Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Основными задачами экономического анализа являются:
- объективная и всесторонняя оценка степени выполнения плана, динамики производства и реализации продукции;
- определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
- определение влияния различных факторов на изменение величины этих показателей;
- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
- разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Оглавление

Введение.……………………………………………………………….2
Прибыль и рентабельность как результативные
показатели деятельности предприятия………………………………4
2.1.Определение и экономическая сущность прибыли……………..4
2.2. Классификация видов прибыли………………………………….8
2.3. Методы анализа прибыли…………………………………..…...11
2.4. Анализ прибыли на примере
мебельной фабрики………………………….……………………..12
2.4.1. Анализ прибыли до налогообложения……………………….12
2.4.2. Анализ формирования чистой прибыли……………………..14
2.4.3. Факторный анализ прибыли от продаж……………………...17
2.4.4. Анализ влияния инфляции на прибыль от продаж………....20
2.4.5. Анализ финансовых результатов от прочей
реализации, внереализационной деятельности
и финансовых вложений…………………………………………21
Анализ рентабельности………………………………………………...23
3.1.Определение и показатели рентабельности……………………....23
3.2. Анализ показателей рентабельности на примере
мебельной фабрики……………………………………………………26
3.2.1.Анализ рентабельности чистых активов…………………………28
3.2.2.Факторный анализ рентабельности собственного капитала…..30
3.2.3. Анализ рентабельности прибыли………………………………..33
3.2.4.Связь показателей прибыли и рентабельности и принятие управленческих решений по результатам анализа………………………….35
4. Заключение……………………………………………………………….37
Библиография……………………………

Файлы: 1 файл

Компл.экон.анализ (курсовик).docx

— 88.92 Кб (Скачать)
 

     При анализе показатели рентабельности конкретных видов продукции можно  рассчитать в следующих вариантах: проектные, плановые, нормативные, фактические  за предыдущий и отчетный период. Их можно сравнить между собой и  сделать выводы об изменении отчетных показателей по сравнению с базовыми вариантами.  Анализ позволяет выявить  причины изменений уровня рентабельности отдельных изделий. Ими могут  быть повышение или снижение полной себестоимости единицы продукции, в том числе за счет изменения  материальных затрат, затрат на оплату труда и т.д., или снижение или  повышение цены единицы продукции  по условиям рынка. Анализ дает возможность  качественно улучшить дальнейшую организацию  и финансовое планирование производства.

 

     Таблица 11. Отчетные показатели рентабельности по видам продукции мебельной фабрики

 
 
 
 
Виды  продук-ции
 
Показатели  в расчете на единицу  продукции, руб.
 
Рентабельность  единицы продукции
Отклонение  рентабельности конкретных изделий от рентабельности всего объема продаж
цена предприя-

тия

изготови

теля (без АКЦ, НДС)

полная себе-

стои-

мость

прибыль в цене едини-

цы продук-

ции

в % к полной себестои-

мости

в % к цене предприя-

тия-изготови-

теля

 
по рентабель-

ности к затратам

 
по рентабель-ности к ценам
1 2 3 4 5 6 7 8
А 15 12 3 25 20 +7,63 + 5,20
Б 25 22 3 13,64 12 - 3,73 - 2,80
В 70 60 10 16,67 14,29 - 0,70 - 0,51
Г 66,3 54,7 11,6 21,21 17,50 + 3,84 + 2,70
По  всему объему продаж  
 
 
Х
 
 
 
Х
 
 
 
Х
 
 
 
17,37
 
 
 
14,80
 
 
 
Х
 
 
 
Х
 
      1. Связь показателей прибыли  и рентабельности и принятие управленческих решений по результатам  анализа
 

     Показатели  прибыли и рентабельности активов  взаимосвязаны.  Эта взаимосвязь  может быть проиллюстрирована следующей  формулой:

     Роб = Пп / АО = (Пп/В) (В/АЛ),

     Т.е. Роб = РпКоб,

     где АО – величина оборотных активов, руб;  Коб – коэффициент оборачиваемости оборотных активов.

     При формировании возможных управленческих решений по результатам анализа  прибыли и рентабельности выделены два основных направления повышения  рентабельности активов:

  1. мероприятия по увеличению прибыли до налогообложения и чистой прибыли;
  2. мероприятия по оптимизации величины и структуры активов.

     Управленческие  решения,  ориентированные на увеличение показателей прибыли, могут быть следующими:

     - оптимизация объемов выпуска  и продаж на основе изучения  конъюнктуры рынка;

     - снижение себестоимости продаж, сокращение управленческих и  коммерческих расходов;

     - рациональная ценовая политика  по реализации товаров (продукции,  работ, услуг);

     - осуществление эффективных финансовых  операций и операций с имуществом;

     - сокращение прочих операционных  расходов (вознаграждения, штрафы, пени, покрытие убытков и т.п.).

     На  оптимизацию величины и структуры  активов могут быть приняты решения  по реализации, ликвидации либо безвозмездной  передаче ненужных объектов имущества; сокращение текущих запасов товарно-материальных ценностей до оптимального уровня; снижение остатков дебиторской задолженности.

     Для выработки управленческих решений  необходимо проводить экономический  анализ применительно к предприятиям-конкурентам. Если анализ показал, что конкуренты представляют  серьезную угрозу для предприятия, в этом случае могут  быть приняты следующие управленческие решения:

     - снижение цены на продукцию  за счет экономии затрат или  снижения рентабельности;

     - активизировать службы маркетинга  на ориентацию покупателей, что  позволит удержать рынок за  счет улучшения потребительских  свойств продукции;

     - изучить целесообразность расширения  номенклатуры изделий и применить  ее, однако при этом учитывать  дополнительные затраты;

     - изучить возможность внедрения  продукции на новые рынки.

 

4.Заключение

 
 

     В процессе изучения материала я  выяснил: чтобы узнать, насколько результативно прибыль отдельно взятого предприятия выполняет свои функции и возможно ли повышение эффективности ее функционирования, используется система экономического анализа. Аналитическая работа касается всех сторон финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Содержание аналитической деятельности составляет глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого предприятия (организации) хозяйствования в целях принятия оптимальных управленческих решений.

     По  результатам экономического анализа  оцениваются данные о хозяйственной жизни предприятия,  затем эти данные используются для обоснования и принятия конкретных решений как руководством предприятия, так и внешними сторонами, взаимодействующими с предприятием.

     Основная  роль в анализе прибыли и в  анализе рентабельности как части  анализа прибыли принадлежит  финансовому анализу, поскольку главной его целью является характеристика финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия. Показатели прибыли и рентабельности раскрываются в финансовой отчетности предприятия, а значит, являются открытыми для внешних пользователей и имеют важное значение в принятии ими решений относительно данного предприятия (целесообразности инвестирования, кредитования, надежности как партнера и тому подобное).

     Бухгалтерская отчетность – основной источник информации для анализа финансового состояния  и эффективности хозяйственной  деятельности. Она является важной информационной базой для широкого круга пользователей, так как  знакомит менеджеров или собственников  с имущественным состоянием организации.

     Для руководства предприятия анализ прибыли и рентабельности напрямую связан и с управленческим анализом, так как получение прибыли - один из главных критериев оценки любого управленческого решения в области управления затратами, объемом реализации, персоналом, а также общей оценки эффективности хозяйственной деятельности.

     Прибыль - это денежное выражение основной части накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как важнейшая категория рыночных отношений прибыль выполняет определенные функции. Вместе с тем на величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы как зависящие, так и не зависящие от усилий хозяйствующего субъекта.

     Рентабельность – это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего чистой) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности предприятия (организации).

     Показатели  прибыли и рентабельности тесно связаны между собой. Прибыль является конечным финансовым результатом работы предприятия, это показатель, наиболее полно отражающий эффективность производства. Рентабельность, в отличие от прибыли, полнее отражает окончательные результаты хозяйствования, так как показывает соотношение эффекта с потребленными или имеющимися в наличии ресурсами. Только соотношение прибыли и объема выполненных работ, характеризующееся уровнем рентабельности позволяет оценить производственно-хозяйственную деятельность предприятия (организации) в отчетном году, сравнить с результатами других отчетных периодов, а также определить место предприятия в отрасли.

           Комплексный анализ этих двух показателей дает возможность разработки и принятия управленческих решений, необходимых для улучшения работы предприятия, проведения мероприятий, направленных на увеличение показателей прибыли – главной цели любой коммерческой организации.

 

     Библиография:

 

     Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009.

           Комплексный экономический  анализ предприятия / под ред. Н.В.Войтоловского, А.П.Калининой. – СПб.: Питер, 2010.

           Волков О.О., Скляренко  В.К. Экономика предприятия. Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2008.

     Зайцев Н.Л. Экономика организации. - М.: Издательство «Экзамен», 2008.

     Предпринимательство: учебник / под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б.Поляка. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

     Плахова Л.В., Анурина Т.М., Легостаева С.А. и др.- Основы менеджмента : учебное пособие .– М.: КРОНУС, 2007.

     Бужинский А.И. Методика экономического анализа деятельности промышленного предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2008.

     Донцова А.В. Анализ финансовой отчетности - М.: Финансовый менеджмент, 2008.

     Савицкая  Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2007.

     Материалы сайта Бух. 1С – www/buh.ru

 

 

       

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия