Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 23:07, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение прибыли и показателей рентабельности и применение ее на практике предприятия КОРУП «Диалог-Гомель»
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) дать определение понятия прибыли и рентабельности, раскрыть их сущность и охарактеризовать основные сферы применения;
2) рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией;
3) сделать необходимые выводы по показателям рентабельности.
4) проанализировать резервы роста прибыли и рентабельности.
Введение 3
1. Теоретико-методические аспекты анализа прибыли
и рентабельности организации.
1.1 Экономическая сущность, значение прибыли и 5
рентабельности организации в современных условиях
хозяйствования
1.2 Задачи, источники информационного обеспечения и 10
методика анализа прибыли и рентабельности организации.
1.3 Краткая экономическая характеристика организации 18
2. Анализ прибыли и рентабельности организации
2.1 Анализ прибыли организации. 31
2.2 Анализ рентабельности организации. 38
3.Резервы роста прибыли и повышения рентабельности организации 43
Заключение 49
Список использованных источников 51
1. Теоретико-методические аспекты анализа прибыли
и рентабельности организации.
1.1 Экономическая сущность, значение прибыли
и
рентабельности организации в современных условиях
хозяйствования
1.2 Задачи, источники информационного обеспечения и 10
методика анализа прибыли и рентабельности организации.
1.3 Краткая экономическая характеристика
организации
2. Анализ прибыли и рентабельности организации
2.1 Анализ прибыли
организации.
2.2 Анализ рентабельности организации.
3.Резервы роста прибыли и повышения рентабельности организации 43
Заключение
Список использованных источников
Приложения
\
Введение
Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка.
Предприятие самостоятельно планирует (на основе договоров, заключенных с потребителями и поставщиками материальных ресурсов) свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль.
Однако, нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось исключительно в сфере интересов только предприятия. Не в меньшей мере в этом заинтересованы государство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры и другие держатели ценных бумаг.
Формирование механизма жесткой конкуренции, непостоянность рыночной ситуации ставили перед предприятием необходимость эффективного использования имеющихся в его распоряжении внутренних ресурсов с одной стороны, а с другой, своевременно реагировать на изменяющиеся внешние условия, к которым относятся: финансово-кредитная система, налоговая политика государства, механизм ценообразования, конъюнктура рынка, взаимоотношения с поставщиками и потребителями. Вследствие перечисленных причин меняются и направления аналитической деятельности.
Чтобы обеспечить высокую
экономическую эффективность пр
Так как, именно государство определяет успешное функционирование предприятия, то проблемы прибыли и рентабельности в настоящее время очень актуальны тем, что
отражают производственную деятельность предприятия, его финансовое положение.
Одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием прибыли в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использования современных методов ее анализа и планирования. Наряду с формированием прибыли на каждом предприятии должно быть обеспечено и эффективное управление ее распределением.
На основе проведенного анализа были сформулированы теоретические предложения по совершенствованию экономического механизма управления прибылью.
Целью написания данной работы является изучение прибыли и показателей рентабельности и применение ее на практике предприятия КОРУП «Диалог-Гомель»
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) дать определение
понятия прибыли и
2) рассмотреть систему
показателей рентабельности в
соответствии с их
3) сделать необходимые
выводы по показателям
4) проанализировать резервы
роста прибыли и рентабельности
Анализ прибыли и рентабельности производится на основании финансовой отчетности, а именно формы №1 «Баланс», формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» и формы №5 «Приложения к балансу» КОРУП «Диалог-Гомель».
В данной работе использован статистический материал за 2005 – 2006 гг., постановления и законодательные акты правительства РБ, работы советских и зарубежных экономистов, занимающихся вопросами управления эффективностью производства и прибыли.
1.Теоретико-методические аспекты анализа прибыли и рентабельности организации
1.1. Экономическая сущность, значение прибыли и рентабельности организации в современных условиях хозяйствования
Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.
Прибыль представляет собой конечный
финансовый результат, характеризующий
производственно-хозяйственную
ное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие. За счет отчислений от прибыли в бюджет формируется основная часть финансовых ресурсов государства, региональных и местных органов власти, и от их увеличения в значительной мере зависят темпы экономического развития страны, отдельных регионов, приумножения общественного богатства и в конечном счете повышения жизненного уровня населения. Прибыль представляет собой разность между суммой доходов и убытков, полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятий.
Основными показателями прибыли, используемыми для оценки производственно-хозяйственной деятельности выступают:
1) общая прибыль;
2) прибыль от реализации выпускаемой продукции,;
3) валовая прибыль;
4)налогооблагаемая прибыль- это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход, а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством;
5) чистая прибыль- прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений на благотворительные фонды.
Признаки классификации прибыли предприятия.
Виды прибыли по соответствующим
признакам классификации.1.
6. Рассматриваемый период
формирования прибыли: а) прибыль предшествующего периода;б)прибыль
отчетного периода;в) прибыль планового
периода (планируемая) 7. Регулярность
формирования прибыли: а) регулярно формируемая
прибыль; б) чрезвычайная прибыль 8. Характер
использования прибыли: а) капитализированная
(нераспределенная) прибыль; б) потребленная
(распределенная) прибыль 9. Значения итогового
результата хозяйствования: а) положительная
прибыль (соответственно, прибыль в обычном
ее понимании); б) отрицательная прибыль
(убыток). Рассмотрим более подробно отдельные
виды предприятия в соответствии с приведенной
ее систематизацией по основным признакам:1.
По источникам формирования, используемым
в ее учете: а) Прибыль от реализации продукции
товаров, работ, услуг является основным
ее видом на предприятии, непосредственно
связанным с отраслевой спецификой их
деятельности. Под этой прибылью понимается
результат хозяйствования по основной
производственно-сбыточной деятельности.
б) Прибыль от реализации имущества представляет
собой доход от продажи изношенных им
неиспользуемых видов основных фондов
и нематериальных активов, а также излишне
закупленных ранее запасов сырья, материалов
и некоторых других видов материальных
ценностей, уменьшенный на сумму затрат,
понесенных предприятием в процессе обеспечения
их реализации. в) Прибыль от внереализационных
операций отражается в отчетности в виде
сальдо между полученными доходами и понесенными
расходами по этим операциям. К таким доходам
относятся: доходы от паевого участия
данного предприятия в деятельности других
предприятий; доходы от принадлежащих
предприятию облигаций, акций и других
ценных бумаг, выпущенных сторонними эмитентами;
доходы по депозитным вкладам предприятия
в банк.
2. По источникам формирования в разряде
основных видов деятельности. На первый
взгляд кажется, что этот признак идентичен
ранее рассмотренному, но это не так. Только
первые позиции систематизации прибыли
по этим признакам совпадают, так как операционная
прибыль является результатом операционной
деятельности. Что касается инвестиционной
деятельности, то ее результаты отражены
частично в прибыли от внереализационных
операций, а частично в прибыли от реализации
имущества.3. По составу элементов, формирующих
прибыль а) маржинальная прибыль характеризует
сумму чистого дохода от операционной
деятельности (валового дохода предприятия
от этой деятельности, уменьшенного на
сумму налоговых платежей за счет него)
за вычетом суммы переменных затрат; б)
валовая прибыль характеризует сумму
чистого дохода от операционной деятельности
за вычетом всех операционных расходов,
как постоянных, так и переменных. Балансовая
прибыль это разница между всей суммой
чистого дохода предприятия и всей суммой
его текущих затрат. в) чистая прибыль
характеризует сумму балансовой.
4. По характеру инфляционной “очистки”
прибыли. Реальная прибыль характеризует
размер номинально полученной ее суммы,
скорректированный на темпы инфляции.
5.По рассматриваемому периоду формирования
выделяют прибыль предшествующего периода,
отчетного периода и планового периода.
Такое деление используется в целях анализа
и планирования для выявления соответствующих
трендов и динамики, построения соответствующего
базиса расчетов и т. д.
6. По регулярности формирования. Термин
“чрезвычайная” прибыль характеризует
необычайный для данного предприятия
источник или очень редкий характер ее
формирования.
7. По характеру использования. Капитализированная
прибыль характеризует ту ее сумму, которая
направлена на финансирование прироста
активов предприятия, а потребляемая прибыль
ту ее часть, которая израсходована на
выплаты собственникам (акционерам), персоналу
или на социальные программы предприятия.
Несмотря на довольно значительный перечень
рассмотренных классификационных признаков,
он, тем не менее, не отражает всего многообразия
видов прибыли. [лит. 15]. Так как прибыль
и доход взаимосвязанные между собой категории,
перейдем к рассмотрению дохода. Прибыль
обычно трактуется как разница между доходами
и издержками. Доходы подразделяют на
общий, средний и предельный. Общий доход
это денежная сумма, поступающая от продажи
определенного количества товаров (работ,
услуг). Общий доход равен цене товара
умноженной на количество товара. Средний
доход это общий доход, деленный на количество
единиц продукции, т. е. цена товара. Предельный
доход это приращение дохода за счет бесконечно
малого увеличения произведенной и проданной
продукции (увеличение продаж на одну
единицу товара). [лит. 24] Валовый доход
как экономическая категория представляет
собой часть стоимости товара, которая
предназначена для покрытия издержек
обращения и образования прибыли. В его
составе можно выделить чистую продукцию.
Чистая продукция характеризует собой
вновь созданную стоимость, которая, как
и в других отраслях экономики, состоит
из заработной платы работников и прибыли.
Валовый доход торгового предприятия
это разница между денежной выручкой от
реализации товаров (работ, услуг) и их
покупной стоимостью. Валовый доход характеризуется
суммой и уровнем. Уровень этого дохода
в розничной торговле рассчитывается
как отношение суммы валового дохода от
реализации к объему розничного товарооборота,
выраженное в процентах; в оптовой торговле
к объему оптового товарооборота (складского
и транзитного с участием в расчетах),
в общественном питании ко всему товарообороту
в продажных ценах (валовому). [лит. 16]. В
условиях рыночной экономики в результате
хозяйственной деятельности предприятие
может получать как прибыль, так и убыток.
Предприятие, систематически не выполняющее
план по прибыли, может превратиться в
убыточное, а значит выручка от реализации
продукции (работ, услуг) становится меньше
затрат на производство и реализацию.
В результате предприятие становится
должником перед государством, поставщиками,
кредитными и страховыми органами, перед
своими рабочими и служащими. Если на протяжении
трех четырех месяцев предприятие не выполняет
обязательств перед бюджетом, внебюджетными
фондами, не обеспечивает выполнение предъявленных
ему имущественных претензий юридических
и физических лиц в течение установленного
законом срока, имеет долговые обязательства
на сумму, вдвое превышающую стоимостью.
Так как основную часть прибыли предприятия получают от реализации выпускаемой продукции, сумма прибыли находится под взаимодействием многочисленных факторов: изменения объема, ассортимента, качества, структуры произведенной и реализованной продукции, себестоимости отдельных изделий, уровня цен, эффективности использования производственных ресурсов.
Кроме того, на нее оказывают влияние соблюдение договорных обязательств, состояние расчетов между поставщиками и покупателями и др. Из прибыли производятся отчисления в бюджет, уплачиваются проценты по кредитам банка.
Главное предназначение прибыли в современных условиях хозяйствования – отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией своей продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.
В современных условиях
повышается значение прибыли как
объекта распределения, созданного
в сфере материального
Работа предприятия в условиях перехода к рыночной экономике связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов.
Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятий и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда.
Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения.