Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 10:42, курсовая работа
Цель курсовой работы–анализ прибыли предприятия, для чего были решены следующие задачи:
- теоретические аспекты анализа прибыли
-анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия по основным ТЭП за 2004-2006 гг
-анализ прибыли предприятия
Введение
1. Теоретические аспекты анализа прибыли
2. Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия
2.1 Основные параметры объекта
2.2 Анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности
2.3 Анализ объема качества, конкурентоспособности
2.4 Анализ безубыточности
2.5 Анализ вероятности банкротства
2.6. Оценка финансового состояния
3. Анализ прибыли и рентабельности предприятия
3.1. Анализ прибыли от реализации товарной продукции
3.2. Анализ балансовой прибыли
3.3 Анализ прибыли, остающейся в распоряжении предприятия
3.4. Анализ рентабельности предприятия
3.5. Анализ рентабельности производства продукции
3.6. Анализ рентабельности продаж
3.7. Анализ рентабельности важнейших видов продукции
3.8. Анализ рентабельности предприятия
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. В связи с изменением экономической ситуации в стране изменилась и роль прибыли. Коренным образом поменялись функции и права промышленных предприятий в области планирования, финансирования, ценообразования, распределения и использования финансовых ресурсов. Производственная деятельность предприятия осуществляется за счет собственных заработанных средств, т.е. за счет прибыли. Поэтому в системе экономического анализа большое значение имеет исследование закономерностей формирования основного источника дохода предприятия — прибыли.
По сравнению с другими стоимостными показателями, прибыль в наибольшей мере подходит для оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, так как выражает в стоимостной форме результат этой деятельности. При оценке прибыли, оценивается также рост объема товарной продукции и реализованной продукции, эффективность использования предприятием основных производственных фондов и других материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Основными факторами роста прибыли являются увеличение объемов производства и реализации, снижение себестоимости, улучшение качества и увеличение ассортимента выпускаемой продукции, повышение эффективности производственных фондов, внедрение новых технологий, повышение производительности труда и совершенствование системы управления производством. Все эти факторы влияют на размер прибыли, поэтому именно прибыль является основным показателем эффективности деятельности предприятия.
Полученная прибыль используется на выполнение обязательств перед государством и на ведение производственно-хозяйственной деятельности. Поэтому важно оценить источники ее формирования, резервы роста, влияние различных факторов на ее величину и проводить ее детальный анализ, так как абсолютная величина в недостаточной мере характеризует экономическую эффективность работы предприятия.
Нестабильность рыночных отношений, жесткая кредитная политика, несовершенство налоговой системы, постоянно меняющиеся нормативные акты - те условия, которые в настоящее время характеризуют экономическую ситуацию в стране. И, совершенно очевидно, что эти факторы крайне неблагоприятно влияют на промышленно-производственные предприятия, так как любое предприятие - это долгосрочная программа, рассчитанная на определенные капиталовложения. Все вышеуказанное можно смело отнести и к рентабельности, поскольку прибыль и рентабельность тесно взаимосвязаны, нуждаются в подробном анализе и изучении.
Объект исследования – прибыль и рентабельность предприятия
Цель курсовой работы–анализ прибыли предприятия, для чего были решены следующие задачи:
теоретические аспекты анализа прибыли
анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия по основным ТЭП за 2004-2006 гг
анализ прибыли предприятия
Из вышесказанного ясно, что прибыль и рентабельность предприятия и пути их повышения – тема весьма актуальная в условиях рыночной экономики, и рассматривается в данной курсовой работе.
1. Теоретические аспекты анализа прибыли
Конечным результатом деятельности коммерческой организации является прибыль. Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход, представляющий собой разницу между совокупным, доходом и совокупными затратами. Предприятие получает прибыль, если выручка от продаж превышает себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). В общем виде показатель прибыли можно рассчитать следующим образом:
П= ВР- С,
где Π — прибыль от продаж; С — себестоимость реализованной продукции (работ, услуг); ВР — выручка от продажи продукции (работ, услуг).
Из данной формулы следует, что любое изменение выручки или себестоимости влечет за собой адекватное изменение прибыли. Все аспекты снабженческой, производственной и сбытовой деятельности предприятия находят свое отражение в показателе прибыли: уровень использования материальных ресурсов, основных средств, трудовых ресурсов, объем реализации продукции, уровень цен. С другой стороны, прибыль является основным источником развития предприятия, расширения его производственной базы и источником финансирования социальной сферы. Из прибыли выплачиваются дивиденды и другие доходы учредителям и собственникам предприятия. По прибыли кредиторы судят о возможностях предприятия по возврату заемных средств, инвесторы — о целесообразности инвестиций в предприятие, поставщики — о платежеспособности предприятия.
Таким образом, прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие функции:
1) как показатель, характеризующий финансовые результаты хозяйственной деятельности. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат деятельности предприятия за определенный период;
2) стимулирующую функцию, проявляющуюся в процессе ее распределения и использования. Содержание этой функции состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия;
3) как основной источник формирования доходной части бюджетов разных уровней. Налог на прибыль является важнейшим источником пополнения средств бюджета.
Механизм формирования прибыли содержится в «Отчете о прибылях и убытках»
Таким образом, балансовая прибыль предприятия включает: 1) прибыль от продаж; 2) результат от операций с имуществом и финансовой деятельности; 3) результат от внереализационных операций. При этом прибыль от продаж определяется в два этапа. Вначале рассчитывается валовая.прибыль как разница между выручкой" от продажи продукции (работ, услуг) без НДС, акцизов и других аналогичных обязательных платежей и себестоимостью проданных товаров без периодических расходов (коммерческих и управленческих). Затем после вычитания коммерческих и управленческих расходов определяется показатель прибыли от продаж. В случае если в учетной политике организации не принят порядок списания общехозяйственных расходов непосредственно на уменьшение выручки от реализации, то они отдельно в качестве управленческих расходов не выделяются, а включаются в себестоимость реализованных товаров. В организациях торговли, снабжения, сбыта и общественного питания по статье себестоимость отражают покупную стоимость реализованных товаров.
Прибыль от продаж является основной составляющей балансовой прибыли предприятия, поскольку отражает результат от регулярно осуществляемой деятельности по производству и реализации изделий (оказанию услуг), являющейся целью создания предприятия. На ее размер влияют уровень отпускных цен, себестоимость продукции, ассортиментные сдвиги в составе продукции. Прибыль от продаж растет, если в составе реализованной продукции повышается удельный вес высокорентабельных изделий.
'Рентабельность продаж — это показатель, характеризующий величину прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль проданной продукции:
Р е прод = П/ ВР х 100%,
где П— прибыль от продаж; ВР — выручка от реализации продукции.
Выгодность производства отдельных видов продукции можно оценивать с помощью показателя рентабельности продукции, рассчитанного, как
Р с пр = П ед \ С ед х 100%,
где П ед — прибыль на единицу продукции; Сед — себестоимость единицы продукции.
Второй составляющей балансовой прибыли является результат от операций с имуществом и финансовой деятельности предприятия, рассчитываемый как
П он = Дон – Р он,
где Д он — операционные доходы; Рон -— операционные расходы.
Результат отданной деятельности возникает в связи со сдачей в аренду временно неиспользуемого имущества и прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и т. д, в виде дивидендов по ценным бумагам других организаций, в виде прибыли от совместной деятельности и т. п.
Третья составляющая балансовой прибыли — это результат от внереализационных операций:
П вн = Двн – Р вн
где Двн — внереализационные доходы; Pвн — внереализационные расходы.
Данный результат представляет собой разницу между полученными и уплаченными штрафами, пенями, неустойками, возмещением убытков; суммами задолженности, по которой истек срок исковой давности; другими внереализационными доходами и расходами,
Чистая прибыль предприятия определяется путем вычитания из. балансовой прибыли сумм налога на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт. При этом в нее включается результат от чрезвычайных обстоятельств, рассчитанный как разность между поступлениями и связанными с этими обстоятельствами расходами. При формировании чистой прибыли учитываются операции по уплате штрафных санкций, пеней и других платежей, которые ранее уплачивались за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения. Чистая прибыль распределяется по следующим направлениям:
• на формирование резервных фондов;
• на выплату доходов учредителям (участникам);
• на создание фондов целевого назначения (накопления, потребления, социальной сферы).
При этом существуют два подхода к распределению чистой прибыли, При первом подходе в учредительных документах предприятия оговаривается порядок создания специальных фондов. Это могут быть; фонд накопления, который объединяет средства, зарезервированные для производственного развития предприятия и иных аналогичных мероприятий по созданию нового имущества; фонд социальной сферы, который учитывает средства, направляемые на финансирование капитальных вложений в социальную сферу; фонд потребления, который аккумулирует сред-'ства на развитие социальной сферы кроме капитальных вложений (материальное поощрение работников, единовременная помощь, оплата путевок в дома отдыха и т. п.). Первый подход облегчает процесс планирования и контроля использования финансовых ресурсов предприятия.
При втором подходе остающаяся в распоряжении предприятия прибыль не распределяется по фондам, а образует единый многоцелевой фонд, концентрирующий как прибыль, которая направляется на накопление, так и свободные средства, которые могут быть направлены как на накопление, так и на потребление. При том и другом подходе предприятия самостоятельно определяют пропорции распределения прибыли по основным направлениям.
Государство посредством налоговых льгот стимулирует направление прибыли на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов на содержание объектов и учреждений социальной сферы и др. Законодательно регулируется образование резервного фонда предприятий различных организационно-правовых форм.
При решении вопроса о том, какую часть чистой прибыли целесообразно направить на выплату доходов учредителям (участникам), в частности дивидендов по акциям, необходимо учитывать ряд факторов. С одной стороны, увеличение дивидендных выплат ведет к росту курсовой стоимости акций, повышению деловой репутации организаций. С другой стороны, капитализация чистой прибыли, т. е. направление ее на производственное развитие, представляет собой наиболее приемлемый источник финансирования деятельности предприятия без сопутствующих издержек на выпуск ценных бумаг, выплату доходов по ним, выплату процентов по кредитам, При этом не расширяется круг собственников предприятия. Если же предприятие длительное время не направляет средства на свое развитие, то это ведет к физическому и моральному старению техники, увеличению издержек производства, потере конкурентных позиций. И как результат — сокращение объема получаемой прибыли. Все это требует тщательного и обоснованного подхода к распределению прибыли.
2. Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия
2.1 Основные параметры объекта
ОАО «Мебель» организовано в 1994 году и специализируется на выпуске корпусной и мягкой мебели.
Предприятие расположено в пригороде г. Серпухов и занимает площадь 0,5 га, где находятся:
здание управления;
материальный склад и склад готовой продукции; производственное здание с рабочим и силовым оборудованием; гараж.