Понятие конкурентоспособности продукции и направления ее повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 23:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является определение путей и методов повышения конкурентоспособности товара.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность продукции», изучение его сущности; определение факторов, критериев и показателей конкурентоспособности продукции; анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности продукции; определение путей и методов повышения конкурентоспособности продукции; рассмотрение понятия качества продукции, системы показателей качества продукции а также контроль качества продукции; рассмотрим стандартизацию и сертификацию как основу системы управления качеством.

Оглавление

Введение 5
1 Конкурентоспособность продукции 9
1.1 Сущность и значение конкурентоспособности продукции 9
1.2 Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции 14
1.3 Управление конкурентоспособностью продукции 23
2 Качество и сертификация продукции 33
2.1 Понятие качества продукции 33
2.2 Система показателей качества продукции 34
2.3 Контроль качества продукции 38
2.4 Стандартизация как основа системы управления качеством продукции. 40
2.5 Сертификация продукции 46
3 Направления повышения конкурентоспособности продукции 52
Заключение 67
Список использованных источников 70

Файлы: 1 файл

Курсовая доработка.doc

— 545.50 Кб (Скачать)

Технические показатели конкурентоспособности характеризуют научно-технический уровень и потребительские свойства товара. Они подразделяются на классификационные и оценочные. Классификационные показатели характеризуют принадлежность товара к определенной классификационной группе и определяют назначение, область применения и условия использования данного товара. Оценочные показатели характеризуют качество товара. Они применяются для нормирования требований к качеству и сравнения различных образцов товаров, отнесенных к одному классу по классификационным показателям. Набор оценочных показателей может быть разнообразным. Однако при оценке конкурентоспособности применяют такие параметры продукции, которые характеризуют ее соответствие стандартам качества.

Показатели назначения характеризуют полезный эффект от ис­пользования продукции по назначению и обусловливают область применения продукции. Для продукции производственно-технического назначения основным может служить показатель производительности, показывающий, какой объем продукции может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции или какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.

Показатели надежности характеризуют безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристик надежности могут использоваться как все четыре, так и некоторые из указанных показателей. Для некоторых изделий, связанных с безопасностью людей, безотказность может быть основным, а иногда и единственным показателем надежности. Чрезвычайно важна безотказность бытовых электроприборов, некоторых механизмов автомобилей. Для воздушных судов безотказность является единственным и самым основным показателем качества [17, с. 344].

Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно благодаря технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

Показатели стандартизации и унификации - это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями [17, с.345].

Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, расположение ручки у холодильника, кондиционер в кабине башенного крана или расположение руля у велосипеда.

Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия [17, с. 345].

Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортировки.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать наличие в изделии новых технических решений, а также решений, защищенных патентами, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта.

Экологические показатели - это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции, например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.

Показатели безопасности характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, то есть обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, потреблении продукции. Все выше указанные показатели в процессе управления конкурентоспособностью продукции можно разделить на планируемые, фактические и нормативные. Среди них наиболее важное значение занимают нормативные, отражающие свойства, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и должны быть сертифицированы [17, с. 346].

Нормативные параметры можно разделить на те, которые вырабатываются международными организациями, национальными службами, непосредственно потребителями.

Следует отметить, что нормативные параметры и их уровень для одного и того же изделия на различных рынках могут существенно отличаться. Иногда даже полное соответствие товара требованиям международных стандартов не исключает несоответствия его параметров нормам отдельной страны. Например, согласно требованиям ИСО, тормозная система трактора должна обеспечивать его удержание на сухой бетонной поверхности с углом наклона 15°, а по национальному стандарту США угол наклона должен соответствовать 20°. Следовательно, машина, ориентированная на международный стандарт, на американском рынке будет неконкурентоспособной [17, с.347].

Конкурентоспособность продукции формируется совокупностью всех перечисленных показателей. Изделие должно быть надежным, эстетичным, хорошо выполнять свои функции, то есть удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено. Но, помимо всех этих показателей, важна и цена. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена набор свойств, которыми обладает изделие. Помимо цены важны и эксплуатационные характеристики, поскольку они влекут за собой затраты по эксплуатации и ремонту. Если изделие характеризуется длительным сроком службы, эти затраты вполне совместимы с ценой, а по некоторым изделиям и существенно превосходят продажную цену. Эти требования при оценке конкурентоспособности учитываются группой экономических параметров. По ним определяется сводный параметрический индекс, участвующий в расчете интегрального показателя конкурентоспособности [17, с. 347].

Рассмотренный метод оценки конкурентоспособности имеет ряд недостатков. Во-первых, единичные показатели не дают однозначной оценки конкурентоспособности из-за своей разнонаправленности. Во-вторых, сведение единичных показателей в группу не дает однозначной оценки группы свойств, поскольку в результате усреднения могут возникать ошибки. В-третьих, применение экспертных оценок делает оценку конкурентоспособности субъек­тивной.

Попытки избежать указанных недостатков привели к появлению еще одного метода. По сути он представляет собой разновидность предыдущего. Однако его использование имеет некоторые особенности, которые сводятся к следующему. Во-первых, наиболее существенные показатели предлагается использовать как единичные. Во-вторых, второстепенные показатели должны быть сведены в группы, для каждой из которых необходимо определить групповой показатель. В-третьих, на основе полученной совокупности групповых и единичных показателей определяется уровень кон­курентоспособности, аналогичный вышерассмотренному методу [17, с. 349].

 

1.3 Управление конкурентоспособностью продукции

 

Подсистема управления конкурентоспособностью является одной из важнейших подсистем управления предприятием. С позиции комплексного подхода в подсистеме управления конкурентоспособностью можно выделить несколько относительно обособленных, но взаимосвязанных элементов [17, с.350]:

а) аппарат управления конкурентоспособностью;

б) механизм управления;

в) процесс управления;

г) обеспечивающие средства.

Рассмотрим указанные элементы.

Аппарат управления представляет собой персонал предприятия, осуществляющий управленческое воздействие на конкурентоспособность как продукции, так и предприятия в целом. Сюда входят люди, принимающие решения по обеспечению конкурентоспособности, а также обеспечивающие процесс подготовки, принятия и реализации решений. Аппарат управления функционирует в форме организационной структуры. Наиболее важными звеньями организационной структуры обеспечения конкурентоспособности являются: служба маркетинга; отдел стратегического планирования; отдел сбыта; конструкторско-технологическая служба; отдел технического контроля; научно-исследовательские подразделения; отдел труда и заработной платы и др.

В общем виде механизм управления конкурентоспособностью включает систему целей, принципов, задач, функций и методов обеспечения конкурентоспособности.

Основной целью управления конкурентоспособностью продукции является адаптация продукции к требованиям конкретного рынка по соотношению «качество - цена». Решения по такой адаптации принимаются аппаратом управления при помощи механизма управления конкурентоспособностью [17, с. 351].

Принципами обеспечения конкурентоспособности являются следующие положения.

Ориентация на потребителя. Выжить на рынке могут только те предприятия, которые представляют своему потенциальному потребителю лучшую продукцию, чем их конкуренты. Поэтому основная задача каждого предприятия всегда должна заключаться в удовлетворении требований потребителя. Продукция, не удовлетворяющая этим требованиям, перестает пользоваться спросом, а предприятия рано или поздно становятся банкротами. Поэтому стратегия деятельности предприятия должна быть направлена на обеспечение высокого качества своей продукции, являющегося основной составляющей конкурентоспособности [17, с. 353].

Ориентация на продукцию. Если в качестве стратегической цели предприятия рассматривать удовлетворение требований потребителя, то оказывается, что выпускаемая продукция или оказываемые услуги являются решающим фактором в достижении этой цели, то есть тактикой. Такая тактика предполагает создание товаров, соответствующих требованиям рынка, для чего необходимо тщательно исследовать последний. Поэтому обеспечение конкурентоспособности предполагает изучение требований потенциального потребителя, условий эксплуатации создаваемых изделий, тщательные и всесторонние испытания, сведение к минимуму трудностей, с которыми может встретиться потребитель в период эксплуатации изделия.

Все эти положения очевидны. Тем не менее трудности со сбытом продукции сводятся в той или иной мере к следующим ошибкам [17, с.354]:

- неполный учет всех эксплуатационных требований к изделию при его проектировании;

- недостаточные испытания в процессе отработки, не позволяющие выявить потенциальные недостатки изделия;

- отсутствие или недостаточность инструктажа потребителя;

- отсутствие системы сбора информации о работе изделия в эксплуатации.

Понимание каждым работником предприятия того, что продукция должна удовлетворять потребителя больше, чем аналогичная продукция конкурентов. Те предприятия, которые провозгласили лозунг " Конкурентоспособность - дело каждого члена трудового коллектива", добиваются хороших результатов, а те, которые поручили это дело службе маркетинга, действуют не столь успешно. В сферу определения полномочий и ответственности за обеспечение конкурентоспособности по всему технологическому циклу изготовления продукции должны быть вовлечены все сотрудники предприятия, начиная с рабочих и заканчивая руководителями высшего уровня. Добиться их активного участия в обеспечении конкурентоспособности - одна из главных задач администрации. Управление качеством и издержками - один из лучших известных ныне способов стимулирования работы персонала [17, с.355].

Установлено, что если даже просто обратить внимание работников на эти факторы, они уже начинают активнее участвовать в достижении целей предприятия. А если разработать систему стимулирования, то отдача будет гораздо больше. Важно, чтобы каждый работник предприятия в деле обеспечения конкурентоспособности знал, что от него требуется; обладал способностью, желанием и возможностью сделать то, что от него требуется: выполнял свои обязанности удовлетворительно; контролировался в этих вопросах.

Все это создает определенный интерес у работников к проблеме обеспечения конкурентоспособности. Но чтобы появился интерес к совместной работе, чтобы закрепить это сотрудничество, придать ему постоянный характер, необходимо иметь соответствующие средства[17, с.355].

Ориентация на перспективу. Базой обеспечения высокого качества и конкурентоспособности продукции является стандартизация и унификация. Применение стандартных и унифицированных деталей и сборочных единиц позволяет снизить издержки на их изготовление, повысить качество, сократить применяемую номенклатуру и уровень запасов. Наличие унифицированных деталей и узлов обеспечивает более плавный переход на новые модификации изделий. Это позволяет поддерживать прибыль и доход на стабильном уровне. И кроме того, если выведенное на рынок изделие потерпит неудачу в конкурентной борьбе, унифицированные и стандартные детали и узлы, примененные в нем, можно будет использовать в других изделиях, что значительно сократит потери, связанные с неудачной разработкой изделия.

Непрерывность. Обеспечение конкурентоспособности продукции не может быть актом единовременным. Динамичность рыночной конъюнктуры требует проведения систематических мероприятий по повышению научно-технического уровня и качества производимой продукции, а также снижению затрат на ее производство и реализацию. Поэтому процесс управления конкурентоспособностью должен быть непрерывным [17, с.356].

Успешная реализация цели по обеспечению конкурентоспособности на предприятии зависит от того, как она разбита на подцели и задачи. В общем случае алгоритм структуризации целей на подцели и задачи включает их конкретизацию в технико-экономических показателях работы предприятия и его структурных подразделений и формирование основных проблем, требующих своего решения в сфере обеспечения конкурентоспособности. Состав этих задач определяется факторами, обеспечивающими требуемый уровень конкурентоспособности.

Процесс обеспечения конкурентоспособности выступает как система функций, выполняемая различными структурными подразделениями предприятия [23, с.270].

Информация о работе Понятие конкурентоспособности продукции и направления ее повышения