Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении теоретических аспектов анализа финансовых результатов деятельности предприятия, проведении анализа по имеющимся данным. Объектом исследования является предприятие ОАО «Маркс».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
* дать определение понятий прибыли и рентабельности, раскрыть их значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
* проанализировать состав, структуру и факторы формирования прибыли предприятия;
* рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией;
* провести анализ прибыли и рентабельности хозяйственной деятельности ОАО «Маркс» и сделать необходимые выводы на основе проведенного анализа.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...….......3
1. Краткая характеристика и анализ производственно-хозяйственной
деятельности ОАО «Маркс»…………………………..………………………....8
2. Анализ прибыли предприятия…………………………..……….……….....16
1. Анализ прибыли от реализации готовой продукции……………………...17
2. Анализ балансовой прибыли…………………………………………...…..19
3. Анализ прибыли, остающейся в распоряжении предприятия……….….21
3. Анализ рентабельности предприятия………………….….………….…...23
3.1. Анализ рентабельности производства продукции……….………….…...23
3.2. Анализ рентабельности продаж…………………………………...…….…24
3.3. Анализ рентабельности важнейших видов продукции……………….....27
3.4. Анализ рентабельности предприятия…………………………..…….…...29
Заключение……………………………………………….…………………….…...56
Список используемой литературы………………………………………….…….57

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 255.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………...….......3

  1. Краткая характеристика и анализ производственно-хозяйственной

     деятельности ОАО «Маркс»…………………………..………………………....8

  1. Анализ прибыли предприятия…………………………..……….……….....16
    1. Анализ прибыли от реализации готовой продукции……………………...17
    2. Анализ балансовой прибыли…………………………………………...…..19
    3. Анализ прибыли, остающейся в распоряжении предприятия……….….21

3. Анализ рентабельности предприятия………………….….………….…...23

3.1. Анализ рентабельности производства продукции……….………….…...23

3.2. Анализ рентабельности продаж…………………………………...…….…24

3.3. Анализ рентабельности важнейших видов продукции……………….....27

3.4. Анализ рентабельности предприятия…………………………..…….…...29

Заключение……………………………………………….…………………….…...56

Список  используемой литературы………………………………………….…….57 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

       В условиях рыночных отношений главной  целью осуществления предпринимательской  деятельности выступает финансовый результат. Он обеспечивает экономическую  устойчивость фирмы, гарантирует полноту  ее финансовой независимости. От его уровня зависит эффективность работы предприятия, повышение и укрепление конкурентной позиции на рынке. Поэтом в настоящее время очень большое внимание уделяется формированию и использованию финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта.

       Финансовый  результат представляет собой прирост (или уменьшение) стоимости собственного капитала организации, образовавшийся в процессе ее предпринимательской  деятельности за отчетный период.

       Показатели  финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает базу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями. Однако, сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием  своих ресурсов. Одним из основных показателей характеризующих эффективность работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным (прибыли) ресурсам.

       Значимость  экономического анализа таких важнейших  показателей, как прибыль и рентабельность предприятия трудно переоценить, ведь именно прибыль есть конечный финансовый результат деятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсов предприятия.

       Анализ  прибыли и рентабельности предприятия  позволяет выявить большое число  тенденций развития, призван указать  руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли, что в конечном счете позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.

       Цель  данной работы заключается в изучении теоретических аспектов анализа финансовых результатов деятельности предприятия, проведении анализа по имеющимся данным. Объектом исследования является предприятие ОАО «Маркс».

       Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

  • дать определение понятий прибыли и рентабельности, раскрыть их значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
  • проанализировать состав, структуру и факторы формирования прибыли предприятия;
  • рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией;
  • провести анализ прибыли и рентабельности хозяйственной деятельности ОАО «Маркс» и сделать необходимые выводы на основе проведенного анализа.
 
 
 
 
 
 
 

2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МАРКС» 

      Объектом  исследования данной курсовой работы является открытое акционерное общество "Маркс" (далее по тексту ОАО "Маркс"). ОАО "Маркс" является частным коммерческим предприятием и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия, Конституцией РФ и действующим законодательством РФ.

      ОАО "Маркс" является самостоятельным юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и расчетный счет.

      Расположено предприятие по адресу: Россия, г. Ярцево, ул. Московская, д.20; тел.:84814378890.

       ОАО «Маркс» создано согласно законодательству РФ в октябре 2005 года. Деятельность ОАО «Маркс» специализируется на изготовлении металлических ограждений, дверей, защитных решеток, могильных надгробий, памятников. Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия за 2006-2008 г.г. представлен в таблице 1. 

      Таблица 1.

 Показатели 2006г. (тыс. руб.) 2007г. (тыс. руб.) 2008г. (тыс. руб.) Темп  роста
 2007 г. к   2006г.(%)  2008 г. к 2006г.(%)  2008 г. к 2006г.(%)
 1 2 3 4  5  6  7
 1.Объем  товарной продукции (без НДС) 22706 28837 34741  127,0  153,0  120,5
 2.Объем  реализованной продукции (без  НДС) (Выручка) 21989 28690 35030  130,5  159,3  122,1
 3.Среднегодовая  стоимость основных производственных  фондов 9557 9198 9262  96,2  96,9  100,7
 4.Фондоотдача 2,30 3,12 3,78  135,7  164,4  121,2
 5.Стоимость  оборотных средств 7374 8599 9926  116,6  134,6  115,4
 6.Оборачиваемость  оборотных средств (оборотов) 3,1 3,4 3,5  109,6  113,0  103,0
 1 2 3 4  5  6  7
 7.Численность  ППП 67 74 77  110,4  114,0  104,1
 8.Прибыль балансовая 2331 3439 5169  141,5  212,6  150,3
 9.Общая рентабельность (%) 14,3 19,3 26,9  135,0  188,0  136,0
 10.Себестоимость товарной продукции 20708 25463 29356  123,0  141,8  115,3
 11.Материальные затраты 14724 17773 20050  120,7  136,2  112,8
 12.Товарная продукция 27723 30481 34741  109,9  125,3  114,0
 13.Реализованная продукция 26848 30097 35030  112,1  130,5  116,4
 

      Рассмотрим  технико-экономические показатели в динамике за три года работы предприятия, принимая за базу 2006г. (табл. 1).

      За  анализируемый период (2006-2008г.г.) наблюдается тенденция роста показателей товарной и реализованной продукции. Так выпуск товарной продукции возрос с 22706 тыс. руб. до 34741 тыс. руб. в действующих ценах в 1,5 раза. Выручка от реализации товарной продукции в действующих ценах без учета НДС увеличилась с 21989 тыс. руб. в 2006 году до 35030 тыс. руб. в 2008 году. Это положительное явление связано с систематической работой отдела маркетинга по изучению покупательского спроса населения и заинтересованных организаций. Кроме того, на увеличение объемов реализации товарной продукции повлияло постоянное обновление ассортимента изготавливаемой продукции, а также улучшение качества и дизайна предлагаемых для продажи изделий.

      Стоимость основных фондов за три последних  года незначительно уменьшилась. Так, если в 2006 году стоимость ОПФ составляла 9557 тыс. руб., то в 2008 году их сумма составила 9262 тыс. руб. Произошло снижение величины основных производственных фондов на 3,1% за счет списания устаревшего оборудования, а также продажи ненужного оборудования.

      Стоимость оборотных средств, в течение рассматриваемого периода, возросла более чем в 1,3 раза и на конец 2008 года составила сумму 9926 тыс. руб. Значительную долю (около 44%) в оборотных средствах составляют запасы на складах предприятия сырья и материалов.

      Рассматривая  динамику использования основных фондов и оборотных средств, можно отметить значительный рост фондоотдачи. Если в 2006 году она составляла 2,30 рублей на рубль товарной продукции, то в 2008 году значение этого показателя возросло до 3,78 руб. Темпы роста за рассматриваемый период составили 156,7%. Рост фондоотдачи произошел в основном за счет значительного увеличения объемов изготовленной продукции, а также частично за счет уменьшения стоимости основных фондов.

      Темпы роста показателей балансовой прибыли и общей рентабельности составляют соответственно 212,6 % и 188 %. На фоне роста абсолютных значений  балансовой прибыли с 2431 тыс. руб. в 2006 году до 5169 тыс. руб. и общей рентабельности с 14,3 % в 2006году до 26,9 % в 2008 году, наблюдается значительный рост материальных затрат и себестоимости выпускаемой продукции.

      За период 2006-2008 г.г. себестоимость товарной продукции выросла с 20708 тыс. руб. до 29356 тыс. руб.; материальные затраты увеличились с 14724 тыс. руб. до 20050 тыс. руб. Их увеличение связано с ростом выпуска товарной продукции и повышением цен на сырье, материалы, комплектующие изделия, а также на энергоносители (газ, электроэнергию).

      В целом проведенный анализ положительно характеризует деятельность ОАО  «Маркс». Однако, дальнейший рост выпуска продукции, на наш взгляд, сдерживается наличием на предприятии устаревшего оборудования, так как за последние годы оно практически не обновлялось.

      В связи, с этим необходимо провести экономический анализ по основным показателям, характеризующим эффективность работы акционерного общества и, в частности, выявить влияние различных факторов на изменение прибыли и рентабельности. 
 
 
 

      3. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ 

     Различные стороны производственно-хозяйственной  и финансовой деятельности предприятия находят свое отражение в системе показателей финансовых результатов. Эту систему образуют показатели прибыли и рентабельности, а также валового дохода – выручки от реализации продукции (работ, услуг).

     Прибыль является главным показателем эффективности работы предприятия, источником его жизнедеятельности. Рассчитывают несколько показателей прибыли.

     Конечный  финансовый результат деятельности предприятия – это балансовая прибыль (убыток). Балансовая прибыль  является суммой прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли (или убытка) от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационных операций.

     Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) составляет, как правило, наибольшую часть всей балансовой прибыли предприятия. Определяют ее как разность между выручкой от реализации продукции по оптовым ценам предприятия (без НДС) и ее полной себестоимостью. Если себестоимость продукции превышает ее стоимость в оптовых ценах, то результатом производственной деятельности предприятия будет убыток.

     Прибыль (убыток) от прочей реализации – это  сальдо прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг) подсобных, вспомогательных  и обслуживающих производств, не включаемой в объем реализации основной товарной продукции. Здесь же отражаются финансовые результаты реализации излишних и неиспользуемых материальных ценностей. Они определяются как разность между продажной (рыночной) ценой имущества и первоначальной или остаточной стоимостью имущества, скорректированной на индекс инфляции.

     Доходы (расходы) от внереализационных операций объединяют различные поступления, расходы и потери, не связанные с реализацией продукции. Этот показатель включает в себя:

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия