Анализ прибыли и рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 23:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является изучение прибыли и показателей рентабельности и применение ее на практике предприятия КОРУП «Диалог-Гомель»
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) дать определение понятия прибыли и рентабельности, раскрыть их сущность и охарактеризовать основные сферы применения;
2) рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией;
3) сделать необходимые выводы по показателям рентабельности.
4) проанализировать резервы роста прибыли и рентабельности.

Оглавление

Введение 3

1. Теоретико-методические аспекты анализа прибыли
и рентабельности организации.

1.1 Экономическая сущность, значение прибыли и 5
рентабельности организации в современных условиях
хозяйствования
1.2 Задачи, источники информационного обеспечения и 10
методика анализа прибыли и рентабельности организации.

1.3 Краткая экономическая характеристика организации 18

2. Анализ прибыли и рентабельности организации

2.1 Анализ прибыли организации. 31

2.2 Анализ рентабельности организации. 38

3.Резервы роста прибыли и повышения рентабельности организации 43
Заключение 49
Список использованных источников 51

Файлы: 1 файл

курсовая АХД.doc

— 848.50 Кб (Скачать)

                          

Данная таблица свидельствует о том, что рентабельность совокупного капитала повысилась на 2,2%, в том числе за счет изменения:

а) объема товарооборота:

                   ЉRСКто  = 14,27-14,22= 0,05%;

б) среднего уровня валового дохода:

                   ЉRСКУВД  = 15,6-14,22= +1,38%;

в) среднего уровня издержек обращения:

        ЉRСКУИО = 16,95-15,6= +1,35%;

г) внереализационных  финансовых результатов:

           ЉRСКВФР = 20-16,95= +3,05%;

д) ускорения оборачиваемости капитала:

            ЉRСККоб = 20,6-20 = +0,6%.

     Как видно  из приведенных данных, росту  доходности совокупного капитала  способствовали все рассмотренные факторы. Ускорение оборачиваемости капитала свидетельствует о деловой активности  предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Резервы роста прибыли и повышения рентабельности организации

 

     Анализ  финансовых результатов завершается  определением резервов роста  прибыли и рентабельности за  счет конкретных мероприятий,  способствующих увеличению товарооборота,  оптимизации его структуры, снижению  уровня издержек обращения.

Резервы роста прибыли - это количественно измеримые  возможности ее увеличения за счет роста объема  реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущение внереализационных  убытков. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют  три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный. На первом этапе выявляют и количественно оценивают резервы, на втором разрабатывают комплекс      инженерно-технических,      организационных, экономических  и  социальных   мероприятий,   обеспечивающих   использование выявленных резервов; на третьем этапе практически  реализуют  мероприятия  и ведут  контроль за  их  выполнением. При подсчете резервов роста прибыли за счет  возможного  роста  объема реализации  используются   результаты   анализа   выпуска    и    реализации продукции. Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукцию. Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта (Рисунок 2)  

                        


              Рисунок 2.Источники резервов  увеличения прибыли от реализации

 

Сумма резерва  роста  прибыли (Рпо) за  счет  увеличения  объема  продукции рассчитывается  по  формуле:

 

                                                 Рпо = ∑ Пi* РПki                              (24)

 

где, Рпо- резерв роста прибыли за счет увеличения объема продукции;

      Пi -  плановая сумма прибыли на  единицу  i-й продукции;

      РПki - количество  дополнительно  реализованной  продукции    в натуральных единицах  измерения.

      Если  прибыль рассчитана на рубль  товарной продукции, сумма резерва   ее

роста за счет увеличения объема реализации определяется  по  формуле:

                                                                    Пр1 

                                         Рпо = РП в * -------------,                      (25)

                                                                   РП1

где,  PПв  - возможное увеличение объема реализованной продукции, руб.;

       Пр1 - фактическая прибыль от реализации продукции, руб.;

       РП - фактический объем реализованной продукции, руб.     

Важное направление  поиска резервов роста прибыли - снижение затрат  на производство и реализацию продукции, например, сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации  основных  фондов  и  других  расходов.

      Для  выявления и подсчета  резервов  роста  прибыли  за  счет  снижения себестоимости может быть использован метод   сравнения. В  этом  случае  для количественной  оценки  резервов  очень   важно   правильно   выбрать   базу сравнения. В  качестве  такой  базы  могут  выступать  уровни  использования отдельных  видов  производственных   ресурсов:   плановый   и   нормативный: достигнутый  на  передовых  предприятиях:  базовый  фактически   достигнутый средний уровень в целом по отрасли: фактически  достигнутый   на   передовых предприятиях  зарубежных  стран.

 Методической  базой   экономической  оценки  резервов  снижения  затрат овеществленного труда является система  прогрессивных  технико-экономических норм  и  нормативов   по   видам   затрат   сырья,   материалов,   топливно- энергетических   ресурсов,   нормативов    использования    производственных мощностей,   удельных   капитальных   вложений,   норм   и   нормативов    в оборудовании  и  др.

 При  сравнительном   методе  количественного  измерения   резервов   их величина определяется  путем  сравнения  достигнутого  уровня  затрат  с  их потенциальной величиной:

                                        Рсi =Сфi – Спi,                             (26)

 

где, Рсi -  резерв  снижения  себестоимости продукции за  счет   i-го вида  ресурсов;

    Сфi  - фактический   уровень использования    i-го    вида производственных ресурсов;

     Спi, -потенциальный уровень использования   i-го   вида производственных ресурсов.

      Если  анализу прибыли предшествует  анализ  себестоимости  продукции   и определена общая сумма  резерва  ее  снижения,  то  расчет   резерва   роста прибыли  производится  по  формуле:

 

                                           Рсп = Зв (РП1+РПв)                  (27)

 

где, Рсп -    резерв увеличения прибыли за  счет  снижения  себестоимости продукции;

      Зв- возможное снижение затрат на рубль продукции;

       РП1 - фактический объем реализованной продукции за  изучаемый период;

      PПв- возможное увеличение объема реализации продукции.

Основными источниками  резервов повышения уровня рентабельности продукции являются увеличение суммы  прибыли от реализации продукции (Р↑П) и снижение себестоимости товарной продукции(Р↓С). Для подсчета резервов может быть использована следующая формула:

                                                              Пф+ R ↑ П                   Пф

                     Р↑ R = Rв – Rф = ------------------------- *100 - --------  *100  (28)

                                                          ∑ (VPПiв * Сiв)               Зф

 

где, Р↑ R- резерв роста рентабельности;

Rв – рентабельность возможная ;

Rф- рентабельность фактическая;

Пф- фактическая сумма  прибыли;

R↑П- резерв роста прибыли от реализации продукции;

VPПв- возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов роста;

Сiв- возможный уровень себестоимости i-ых видов продукции с учетом выявленных резервов снижения;

Зф- фактическая сумма  затрат по реализованной продукции.  

Резерв повышения уровня рентабельности  капитала может  быть посчитан по формуле:

                                                   БПф+ R ↑ БП                  

                  Р↑ R = Rв – Rф = ------------------------- *100 – Rф                  (29)

                                                 КLф-Р↓КL+ КLд   

 

где, БП- балансовая сумма  прибыли;

R ↑ БП- резерв увеличения балансовой суммы прибыли;

КLф- фактическая среднегодовая сумма основного и оборотного капитала;

Р↓КL- резерв сокращения суммы капитала за счет ускорения его оборачиваемости;

КLд- дополнительная сумма основного и оборотного капитала .   

Для определения резервов роста прибыли в связи с  увеличением объема реализации товаров необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации товаров умножить на фактическую прибыль. Определяем резервы роста прибыли  за счет увеличения объема реализации (Таблица 3.1)

                                                                                                                 Таблица 3.1.

                 Резервы роста прибыли  за  счет увеличения объема реализации

 

Вид

товаров

 

 

Резерв увеличения объема реализации

Фактическая сумма прибыли, тыс.руб.

Резерв увеличения

(уменьшения) суммы

прибыли,

тыс.руб.

(гр.2 х гр.3)

1

2

3

4

Крем для рук «Черный  жемчуг»

164

400

+65600

Аква-молочко «МИЯ»

350

250

+87500

Лак для волос Londa

400

340

+136000

Итого

-

-

                            +289100


 

Данные таблицы свидетельствуют о том, что в связи с увеличением объема реализации по предприятию наблюдается увеличение суммы прибыли на 289100 тыс.руб.

Сумма резервов снижения себестоимости (увеличения прибыли) за счет уменьшения управленческих и коммерческих (условно-постоянных) расходов определяется по формуле:

                                                    ΔПсу = Q х (-ΔСп),                                   (30)

 

     где, ΔПсу - прирост прибыли за счет снижения себестоимости в результате уменьшения управленческих и коммерческих расходов в себестоимости единицы изделия, тыс.руб.;

     Q - реализация  продукции в натуральном выражении  шт., м, кг и т.д.;

     ΔСп - снижение управленческих и коммерческих расходов в себестоимости единицы продукции.

     Расчет  резервов роста прибыли за счет управленческих и коммерческих расходов представлен в таблице 3.2

                                                                                                                  Таблица 3.2

 

Расчет резервов роста  прибыли за счет уменьшения коммерческих

и управленческих расходов в себестоимости единицы реализуемых

товаров в результате роста объема реализации продукции

(работ и услуг)

 

Вид

товаров

 

 

Объем

реализации

на

планируемый

период, шт.

Снижение коммерческих и

управленческих расходов

в себестоимости единицы

изделия, тыс.руб.

Резерв увеличения

(уменьшения) суммы

прибыли,

тыс.руб.

(гр.2 х гр.3)

1

2

3

4

Крем для рук «Черный  жемчуг»

164

-15,6

+2558

Аква-молочко «МИЯ»

350

-30,7

+10745

Лак для волос Londa

400

- 25.9

+10360

Итого

-

-

                            +23663


 

 Из данной таблицы видно, что снижение коммерческих и управленческих расходов в себестоимости единицы товара в общем объеме реализации на планируемый период приводит к увеличению суммы прибыли на 23 663 тыс.руб.   

     Влияние повышения качества продукции на прибыль определяется по формуле:

 

                               ±ΔПк. = [(Цпос.к. - С2) - (Цд.к. - С1)] х Q,                  (31)

 

     где, ±ΔПк. - прирост (снижение) прибыли от повышения качества продукции, тыс.руб.;

     Цд.к. - средняя  цена единицы определенного вида  продукции до повышения ее  качества, тыс.руб.;

     Цпос.к. - средняя  цена определенного вида продукции  после повышения ее качества, тыс.руб.;

     С1, С2 - себестоимость  единицы изделия до и соответственно после повышения качества продукции, тыс.руб.;

     Q - объем  реализации продукции после повышения  ее качества в натуральном  выражении на планируемый период, шт.

     Расчет  резервов роста прибыли за  счет повышения качества реализуемой продукции показан в таблице 3.3

                                                           Таблица 3.3

 

Расчет резервов роста  прибыли за счет повышения качества

реализуемой продукции

 

Вид продук-

ции

 

 

 

 

 

Средняя

цена за

единицу до

повышения

качества

продукции,

тыс.руб.

(Цд.к.)

Средняя

цена за

единицу

после

повышения

качества

продукции,

тыс.руб.

(Ц пос.к.)

Себестоимость единицы

продукции, тыс.руб.

Количество

реализованной

продукции

в будущем

периоде

после

повышения

качества, шт.

Резерв увеличения прибыли, тыс.руб.

(гр.6*(гр.3-гр.5)-гр.6*(гр.2-гр.4)

до повышения

качества

(С1)

после

повышения

качества

(С2)

   

1

2

3

4

5

6

7

 Крем для рук «Черный жемчуг»

13900

14200

8662

8835

200

25400

 Аква-молочко «МИЯ»

6640

7000

4523

4755

400

51200

Лак для волос Londa

6450

6780

3958

4200

450

39600

Итого

-

-

-

-

1100

116 200

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности