Анализ прибыли и рентабельности предприятия розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

В этой работе освещается два главных показателя эффективности торговой деятельности предприятия: прибыль и рентабельность. Первый из них, собственно говоря, и является целью работы предприятия, второй показатель - показатель рентабельности позволяет точно оценить уровень развития торгового предприятия, как в целом, так и с различных сторон.
Целью данной курсовой работы является полный и всесторонний анализ прибыли и рентабельности розничной торговли предприятия.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 54.94 Кб (Скачать)

Введение 
В современном обществе анализ стал одним из важнейших инструментов управления экономическими процессами. Он собирает информацию, характеризующую развитие экономики страны, культуры и жизненного уровня народа. С помощью анализа и статистики вся полученная информация обобщается, анализируется и в результате дает возможность увидеть стройную систему взаимосвязей в экономике, яркую картину и динамику развития, позволяет делать международные сопоставления. 
 
Курсовая работа выполнена на тему: "Анализ прибыли и рентабельности розничной торговли предприятия". Тема актуальна и современна, так, как очень велико значение розничной торговли предприятия и розничного товарооборота в экономике Российской Федерации. Через розничную торговую сеть происходит снабжение населения продуктами питания и потребительскими товарами. При увеличении розничного товарооборота в масштабах всей страны, возрастает уровень жизни населения. При увеличении покупательской способности населения происходит увеличение розничного товарооборота. 
 
В последнее время наблюдается значительный рост розничной торговли предприятия, появляется много новых, современных товаров, увеличение доходов населения ведет к тому, что люди стремятся покупать больше хороших и качественных товаров, тем самым способствуют развитию розничной торговой сети. 
 
В последние годы открываются новые магазины, оборудованные по последнему слову техники. 
 
Розничная торговля в настоящее время развивается в двух направления; с одной стороны создание крупных супермаркетов, в которых товарный ассортимент не ограничен, и с другой стороны приближение розничной торговли к населению за счет сети небольших круглосуточных магазинов, с самым необходимым перечнем товаров. 
 
Чем быстрее будет реализован товар, тем быстрее будет закуплен новый, при увеличении оборота товара увеличиваются товарные запасы, тем самым происходит перестройка торговой сети. 
 
В данное время наблюдается преобладание розничной торговли над оптовой, так как население не запасает товары народного потребления и продовольственные товары впрок, потому, что идет перенасыщение рынка товарами, т.е. человек в любой момент может пойти и купить нужный ему товар. 
 
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятие получает главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на фондовых и валютных биржах и т.д.). 
 
В настоящее время в условиях рыночной экономики появляется всё больше и больше торговых предприятий. Каждое предприятие стремится получить как можно большую прибыль при минимальных затратах. Для обеспечения прибыльности своего дела предпринимателю следует глубоко анализировать сложившуюся ситуацию на рынке, а также внутри своего предприятия. Достижение главной цели - максимизации прибыли, возможно, только при правильном и продуманном планировании деятельности торгового предприятия. 
 
В этой работе освещается два главных показателя эффективности торговой деятельности предприятия: прибыль и рентабельность. Первый из них, собственно говоря, и является целью работы предприятия, второй показатель - показатель рентабельности позволяет точно оценить уровень развития торгового предприятия, как в целом, так и с различных сторон. 
 
Целью данной курсовой работы является полный и всесторонний анализ прибыли и рентабельности розничной торговли предприятия. И для того, чтобы достичь поставленной цели представляется необходимым в рамках данной работы решение следующих задач: 
 
1.                            Проанализировать прибыль и рентабельность розничной торговли, раскрыть все необходимые понятия для определения прибыли и рентабельности предприятий; 
 
2.                            Проанализировать прибыль и рентабельность потребительского общества (розничных торговых предприятий); 
 
3.                            Охарактеризовать экономическую деятельность торгового предприятия, а так же проанализировать его прибыль и рентабельность; 
 
4.                            Провести факторный анализ прибыли, а так же распределения прибыли в торговом предприятии. 
 
Решая поставленные задачи, анализ прибыли и рентабельности розничной торговли предприятия необходимо, полно и объективно на научной основе охарактеризовать объем и структуру продажи товаров населению, выявить основные пропорции, тенденции и причинно-следственные связи розничного товарооборота, вскрыть резервы более полного удовлетворения спроса населения в товарах народного потребления через розничную торговую сеть. Она должна обеспечивать руководящие и плановые органы информацией, которая может быть использована для планирования и руководства торговлей, давать предупреждающую, прогнозную информацию.  Анализ торговли тесно связан с задачами изучения и прогнозирования покупательского спроса. 
 
Анализ розничной торговли использует практически все методы и приемы, разработанные общей теорией анализа и статистики, математического анализа и статистики, а также другие математико-экономические методы. 
 
Основным источником информации о розничном товарообороте розничной торговой сети служит отчетность, которую в установленные сроки представляют все торговые предприятия и организации, а также любые другие предприятия и организации, занимающиеся наряду со своей основной деятельностью розничной продажей товаров. 
 
Объектом исследования данной курсовой работы является анализ прибыли и рентабельности розничной торговли. 
 
Предметом исследования настоящей курсовой являются розничные торговые предприятия. 
 
При написании курсовой были применены такие методы исследования как сравнительно-правовой, т.е. на протяжении всей курсовой ведется сравнение работ ученых, которые посвятили свои труды этой тематике, и системный (структурный) метод, т.е. приведена не только практика России, но и использован зарубежный опыт, что еще раз доказывает актуальность данного исследования. 
 
Так же при написании курсовой были использованы труды великих ученых, таких как: В. Я. Горфинкель, В. А. Швандер, С.Н. Лебедев, Н. А. Казиначиков, Хейне П., Пиндайк Р., Рубинфельд Д., Ворст И., Ревентлоу П., Бабо А. 
 
 
 
 
1. Прибыль и рентабельность розничной торговли 
1.1 Значение и задачи анализа прибыли и рентабельности 
Розничная торговля – это количественный показатель, характеризующий объем продаж. Он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в сферу потребления путем их обмена на денежные доходы. 
 
Розничная торговля отражает состояние национальной экономики, эффективность производства и управления процессом товародвижения, степень развитости рынка и его конъюнктуру. 
 
Розничная торговля является основой для определения потребности во всех видах ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и вместе с тем занимает соподчиненное положение по отношению к прибыли. 
 
Максимизация прибыли – основная цель деятельности любого торгового предприятия. Ее достижение невозможно без определения оптимального объема товарооборота, обеспечивающего достижение наибольшей прибыли. 
 
Для торговых организаций необходимо достичь такого объема розничного товарооборота, который может обеспечить максимально возможную прибыль при условии качественного обслуживания покупателей. 
 
Розничный товарооборот измеряется: 
 
1                   Стоимостными и натуральными показателями; 
 
2                   Показателями его изменения (прироста, снижения); 
 
3                   Показателями объема продаж на душу населения. 
 
Структура розничного товарооборота отражает соотношение между продовольственными и непродовольственными товарами, ассортиментный состав продаж. Кроме того, розничный товарооборот характеризуется показателями товарных запасов и поступления (закупки) товаров. Показатели реализации, товарных запасов и поступления балансово взаимосвязаны, что отражается формулами: 
Зн + П = Р + Зк 
 
Р = Зн + П – Зк 
 
Зн + П = Р + Впр + Уе + Зк 
 
Р = Зн + П – Впр – Уе – Зк  
 
Где : 
 
Зн, Зк – товарные запасы на начало и конец периода; 
 
П – поступление (закупка товара); 
 
Впр – прочие выбытия; 
 
Уе – естественная убыль; 
 
Р – реализация товаров. 
 
Скорость товарооборота розничной торговли показывает, сколько раз в течение изучаемого периода произошло обновление товарных запасов. При этом необходимо отметить, что оборачиваются не сами товары, а средства вложенные в них. 
 
Время обращения товаров  ( )  в днях товарооборота рассчитывается по формулам: 
 или  , где 
То – длительность одного оборота 
 
Зср – средние товарные запасы 
 
Д – количество дней анализируемого периода 
 
Т – объем реализации (или товарооборота) 
 
То – однодневный товарооборот. 
 
 
 
 
Скорость обращения в количестве оборотов (Ко) определяется по формулам: 
 или 
Анализ розничной торговли осуществляется с целью изучения возможностей его увеличения и максимизации прибыли. Оценка достигнутых результатов является основой планирования организации розничной торговли. 
 
Основные задачи анализа розничного товарооборота сводятся к следующему: 
 
1.                 Проверка выполнения планов товарооборота, удовлетворения спросов покупателей на отдельные товары, определение тенденций социально-экономического развития торгового предприятия; 
 
2.                 Изучение количественного изменения и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота, комплексная оценка торговой деятельности предприятия; 
 
3.                 Выявление путей и возможностей роста товарооборота, повышение качества обслуживания покупателей, эффективности использования экономического потенциала (всех видов ресурсов); 
 
4.                 Разработка оптимальных управленческих решений по развитию розничного товарооборота торгового предприятия. 
 
Анализ прибыли и рентабельности розничной торговли производится в фактических и сопоставимых ценах в следующей последовательности: 
 
1.                           изучается объем розничного товарооборота по сравнению с планом и в динамике 
 
2.                           исследуется структура розничного товарооборота в целом по торговому предприятию и на примере отдельных подразделений, по ассортименту, методам продажи; 
 
3.                           выполняется факторный анализ; 
 
4.                           выявляются резервы роста объемов деятельности с целью улучшения обслуживания покупателей и максимизации прибыли; 
 
5.                           определяются возможности учета неиспользованных резервов при планировании объема розничного товарооборота на будущий период. 
 
Прибыль - это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности изучаются в тесной связи с использованием и реализацией продукции. 
 
Объем реализации, величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования. 
 
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются: 
 
1.                 систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли; 
 
2.                 определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты; 
 
3.                 выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли; 
 
4.                 оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности; 
 
5.                 разработка мероприятий по использованию выявленных резервов. 
 
Основными источниками информации при анализе реализации продукции и прибыли являются: 
 
1.                 накладные на отгрузку продукции; 
 
2.                 данные аналитического бухгалтерского учета по счету; 
 
3.                 данные финансовой отчетности "Отчет о прибылях и убытках"; 
 
4.                 форма "Краткий отчет о финансовых результатах"; 
 
5.                 соответствующие таблицы плана экономического и социального развития предприятия. 
 
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации розничной продукции. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы. 
1.2 Информация, используемая для анализа прибыли и рентабельности 
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: 
 
1.                 объема реализации продукции; 
 
2.                 структуры продукции; 
 
3.                 себестоимости продукции; 
 
4.                 уровня средне-реализационных цен. 
 
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли.  Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли. 
 
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низко-рентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится. 
 
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот. 
 
Изменение уровня средне-реализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот. 
 
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. 
 
Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. 
 
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп: 
 
1.                 показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов; 
 
2.                 показатели, характеризующие рентабельность продаж; 
 
3.                 показатели, характеризующие доходность капитала и его частей. 
 
Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли. 
 
Рентабельность розничной торговли (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (И): 
 
 
 
 
, или   
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции. 
 
Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (ВР). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: показывает, сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции. 

 

, или   
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами. 
 
 
 
 
2. Анализ прибыли и рентабельности потребительского общества (розничных торговых предприятий) 
2.1 Краткая экономическая характеристика деятельности предприятия 
Розничные торговые предприятия – коммерческие предприятия, имеющие своей целью извлечение прибыли, образовывающиеся на основе членства или учреждения одного или нескольких учредителей. 
 
Осуществляющие свою деятельность на основании устава, зарегистрированного соответствующим образом в соответствующих органах, в реестре юридических лиц, после чего им присваивается свой регистрационный номер, который выступает в качестве лицензии на осуществление такого рода деятельности. 
 
В Уставе торгового предприятия обязательно должна быть указана деятельность, которой будет заниматься торговое предприятие, а так же права и обязанности участников (учредителей) торгового предприятия, и их ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
 
Получающие свою прибыль на основе осуществления розничных продаж товаров, не зависимо от их назначения и распределяющие свою прибыль между участниками (учредителями) розничного торгового предприятия. 
 
Возглавляет розничные торговые предприятия директор, который в соответствии с Уставом торгового предприятия имеет определенные права, возложена определенная функция и которые отвечает по своим обязательствам все своим, принадлежащий ему на праве собственности, имуществом. 
 
Финансовые результаты деятельности торгового предприятия, осуществляющие сою деятельность на основе розничных продаж, характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятие получает главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на фондовых и валютных биржах и т.д.). 
 
Каждое торговое предприятие стремится получить как можно большую прибыль при минимальных затратах. 
2.2 Анализ прибыли и рентабельности торгового предприятия 
В условиях рыночной экономики возрастает значение коммерческой деятельности с целью получения максимальной прибыли для удовлетворения материальных и социальных потребностей работников и производственного развития предприятия. При определении объема закупки того или иного товара и возможностей его продажи партнеры (поставщики и торговое предприятие) должны обязательно просчитывать выгодность торговой сделки, т.е. возможность получения оптимального уровня и массы прибыли. 
 
Прибыль в торговле является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения, а также части прибавочного продукта, созданного трудом работников других отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых надбавок, как плата за реализацию товаров (продукции, услуг). 
 
Прибыль измеряется суммой и уровнем. Она является одним из важнейших оценочных показателей, характеризующим результат хозяйственной деятельности предприятия. Отношение прибыли к товарообороту, выраженное в процентах, определяет уровень рентабельности реализации товаров. В условиях рыночной экономики рентабельность является важнейшим качественным показателем работы торгового предприятия, в котором обобщается состояние доходов, издержек обращения, оборачиваемости товаров, использования основных средств, рабочей силы, собственного и заёмного капиталов. Показатель рентабельности свидетельствует о прибыльности хозяйственной деятельности предприятия в прошедшем периоде и о возможностях его дальнейшего функционирования. 
 
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Однако финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток, возникший, например, по причине чрезмерно высоких затрат или недополучения доходов от реализации товаров в связи с уменьшением объема поставок товаров, снижением покупательского спроса. 
 
В упрошенном виде прибыль — это разность между валовым доходом и издержками обращения предприятия. Такую прибыль принято называть бухгалтерской (валовой), она отражает финансовый результат конкретной деятельности предприятия. Однако, как известно, не все затраты торгового предприятия включаются в издержки обращения. 
 
Часть затрат предприятие осуществляет за счет прибыли, и поэтому не включает их в издержки обращения. 
 
Все затраты предприятия, учитываемые как в составе издержек обращения, так и относимые на прибыль, в сумме образуют экономические издержки, поскольку они характеризуют совокупность действительных расходов торгового предприятия. 
 
В процессе анализа результатов работы торгового предприятия применяются различные значения прибыли: прибыль (убыток) от реализации товаров; прибыль от реализации основных фондов и иного имущества; валовая (балансовая) прибыль; чистая прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия); налогооблагаемая прибыль; прибыль от прочей деятельности предприятия. Различия понятий прибыли определяются их экономическим содержанием и положениями законодательства о налогообложении прибыли предприятий. 
 
Прибыль (убыток) от реализации товаров определяется как разность между валовым доходом от реализации товаров (без учета, налога на добавленную стоимость) и издержками обращения. 
 
При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества учитывается разница (превышение) между продажной ценой (без налога на добавленную стоимость) и остаточной (первоначальной) стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции, который исчисляется в порядке, установленном Правительством РФ. 
 
В состав доходов (расходов) от вне реализационных операций включаются: доходы, получаемые от долевого участия в деятельности Кругах предприятий, от сдачи имущества в аренду, дивиденды (проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию, а также другие доходы (расходы) от операций, не связанных с реализацией товаров, включая суммы, полученные (уплаченные) в виде санкций за нарушение хозяйственных договоров. В составе вне реализационных расходов учитываются налоговые платежи, относимые на финансовые результаты деятельности предприятия (налог на имущество, транспортный налог, прочие налоги). 
 
В зарубежной практике доход, полученный в виде дивидендов (процентов) на вложенный в банк капитал, называется доходом на капитал и не является прибылью в сугубо экономическом смысле слова. 
 
Валовая (балансовая) прибыль характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия и представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации товаров, основных фондов, иного имущества и доходов от вне реализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. 
 
Чистая прибыль — это та часть валовой (балансовой) прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль. 
 
Главное препятствие, с которым сталкивается торговое предприятие в процессе реализации своих возможностей максимизации прибыли, — это рост расходов, связанных с увеличением налоговых платежей в бюджет и обязательных отчислений в различные внебюджетные фонды, т.е. налогового бремени. Более подробно этот вопрос рассматривается в гл. 3. 
 
Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" для предприятий установлены льготы, предусматривающие уменьшение налогооблагаемой прибыли. Эти льготы предоставляются всем предприятиям, если средства были направлены на: 
 
1.                 Финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения (при условии полного использования сумм начисленного износа основных фондов); 
 
2.                 Благотворительные цели (3 % суммы налогооблагаемой прибыли); 
 
3.                 В российские фонды фундаментальных исследований и технологического развития (до 10 %); 
 
4.                 Погашение кредитов банков, полученных на финансирование капитальных вложений; 
 
5.                 Выплаты дивидендов работникам, инвестировавшим их внутри предприятия на техническое перевооружение, реконструкцию, строительство объектов производственной и социальной инфраструктуры; 
 
6.                 Проведение других мероприятий, определяемых в законодательном порядке. 
 
При этом суммарный размер льгот, исключаемых из налогооблагаемой прибыли, не может превышать 50% фактической суммы налога, исчисленной без учета этих льгот. 
 
Наиболее сложная проблема, которую решает предприятие при определении размера причитающегося к уплате налога на прибыль, — это определение для целей налогообложения доходов и расходов, полученных и произведенных по всем видам деятельности. Правила бухгалтерского учета доходов, расходов и прибыли и отражения этих показателей в финансовой отчетности отвечают интересам налоговых органов. 
 
Налоговое законодательство является определяющим в вопросах регулирования бухгалтерского учета прибыли, и поэтому в отчетности не отражаются важнейшие экономические показатели, которые нужны торговому предприятию" а именно: рентабельность основных фондов (величина прибыли на 1м торговой площади), рентабельность капитала (величина прибыли на 1 тыс. руб. капитала), величина прибыли на 1 тыс. руб. издержек обращения (или 1 тыс. руб. совокупных экономических издержек) и т.п. 
 
