 Направления повышения конкурентоспособности продукции 52
Заключение 67
Список использованных источников 70
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Витебский государственный технологический университет»
Кафедра экономики
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
по дисциплине «Экономика предприятия отросли»
на тему: Понятие конкурентоспособности продукции и направления ее повышения
Выполнил: студент заочного факультета
Руководитель: ст. преподаватель
Витебск
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Конкурентоспособность продукции 9
1.1 Сущность и значение конкурентоспособности продукции 9
1.2 Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции 14
1.3 Управление конкурентоспособностью продукции
2 Качество и сертификация продукции
2.1 Понятие качества продукции
2.2 Система показателей качества продукции
2.3 Контроль качества продукции
2.4 Стандартизация как основа системы управления качеством продукции.
2.5 Сертификация продукции
3 Направления повышения конкурентоспособности продукции 52
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Перемены, начавшиеся в республике в 90-е годы, выдвинули на первый план ряд новых экономических форм и понятий, определяющих условия хозяйствования, (от уровня предприятий до народного хозяйства в целом) взамен ранее применявшимся формам административного воздействия. Среди них особое место занимают конкуренция как способ достижения цели эффективного развития и конкурентоспособность, как индикатор и рычаг управления эффективностью.
Величие страны определяется не только размером ее территории, богатством природных ресурсов, мощью армии, но и конкурентоспособностью производимых товаров и услуг. Эти категории являются фундаментом качества жизни - меры достоинства нации.
С точки зрения микроэкономического подхода, победа в конкурентной борьбе является конечной целью всякой фирмы. Причем, победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, то есть от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других фирм. Т.е. означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама).
В условиях современной переходной экономики конкурентоспособность начала рассматриваться как философия работы в условиях рынка, предполагающая:
а) понимание нужд потребителя и тенденций их развития;
б) знание поведения и возможностей конкурентов;
в) знание состояния и тенденций развития рынка и окружающей среды;
г) умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы потребитель предпочел его товару конкурента.
Товар - основа предпринимательской деятельности предприятия, если предприятие не имеет товар, то ему нечего продавать, следовательно, ему не с чем выйти на рынок. Однако не каждый продукт труда может стать товаром, он, прежде всего, должен иметь ценность для общества, то есть потребители должны проявить интерес к этому продукту труда.
Предприятие не сможет добиться коммерческого успеха на рынке, удержать свои позиции и преимущества в конкурентной среде, если не определит для себя, что составляет его конкурентоспособность и не определит круг задач по повышению конкурентоспособности.
Товаропроизводители должны строить свою деятельность исходя из главного принципа: наиболее полно удовлетворить требования потребителя. А этого можно достичь, только с экономически эффективной, качественной, и конкурентоспособной продукцией, производство которой определяет финансовое благополучие производителей.
Конкурентоспособность национальной экономики – это сравнительная характеристика, содержащая комплексную оценку состояния важнейших показателей экономики относительно внешних параметров, в силу этого конкурентоспособность национальной экономики проявляется в международной конкуренции. Ее изменения характеризуются такими показателями, как темп роста валового национального продукта, темп роста производительности труда, заработной платы, доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в стране, расходы на образование, фундаментальную науку, доля в мировом экспорте и т.д.
Для нашей страны проблема сохранения конкурентных позиций на мировом рынке стоит особенно остро, так как в современных условиях в значительной степени утрачиваются те факторы, которые могли бы обеспечить рост конкурентоспособности в будущем. В связи с этим, еще большее значение приобретают государственная политика по наращиванию конкурентоспособных отраслей экономики и усиление частной инициативы в этом направлении.
В Республике Беларусь разработана и реализуется Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики. В целом программа представляет собой целевой комплекс мер, предназначенных обеспечить своевременный поворот социально-экономической политики белорусского государства к новым внешним и внутренним реалиям. Программа направлена на более эффективное использование факторов, обеспечивающих рост конкурентоспособности экономики преимущественно на макроуровне.
Основной целью является выработка основных направлений и приоритетов структурных преобразований экономики, системы мер и механизмов модернизации производства, обеспечивающих создание и максимально эффективное использование конкурентных преимуществ Беларуси, повышение уровня ее конкурентоспособности.
