Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 23:23, курсовая работа
Целью настоящей работы является определение путей и методов повышения конкурентоспособности товара.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность продукции», изучение его сущности; определение факторов, критериев и показателей конкурентоспособности продукции; анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности продукции; определение путей и методов повышения конкурентоспособности продукции; рассмотрение понятия качества продукции, системы показателей качества продукции а также контроль качества продукции; рассмотрим стандартизацию и сертификацию как основу системы управления качеством.
Введение 5
1 Конкурентоспособность продукции 9
1.1 Сущность и значение конкурентоспособности продукции 9
1.2 Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции 14
1.3 Управление конкурентоспособностью продукции 23
2 Качество и сертификация продукции 33
2.1 Понятие качества продукции 33
2.2 Система показателей качества продукции 34
2.3 Контроль качества продукции 38
2.4 Стандартизация как основа системы управления качеством продукции. 40
2.5 Сертификация продукции 46
3 Направления повышения конкурентоспособности продукции 52
Заключение 67
Список использованных источников 70
Следует иметь в виду, что при некоторых различиях между понятиями «качество» и «конкурентоспособность» существует тесная связь. Во-первых, они определяются совокупностью свойств товара, а во-вторых, представляют собой изменяющиеся параметры, обусловленные развитием общественных потребностей и научно-технического прогресса.
Второй составляющей конкурентоспособности является цена товара. Для того чтобы товар мог удовлетворять конкретную потребность, он должен обладать набором параметров, совпадающих с параметрами потребления. Эти параметры определяют полезный эффект, полученный покупателем от применения товара. Но при оценке эффекта учитывается не только результат, но и затраты на его достижение. Поэтому каждый товар характеризуется свойствами, определяющими размер затрат, необходимых для его покупки и использования. Совокупность этих свойств образует группу стоимостных параметров (цену потребления).
Цена потребления (Цп) складывается из цены приобретения товара, расходов на транспортировку, стоимости установки или монтажа, затрат на хранение, расходов по обслуживанию, затрат на ремонт, затрат на ликвидацию, затрат на налоги и сборы, связанные с приобретением и эксплуатацией товара, и прочих затрат [23, c.259]:
(1.1)
где - цена приобретения товара,
- расходы на транспортировку,
- стоимость установки или монтажа,
- затраты на хранение,
- расходы по обслуживанию,
- затраты на ремонт,
- затраты на ликвидацию,
- затраты на налоги и сборы, связанные с приобретением и эксплуатацией товара,
- прочие затраты.
По многим видам сложных технических товаров цена эксплуатации как часть цены потребления превышает цену приобретения, то есть рыночную продажную цену. Например, по автомобилям эксплуатационные расходы составляют около 85 % цены потребления, тракторам - 80 %. Поэтому потребитель, решая вопрос о покупке товара, учитывает не только рыночную цену, но и цену эксплуатации товара. Однако для товаров, которые реализуются на рынке в течение длительного времени, продажные цены концентрированно отражают отношение покупателя к продавцу, престиж последнего, способность организовать эффективный сбыт и послепродажное обслуживание, то есть все, с чем связаны эксплуатационные расходы [23, с. 259].
Таким образом, все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате его сравнения с другим изделием и поэтому является относительным показателем. По своей сути она представляет собой характеристику товара, отражающую его отличие от товара-конкурента по степени удовлетворения конкретной общественной потребности. Для того чтобы выяснить уровень конкурентоспособности какого-либо изделия, необходимо не просто сравнивать товары по степени их соответствия конкретным потребностям, но и учитывать затраты потребителя по покупке товара и его дальнейшему использованию [23, с. 260].
С конкурентоспособностью товара связан другой показатель -конкурентоспособность предприятия. В экономической литературе он еще не устоялся. Разные исследователи в понятие «конкурентоспособность предприятия» вкладывают различный смысл. Однако при этом все понимают способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал. Следовательно, конкурентоспособность предприятия зависит от конкурентоспособности производимой им продукции, работ, услуг [23, с.260].
В отличие от конкурентоспособности продукции, которая отражает сложившееся в данный момент положение на рынке, конкурентоспособность предприятия характеризует его потенциал по изменению этого положения, его способность изменить конкурентоспособность продукции. Кроме того, конкурентоспособность продукции оценивается только применительно к конкретному рынку. Один и тот же товар может быть на разных рынках одновременно и конкурентоспособным и неконкурентоспособным. Например, бытовой холодильник «Bosch» на белорусском рынке неконкурентоспособен потому, что имеет цену значительно выше, чем аналогичные отечественные холодильники. Однако это не говорит о том, что конкурентоспособность фирмы «Bosch» ниже, чем конкурентоспособность фирмы «Атлант». Сложившаяся конъюнктура на белорусском рынке обусловлена социально-экономическими причинами, а не научно-технологическим потенциалом фирм «Bosch» и «Атлант».
Таким образом, конкурентоспособность продукции является важнейшим показателем эффективности деятельности предприятий. От нее зависит позиция предприятия на рынке, его финансовое положение. Поэтому обеспечение конкурентоспособности продукции должно занимать первостепенное значение в стратегии и тактике развития предприятия. Этому способствует наличие четкой методики оценки и планирования конкурентоспособности [23, с.260].
1.2 Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции
Более полно сущность конкурентоспособности раскрывается через систему показателей, которые характеризуют уровень конкурентоспособности продукции.
Наиболее часто при оценке конкурентоспособности продукции применяются следующие методы.
Критерием для определения конкурентоспособности товара является его цена потребления, которая определяется по формуле [23, c.261]:
где - цена потребления,
- цена приобретения,
- издержки потребителя этой продукции за весь нормативный срок ее службы.
