Анализ прибыли и рентабельности предприятия ОАО ВПМ «Авитек»

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является определение особенностей методов анализа прибыли и рентабельности предприятия. Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
Рассмотреть особенности прибыли и рентабельности;
Описать показатели рентабельности;
Для решения задач исследования использованы методы:
Изучения нормативных документов, регулирующих порядок деятельности предприятия.
Изучения публикаций отечественных и зарубежных авторов по теме исследования.

Оглавление

Введение
3
Глава 1.
Теоретические основы прибыли и рентабельности
4

1.1.
Значение финансового анализа в современных условиях.
5

1.2.
Классификация методов и приемов анализа
6

1.3.
Формирование финансовых ресурсов предприятия. Прибыль и её характеристика.
8

1.4.
1.5.
Понятие рентабельности
Система показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия.
11
13
Глава 2.
Организационно-экономическая характеристика
19

2.1.
Организационная характеристика предприятия «ОАО ВПМ Авитек»
19

2.2.
Экономическая характеристика предприятия «ОАО ВПМ Авиетк»
21
Глава 3

Анализ прибыли и рентабельности на ОАО ВПМ Авитек»
25


Заключение
31
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по анализу.docx

— 284.38 Кб (Скачать)

Вятский социально-экономический  институт

Факультет экономики и управления

 

Кафедра бухгалтерского учета, налогов и налогообложения

 

Экономический анализ

 

Курсовая  работа

 

 

По  теме:

«Анализ прибыли и рентабельности предприятия»

ОАО ВПМ «Авитек»

 

 

 

 

 

студентки группы НО-31,

факультета  экономики и управления

Хорошавиной Оксаны Валерьевны.

 

 

Научный руководитель

Цень Ольга  Александровна

 

 

 

 

Дата сдачи  курсовой работы: «__»____________2011г.

Дата защиты: «__»_____________2011г

Оценка:________________

 

 

 

 

 

Киров 2011 г

Содержание

 

Введение

3

Глава 1.

Теоретические основы прибыли и рентабельности

4

 

1.1.

Значение финансового анализа  в современных условиях.

5

 

1.2.

Классификация методов и приемов  анализа

6

 

1.3.

Формирование финансовых ресурсов предприятия. Прибыль и её характеристика.

8

 

1.4.

1.5.

Понятие рентабельности

Система показателей, характеризующих  финансовое состояние предприятия.

11

13

Глава 2.

Организационно-экономическая характеристика

19

 

2.1.

Организационная характеристика  предприятия  «ОАО ВПМ Авитек»

19

 

2.2.

Экономическая характеристика предприятия  «ОАО ВПМ Авиетк»

21

Глава 3

 

Анализ прибыли и рентабельности на ОАО ВПМ Авитек»

25

       
       

Заключение

31

Список литературы

Приложение 

32

34


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность  исследования. Прибыль - одна из важнейших  и самых сложных экономических  категорий, занимающая одно из центральных  мест среди инструментов управления экономикой. Значение прибыли в условиях рынка настолько велико, что К.Р. Макконнелл и С. Брю называют ее первичным  движителем капиталистической экономики. Можно сказать, что стремление к  получению прибыли - это выражение  основного принципа рационального  поведения в экономике - достижения максимальных результатов при минимальных  затратах, так как прибыль в  самом общем виде и есть разница  между полученными доходами и  совокупными издержками (а точнее, превышение первых над вторыми, поскольку  прибыль, имеющую отрицательное  значение, обычно называют убытком; в  дальнейшем и положительная, и отрицательная  разница между доходами и издержками будет определяться как прибыль, если логика изложения не потребует  конкретного уточнения).                                                                 

Финансы результаты деятельности предприятия характеризуется  суммой полученной прибыли и уровнем  рентабельности, прибыль предприятия  получают главным образом от реализации продукции, а так же от других видов  деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на фондовом и валютных биржах и т. д.)

Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются:

  1. Систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли.
  2. Определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;
  3. Выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли;
  4. Оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности;
  5. Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Цель курсовой работы является определение особенностей методов анализа прибыли и  рентабельности предприятия. Поставленная цель достигается путем решения  следующих задач:

  1. Рассмотреть особенности прибыли и рентабельности;
  2. Описать показатели рентабельности;

Для решения  задач исследования использованы методы:

  1. Изучения нормативных документов, регулирующих порядок деятельности предприятия.
  2. Изучения публикаций отечественных и зарубежных авторов по теме исследования.

Объект исследования: прибыли и рентабельность предприятия.

Предмет исследования: формирования и анализ прибыли и  рентабельности производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы прибыли и рентабельности.

1.1. Значение финансового  анализа в современных условиях.

Финансы предприятия - это экономическая  категория, особенность которой  заключается в сфере ее действия и присущих ей функции. Исходя из этого, финансовая работа на предприятии, прежде всего, направлена на создание финансовых ресурсов для развития, в целях  обеспечения роста рентабельности, инвестиционной привлекательности, т. е. улучшение финансового состояния  предприятия. Финансовое состояние - это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Так как, цель анализа состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но еще и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлением надо вести эту работу, дает возможность выявить наиболее важные аспекты и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии предприятия. Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степенью детализации в зависимости от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового обеспечения. Наиболее целесообразным является выделение процедур экспресс-анализа и углубленного анализа финансового состояния. Финансовый анализ дает возможность оценить: - имущественное состояние предприятия; - степень предпринимательского риска; - достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций; - потребность в дополнительных источниках финансирования; - способность к наращиванию капитала; - рациональность привлечения заемных средств; - обоснованность политики распределения и использования прибыли. Основу информационного обеспечения анализ финансового состояния должна составить бухгалтерская отчетность, которая является единой для организации всех отраслей и форм собственности. Она состоит из форм бухгалтерской отчетности Утвержденной Министерством финансов Российской Федерации. Результаты финансового анализа позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания, и разработать мероприятия по их ликвидации.

1.2. Классификация методов  и приёмов анализа.

Под методом финансового анализа  понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. К характерным  особенностям метода относятся: использование  системы показателей, выявление  и изменение взаимосвязи между  ними. В процессе финансового анализа применяется ряд специальных способов и приемов. Способы применения финансового анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические. К первой группе относятся: использование абсолютных, относительных и средних величин; прием сравнения, сводки и группировки, прием цепных подстановок.

Прием сравнения заключается в составлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями и с показателями предшествующего периода.

Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы.

Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Сущность приёмов ценных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчётный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель. На практике выбранные основные методы анализа финансовой отчётности: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый, метод финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ.

Горизонтальный ( временный ) анализ –  сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.

Вертикальный ( структурный ) анализ –  определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом.

Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. С  помощью тренда формируются возможные  значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный  анализ.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений  между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей.

Сравнительный анализ - это и внутрихозяйственный  анализ сводных показателей подразделений, цехов, дочерних фирм и т. п., и межхозяйственный анализ предприятия в сравнении  с данными конкурентов, со среднеотраслевыми  и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ - анализ влияния  и отдельных факторов ( причин ) на результативный показатель с помощью  детерминированных и стохастических приёмов исследования. Факторный анализ может быть как прямым, так и обратным, т. е. синтез - соединение отдельных элементов в общий результативный показатель. Многие математические методы : корреляционный анализ, регрессивный анализ, и др., вошли в круг аналитических разработок значительно позже. Методы экономической кибернетики и оптимального программирования, экономические методы, методы исследования операций и теории принятия решения, безусловно, могут найти непосредственное применение в рамках финансового анализа. Все вышеперечисленные методы анализа относятся к формализованным методам анализа. Однако существуют и неформализованные методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические и т. п., они основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне. В настоящее время практически невозможно обособить приемы и методы какой-либо науки как присущие исключительно ей. Так и в финансовом анализе применяются различные методы и приёмы, ранее не используемые в нем.

 

 

1.3. Формирование финансовых  результатов предприятия. Прибыль и ее характеристика.

Финансы предприятия - это совокупность денежных отношений, связанные с  формированием и использованием денежных доходов и накоплений предприятия. Финансы предприятия обеспечивают круговорот основного и оборотного капитала и взаимоотношение с  государственным бюджетом, налоговыми органами, банками, страховыми компаниями и прочими учреждениями финансово-кредитной  системы. При этом они выполняют  две функции : а) воспроизводственную; б) контрольную. Воспроизводственная функция состоит в обслуживании денежными ресурсами круговорота основного и оборотного капитала в процессе коммерческой деятельности предприятия на основе формирования и использования денежных доходов и накоплений.

Контрольная функция - это финансовый контроль за производственно-хозяйственной  деятельностью предприятия.

Финансовая стратегия предприятия  строится на определенных принципах  организации. Жесткая централизация  финансовых ресурсов, обеспечивающая фирме быструю маневренность  финансовыми ресурсами, их концентрацию на основных направлениях производственно-хозяйственной  деятельности. Финансовое планирование, определяющее на перспективу все  поступления денежных средств предприятия  и основные направления их расходования. Формирование крупных финансовых резервов, обеспечивающих устойчивую работу предприятия  в условиях возможных колебаний  рыночной коньюктуры. Главной задачей финансовой стратегии является достижение самоокупаемости предприятия. Самоокупаемость - это способность предприятия покрывать свои расходы (затраты) результатами производства, обеспечивая тем самым повторяемость производства в неизменных масштабах. В процессе достижения самоокупаемости решаются две важнейшие для предприятия проблемы : а) борьба с убыточностью; б) повышение прибыльности. Предприятие не только должно покрывать свои расходы доходами, но и быть рентабельным, т. е. получать прибыль.

Самоокупаемость - это неотъемлемый момент самофинансирования предприятия.

Самофинансирование - способность  предприятия из заработанных средств  не только возмещать производственные затраты, но и финансировать расширение производства, решение социальных задач. Самофинансирование осуществляется за счет прибыли и амортизации. В процессе накопления объем прибыли подвергается уменьшению за счет налогов и различных платежей из прибыли. В конечном итоге остается перераспределенная прибыль. Из не распределенной прибыли и амортизации формируется финансовый фонд или источники самофинансирования предприятия. Финансирование может осуществляться и путем привлечения средств рынка ссудных капиталов, к которым относятся: кредит банка, выпуск ценных бумаг (акций и облигаций). Однако остановимся более подробно на собственных источниках финансирования предприятия (собственном капитале).

Собственный капитал - капитал, безусловным  и исключительным владельцем которого является собственник (или собственники) предприятия. К собственному капиталу следует отнести уставной фонд (акционерный капитал), т. е. первоначальные и последующие вложения собственных средств собственниками, акционерами, и приращение капитала за счет прибыли. Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйствования предприятия и слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. В практической деятельности её принято называть валовой прибылью.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). Определение прибыли связано с получением валового дохода предприятия от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. В этом случае валовой доход предприятия - выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат и представляет собой денежную форму чистой продукции предприятия, включая в себя оплату труда и прибыль. Масса прибыли и валового дохода характеризует размер эффекта, получаемого в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятия. В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то по крайней мере, такому объёму прибыли, который бы позволил предприятию не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и услуг, но и обеспечивать динамическое развитие его производства в условиях конкуренции. Для этого необходимо знание источников формирования прибыли и методов по лучшему их использованию. В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется три основных источника получения прибыли:

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия ОАО ВПМ «Авитек»