Понятие конкурентоспособности продукции и направления ее повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 23:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является определение путей и методов повышения конкурентоспособности товара.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность продукции», изучение его сущности; определение факторов, критериев и показателей конкурентоспособности продукции; анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности продукции; определение путей и методов повышения конкурентоспособности продукции; рассмотрение понятия качества продукции, системы показателей качества продукции а также контроль качества продукции; рассмотрим стандартизацию и сертификацию как основу системы управления качеством.

Оглавление

Введение 5
1 Конкурентоспособность продукции 9
1.1 Сущность и значение конкурентоспособности продукции 9
1.2 Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции 14
1.3 Управление конкурентоспособностью продукции 23
2 Качество и сертификация продукции 33
2.1 Понятие качества продукции 33
2.2 Система показателей качества продукции 34
2.3 Контроль качества продукции 38
2.4 Стандартизация как основа системы управления качеством продукции. 40
2.5 Сертификация продукции 46
3 Направления повышения конкурентоспособности продукции 52
Заключение 67
Список использованных источников 70

Файлы: 1 файл

Курсовая доработка.doc

— 545.50 Кб (Скачать)

Полученные в ходе опроса результаты позволяют не только анализировать ситуацию в республике, но и проводить корректные межстрановые сопоставления. Это особенно ценно с учетом многообразия методических подходов к сбору и расчету статистических показателей в разных странах.

В мировой практике опросы уже давно зарекомендовали себя надежным инструментом анализа не только экономической активности в целом, но и изучения таких специфических сфер, как инвестиции, инновации и конкурентоспособность. Так, в странах Европейского союза с 1997 г. в анкету конъюнктурного теста ежеквартально включается вопрос об изменении конкурентоспособности в разрезе различных рынков с вариантами ответов «возросла», «не изменилась», «снизилась» [22, c.25].

В Республике Беларусь регулярные обследования экономической активности в промышленности проводятся Научно-исследовательским экономическим институтом Министерства экономики Республики Беларусь с 1994 г. В 2007 г. на основе опросного метода была исследована и конкурентоспособность промышленных предприятий [18; c. 79].

Результаты проведенного опроса показали, что продукция белорусской промышленности представлена на всех без исключения рынках: внутреннем, российском и других стран СНГ, развитых и развивающихся (Китай, Ближний Восток, Азия, Африка, Латинская и Южная Америка) рынках. Однако степень присутствия предприятий республики на данных рынках и их значимость для отечественных предприятий различна.

На то, что внутренний рынок является для них основным, указали 73% опрошенных руководителей предприятий Беларуси. Они реализуют на нем более половины своей продукции. Свыше 20% белорусских предприятий оценивают национальный рынок как значимый (доля сбыта менее 50%).

Вторым по важности для предприятий Республики Беларусь является рынок России. На нем работают 80% отечественных производителей, в том числе для 18% организаций он является основным, для 43% – одним из значимых и для 19% – незначительным рынком сбыта.

Рынок развитых стран, где представлена продукция 62% опрошенных предприятий, более важен для белорусской промышленности, чем рынок стран СНГ (без России) и развивающиеся рынки. На первом только 6% предприятий республики реализуют более половины своей продукции. Присутствие отечественных предприятий на развивающихся рынках также незначительно: на нем в 2007 г. реализовывали свою продукцию 17% предприятий.

При реализации продукции предприятия Беларуси сталкиваются с большим числом конкурентов. Основными из них на внутреннем рынке выступают другие белорусские предприятия. На рынке России отечественные производители соперничают в основном с местными российскими фирмами [18, c.81].

Как правило, предприятия Беларуси не конкурируют друг с другом на внешних рынках, за исключением российского.

На рынках стран СНГ (без России), рынках развитых и развивающихся стран основными конкурентами всех белорусских предприятий являются компании из прочих стран.

Согласно ответам руководителей, объемы сбыта продукции промышленных предприятий Республики Беларусь на внутренний рынок в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличились. Доля ответов о росте сбыта (39%) превысила долю ответов о его сокращении (16%), а балансовая оценка данного показателя, представляющая собой разницу между процентом положительных («возрос») и процентом отрицательных («снизился») ответов, составила +23 балансовых пункта (б.п.) (рисунок 1).

В 2007 г. было восстановлено положение белорусских предприятий на рынке России, которое ухудшилось в 2005 г. в связи с изменением принципа взимания НДС. Более трети отечественных производителей отметили увеличение объемов сбыта производимой продукции на данный рынок в 2007 г. по сравнению с предыдущим (балансовая оценка равна +13).

На рынке развитых стран представлена продукция 70% опрошенных предприятий. Существенных изменений объемов сбыта на указанный рынок в 2007 г. не произошло: доли ответов о росте и снижении объемов реализации оказались равными, о чем свидетельствует нулевая балансовая оценка.

На рынки стран СНГ вне России в 2007 г. увеличили поставки своей продукции 13% предприятий - участников опроса, снизили 11%.

Как уже отмечалось, рынок развивающихся стран является незначительным для белорусской промышленности, а объемы реализации в данном направлении увеличиваются низкими темпами.

 

 

Рисунок 3.1 - Изменение объемов сбыта по рынкам в 2007 г. по сравнению с 2006 г., % к числу респондентов.

Источник [18, c.82]

 

Положение предприятий на рынке определяется наличием и эффективным использованием конкурентных преимуществ. Опросы руководителей предприятий, проведенные в 2007 г. в Беларуси и России по единой методике, позволили провести сравнительный анализ конкурентоспособности и выявить общие и специфические конкурентные преимущества предприятий этих стран на различных рынках [18, c.83].

И в Беларуси, и в России руководители промышленных предприятий в качестве основных конкурентных преимуществ отметили: длительные связи с потребителями продукции, лучшее качество продукции, более низкие цены, транспортную близость к потребителям. При этом значимость каждого из перечисленных преимуществ для предприятий разных стран и рынков существенно различается.

По мнению опрошенных руководителей, на внутреннем рынке поддерживают и укрепляют свои конкурентные позиции благодаря длительным связям с потребителями продукции 57% предприятий Беларуси и 67% России. Второе по важности конкурентное преимущество на внутреннем рынке как в Беларуси, так и в России – лучшее качество продукции. На него ориентируются 50% белорусских и 54% российских предприятий [18, с.90].

Весомым аргументом в конкурентной борьбе белорусских предприятий является также транспортная близость к потребителям продукции (отметили 41% руководителей). Это объясняется небольшими размерами территории республики. На российском рынке третье место в ранге конкурентных преимуществ занимает известность торговой марки (43%) [18, с.90].

Экспортный рынок Беларуси и России еще более неоднороден по значимости конкурентных преимуществ, чем внутренний.

Первостепенным по значимости преимуществом для белорусских и российских предприятий на внешнем рынке являются более низкие цены (57% и 43% соответственно).

Вторым по важности для предприятий Беларуси на внешнем рынке выступает лучшее качество продукции (50%). Российские предприятия не в состоянии конкурировать на экспортных рынках за счет более высокого качества и на второе место ставят длительные связи с потребителями продукции (42%).

Длительные связи – довольно значимый аргумент и для Беларуси: примерно половина белорусских руководителей отметили его в качестве конкурентного преимущества. Для российских предприятий третьим по значимости конкурентным преимуществом является известность их торговой марки (причем как на внешнем, так и на внутреннем рынке).

Важно отметить, что потенциал конкурентных преимуществ далеко не исчерпан ни белорусскими, ни российскими предприятиями. Так, оценки значимости таких конкурентных преимуществ, как обладание патентами, лицензиями, квотами, послепродажного сервиса, удобства расчетов и выполнения любых запросов заказчиков, данные руководителями предприятий двух стран, невысоки. Именно эти направления являются самыми перспективными для расширения конкурентных преимуществ [18, с.91].

Конкурентоспособность продукции белорусских предприятий на внутреннем и внешнем рынках стабильно растет. Во многом эту тенденцию определяет реализация Государственной программы инновационного развития на 2007–2010 годы, главная цель которой – переход национальной экономики к инновационному пути развития. Сегодня ученые Беларуси трудятся над созданием современных и высокоэффективных технологий для различных отраслей народного хозяйства страны.

В 2008 году в ходе реализации госпрограммы в республике предусматривалось создание 46 новых предприятий, 96 современных производств на уже действующих предприятиях, модернизировано 110 производств с внедрением современных технологий. Приоритетными направлениями научно-исследовательской деятельности останутся ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии, производство новых материалов, источников энергии, информационных и телекоммуникационных технологий. Помимо этого большое внимание будет уделено вопросам экологии и рационального природопользования, а также созданию новых методов переработки и хранения сельхозпродукции. Реализация инновационных проектов позволит освоить новые виды наукоемкой, ресурсосберегающей, экологически безопасной, социально ориентированной продукции [26].

На базе НПО «Интеграл создано производство интегральных микросхем с субмикронными проектными нормами 0,5–0,35 микрон. Запланировано, что в 2009 году объем выпуска новой продукции должен был достичь 11,8 млн. долларов. В ОАО «Гомельстекло» организуют производство листового полированного стекла, которое может использоваться для изготовления зеркал, стекол для автотранспорта, триплекса, стеклопакетов и других видов изделий. На Слуцком заводе подъемно-транспортного оборудования создадут производство мостовых кранов и талей. Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов начнет выпуск новых современных тракторов «Беларус-320» [26].

Предприятия агропромышленного комплекса начнут производство новых видов продуктов питания. Например, ИООО «Вастега» приступит к выпуску консервированной плодоовощной продукции. В ОАО «Лидские пищевые концентраты» впервые в Беларуси будет создано производство сушеных овощей, фруктов и мяса с использованием технологии микроволновой вакуумной сушки. Кондитерская фабрика «Слодыч» будет изготавливать отсадочное печенье. На базе ЧУП «Белпродинторг» создадут новое производство макаронных изделий по итальянским технологиям [26].

Новинки появятся и в области строительства и архитектуры. Так, КУП «ЗельСтройСервис» начнет изготовление новых пенобетонных блоков, а ООО «Фортайм» – оконного клееного бруса. На ПК «Минскстрой» и КУП «Завод эффективных промышленных конструкций» будут организованы производство по изготовлению мелкощелевых керамзитобетонных блоков, а также по модификации битума и выпуску дорожных эмульсий и мастик.

Активизируются работы по созданию и выпуску новых лекарственных средств, высокоэффективного медицинского оборудования, современных методов диагностики, профилактики и лечения различных заболеваний. Много новых научных идей будет реализовано в области спорта и физической культуры. Планируется, что ученые разработают методику повышения помехоустойчивости спортсменов в игровых видах спорта. Будет создана система комплексного контроля подготовленности спортивной пары в олимпийских видах конного спорта. Кроме того, будет отработана и методика коррекции функционального состояния спортсменов путем регулирования газового состава крови с использованием современной технологии – баромагнитотерапии [26].

Ввиду невыполнения в 2007 году некоторыми предприятиями заданий госпрограммы ряд инновационных проектов был перенесен на 2008 г. Причинами отставания от графика стали проблемы с финансированием, несогласованность с иностранными инвесторами, длительность тендеров на закупку оборудования, недостаточная проработка проектов и возврат их на доработку, проблемы согласования с республиканскими органами. Планируется, что все эти недочеты будут устранены в нынешнем году.

В целом на реализацию заданий программы направлено около Br4 трлн. Большую часть этой суммы составили средства республиканского и местных бюджетов, а также инновационных фондов. Ряд проектов по созданию новых и реконструкции старых предприятий планировалось провести за счет отечественных и иностранных кредитных ресурсов. Были также привлечены и прямые инвестиции зарубежных компаний.

В 2008 году особое внимание было уделено вопросу развития национальной инновационной системы Беларуси. В стране появились новые субъекты инновационной инфраструктуры, которые способствуют повышению эффективности научно-исследовательских работ и продвижению их результатов на внутренний и внешний рынки. Планировалось, что в 2009 году количество научно-технологических парков увеличится до 14, инновационных центров – до 6, центров трансфера технологий – до 28, информационных и маркетинговых центров – до 18, бизнес-инкубаторов – до 10, научно-производственных центров – до 64 [26].

Продолжится работа по совершенствованию законодательной базы республики в сфере интеллектуальной собственности. В Беларуси недостаточно развиты региональная и отраслевая инфраструктура охраны интеллектуальной собственности, требуется укрепление патентных служб на уровне секторов экономики и отдельных предприятий, усиление информационно-методического обеспечения охраны и управления продуктами инновационной деятельности.

Для решения этих задач разрабатывается новый проект закона об инновационной деятельности. Будут приняты нормативные правовые акты, направленные на стимулирование создания и использования результатов научно-технической деятельности. А разработка закона о трансфере технологий, а также о венчурных компаниях позволит активизировать работу инновационной инфраструктуры и, самое главное, привлечь новые инвестиции.

По предварительным прогнозам, реализация мероприятий госпрограммы инновационного развития в 2009 году позволила увеличить долю новой продукции в общем объеме выпуска промышленной продукции до 15%, долю инновационно активных предприятий – до 20%, долю сертифицированной продукции – до 69%. Степень износа активной части основных средств промышленных предприятий снизится до 63%.

В целом госпрограмма инновационного развития в 2007–2010 годах предусматривает реализацию 1302 проектов в соответствии с тремя уровнями. К первому уровню относятся проекты по созданию новых производств. Таких насчитывается 173. На втором уровне – организация новых производств на основе действующих (274 проекта). Третий уровень – модернизация действующих производств на основе внедрения передовых технологий (855 проектов)[26].

Информация о работе Понятие конкурентоспособности продукции и направления ее повышения