Для покупателя все расходы делятся на две основные категории: постоянные затраты, которые осуществляются единовременно, то есть покупная цена изделия, расходы на установку, монтаж и пр.; переменные затраты, осуществляющиеся в процессе пользования изделием - эксплуатационные расходы (энергия, сырье, рабочая сила и т. п.), текущий ремонт и обслуживание и др.
Величину переменных затрат () можно определить по формуле [23, c.261]:
где - годовой фонд заработной платы обслуживающего персонала с отчислениями на социальные нужды,
- годовые затраты на текущий ремонт и обслуживание,
- годовые расходы на топливо, энергию, горюче-смазочные и другие материалы, связанные с эксплуатацией техники,
- годовая величина амортизации,
-прочие годовые издержки, связанные с эксплуатацией техники,
- нормативный срок службы.
По мере старения изделия сумма переменных затрат возрастает, и соответственно увеличивается их доля в цене потребления.
На этой основе формируется удельная цена потребления, которая в определенный момент достигает своего минимума, то есть становится оптимальной. Период, за который достигается оптимальный уровень цены потребления при нормальной интенсивности эксплуатации, называется экономическим ресурсом изделия [17, с.340].
С выработкой этого ресурса потребитель должен прекратить пользоваться данным изделием и заменить его новым или провести капитальный ремонт, то есть восстановить в той или иной степени экономический ресурс.
Рассматриваемый способ применяется, если сравниваемая техника одинакова по производительности и сроку службы. Если эти параметры различаются, необходимо привести их в сопоставимый вид.
Технические параметры при этом методе определения конкурентоспособности учитываются косвенно в стоимостных параметрах (продажной цене и цене потребления).
При определении конкурентоспособности товара учитываются два критерия: себестоимость производства и реализации товара, а также уровень его качества [17, с.342].
Более конкурентоспособным является тот товар, у которого издержки на производство и реализацию являются минимальными, а уровень качества более высоким по сравнению с товаром-конкурентом.
При одинаковом уровне качества товаров-конкурентов более конкурентоспособным является тот, у кого ниже себестоимость. В этих условиях предприятия должны обращать внимание не только на уровень качества выпускаемой продукции, но и на издержки ее производства и реализации.
Сопоставление товаров-конкурентов с учетом их технического уровня и продажной цены. Согласно этому методу, на первом этапе определяются количественные показатели уровня качества сравниваемого и базового образца (товара) по формуле [23, c.262]:
где - комплексный показатель уровня качества товара,
-комплексный показатель эстетико-эргономического уровня,
- комплексный показатель технического уровня,
- комплексный показатель надежности.
На втором этапе определяются показатели конкурентоспособности сравниваемого образца и товара, принятого за базу сравнения [23, c.262]:
;
где , - показатель конкурентоспособности сравниваемого образца и товара эталона,
, - комплексный показатель уровня качества сравниваемого образца и товара-эталона,
, -предполагаемая или фактическая цена реализации рассматриваемого образца и товара-эталона.
Если , то сравниваемый товар является более конкурентоспособным; если - менее конкурентоспособным;
Если - конкурентоспособность одинакова.
Наиболее наглядное представление дает относительный показатель конкурентоспособности () [23, c.263]:
Если , то показатель конкурентоспособности рассматриваемого образца превышает или равен показателю конкурентоспособности базового.
Недостаток данного метода заключается в том, что он учитывает только продажную цену сравниваемых товаров, а не их цену потребления, то есть этот метод не учитывает, насколько хороши эти товары в эксплуатации.
Уровень конкурентоспособности определяется на основе сопоставления как технических, так и экономических параметров. При этом рассчитываются единичные, групповые и интегральные показатели.
Единичный показатель характеризует конкурентоспособность оцениваемого изделия при сравнении его с эталоном по одному конкретному показателю, например, мощности, скорости, эстетичности и т.д.
Единичный показатель (параметрический индекс) рассчитывается как процентное отношение (или индекс) величины параметра оцениваемого изделия к величине аналогичного параметра эталона (базового образца) [23, с.263]:
где - единичный параметрический индекс, определенный по i-му параметру (),
, - значение i-го параметра соответственно оцениваемого изделия и базового образца.
При проведении расчетов конкурентоспособности из формулы (1.7) и (1.8) выбирают ту, при которой увеличению относительного значения показателя соответствует повышение конкурентоспособности. Например, при определении относительного значения показателя для производительности изделия применяется формула (1.7), а для расхода электроэнергии - (1.8).
Групповой показатель характеризует группу однородных свойств изделия. Он определяется по совокупности единичных показателей как сводный параметрический индекс методом средней взвешенной величины [23, c.264,]:
где - сводный параметрический индекс, рассчитанный по q-й группе параметров,
- вес i-го параметра,
- номер группы параметров.
При расчете сводного параметрического индекса значительную проблему представляет выбор весовых коэффициентов, поскольку разные потребители оценивают различные параметры товара неоднозначно. Например, одни отдают предпочтение дизайну, другие - эргономическим характеристикам. Здесь не обойтись без субъективизма, который можно снизить за счет проведения тщательных маркетинговых исследований.
Окончательную оценку конкурентоспособности дает интегральный индекс (). Он определяется как отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления товара к суммарным затратам на приобретение и использование [23, c.264]:
где , - суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления соответственно оцениваемого товара и эталона за срок службы,
, - полные затраты на приобретение и эксплуатацию или потребление соответственно оцениваемого товара и эталона.
В практических расчетах конкурентоспособности промышленной продукции в качестве суммарного полезного эффекта может применяться групповой показатель по техническим параметрам (сводный параметрический индекс), а в качестве полных затрат - групповой показатель по экономическим параметрам [17, с. 344].
Информация о работе Понятие конкурентоспособности продукции и направления ее повышения