В целом реализация конкурентных преимуществ в Беларуси сдерживается, в частности, следующими факторами: неразвитостью инновационной инфраструктуры; низким уровнем менеджмента, подготовки и переподготовки кадров для работы в рыночных условиях; отсутствием развитой конкурентной среды на внутреннем рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.
Одной из приоритетных задач структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики в рассматриваемой сфере является снижение трансакционных издержек деятельности предприятий за счет, в частности, формирования инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Таким образом, тема данной курсовой работы является не только актуальной, но и имеет практическую значимость.
Целью настоящей работы является определение путей и методов повышения конкурентоспособности товара.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность продукции», изучение его сущности; определение факторов, критериев и показателей конкурентоспособности продукции; анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности продукции; определение путей и методов повышения конкурентоспособности продукции; рассмотрение понятия качества продукции, системы показателей качества продукции а также контроль качества продукции; рассмотрим стандартизацию и сертификацию как основу системы управления качеством.
1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ
1.1 Сущность и значение конкурентоспособности продукции
Конкурентоспособность продукции, работ и услуг является важнейшим показателем, характеризующим функционирование предприятия в рыночной экономике. Целью деятельности предприятия является получение прибыли. Однако достижение этой цели возможно только за счет производства продукции или оказания услуг, необходимых обществу. В то же время на рынке действует несколько производителей одноименного товара и предпочтение потребителя может быть отдано тому или иному товару. Следовательно, чтобы быть реализованным, товар должен выгодно отличаться от других аналогичных товаров, то есть конкурировать с ними. Это является важнейшим условием продажи любого товара [23, с. 240].
Под конкурентоспособностью продукции или услуги понимается их способность выдерживать конкуренцию, то есть возможность успешной продажи на конкретном рынке в определенный момент времени. Для этого товар должен удовлетворять конкретную способность потребителя и быть доступным по цене. Конкурентоспособность - комплексная характеристика, определяющая предпочтение товара на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. При этом среди товаров аналогичного назначения большей конкурентоспособностью на рынке в данный момент обладает тот, который благодаря своим свойствам приносит наибольший эффект по отношению к цене потребления [23, c.241].
Таким образом, в основе конкурентоспособности продукции лежат два параметра; качество и цена. Оценка конкурентоспособности основывается на сравнительном анализе его совокупных характеристик в сравнении с товарами-конкурентами по степени удовлетворения конкретных потребностей и по цене потребления.
Под продукцией или услугой могут пониматься:
а) результат деятельности или процессов (материальная или нематериальная продукция: услуга, программа для вычислительной техники, проект или инструкция по эксплуатации);
б) деятельность или процесс (предоставление услуги или выполнение производственного процесса) [17, с.340].
Качество продукции может быть выражено математически через уровень качества. Уровень качества продукции - относительная характеристика продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих качество оцениваемой продукции, с базовыми значениями соответствующих показателей. Базовыми значениями показателей качества обладает базовая модель, за которую должен быть принят отечественный или зарубежный аналог наивысшего на данное время качества.
Оценка уровня качества продукции - это совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей при оценке качества продукции.
Качество и конкурентоспособность представляют собой различные характеристики товара. В отличие от качества конкурентоспособность товара определяется только теми свойствами, которые представляют интерес для покупателя и удовлетворяют конкретную потребность. Прочие свойства товара, формирующие его качество, потребителем могут игнорироваться и при оценке конкурентоспособности не учитываться. Например, многие изменения в конструкции изделия, вносимые изготовителем, потребитель может просто не заметить, хотя они изменяют показатели качества изделия, если при этом не будет изменена цена изделия [17, с.340].
Различия в определении конкурентоспособности и качества заключены также в выборе базы для оценки. При оценке качества за эталон берется аналогичный товар. При этом изделия классифицируются по показателям, характеризующим не только область применения, но и конкретные конструктивные и технологические особенности, что еще более ограничивает возможности выбора базы для сравнения. При оценке конкурентоспособности за базу сравнения берется конкретная потребность, и в качестве эталона могут использоваться неоднородные товары, например товары-заменители [23, с.257].
Таким образом, основное отличие качества от конкурентоспособности заключается в том, что качество - это просто совокупность свойств, а конкурентоспособность - отношение потребителей к этим свойствам товара.
Информация о работе Понятие конкурентоспособности продукции и направления ее повышения