Понятие конкурентоспособности продукции и направления ее повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 23:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является определение путей и методов повышения конкурентоспособности товара.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность продукции», изучение его сущности; определение факторов, критериев и показателей конкурентоспособности продукции; анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности продукции; определение путей и методов повышения конкурентоспособности продукции; рассмотрение понятия качества продукции, системы показателей качества продукции а также контроль качества продукции; рассмотрим стандартизацию и сертификацию как основу системы управления качеством.

Оглавление

Введение 5
1 Конкурентоспособность продукции 9
1.1 Сущность и значение конкурентоспособности продукции 9
1.2 Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции 14
1.3 Управление конкурентоспособностью продукции 23
2 Качество и сертификация продукции 33
2.1 Понятие качества продукции 33
2.2 Система показателей качества продукции 34
2.3 Контроль качества продукции 38
2.4 Стандартизация как основа системы управления качеством продукции. 40
2.5 Сертификация продукции 46
3 Направления повышения конкурентоспособности продукции 52
Заключение 67
Список использованных источников 70

Файлы: 1 файл

Курсовая доработка.doc

— 545.50 Кб (Скачать)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, конкурентоспособность продукции - это комплексная многоаспектная характеристика, отражающая способность продукции в течение периода ее производства соответствовать по качеству требованиям конкретного рынка (рынков), адаптироваться по соотношению качества и цены к предпочтениям потребителей, обеспечивать выгоду производителю при ее реализации.

Всякий товар обладает комплексом свойств, определяющих степень его пригодности к использованию в конкретных условиях. Чтобы объективно оценить конкурентоспособность товара, производитель должен при анализе использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель.

Среди критериев, характеризующих конкурентоспособность промышленных товаров, выделяют: технические (назначения, нормативные, эргономические, эстетические и другие), экономические (цену потребления) и организационные (скидок, условия платежа и поставок, комплектность поставки, сроки и условия гарантии и т. д.).

Для определения конкурентоспособности продукции на основе выбранных критериев используют различные показатели. Для сопоставления величины различных показателей, характеризующих конкурентоспособность товара на разных стадиях его жизненного цикла, они были разделены на две большие группы: стоимостные (себестоимость, выручка, инвестиции и др.) и качественные (послепродажное обслуживание товара, уровень известности, реклама и др.).

Обеспечение конкурентоспособности продукции предполагает необходимость ее количественной оценки, которая может быть получена различными как аналитическими, так и графическими методами. Так как использование только какого-то одного метода не дает полного представления об уровне конкурентоспособности, при оценке конкурентоспособности товара и предприятия необходимо использовать комплексный метод.

С целью повышения конкурентоспособности продукции необходимо внедрять комплексные мероприятия по повышению конкурентоспособности соответствующего предприятия, отрасли, страны.

В результате оценки конкурентоспособности продукции производителем могут быть приняты следующие пути повышения конкурентоспособности:

- изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья,  полуфабрикатов), комплектующих изделий и/или конструкции продукции;

- изменение порядка проектирования продукции;

- изменение технологии изготовления продукции; методов испытаний, системы  контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки и  монтажа;

- изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, и  цен на запасные части;

- изменение порядка реализации продукции на рынке;

- изменение структуры и размера инвестиции в разработку, производство и  сбыт продукции;

- изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве  продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;

- изменение системы стимулирования поставщиков;

- изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.

Главным подходом при этом является выпуск как можно большего количества новой, пользующейся повышенным спросом продукции, цены на которую будут ниже, чем у конкурентов, а качественные характеристики - выше.

Качество – совокупность свойств товара, обуславливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии.

В определении качества продукции используются два подхода: технический (совокупность свойств продукции) и экономический (совокупность свойств, которые способны удовлетворять потребности потребителей).

Качество продукции значительно влияет на себестоимость и цену продукции, прибыль, рентабельность, а также конкурентоспособность продукции и предприятия.

Свойства продукции, производимой на предприятии, количественно выражаются в показателях качества. Показатели качества позволяют определить уровень качества продукции. Система показателей качества, используемых при оценке уровня качества позволяет всесторонне определить качественные характеристики выпускаемой продукции, достигнутый уровень качества. Обеспечение, поддержание и повышение качества продукции на предприятии достигаются благодаря управлению качеством.

Качество определяется действием многих факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. Ее главная цель – обеспечить требуемый уровень качества в течении всего периода изготовления продукции. В состав система качества входит: совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов, ресурсов, обеспечивающих достижение поставленной цели в области качества.

В экономически развитых странах система качества строится в соответствии с международным стандартом серии ИСО 9000. Причиной внедрения систем качества послужили эмпирические исследования запросов потребителей, требований рынка и условий сбыта.

Но не только стандартизация является гарантом соответствующего качества продукции, а также и сертификация, которая появилась в сязи с необходимостью защиты внутреннего рынка от продукции, непригодной к использованию.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Азрилиян, А.Н. Большой экономический словарь / А.Н. Азрилиян. – Москва : Правовая культура, 2004. - 528 с.

2. Багиев, Г.Л. Маркетинг: учебник для ВУЗов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич; под ред. Г.Л. Багиева. – Москва: ОАО Издательство Экономика, 1999. – 47 с.

3. Баранчеев, В.А. Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятий / В.А. Баранчеев, Г.А.Стрижев. – Минск: Амалфея, 2000. – 50 с.

4. Беларусь и страны мира: Статистический справочник. - Минск : Минстат Республики Беларусь, 2008. – 70 с.

5. Булатов, А.С. Экономика / А.С. Булатов. – Москва : Экономистъ, 2003. - 896 с.

6. Бухалков, М.И. Внутрифирменное планирование: учеб. пособие / М.И.Бухалков. – Москва: ИНФРА-М, 2000. – 152 с.

7. Васильев, Г.А.Коммерческое товароведение и экспертиза: учеб. пособие для ВУЗов / Г.А. Васильев, Л.И. Ибрагимов, Н.Г. Нагапетьянц. – Москва: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. – 254 с.

8. Виханский, О.С. Стратегическое управление: учеб. пособие / О.С. Виханский. - 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Гардарики, 2002. – 220 с.

9. Воронов, А.С. Производительность труда и конкурентоспособность: две стороны медали. / А.С. Воронов. – Москва: ЮНИТИ, 2002. – 70 с.

10. Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. – Москва: Азимут-центр, 2002. – 383 с.

11. Гарбацевич, С.Л. Организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности предприятий Республики Беларусь: Автореферат диссертации / С.Л. Гарбацевич. - Минск: Акад. Упр. При Президенте., 2002. – 20 с.

12. Голубков, Е.П. Изучение и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом.-1999. -№6. - С. 43 – 50.

13. Говорова, Н.П. Конкурентоспособность – основной фактор развития современной экономики / Н.П. Говорова // Проблемы теории и практики управления.-2006. -№7. – С. 49 – 60.

14. Дихтль, Е.В., Хершген Х.А. Практический маркетинг / Е.В. Дихтль, Х.А.Хершген. – Москва : Высшая школа, 1995. – 64 с.

15. Емельянов, С.П. Международная конкурентоспособность производителей: факторы, определяющие положение на рынках и конкурентные преимущества. / С.П. Емельянов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2002. - №3. – С. 116 – 132.

16. Золотогоров, В.Г. Экономика: Энциклопедический словарь / В.Г. Золотогоров. – Минск : Интерпрессервис, Книжный Дом, 2003. – 720 с.

17. Ильин, А.И. Экономика предприятия: учеб. пособие / А.И. Ильин. – 4-е изд. стереотипное. – Москва : ООО Новое знание, 2006. – 697 с.

18. Ковалёва, Т.А. Конкурентоспособность предприятий Беларуси и России в 2007 г.: сравнительный анализ / Т.А. Ковалева, Л.Г. Хмурович// Журнал международного права и международных отношений. - 2008. – № 1. – С. 84 – 103.

19. Кормнов, Ю. О повышении конкурентоспособности экономики / Ю.О. Кормнов // Экономист. - 2006. – № 8. – С. 30 – 44.

20. Кругман, П.Р., Обстфельд Москва. Международная экономика. Теория и политика / П.Р. Кругман. – пер. с английского. – СанкПетербург : Питер, 2003. – 832 с.

21. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность / С.Ю.Кричевский, М.И.Плотницкий, Г.В.Турбан и др. / под ред. М.И.Плотницкого, Г.В.Турбан. – Минск : ООО Современная школа, 2006. – 664с.

22. Мищенко, Л.Я. Оценка конкурентоспособности национальной экономики: теоретические и методологические аспекты / Л.Я.Мищенко // Вопросы экономики. - 2008. – № 4. – С. 35 – 55.

23. Нехорошева, Л.Н. Экономика предприятия: учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева. – 3-е изд. – Минск: Вышэйшая школа, 2005. – 383с.

24. Николаева, М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: учебник для ВУЗов / М.А. Николаева. – Москва : Норма, 2000. – 142 с.

25. Национальный интернет – портал Министерства иностранных дел Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010. – Режим доступа: htpp:// www.mfa.gov.by.- Дата доступа 06.06.2010.

26. Национальный интернет – портал Министерства статистики и анализа Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010. – Режим доступа: //www.belstat.gov.by. – Дата доступа 30.06.2010.

27. Парахина В.Н., Парахин К.А. Конкурентоспособность региона как экономическая категория. / В.Н. Парахина, К.А. Парахин.- Сборник научных трудов. Серия Экономика, вып.5. – Ставрополь : Северо-Кавказский государственный технический университет, 2002. – 90 с.

28. Плясунков, А.В. Экономические методы управления конкурентоспособностью продукции: Автореферат диссертации / А.В. Плясунков. - Минск: БГПА, 2002. – 21 с.

29. Повилейко Р.Т., Галичкин П.А. Выживет ли новая газета? Опыт системного анализа и оценки рекламно-информационного издания в Новосибирске / Р.Т.Повилейко, П.А. Галичкин // Маркетинг. - 2001. - №1. – С. 65 – 76.

30. Портер, М.Э. Конкуренция / М.Э. Портер. – Москва : Дом Вильямс, 2001. – 496 с.

31. Портер, М.Э. Международная конкуренция / М.Э. Портер. -пер. с англ. – Москва : Международные отношения, 1993. – 896 с.

32. Соловьев, Б.А. Управление маркетингом: 17-ти модульная программа для менеджеров Управление развитием организации. Модуль 13 / Б.А. Соловьев. – Москва : ИНФРА-М, 2000. – 596 с.

33. Статьи, М.П. Методика планирования маркетинговой деятельности фирмы / М.П. Статьи // Маркетинг. - 2000. - №11. – С. 32 – 51.

34. Суша, Г.З. Экономика предприятия: учеб. пособие / Г.З. Суша. – 3-е изд. – Москва : ООО Новое знание, 2007. – 511с.

35. Тер-Григорьянц, Р.Г. Методические подходы к оценке конкурентоспособности продукции и предприятия. / Р.Г. Тер-Григорьянц // Экономика. - 2003. - №4. – С. 20 – 52.

36. Трубилин, А.Б. Конкурентоспособность – главный фактор эффективного производства. / А.Б. Трубилин. - Москва : ООО Новое знание, 2002. –46 с.

37. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. / Р.А. Фатхутдинов. – Москва: ИНФРА-М, 2000. – 312 с.

38. Фигурнова, Н.П. Международная экономика / Н.П.Фигурнова. – Москва : Омега-Л, 2005. – 509 с.

39. Философский энциклопедический словарь. – Москва : ИНФРА – М, 1997. – 576 с.

40 .Шеховцева, Л.С. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания. / Л.С. Шеховцев // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - №5. – С. 50 – 77.

4

 



Информация о работе Понятие конкурентоспособности продукции и направления ее повышения