Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Основными задачами экономического анализа являются:
- объективная и всесторонняя оценка степени выполнения плана, динамики производства и реализации продукции;
- определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
- определение влияния различных факторов на изменение величины этих показателей;
- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
- разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Оглавление

Введение.……………………………………………………………….2
Прибыль и рентабельность как результативные
показатели деятельности предприятия………………………………4
2.1.Определение и экономическая сущность прибыли……………..4
2.2. Классификация видов прибыли………………………………….8
2.3. Методы анализа прибыли…………………………………..…...11
2.4. Анализ прибыли на примере
мебельной фабрики………………………….……………………..12
2.4.1. Анализ прибыли до налогообложения……………………….12
2.4.2. Анализ формирования чистой прибыли……………………..14
2.4.3. Факторный анализ прибыли от продаж……………………...17
2.4.4. Анализ влияния инфляции на прибыль от продаж………....20
2.4.5. Анализ финансовых результатов от прочей
реализации, внереализационной деятельности
и финансовых вложений…………………………………………21
Анализ рентабельности………………………………………………...23
3.1.Определение и показатели рентабельности……………………....23
3.2. Анализ показателей рентабельности на примере
мебельной фабрики……………………………………………………26
3.2.1.Анализ рентабельности чистых активов…………………………28
3.2.2.Факторный анализ рентабельности собственного капитала…..30
3.2.3. Анализ рентабельности прибыли………………………………..33
3.2.4.Связь показателей прибыли и рентабельности и принятие управленческих решений по результатам анализа………………………….35
4. Заключение……………………………………………………………….37
Библиография……………………………

Файлы: 1 файл

Компл.экон.анализ (курсовик).docx

— 88.92 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ 

  1. Введение.……………………………………………………………….2
  2. Прибыль и рентабельность как результативные

    показатели  деятельности предприятия………………………………4

     2.1.Определение и экономическая сущность прибыли……………..4

     2.2. Классификация видов прибыли………………………………….8

  2.3. Методы анализа прибыли…………………………………..…...11

      2.4. Анализ прибыли на примере

             мебельной фабрики………………………….……………………..12

         2.4.1. Анализ прибыли  до налогообложения……………………….12

         2.4.2. Анализ формирования  чистой прибыли……………………..14

         2.4.3. Факторный анализ  прибыли от продаж……………………...17

         2.4.4. Анализ влияния  инфляции на прибыль от продаж………....20

         2.4.5. Анализ финансовых  результатов от прочей

                 реализации, внереализационной деятельности

                 и финансовых вложений…………………………………………21

  1. Анализ рентабельности………………………………………………...23

     3.1.Определение и показатели рентабельности……………………....23

     3.2. Анализ показателей рентабельности  на примере 

          мебельной фабрики……………………………………………………26

          3.2.1.Анализ рентабельности чистых активов…………………………28

          3.2.2.Факторный анализ рентабельности собственного капитала…..30

          3.2.3. Анализ рентабельности прибыли………………………………..33

          3.2.4.Связь показателей прибыли и рентабельности и принятие управленческих решений по результатам анализа………………………….35

   4. Заключение……………………………………………………………….37

   Библиография……………………………………………………………….39 

1.Введение 

     В условиях рыночных отношений целью  предпринимательской деятельности является получение прибыли. В статье 50 Гражданского кодекса РФ написано, что «…юридическими лицами могут  быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности».

     Анализ  финансовых результатов деятельности предприятия –  важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Однако одного умения реально оценивать  финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели. Конкурентоспособность предприятию  может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся на распоряжении.

     Анализ  прибыли и рентабельности предприятий  всех форм собственности является составной  частью анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятий и одним  из наиболее действенных инструментов учета и контроля уровня использования  материальных, трудовых и денежных ресурсов в условиях рынка. Результаты данного анализа практически  используются в планировании производства и оценке эффективности качества работы. Анализ призван охарактеризовать изменения в материально-технической  базе производства и показателях  его эффективности, обеспечить глубокое экономическое обоснование решений, через которые реализуются функции  управления.

Основными задачами экономического анализа являются:

    - объективная и всесторонняя оценка степени выполнения плана, динамики производства и реализации продукции;

    - определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

    - определение влияния различных факторов на изменение величины этих показателей;

    - выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

    - разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

    Основными источниками информационного обеспечения  анализа являются данные бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация. Анализ не

 ограничивается только экономическими данными, а широко использует техническую, технологическую и другую информацию.

    Экономический анализ состоит из двух взаимосвязанных  разделов: управленческий анализ и финансовый анализ.

        Экономический анализ

     хозяйственной деятельности 

     Финансовый

     анализ

     Управленческий

     анализ 
 

Внешний финансовый анализ по данным публичной финансовой

(бухгалтерской)  отчетности 
 

Внутрихозяйст-    венный

финансовый анализ по данным бухгалтерского учета и  отчетности 
 
 

Внутрихозяйст-

венный  производственный анализ по данным управленческого  учета

Рис. 1. Примерная схема финансового и управленческого анализа

     Цель  курсовой работы — раскрыть сущность и задачи  анализа прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики. В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

     - Рассмотреть состав, функции и  особенности формирования прибыли  в современных условиях.

     - Раскрыть экономическую сущность  рентабельности.

     - Провести анализ показателей  рентабельности и прибыли на  основе теоретического материала  и сделать выводы.  

  1. Прибыль и рентабельность как результативные

     показатели  деятельности предприятия 
 

      2.1.Определение и экономическая сущность прибыли 

     Прибыль - это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия. Только после продажи продукции чистый доход получает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и не бюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.

     С экономической точки зрения прибыль - это разность между денежными  поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной точки зрения прибыль - это разность между имущественным  состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода. Прибылью считается превышение доходов над расходами. Обратное положение называется убытком.

     Прибылью  может считаться только та часть  добавленной стоимости, которая  создана в результате реализации продукции (товаров). Реализация других активов, поступления от внереализационных операций и прочие поступления формируют доход, такой подход требует новой концепции налогообложения, заключающейся в раздельном налогообложении прибыли и дохода. Тем не менее, в действующей системе налогообложения такое разделение не предусмотрено. Все поступления доходов фактически признаются образующими прибыль за исключением расходов. 

      Прибыль – важнейший экономический показатель эффективности деятельности организации. В изменении суммы прибыли  проявляются все стороны деятельности организации:

      - снижение или увеличение объемов  производства и продаж товаров,  продукции, работ, услуг;

      - эффективное или неэффективное  использование ресурсов, которыми  располагает организация (материальных, трудовых, основных фондов и т.д.);

      - ценовая политика на рынках  сбыта в борьбе с конкурентами;

      - эффективность финансовых операций (с денежными средствами, ценными бумагами);

      - эффективность сделок с имуществом;

      - эффективность участия в деятельности  других организаций;

       -  эффективность управления дебиторской  задолженностью;

       - наличие или отсутствие убытков  от бесхозяйственности (штрафы, пени, неустойки и т.д.).

      Прибыль обеспечивает возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и  работников предприятия. Она также  является основным источником формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами.

      Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности деятельности предприятия, степени  его надежности и финансового  благополучия.

      Прибыль является конечным финансовым результатом  деятельности организации. Организация  может произвести большой объем  продукции, но если эта продукция  не будет реализована или реализована  по цене, не обеспечивающей получение  прибыли, то организация окажется в  тяжелом финансовом положении.  Показатель прибыли наиболее полно отражает эффективность производства, объем  и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.  

      Общая (валовая) прибыль в организации  планируется раздельно по всем видам:

      - прибыль от реализации товарной  продукции;

      - прибыль о реализации прочей  продукции и услуг нетоварного  характера;

      - прибыль от реализации основных  фондов и другого имущества;

- прибыль  от внереализационных доходов и расходов. 

     Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд важнейших  функций.

     Во-первых, прибыль является критерием и  показателем эффективности деятельности предприятия. Иными словами, сам  факт прибыльности уже свидетельствует  об эффективной деятельности предприятий.

     Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей  функцией. Выступая конечным финансово-экономическим  результатом предприятий, прибыль  приобретает ключевую роль в рыночном хозяйстве. За ней закрепляется статус цели, что предопределяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов, благополучие которых зависит как от величины прибыли, так и от принятого в национальной экономике алгоритма ее распределения, включая налогообложение.

     В-третьих, прибыль является источником формирования доходов бюджетов различных уровней. Она поступает в бюджеты в  виде налогов, а также экономических  санкций, и используется на различные  цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденные в законодательном  порядке.

     Таким образом, прибыль предприятия - основной фактор его экономического и социального  развития. Этот вывод вытекает из цели предпринимательской деятельности.

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия