Основные теоретические аспекты расчета и анализа прибыли и рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:42, дипломная работа

Краткое описание

Обобщающим показателем экономической эффективности производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.
На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечив

Файлы: 1 файл

Пути увеличения прибыли и уровня рентабельности на предприятии, с применением методов экономико-математического моделирования..doc

— 625.00 Кб (Скачать)

              Таким образом, показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Методика подсчета резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности.

              Для определения резервов роста прибыли при увеличении объема реализации продукции необходимо выявленный ранее резерв умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида.

              Подсчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции (работ, услуг) умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста.

              Подсчет резервов роста прибыли при улучшении качества продукции осуществляется следующим образом: изменение удельного веса каждого сорта (кондиции) умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на возможный объем реализации продукции.

Аналогично подсчитываются резервы роста прибыли за счет изменения роста сбыта.

Основным источником резервов повышения уровня рентабельности продукции являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции (Р↑П) снижение себестоимости товарной продукции (Р↓С).

Для подсчета резервов может быть использована следующая формула:

                                                                                                                             

                                                                           Пф +Р↑П                                                      Пф

Р↑R = Rв – Rф = ———————— х 100 - ——— х 100

                                                                                ∑( Vрпiв х Сiв)                                   Зф

 

где

Р↑R – резерв роста рентабельности;

Rв – рентабельность возможная;

Rф - рентабельность фактическая;

Пф - фактическая сумма прибыли;

Vрпiв - возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;

Сiв - возможный уровень себестоимости i-х видов продукции с учетом выявленных резервов снижения;

Зф - фактическая сумма затрат по реализованной продукции.

 

 

 

 

 

 

2 Организационно-экономическая характеристика.

 

2.1 Организационная характеристика предприятия ОАО «Кубинская экспериментальная обувная фабрика».

            ОАО «Кубинская экспериментальная обувная фабрика» организовано в 1994году и специализируется на выпуске обуви. Предприятие расположено в пригороде г. Москвы. На территории предприятия находятся: здание заводоуправления; материальный склад и склад готовой продукции; два производственных здания с рабочим и силовым оборудованием; ремонтно-механические мастерские; гараж.

Структура предприятия

                                Цех по производству женской обуви

Цех 1 по производству заготовок;

Цех 2 по раскрою материала,  тканей и пошива;

Цех 3 набойка, сборка и упаковка.

 

Цех по производству мужской обуви

Цех 1 по производству заготовок;

Цех 2 по раскрою материала,  тканей и пошива;

Цех 3 набойка, сборка и упаковка.

 

 

Вспомогательные службы

Ремонтно-механические мастерские обеспечивают текущий и профилактический ремонт оборудования, заточку и замену инструмента.

Автотранспортный участок занимается внешними и внутренними перевозками грузов, а именно:

-         доставкой сырья и материалов на материальный склад предприятия и внутризаводским перемещением грузов со склада к производственным участкам;

-         доставкой готовой продукции из цеха на склад и от склада до потребителя.

 

Управленческая структура предприятия

Экспертная группа – состоит из главных менеджеров предприятия, которая определяет техническую, финансовую и перспективную политику развития производства и сбыта продукции;

Технический отдел – обеспечение производства конструкторской, технологической и нормативной документацией;

Планово-производственный отдел – выдача плановых заданий, определение потребности в сырье и материалах, расчет цен и себестоимости продукции;

Бухгалтерия – ведет всю необходимую документацию по учету производимых затрат, отчетность перед налоговой инспекцией, расчеты с поставщиками и потребителями, расчеты с работниками предприятия;

Снабженческо-сбытовой отдел – отвечает за бесперебойное обеспечение производства материальными ресурсами и инструментом, а также за отгрузку готовой продукции потребителям.

Для производства продукции предприятие использует в основном сырье и материалы отечественных производителей.

Выпускаемые изделия реализуются в основном в пределах области через торговые точки по договорам большими партиями. Предприятие имеет долгосрочные партнерские отношения с клиентами.

Для того чтобы успешно конкурировать на современном обувном рынке сбыта на предприятии ведется постоянная и целенаправленная работа по улучшению потребительских свойств выпускаемых изделий – используются современные дизайнерские разработки, новые прогрессивные виды материалов.

Участие в выставках помогает пропагандировать продукцию в обувном мире, выпуск буклетов, рекламных щитов и другой рекламной продукции позволяет предприятию находить новых клиентов, наращивать объемы производства и продаж.

Ассортимент производимой продукции в настоящее время широк и разнообразен, он рассчитан на потребителя с разным уровнем достатка, реализуется в пределах области в другие регионы.

В результате проводимой работы предприятию удалось в 2002 году увеличить объем производства и продаж по сравнению с предыдущим годом в полтора раза. Это положительно повлияло на финансовое состояние предприятия, его экономические показатели и кадровую стабильность.

Приоритетным направлением своей деятельности руководство предприятия считает повышение качества выпускаемой продукции, улучшение ее дизайна, применение современных материалов и технологий.

Оснащение производства современным оборудованием и инструментом является главным условием увеличения выпуска продукции, улучшения ее потребительских свойств, повышения финансовой устойчивости предприятия и успешная конкуренция в обувном бизнесе.

Поэтому очень важно проанализировать эффективность использования имеющихся основных фондов и наметить конкретные мероприятия по улучшению экономических характеристик предприятия в этом направлении.

 

 

2.2 Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия по основным технико-экономических показателей за 2001-2003г.г.

Данные, представленные в табл. 1 и 2, характеризуют общие результаты и эффективность производственно-хозяйственной деятельности акционерного общества за последние три года и служат основой для проведения комплексного экономического анализа.

Комплексный анализ производственно-хозяйственной деятельности АО за последние три года производится с целью выявления динамики основных технико-экономических показателей.

 

Исходные данные для анализа                                                                 Таблица1

Показатели

Ед. изм.

2001г.

2002г.

2003г.

1.Объем товарной продукции (без НДС)

тыс.руб.

90825

115347

138962

Темп роста к 2001г.

%

100

127,0

153,0

Темп роста к 2002г.

%

 

100,0

120,5

2.Объем реализованной продукции (без НДС)

тыс.руб.

87957

114761

140118

Темп роста к 2001г.

%

100,0

130,5

159,3

Темп роста к 2002г.

%

 

100,0

122,1

3. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов

 

тыс.руб.

38226

36793

37047

Темп роста к 2001г.

%

100,0

96,3

96,9

Темп роста к 2002г.

%

 

100,0

100,7

4.Фондоотдача

руб./руб.

2,38

3,14

3,75

Темп роста к 2001г.

%

100,0

131,9

157,9

Темп роста к 2002г.

%

 

100,0

119,6

5.Стоимость оборотных средств

тыс.руб.

29497

34396

39703

Темп роста к 2001г.

%

100,0

117,0

135,0

Темп роста к 2002г.

%

 

100,0

115,4

Продолжение таблицы 1

Показатели

Ед. изм.

2001г..

2002г.

2003г.

6.Оборачиваемость оборотных средств

оборотов

3,1

3,4

3,5

Темп роста к 2001г.

%

100,0

109,6

113,0

Темп роста к 2002г.

%

 

100,0

103,0

7.Численность ППП

чел.

269

296

311

Темп роста к 2001г.

%

100,0

109,8

115,5

Темп роста к 2002г.

%

 

100,0

105,2

8.Производительность труда

тыс.руб.

337,0

389,8

446,4

Темп роста к 2001г.

%

100,0

115,7

132,5

Темп роста к 2002г.

%

 

100,0

114,5

9.Фонд оплаты по труду

тыс.руб.

6247

7909

9469

Темп роста к 2001г.

%

100,0

126,7

151,7

Темп роста к 2002г.

%

 

100,0

119,7

10.Среднегодовая зарплата на одного работающего

тыс.руб.

23,2

26,7

30,4

Темп роста к 2001г.

%

100,0

115,4

131,3

Темп роста к 2002г.

%

 

100,0

113,8

11.Прибыль балансовая

 

тыс.руб.

9724

13756

20677

Темп роста к 2001г.

%

100,0

141,0

212,0

Темп роста к 2002г.

%

 

100,0

150,0

12.Общая рентабельность

%

14,3

19,3

26,9

Темп роста к 2001г.

%

100,0

135,0

188,0

Темп роста к 2002г.

%

 

100,0

136,0

Продолжение таблицы 1

Показатели

Ед. изм.

2001г..

2002г.

2003г.

13.Себестоимость товарной продукции

тыс.руб.

82832

101851

117423

Темп роста к 2001г.

%

100,0

123,0

141,8

Темп роста к 2002г.

%

 

100,0

115,3

14.Материальные затраты

тыс.руб.

58894

71092

80199

Темп роста к 2001г.

%

100,0

120,7

136,2

Темп роста к 2002г.

%

 

100,0

112,8

15.Затраты на 1 рубль товарной продукции

руб./руб.

0-91,2

0-88,3

0-84,5

Темп роста к 2001г.

%

100,0

96,8

92,6

Темп роста к 2002г.

%

 

100,0

95,7

 

Динамика основных экономических показателей работы предприятия

в сопоставимых ценах

Таблица 2

Наименование показателей

Ед. изм.

Значение показателей

2001г.

2002г.

2003г.

Товарная продукция

тыс.руб.

110891

121923

138962

Темпы роста к 2001г.

%

100,0

109,9

125,3

Темпы роста к 2001г.

%

 

100,0

114,0

Реализованная продукция

тыс.руб.

107390

120386

140118

Темпы роста к 2001г.

%

100,0

108,6

126,4

Продолжение таблицы 2

Наименование показателей

Ед. изм.

Значение показателей

Наименование показателей

Ед. изм.

Темпы роста к 2001г.

%

 

100,0

116,4

Себестоимость ТП

тыс.руб.

97266

104562

117423

 

Темпы роста к 2000г.

%

100,0

107,5

120,7

Темпы роста к 2001г.

%

 

100,0

112,3

Информация о работе Основные теоретические аспекты расчета и анализа прибыли и рентабельности