Действующая в настоящее время финансовая отчетность не позволяет выявить, сколько было затрачено средств на осуществление хозяйственной деятельности и, следовательно, насколько прибыльной она является. Для получения такой информации необходимо сделать определенные корректировки в части определения фактических затрат, так как к издержкам обращения приплюсовываются затраты, относимые на прибыль. 
 
В зарубежных странах с рыночной экономикой расходы, которые у нас покрываются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, включаются в совокупные затраты. К ним можно отнести, например, премии, выплачиваемые из фонда потребления, расходы по процентам за кредит сверх установленной законодательством ставки, сверхнормативные командировочные, представительские расходы и др.: 
 
Условия роста прибыли в торговле: расширение ассортимента товаров; внедрение инноваций коммерческого характера с целью увеличения объемов продажи новых товаров, пользующихся повышенным спросом; отсутствие страха перед коммерческим риском; разумное использование средств, получаемых от экономии затрат. При этом необходимо выбрать стратегию коммерческой деятельности: либо снижать цену товаров в соответствии с уменьшением спроса на имеющиеся в наличии товары в расчете на то, что это приведет к росту объема продажи и может увеличить прибыль, либо не изменять цену, ориентируясь на сохранение стабильности умеренного спроса. Выбрав первый вариант стратегии, можно, кроме того, достичь ускорения оборачиваемости денежных средств (собственного оборотного капитала). По второму варианту возможно замораживание собственного капитала на какое-то время, в результате может возникнуть необходимость привлечения заемного капитала, что потребует дополнительных финансовых затрат на уплату процентов за предоставляемые кредиты, ссуды. 
 
Прибыль и убытки представляют собой разницу между предварительной оценкой затрат и доходов и реально осуществленными затратами и полученными доходами. Причем эта разница может быть следствием выбора стратегии коммерческой деятельности. 
 
Итак, из выше сказанного следует, что прибыль в торговле выполняет следующие основные функции: 
 
1.                 является мерилом оценки деятельности предприятия; 
 
2.                 используется в качестве источника материального поощрения труда работников; 
 
3.                 выступает источником вознаграждения владельцев акций, паев в уставном капитале предприятия; 
 
4.                 является источником самофинансирования развития предприятия; 
 
5.                 служит источником пополнения государственного бюджета. 
 
В зарубежной практике прибыль — многозначный термин рыночной экономики. Применяется несколько способов калькулирования величины прибыли, весьма различных по своим задачам и методам расчета. Прибыль от обычной торговой деятельности определяется как разница между выручкой от продаж и произведенными затратами, к которым, помимо затрат на закупки товаров, относят расходы на содержание персонала, амортизационные отчисления, расходы по управлению, денежным операциям и налоговые платежи. "Прибыль — это чистый доход сверх обычной нормы дохода за счет доступных инвестиционных возможностей". 
 
"Под прибылью понимается результат деятельности фирмы (компании, корпорации). Для всех фирм обязательным условием является максимизация прибыли: прибыль максимальна, когда предельный доход равен предельным издержкам". Правило максимизации прибыли заключается в выборе такого объема производства и реализации товара, чтобы его цена равнялась долговременным предельным издержкам. Как известно, издержки фирмы подразделяются на постоянные и переменные. Предельные издержки представляют собой дополнительные переменные издержки, связанные с каждой дополнительной единицей выпуска, реализации продукции. 
 
Фирмы, как правило, решают задачу максимизации прибыли на долговременный период. Те из них, которые вплотную не занимаются максимизацией прибыли, имеют мало шансов на выживание. Фирмы, выживающие в конкурентных условиях, придают долговременной максимизации прибыли одно из первостепенных значений. 
 
Фирмы, обладающие значительным объемом собственного капитала, могут получать дополнительный доход в виде процентов на собственный капитал. В этом случае налогооблагаемая прибыль увеличивается на сумму полученных процентных выплат на собственный капитал, что отражается в отчете по прибыли. В зарубежной практике применяется термин "издержки утраченных возможностей", "упущенная (недополученная) прибыль (выгоды)". Под издержками утраченных возможностей понимаются издержки и потери дохода, которые возникают за счет отдачи предпочтения при наличии выбора одному из способов осуществления хозяйственных операций при отказе от другого возможного способа. В учебной литературе по рыночной экономике и предпринимательству они называются неявными издержками. В совокупности с явными издержками, которые отражаются в бухгалтерском учете, они образуют экономические издержки. Соответственно издержкам и прибыль называют бухгалтерской и экономической. 
 
При рыночной экономике результаты деятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. 
 
При расчете рентабельности могут быть использованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности. 
 
Нормой прибыли считается показатель рентабельности, исчисленный процентным отношением суммы чистой прибыли к объему товарооборота или стоимости всего капитала. 
 
Расчет общей экономической рентабельности (прибыльности) торгового предприятия выполняется по формуле 
 
Ро = (П/Т) * 100%, 
 
где Ро — общая экономическая рентабельность хозяйственной деятельности предприятия; 
 
П — сумма прибыли (валовой или чистой); 
 
Т — объем товарооборота (без НДС). 
 
Данная формула расчета применима и для определения прибыльности капитала (вложенных средств) торгового предприятия: показатель товарооборота надо заменить на показатель капитала. 
 
Преобразовав эту формулу путем умножения и деления на показатель товарооборота, получим два показателя: рентабельность товарооборота (продаж) и оборачиваемость капитала: 
Ро = Рт *Ок, где  
Рт— рентабельность товарооборота (продаж); 
 
Ок — оборачиваемость капитала предприятия (число оборотов). Рентабельность товарооборота (продаж); 
 
(Рт) отражает зависимость между прибылью и товарооборотом и показывает величину прибыли, полученную с единицы проданного товара. 
 
Коэффициент прибыльности продаж характеризует долю прибыли в товарообороте. По соотношению чистой прибыли и товарооборота можно более точно судить о финансовом результате деятельности торгового предприятия. 
 
Этот показатель имеет важное значение в зарубежной практике. Так, в США Министерство торговли ежегодно публикует данные о средних показателях чистой рентабельности продаж по каждой отрасли и крупным торговым фирмам, компаниям. Положение фирмы на внутреннем рынке определяется на основе данного показателя, который свидетельствует о степени прочности ее финансового состояния. 
 
Оценка чистой рентабельности продаж имеет долгосрочный характер, поскольку определяет решение инвестора о вложении средств в капитал торговой фирмы путем покупки ее ценных бумаг. 
 
В зарубежной практике показатель рентабельности товарооборота называют коммерческой маржей. Выражается она в процентах, и ее величина колеблется от 5 до 30 % в зависимости от характера и объема деятельности торговой фирмы. 
 
Этот показатель можно воспринимать как оборачиваемость капитала, поскольку он показывает, сколько раз за данный период времени оборачивается каждый рубль вложенного капитала. 
 
Регулирование общей экономической рентабельности сводится к воздействию на оба составляющих ее показателя — рентабельность продаж и оборачиваемость капитала. 
 
Для характеристики эффективности использования собственного капитала определяют долю прибыли в собственном капитале (собственных средств) по соотношению прибыли (П) и средней величины собственного капитала (Кс): 
Рк=П/Кс. 
Показатель рентабельности собственного капитала (Рк) имеет важное значение для акционеров торгового предприятия. Он служит критерием оценки уровня котировки акций акционерного торгового предприятия на фондовой бирже, этот показатель позволяет инвесторам оценить потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. На основе данного показателя можно определить период (число лет), в течение которого полностью окупаются средства, вложенные в акционерное торговое предприятие (1/Рк). Рентабельность производственных фондов торгового предприятия определяется по соотношению суммы прибыли (валовой, чистой) и средней стоимости основных и материальных оборотных средств, умноженному на 100: 
Рф= [П / (ОФ + МС) * 100], 
где Рф — рентабельность основных фондов, %; 
 
П — сумма прибыли (валовой или чистой); 
 
ОФ — средняя стоимость основных средств (фондов); 
 
МС — средняя стоимость материальных оборотных средств. 
 
Если торговое предприятие работает в арендуемых помещениях, зданиях или сдает в аренду некоторые объекты основных фондов, то среднюю стоимость основных фондов целесообразно исчислять с учетом сданных и полученных в аренду основных средств. В этом случае средняя величина основных средств определяется путем вычитания из суммарной стоимости собственных и арендуемых основных фондов стоимости объектов основных фондов, сданных в аренду. 
 
Наряду с показателями товарооборота, капитала, основных и оборотных средств для расчета уровня рентабельности (коэффициентов) применяются и другие показатели: издержки обращения, торговая площадь, численность персонала, каждый из которых подчеркивает определенный аспект результатов деятельности торгового предприятия. 
 
Уровень рентабельности, исчисленный отношением суммы прибыли от реализации товаров к сумме издержек обращения, показывает эффективность текущих затрат. Увеличение или сокращение издержек обращения непосредственно влияет на уменьшение или рост прибыли. Этот показатель рентабельности определяет эффективность торговой сделки по товарам. 
 
Рентабельность, рассчитанная по отношению к численности занятых на предприятии работников, характеризует эффективность использования рабочей силы и показывает размер полученной прибыли в расчете на одного работника. Наряду с этим показателем определяются величины валовой и чистой прибыли по отношению к фактической сумме затрат на оплату труда с учетом суммы обязательных отчислений во внебюджетные фонды (на социальное страхование, в пенсионный фонд, фонд занятости, фонд медицинского страхования). Данный показатель рентабельности отражает размеры валовой и чистой прибыли, полученной в расчете на 1 тыс. руб. средств, израсходованных на оплату труда и социальные нужды. Чем меньше численность персонала предприятия, тем, естественно, больше прибыли приходится на одного работника, что свидетельствует о повышении эффективности использования рабочей силы. Здесь непосредственно проявляется принцип: с меньшей численностью работников — больший эффект. Кроме того, имеется возможность определить зависимость достигнутых результатов хозяйственной деятельности предприятия от результата труда каждого работника. 
 
Отношение прибыли от реализации товаров к величине торговой площади торгового предприятия характеризует размер полученной прибыли в расчете на 1м площади магазина. Этот показатель свидетельствует об эффективности использования торговых площадей и основного капитала торгового предприятия. Считается, что рациональное использование торговой площади позволяет повысить размер прибыли.

Изучение системы показателей  рентабельности торгового предприятия  рекомендуется проводить в динамике и, если возможно, в сравнении с  показателями других аналогичных торговых предприятий. 
2.3 Факторный анализ прибыли 
Выявление факторов, влияющих на прибыль, предполагает изучение экономических условий ее формирования. Под воздействием внешних и внутренних условий хозяйственной деятельности торгового предприятия существенно изменяются абсолютная величина и относительный уровень прибыли. 
 
К внешним условиям можно отнести инфляцию, изменения в законодательных и нормативных документах в области ценообразования, кредитования, импортирования товаров народного потребления, налогообложения предприятий, оплаты труда работников. Структура спроса населения на товары и услуги может изменяться в связи с государственной политикой доходов. Сдерживание индексации реальных доходов населения (размера минимальной заработной платы, пенсии, стипендии, различных денежных выплат социального назначения) в зависимости от темпов инфляции ведет к сокращению покупательной способности и, следовательно, к снижению объема продажи товаров. 
 
Внутренние условия деятельности предприятия также влияют на формирование прибыли. Так, в связи с увеличением (или сокращением) количества работников возрастают (снижаются) затраты на оплату труда и социальные нужды, что в свою очередь может повлиять на рост (или уменьшение) валовой прибыли и соответственно чистой прибыли, хотя уровень рентабельности, исчисленный по отношению к товарообороту, может остаться на прежнем уровне или измениться незначительно. 
 
Прибыль является синтетическим показателем, ее исследования должны носит" системный характер. Это означает, что совокупность факторов, влияющих на прибыль, представляет собой систему, состоящую из нескольких элементов. К подсистеме образующих факторов, от которых зависит формирование валовой прибыли, относятся валовой доход от торговой деятельности, прибыль (убыток) от реализации основных фондов и иного имущества, сальдо доходов и расходов по внереализационным операциям. Другую подсистему образуют взаимовлияющие факторы. 
 
На формирование прибыли от реализации товаров влияют те же факторы, что и на валовой доход и издержки обращения. Объем и уровень прибыли находятся в прямой зависимости от абсолютной величины и уровня валового дохода и в обратной зависимости от величины и уровня издержек обращения. 
 
На практике валовая (балансовая) прибыль в основном создается за счет прибыли от реализации товаров, но она может быть увеличена (уменьшена) на величину выявленного положительного (отрицательного) сальдо по внереализационным операциям. На валовую прибыль может повлиять финансовый результат реализации основных фондов и иного имущества. Прибыль (убыток) от реализации основных фондов представляет собой разность между продажной (рыночной) и первоначальной их ценой или остаточной стоимостью с учетом переоценок, вызванных инфляцией. Если выявлено превышение первоначальной стоимости и понесенных расходов, связанных с выбытием основных фондов и иного имущества, над суммой выручки от их реализации, то соответственно на величину этого превышения уменьшается валовая прибыль. Если сумма выручки превышает первоначальную стоимость и расходы по выбытию основных фондов и иного имущества, валовая прибыль увеличивается на эту разницу. 
 
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, зависит от суммы налога на прибыль, а чистая прибыль — от суммы затрат, относимых на прибыль. 
 
Основными взаимовлияющими факторами являются: объем продажи товаров, розничные цены на реализуемые товары, издержки обращения, оборачиваемость и состав оборотных средств (оборотного капитала), фондовооруженность работников, налоговая емкость предприятия, численность работников. К подсистеме взаимовлияющих факторов можно отнести элементы, которые традиционно не включаются при исчислении валовой (балансовой) прибыли, но фактически являются составляющими экономической прибыли. Это группа расходов предприятия, не учитываемых в издержках обращения, но относимых на прибыль, которая остается в распоряжении предприятия. Одним из факторов, снижающих величину экономической прибыли, является изъятие средств у предприятия за допущенные нарушения налогового законодательства. Разделив подсистему взаимовлияющих факторов на отдельные элементы — показатели, можно выявить степень влияния каждого из них на прибыль на "основе применения методов и приемов экономико-математического анализа. Сначала определяется степень зависимости между каждым фактором и прибылью, а затем оценивается их комплексное влияние. 
 
Для выявления степени воздействия того или иного взаимовлияющего фактора на величину прибыли можно применить метод комплексного анализа экономической эффективности хозяйственной деятельности. При этом в совокупность взаимовлияющих факторов включаются показатели, характеризующие ресурсы, затраты и конечные результаты. Затраты возникают в ходе целенаправленного потребления ресурсов. Можно сказать, что ресурсы трансформируются через затраты в конечные результаты хозяйственной деятельности. Это можно представить в виде схемы: 
 
1.                 ресурсы; 
 
2.                 затраты; 
 
3.                 результаты. 
 
При использовании метода комплексного анализа исходят из того, что рост значения любого взаимовлияющего фактора должен вызвать адекватный рост другого. 
 
Развитие торгового предприятия возможно при следующих необходимых условиях: 
Тп > Тт > Ти > Тф > Тр, 
где Тп — темп роста прибыли; 
 
Тт — темп роста товарооборота; 
 
Ти — темп роста издержек обращения; 
 
Тф — темп роста фондовооруженности работников; 
 
Тр — темп роста численности работников. 
 
Коэффициенты роста того или иного показателя исчисляются путем их последовательного соотношения. Интенсивное развитие торгового предприятия может характеризоваться не только ростом товарооборота и прибыли, но и повышением производительности труда торговых работников, увеличением капиталам. 
 
Результаты факторного анализа служат экономической основой подготовки и принятия управленческих решений, направленных на выбор наиболее рационального пути дальнейшего развития торгового предприятия. По отношению валовой и чистой прибыли ко всем затратам, т.е. экономическим издержкам, можно определить, насколько валовой доход покрывает расходы предприятия, т.е. эффективность осуществления затрат. 
 
Снижение издержек обращения в розничной торговле зависит от сокращения затрат на оплату труда и связанных с ними отчислений на социальные нужды. Стимулирование труда работников в зарубежной практике наряду с повышением должностных окладов осуществляется через так называемую систему участия работников в прибылях фирмы: работники приобретают акции фирмы по льготным ценам, а затем получают по ним соответствующие дивиденды. Работник участвует не только в получении прибыли, но и в распределении убытка фирмы, который может возникнуть в связи с изменениями рыночной конъюнктуры, снижением спроса населения, сокращением производства товаров и т.п. 
 
Предполагается, что отдача от увеличения затрат на оплату труда должна расти быстрее, чем размер его оплаты. Фирма распределяет ту или иную часть прибыли не в форме наличных выплат, а в форме акций или переводит ее на банковские счета работников. Средства, зачисленные на банковские счета работников, образуют кредитный фонд, который фирма пускает в оборот, что в определенной мере снижает потребность в заемных средствах, при этом сокращаются затраты на выплату процентов по банковским кредитам. 
 
Величина прибыли в торговле зависит от объемов спроса на товары и их предложения. Трудности, возникающие при продаже товаров в виду снижения спроса на них, могут привести к уменьшению как валового дохода от реализации товаров, так и валовой прибыли. Регулятором соотношения спроса и предложения на рынке выступают розничные цены. При низких ценах на товары объем спроса на них больше, а при высоких — меньше, поскольку существуют заменители этих товаров. По мере увеличения объема продаж норма прибыли растет, затем рост ее замедляется и, наконец, она стабилизируется или снижается, что зависит от группы товаров. 
 
Различная степень покупательского спроса на те или иные товары определяет дифференциацию объемов их продажи, что в свою очередь приводит к коммерческому риску, проистекающему из-за сокращения жизненного цикла товаров. Продолжительность пребывания товара на рынке сейчас значительно сократилась в связи с постоянным обновлением потребительских свойств изделий. В настоящее время из пяти выходящих на рынок новинок четыре вскоре снимаются с производства, так как не находят спроса у потребителей. 
 
Объектом налогообложения предприятия помимо прибыли являются расходы на оплату труда работников, поэтому прибыль и численность работников — взаимовлияющие факторы. Чем больше численность занятых, тем больше расходы на оплату труда и соответственно больше налогов, исчисляемых от фактического фонда оплаты труда, уплачивает предприятие. В конечном счете это приводит к росту финансовых затрат (издержек обращения и расходов, относимых на чистую прибыль) и к уменьшению прибыли (валовой и чистой). 
2.4 Анализ распределения прибыли в торговом предприятии 
Распределение прибыли основывается на соблюдении трех принципов: обеспечение материальной заинтересованности работников в достижении наивысших результатов при наименьших затратах; накопление собственного капитала; выполнение обязательств перед государственным бюджетом. Под распределением прибыли понимается порядок ее направления, определяемый законодательством. В рыночной экономике значительная часть прибыли изымается в форме налогов (38—45% валовой прибыли), которые государство направляет на пополнение доходов бюджета. 
 
Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предоставляется право предприятиям направлять часть валовой прибыли на финансирование капитальных вложений производственного и социального назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных на эти цели. Это позволяет уменьшить фактическую сумму налога на прибыль, исчисленную без учета этой льготы, не более чем в 2 раза. 
 
Кроме того, законом разрешено за счет валовой прибыли покрывать расходы, которые связаны с погашением кредитов коммерческих банков, полученных на финансирование капитальных вложений. Если предприятие эти кредиты использует не по целевому назначению, то полученная от их использования прибыль подлежит налогообложению в общем порядке. 
 
Одно из направлений распределения прибыли — погашение государственного целевого кредита, полученного из целевого внебюджетного фонда для пополнения оборотных средств, в пределах сроков его возврата. Целевой кредит выдается на основании соглашения между финансовыми органами и акционерными обществами (с долей государства в уставном капитале более 50 %), приватизированными предприятиями независимо от организационно-правовой формы. Погашение просроченного целевого кредита и уплата процентов по нему осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. 
 
Цель анализа распределения прибыли — установить, насколько рационально распределяется и используется прибыль с позиции самовозрастания (самоокупаемости) капитала и самофинансирования торгового предприятия. При этом обязательно исследуются направления использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. 
 
В зарубежной практике используется - понятие внутреннего накопления капитала за счет прибыли, отчисляемой в резервный капитал (резервный фонд). Во Франции сумма отчислений на формирование резервного капитала облагается 50 % налогом. В Швеции предприятия имеют право отчислять в резервный фонд в пределах 40 % величины прибыли до вычета налогов. 
 
В России резервный капитал (резервный фонд) создается и пополняется за счет прибыли только в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. В резервный фонд можно направлять не более 50 % суммы прибыли, подлежащей налогообложению. Средства этого фонда имеют целевое назначение — для покрытия непредвиденных потерь, компенсации риска, других расходов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и при распределении прибыли в различные фонды предприятия. Существование резервного фонда определяет возможности выплаты дивидендов по акциям в случае недостатка суммы чистой прибыли. 
 
1.                 Валовая (балансовая) прибыль 
 
2.                 Распределение прибыли 
 
3.                 Использование прибыли 
 
4.                 Налоговые платежи в государственный бюджет 
 
5.                 Отчисления на благотворительные цели 
 
6.                 Погашение Целевого государственного кредита 
 
7.                 Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия 
 
8.                 Фонды накопления 
 
9.                 Формирование и пополнение резервного капитала (фонда) 
 
10.            Фонд выплаты дивидендов 
 
11.            Вносимые в бюджет штрафные санкции 
 
12.            Фонды специального назначения 
 
13.            Фонд накопления 
 
14.            Фонд пополнения оборотных средств 
 
15.            Фонд потребления 
 
16.            Фонд материального поощрения 
 
17.            Фонд социального развития 
 
Для дивидендов, на которых полностью отражаются колебания прибыли, характерна неустойчивость. Если акции акционерного общества котируются на фондовой бирже, одним из важнейших ограничителей распределения прибыли становиться их курс. Существенные изменения в размерах выплаченных дивидендов немедленно отражаются на курсе (рыночной стоимости) акции. Поэтому акционерные общества стремятся к тому, чтобы дивиденды не слишком отклонялись от уровня, считающегося нормальным, ориентируясь, как правило, на размер процентов, выплачиваемых Сбербанком по денежным вкладам населения. 
 
Если суммы уставного капитала и фонда накопления превышают величину полученной прибыли, можно говорить об устойчивости финансовой направленности средств на развитие предприятия. Уравнивание соотношения этих сумм свидетельствует о предкризисном состоянии. 
 
Когда сумма средств для потребления больше уставного капитала, предприятие — потенциальный банкрот, происходит "проедание" имущества предприятия, деятельность которого может характеризоваться убытками. Выявленные пропорции (в процентном соотношении) использования чистой прибыли характеризуют распределительную политику руководства предприятия. Так, соотношение фондов потребления и фондов накопления один к четырем свидетельствует о значительном инвестировании. Чистая прибыль является важным источником расширенного воспроизводства, за счет нее осуществляются инвестирование капитального строительства, расширение и реконструкция существующих основных фондов, покрытие потребности в оборотных средствах, на ее основе формируются фонды социального назначения. 
 
Направляя значительную долю чистой прибыли на текущие потребности, предприятие снижает темпы экономического роста и, следовательно, ограничивает возможности будущего потребления. 
 
Прибыль, направленная на инвестирование (капиталовложения), способствует ускорению экономического роста, тем самым расширяются возможности будущего потребления. 
 
Торговля — это наиболее выгодная отрасль капитальных вложений, так как срок их окупаемости сравнительно невелик, а прибыль на вложенный капитал обеспечивает быструю окупаемость вложений. Применение более квалифицированной рабочей силы, прибыльное размещение капитала, внедрение новых технологий бизнеса зависят от такого фактора, как предпринимательская способность руководства предприятия. 
 
В общем виде прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, распределяется на фонды накопления и фонды потребления. Эти фонды различаются по принадлежности к собственникам. На акционерном предприятии фонды потребления находятся в собственности трудового коллектива предприятия, а фонды накопления — в собственности акционеров" учредителей. Поэтому фонды потребления не могут быть отнесены к капиталу предприятия. Различие капитала и фондов состоит в том, что капитал образуется в результате накопления имущества, а фонды накопления — в результате распределении чистой прибыли. 
 
Российское законодательство предоставляет предприятиям независимо от организационно-правовой формы собственности право оперативно маневрировать поступающей в их распоряжение прибылью после уплаты налоговых платежей в бюджет. Разность между совокупной величиной прибыли по всем видам деятельности предприятия и ее использованной частью за отчетный период (квартал) представляет собой нераспределенную прибыль. 
 
Следует подчеркнуть, что раньше показатель нераспределенной прибыли в бухгалтерских балансах отсутствовал, поскольку всю прибыль отчетного года распределяли в установленном порядке, а свободную ее часть присоединяли к уставному фонду. С развитием рыночных отношений нераспределенная прибыль прошлых лет становится устойчивой, долговременно функционирующей добавочной частью собственного капитала (добавочным капиталом) предприятия. 
 
Нераспределенная прибыль — принципиально новый показатель, характеризующий экономический рост предприятия на основе собственных средств. В составе нераспределенной прибыли одна часть характеризует величину накопленной прибыли, вторая часть представляет собой свободную прибыль, т.е. прибыль, которая не получила по сути никакого направления. 
 
Следует отметить, что прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, не может быть полностью отнесена к собственному капиталу. 
 
Все фонды потребления, даже такие накопления, как вложения в социальную сферу (например, строительство пансионата), к собственному капиталу не относятся. Это не капитал/предприятия в чистом виде, а по сути то, что предприятие отдало коллективу на улучшение его социальных нужд. 
 
В фондах специального назначения аккумулируется значительная часть прибыли, зарезервированная или направленная на образование источников финансирования затрат на создание нового имущества предприятия производственного назначения и социальной инфраструктуры, а также на нужды социального развития (кроме капитальных вложений), материальное поощрение работников. 
 
Фонды специального назначения четко разграничивают средства, направленные предприятием на производственное развитие и на потребительские нужды. В этой связи образуются две самостоятельные группы фондов: фонды накопления и фонды потребления. 
 
В аналитическом учете и бухгалтерской отчетности фонды специального назначения показываются раздельно по двум самостоятельным направлениям прибыли: фонды накопления и фонды потребления. Фонды накопления объединяют ту часть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которая направлена на строительство и приобретение основных фондов, т.е. на создание нового имущества предприятия. При создании этого фонда предприятия ведут раздельный учет образования и использования фондов накопления, выделив для этих целей два субсчета "Фонд накопления образованный" и "Фонд накопления использованный". 
 
В составе фондов специального назначения, образуемых предприятием за счет чистой прибыли, наибольшую долю занимают фонды потребления. Средства фондов потребления предназначены для финансирования расходов на социальные нужды (кроме капитальных вложений в социальную сферу) и материальное стимулирование коллектива предприятия. За счет средств фондов потребления работникам выплачиваются премии, не связанные с производственными результатами, различного вида поощрения, вознаграждения За долголетнюю трудовую деятельность, в связи с юбилейными датами и в иных аналогичных случаях. Социальные и компенсационные выплаты, произведенные предприятием сверх норм, установленных законодательством, также осуществляются за счет средств фонда потребления. К социальным выплатам относятся: материальная помощь, оплата путевок для работников и их детей на лечение и отдых, приобретение за счет предприятия медикаментов и т.п. 
 
К фондам специального назначения относится фонд социальной сферы в качестве финансового обеспечения развития (капитальных вложений) социальной сферы. 
 
Согласно законодательству плата по банковским процентам в пределах ставки Центрального банка РФ, увеличенной на три пункта, относится на издержки обращения, свыше этого — на чистую прибыль. Кроме того, проценты по отдельным видам банковских ссуду, к примеру, на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на приобретение основных фондов и нематериальных активов, а также по просроченным и отсроченным ссудам, полностью относятся на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия. 
 
Изъятие в бюджет предусмотренных законодательством экономических санкций производится за счет оставляемой в распоряжении предприятия прибыли после начисления налога. К ним относятся: штрафы за сокрытие (занижение) прибыли от налогообложения (по решению налоговых органов); пени за несвоевременное перечисление платежей в бюджет; экономические санкции за нарушение государственной дисциплины цен (по решению органов ценообразования и контроля за ценами). 
 
В налоговом законодательстве является следующее положение: каждый день просрочки уплаты налога на прибыль (или внесения меньшей суммы авансовых платежей) рассматривается как форма кредитования предприятия государством (по процентной ставке Центрального банка РФ) с обязательным внесением в бюджет процентов. Штрафы и пени за несвоевременное перечисление налогов в бюджет уплачиваются за счет чистой прибыли. 
 
По экономическому содержанию фонды — это чистая прибыль отчетного года либо прошлых лет, распределенная по фондам для ее целевого использования: на приобретение новой техники "Фонд накопления"; мероприятия социальной направленности "Фонд социальной сферы", материальное поощрение "Фонды потребления" и прочие нужды. 
 
 
Заключение 
Итак, из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что анализ розничной деятельности торгового предприятия не может обойтись без анализа таких показателей как прибыль и рентабельность. Эти два показателя в полной мере отражают эффективность работы торгового предприятия, показывают перспективы развития его в ближайшем будущем. Своевременный расчёт и анализ этих показателей приведёт в будущем к стабильному росту и развитию торгового предприятия, максимизации прибыли, сокращению издержек обращения и увеличению темпов развития. 
 
Конечно, в объеме одной курсовой работы не возможно полностью раскрыть тему, однако, я считаю, что достиг своей цели, в указанной работе я полно и всесторонне проанализировал прибыль и рентабельность торговых розничных предприятий. 
 
Так же постарался раскрыть задачи, поставленные для изучения этой темы и написания курсовой: 
 
1.           Проанализировал прибыль и рентабельность розничной торговли, раскрыл все необходимые понятия для определения прибыли и рентабельности предприятий; 
 
2.           Проанализировал прибыль и рентабельность потребительского общества (розничных торговых предприятий); 
 
3.           Охарактеризовал экономическую деятельность торгового предприятия, а так же проанализировал его прибыль и рентабельность; 
 
4.           Произвел факторный анализ прибыли, а так же распределения прибыли в торговом предприятии. 
 
Изучая и раскрывая вопросы, поставленные передо мной для изучения данной темы, я использовал,  помимо юридической и учебной литературы и - правовые акты, которые сыграли большую роль в решении коллизионных вопросов,  возникших в ходе написания курсовой, в то же время, доказывая, что вопрос анализа прибыли и рентабельности розничной торговли был и остается актуальным. 
 
Завершая работу, хотелось бы отметить, что в виду неоднозначного подхода в рассмотрении ряда вопросов относительно анализа прибыли и рентабельности розничной торговли предприятия данная тема будет оставаться актуальной и предметом исследования научных работ в будущем. 


Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия розничной торговли