Анализ прибыли предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Сущность, понятие прибыли и рентабельности деятельности предприятия и их виды, управление ими, методы анализа формирования и распределения прибыли, факторный анализ прибыли, анализ факторов рентабельности предприятия

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Сущность, понятие прибыли и рентабельности деятельности предприятия и их виды 5
1.2 Цели и задачи управления прибылью и рентабельностью
предприятия 13
1.3 Методы анализа формирования и распределения прибыли
предприятия 17
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ 28
2.1 Краткая хозяйственная характеристика предприятия 28
2.2 Анализ формирования и распределения прибыли 32
2.3 Факторный анализ прибыли 37
2.4 Анализ факторов рентабельности предприятия 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 48

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ РАБОТА.docx

— 101.08 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5

1.1 Сущность, понятие прибыли и  рентабельности деятельности предприятия  и их виды 5

1.2 Цели и задачи управления  прибылью и рентабельностью 

предприятия 13

1.3 Методы анализа формирования  и распределения прибыли 

предприятия 17

2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА  ПРИБЫЛИ 28

    1. Краткая хозяйственная характеристика предприятия 28
    2. Анализ формирования и распределения прибыли 32
    3. Факторный анализ прибыли 37

2.4 Анализ факторов рентабельности предприятия 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46

ПРИЛОЖЕНИЯ 48

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Постепенный переход России от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка.

Предприятие самостоятельно планирует  свою деятельность и определяет перспективы  развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения  производственного и социального  развития. Самостоятельно планируемым  показателем в числе других стала  прибыль. В условиях рыночной экономики  основа экономического развития –  прибыль.

Целью любого предприятия является прибыль, как важнейший показатель деятельности организации, однако сам  размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием  своих ресурсов, огромное значение также имеет, какие средства были вложены для получения этой прибыли. Одним из основных показателей характеризующих  эффективность работы предприятия  является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует  целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным  ресурсам.

Рентабельность и прибыль –  показатели, которые четко отражают  эффективность деятельности предприятия, рациональность использования  предприятием своих ресурсов, доходность направлений  деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной и т.д.).

Значимость экономического анализа  таких важнейших показателей, как  прибыль и рентабельность предприятия  трудно переоценить, ведь именно прибыль есть конечный финансовый результат деятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсов предприятия.

Вследствие выше перечисленного, анализ прибыли на предприятии сегодня  становится чрезвычайно актуальным. 

Данная курсовая работа имеет целью  изучить сущность прибыли, ее роль в  деятельности предприятия, а также  механизм формирования и распределения.

Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:

  1. Изучить сущность прибыли и рентабельности деятельности предприятия;
  2. Рассмотреть виды прибыли и рентабельности;
  3. Рассмотреть показатели рентабельности;
  4. Определить цели и задачи управления прибылью и рентабельностью предприятия;
  5. Определить методы анализа формирования и распределения чистой прибыли предприятия;
  6. Провести анализ формирования и распределения чистой прибыли на предприятии;
  7. Провести факторный анализ рентабельности собственного капитала предприятия;
  8. Разработать основные направления повышения прибыли.

Объектом исследования является ООО  «Ля Ботэ Актюэль» - предприятие розничной торговли.

Информационной базой по данной работе является: статистический материалы, нормативные и законодательные  акты Российской Федерации, работы экономистов, занимающихся вопросами управления эффективностью прибыли и рентабельности, практические материалы деятельности предприятия.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

    1. Сущность понятия прибыли и рентабельности деятельности предприятия и их виды

 

Главная задача предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное  удовлетворение потребностей народного  хозяйства и граждан в его  продукции, работах и услугах  с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных  затратах, увеличение вклада в ускорение  социально-экономического развития страны.  Для осуществления своей главной  задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.

Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий.  Возможность получения прибыли  побуждает людей искать более  эффективные способы сочетания  ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и  технические нововведения, которые  обещают повысить эффективность  производства.  Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад  в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту  благосостояния народа [5, 87].

Прибыль — многозначная экономическая  категория.  От глубины ее познания и рациональности использования  зависит эффективность коммерческого  расчета, ценообразования и других экономических рычагов хозяйствования.  Являясь источником производственного  и социального развития, прибыль  занимает ведущее место в обеспечении  самофинансирования предприятий и  объединений, возможности которых  во многом определяются тем, насколько  доходы превышают затраты.

Понятием прибыль оперируют  постоянно, причем часто не задумываясь  о смысловом его содержании; более  того, нередко прибыль олицетворяют с денежными средствами.

К.Маркс рассматривал прибыль как  «... приращенную форму прибавочной  стоимости, т.к. приращенный характер прибыли заключается, прежде всего  в том, что с точки зрения бизнесмена выступает как результат функционирования всего авансированного капитала».

С.Ф. Покровский рассматривает чистую прибыль как часть выручки, которая  остается после возмещения затрат на операционную и коммерческую деятельность. Однако такой подход ограничивается только количественной величиной прибыли, при этом игнорирует экономический смысл этой категории.

А.М. Поддерегин определяет «... прибыль  как часть заново созданной стоимости, произведенной и реализованной, готовой к распределению».

Такой подход подчеркивает необходимость  реализации произведенной продукции  и оказание услуг за денежные средства. Товарообменные операции в этом случае определяют негативный конечный результат.

И.А. Бланк определяет прибыль как  воплощение в денежной форме чистой прибыли предпринимателя на вложенный  капитал, что характеризует его  вознаграждение за риск осуществления  предпринимательской деятельности и является разницей между совокупной прибыли и совокупными затратами  в процессе осуществления данной деятельности. Такая формулировка учитывает  влияние риска на конечный результат  деятельности предпринимательской  структуры и акцентирует на необходимости  наличия средств для инвестиций и реализации проектов.

В литературе описаны несколько  подходов к определению прибыли; два из них – с условными  названиями «экономический» и «бухгалтерский» - можно рассматривать как базовые.

Суть первого - в исчислении прибыли  по результатам изменения рыночных оценок чистых активов фирмы; суть второго - в ее расчете как разницы между  доходами и затратами (расходами) фирмы, относимыми к отчетному периоду.

В соответствии с первым подходом экономическая прибыль - это прирост капитала собственников фирмы (за исключением операций по преднамеренному его изменению), имевший место в отчетном периоде и проявляющийся в увеличении ее чистых активов, исчисляемых как капитализированная стоимость будущих чистых поступлений за минусом обязательств.

В основе бухгалтерского учета - факты  хозяйственной жизни. Поэтому бухгалтер  предпочитает оперировать не тем, что  «может быть», а тем, что «есть, имеет  или имело место», причем любой  факт, отражаемый в системе учета, должен быть оформлен документально. Множественные, субъективные оценки для бухгалтера никак не подходят, ему нужна определенность и однозначность, а потому вполне логично, что он исчисляет прибыль как превышение документально подтвержденных совокупных доходов над совокупными затратами. Более строгое определение таково.

Прибыль бухгалтерская - есть положительная разница между доходами предприятия, понимаемыми как приращение совокупной стоимостной оценки его активов, сопровождающееся увеличением капитала собственников предприятия, и его затратами (расходами), понимаемыми как снижение совокупной стоимостной оценки активов, сопровождающееся уменьшением капитала собственников предприятия, за исключением результатов операций, связанных с преднамеренным изменением этого капитала.

Экономическая прибыль не только трудоемка  в расчете, субъективна по величине, вариабельна в зависимости от рыночных ожиданий в отношении фирмы, но и может быть более или менее  обоснованно исчислена лишь для листинговых компаний. Поскольку число таких фирм мало, несравненно большую практическую ценность имеет прибыль бухгалтерская, исчисляемая по фактическим признанным доходам и затратам фирмы, имевшим место в отчетном периоде.

Но в отношении бухгалтерской  прибыли также нельзя безоговорочно  утверждать, что алгоритм ее исчисления однозначен и прозрачен, хотя уровень субъективности гораздо ниже. Дело в том, что в зависимости от принятия во внимание ряда факторов значение прибыли в рамках бухгалтерского подхода может быть исчислено по-разному [4, 290].

Прибыль классифицируют по различным  показателям [9, 160]:

  1. По источникам формирования:
  • прибыль от реализации услуг;
  • прибыль от реализации имущества;
  • внереализационная прибыль.
  1. По видам деятельности:
  • прибыль от обычной деятельности (операционная прибыль);
  • прибыль от инвестиционной деятельности;
  • прибыль от финансовой деятельности.
  1. По периодичности получения:
  • регулярная прибыль;
  • чрезвычайная прибыль.
  1. По характеру использования:
  • прибыль, направленная на дивиденды (потребленная);
  • капитализированная (нераспределенная прибыль).
  1. По порядку формирования:
  • валовая прибыль;
  • маржинальный доход;
  • прибыль до налогооблажения;
  • чистая прибыль.

Рассмотрим  подробнее прибыль от реализации, балансовую и чистую прибыль.

  • Прибыль от реализации - это разность между валовым доходом и затратами на реализацию товаров (издержками обращения). Прибыль является результирующим показателем хозяйственной деятельности торговой фирмы.
  • Балансовая прибыль - сумма прибыли предприятия от реализации продукции и доходов от других видов деятельности. Балансовая прибыль, как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета.
  • Чистая прибыль представляет собой разницу между балансовой прибылью и суммами отчислений и платежей в бюджеты разных уровней.

Информация о работе Анализ прибыли предприятия