Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Основными задачами экономического анализа являются:
- объективная и всесторонняя оценка степени выполнения плана, динамики производства и реализации продукции;
- определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
- определение влияния различных факторов на изменение величины этих показателей;
- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
- разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Оглавление

Введение.……………………………………………………………….2
Прибыль и рентабельность как результативные
показатели деятельности предприятия………………………………4
2.1.Определение и экономическая сущность прибыли……………..4
2.2. Классификация видов прибыли………………………………….8
2.3. Методы анализа прибыли…………………………………..…...11
2.4. Анализ прибыли на примере
мебельной фабрики………………………….……………………..12
2.4.1. Анализ прибыли до налогообложения……………………….12
2.4.2. Анализ формирования чистой прибыли……………………..14
2.4.3. Факторный анализ прибыли от продаж……………………...17
2.4.4. Анализ влияния инфляции на прибыль от продаж………....20
2.4.5. Анализ финансовых результатов от прочей
реализации, внереализационной деятельности
и финансовых вложений…………………………………………21
Анализ рентабельности………………………………………………...23
3.1.Определение и показатели рентабельности……………………....23
3.2. Анализ показателей рентабельности на примере
мебельной фабрики……………………………………………………26
3.2.1.Анализ рентабельности чистых активов…………………………28
3.2.2.Факторный анализ рентабельности собственного капитала…..30
3.2.3. Анализ рентабельности прибыли………………………………..33
3.2.4.Связь показателей прибыли и рентабельности и принятие управленческих решений по результатам анализа………………………….35
4. Заключение……………………………………………………………….37
Библиография……………………………

Файлы: 1 файл

Компл.экон.анализ (курсовик).docx

— 88.92 Кб (Скачать)

     Применяют также индексный экспресс-анализ прибыли от продаж по факторам. Его  цель – оценка финансового состояния  компании. Экспресс-анализ дает возможность  сделать вывод о целесообразности более углубленного или детального анализа финансовых результатов  для последующего принятия управленческих решений.

     Экспресс-анализ проводится по формуле:

     П условное = ∑q1p0 - ∑q1s0;

     Где: q1 - количество конкретных видов продукции, реализованных в отчетном периоде в натуральном выражении; p0 – цена реализации конкретных видов продукции в предыдущем и отчетном периодах; s0 – полная себестоимость единицы продукции.

      1. Анализ влияния инфляции на прибыль от продаж
 

       Инфляция характеризуется обесцениванием  национальной денежной единицы  и общим повышением уровня  цен внутри страны. Темпы инфляции  измеряются с помощью индексов  цен. Небольшая инфляция (1,5 – 2,0%) считается допустимой и даже полезной, так как она заставляет владельцев денег вкладывать средства в прибыльный бизнес. Однако высокая инфляция является разрушающим фактором развития экономики. Денежные средства в национальной валюте и дебиторская задолженность теряют свою стоимость, и это приводит к утере организацией своих оборотных активов.

     Влияние инфляции на прибыль от продаж проявляется  в двух направлениях:

           - из-за повышения  цен и тарифов на потребляемые  материалы, сырье, топливо, электроэнергию, услуги сторонних организаций:  увеличиваются издержки производства, и следовательно, снижается прибыль от продаж;

     - с целью компенсации дополнительных  инфляционных издержек организации  повышают цену реализации товара. В результате увеличиваются выручка  и прибыль от продаж.

     Чтобы оценить влияние инфляции на прибыль  от продаж, нужно рассчитать «инфляционную  надбавку», изменяющую как доходы, так  и расходы предприятия.

     Влияние инфляции на выручку от продаж рассчитывается с помощью системы индексов:

     выручки от продаж = объема продаж  х цен; 

     Или по данным вышеприведенных таблиц:

     ∑q1p1 : ∑q0p0 = (∑q1p0 : ∑q0p0) x (∑q1p1 : ∑q1p0)

     1,3219 = 1,043825 х 1, 266412 

     Влияние изменения цен реализации на сумму  прибыли от продаж можно рассчитать на основе индекса цен в виде разницы  между числителем и знаменателем индекса:

     ΔП (p) = ∑q1p1 - ∑q1p0 = ∑(p1 – p0) х q1,

     где ΔП (р) – влияние изменения цен реализации на прибыль от продаж;

     q1 – количество конкретных видов продукции (товаров) в натуральном выражении в отчетном периоде;

     p0, p1 – цена реализации единицы продукции (товара) в базовом и отчетном периодах.

     Влияние инфляции на затраты организации  по выпуску и реализации продукции (работ, услуг) можно рассчитать по формуле:

     ΔЗ (ц) = ∑(ц1 – ц0) х к1,

     где ΔЗ(ц) – влияние на затраты организации изменения заготовительной себестоимости потребляемых материальных ресурсов;

     к1 – количество потребленных материалов, сырья, топлива конкретных наименований в натуральном выражении в отчетном периоде;

     ц1, ц2 – заготовительная себестоимость (цена списания) единицы конкретного вида материалов, сырья, топлива в базовом и отчетном периодах.

     При анализе следует сравнить две  полученные суммы. Для предприятия  предпочтительнее тот вариант, если за счет повышения цен на его продукцию  перекрываются издержки производства и обращения:

     ΔП (з) ≥ ΔЗ (ц). 

2.4.5.Анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной деятельности и финансовых вложений 

           Финансовые результаты от прочей деятельности возникают по операциям с имуществом предприятия. К ним относятся:

           - прибыль (убыток) от реализации основных средств,  нематериальных активов, производственных  запасов, финансовых активов и  иного имущества;

           - списание основных  средств по причине морального  износа, сдача помещений в аренду, содержание законсервированных  производственных мощностей и  объектов, аннулирование производственных  заказов (договоров), прекращение  производства, не давшего продукции.

     Доходы  по этим операциям и затраты, связанные  с получением этих доходов, показываются в «Отчете о прибылях и убытках» по статьям «Прочие операционные доходы» и «Прочие операционные расходы». Данные по операционным доходам  показываются за минусом налога на добавленную стоимость.

     В составе операционных доходов и  расходов также показываются результаты переоценки имущества и обязательств, стоимость которых выражена в  иностранной валюте (курсовые разницы), а также сумма отдельных видов  налогов и сборов.

     При получении убытков от прочей реализации, связанных с превышением расходов над доходами, следует установить причины образования этих убытков, для того чтобы не допустить их в дальнейшем.

     Результаты  от финансовой деятельности образуются на предприятии, если оно имеет финансовые вложения в ценные бумаги других предприятий  или принимает участие в совместной деятельности. Суммы начисленных  дивидендов (процентов) по облигациям или депозитам отражаются в отчете о прибылях и убытках по статьям  «Проценты к получению» и «Проценты  к уплате». Доходы по акциям отражаются в статье «Доходы от участия в  других организациях». Анализируемое  предприятие Вологодская мебельная  фабрика за отчетный период не имело  финансовых вложений в ценные бумаги, а также не принимало участия  в деятельности других предприятий.

     В состав доходов от внереализационных операций включаются также суммы, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности, за исключением средств, зачисляемых в уставные фонды или полученных безвозмездно.

     К внереализационным расходам относятся штрафы, пени, неустойки. Возмещаемые убытки, суммы дебиторской задолженности, убытки от хищений и другие долги.

     Внереализационные финансовые результаты, как правило, не планируются, поэтому анализ сводится к сравнению сумм в динамике за несколько периодов. Анализ проводится по каждому виду, при этом основное внимание уделяется внереализационным расходам. Необходимо установить причины потерь и проверить обоснованность отнесения их на убытки. Проанализировать, кому и за что уплачены штрафы и кто виновен в убытках.

     3.Анализ рентабельности 

    1. Определение и показатели рентабельности
 
 

     Абсолютные  показатели прибыли не всегда дают четкое представление об уровне эффективности  деятельности организации, так как  одни и те же суммы прибыли могут  быть получены в различных коммерческих условиях. Для измерения эффективности  деятельности в организациях применяются  показатели рентабельности.

     Рентабельность – это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.  Показатели рентабельности – это относительные показатели (коэффициенты), в которых сумма прибыли сопоставляется с каким-либо другим показателем, отражающим условия ведения производства, например, с суммой выручки (нетто) от продаж, с суммой собственного капитала и т.д.

     В системе показателей рентабельности можно выделить четыре группы:

  1. Показатели рентабельности активов, отражающие эффективность использования имущества организации.
  2. Показатели рентабельности капитала, отражающие эффективность использования капитала.
  3. Показатели рентабельности продаж, отражающие эффективность производства и продаж продукции, работ, услуг.
  4. Показатели рентабельности затрат, отражающие эффективность затрат.

     Рентабельность  активов (экономическая рентабельность) включает в себя: рентабельность оборотных активов, рентабельность внеоборотных активов, рентабельность основных фондов, рентабельность производственных фондов.

     Рентабельность  капитала содержит: рентабельность всего примененного капитала (равна рентабельности всех активов, так как итоги актива и пассива баланса равны), рентабельность собственного капитала (финансовая рентабельность).

     Рентабельность  продаж включает: рентабельность всего объема продаж или рентабельность отдельных видов деятельности организации или отдельных видов продукции.

     Рентабельность  затрат  включает в себя: рентабельность всех затрат, т.е. итог затрат по экономическим показателям; рентабельность отдельных видов затрат: материальных, на оплату труда и т.д.; рентабельность затрат по обычным видам деятельности, т.е. в знаменателе коэффициента полная себестоимость продаж; а также доходность расходов (т.е. величина доходов на один рубль расходов).

     Наиболее  часто используются показатели рентабельности активов (капитала), рентабельности чистых активов, рентабельности собственного капитала и рентабельности реализации. 

     Таблица 6. Взаимосвязь показателей рентабельности активов  

 
 
Рентабельность  активов
 
 
 
=
Рентабельность  организации  
 
 
 

Прибыль

Выручка от реализации

 
 
Оборачиваемость активов Выручка от реализации

Активы

 

     Рост  любого  показателя рентабельности зависит от единых экономических  явлений и процессов. Прежде всего, это совершенствование системы  управления производством в условиях рыночной экономики, повышение эффективности  использования ресурсов предприятия  на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных  отношений, индексация оборотных средств  и четкое определение источников их формирования.

     Показатели  рентабельности используются в процессе анализа финансово-хозяйственной  деятельности, принятия управленческих решений, решений потенциальных  инвесторов об участии в финансировании инвестиционных проектов.

     Повышение рентабельности может быть достигнуто как посредством увеличения суммы  прибыли, так и путем снижения стоимости производственных фондов. Невыполнение плана прибыли и увеличение производственных фондов может привести к снижению уровня рентабельности. Поскольку рентабельность - показатель относительный, его рост или снижение возможны и при различном соотношении темпов изменения прибыли и фондов.

     Анализ  общей рентабельности имеет большое  значение для комплексной характеристики работы с точки зрения эффективности  использования всего производственного потенциала, находящего в распоряжении производственного предприятия.

     Важным  фактором роста рентабельности в  современных условиях является работа предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а значит, и  росту прибыли. Развитие производства за счет экономии ресурсов значительно дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов. Снижение себестоимости – главное условие развития любого производства.

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия