Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 23:07, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение прибыли и показателей рентабельности и применение ее на практике предприятия КОРУП «Диалог-Гомель»
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) дать определение понятия прибыли и рентабельности, раскрыть их сущность и охарактеризовать основные сферы применения;
2) рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией;
3) сделать необходимые выводы по показателям рентабельности.
4) проанализировать резервы роста прибыли и рентабельности.
Введение 3
1. Теоретико-методические аспекты анализа прибыли
и рентабельности организации.
1.1 Экономическая сущность, значение прибыли и 5
рентабельности организации в современных условиях
хозяйствования
1.2 Задачи, источники информационного обеспечения и 10
методика анализа прибыли и рентабельности организации.
1.3 Краткая экономическая характеристика организации 18
2. Анализ прибыли и рентабельности организации
2.1 Анализ прибыли организации. 31
2.2 Анализ рентабельности организации. 38
3.Резервы роста прибыли и повышения рентабельности организации 43
Заключение 49
Список использованных источников 51
Данная таблица свидельствует о том, что рентабельность совокупного капитала повысилась на 2,2%, в том числе за счет изменения:
а) объема товарооборота:
ЉRСКто = 14,27-14,22= 0,05%;
б) среднего уровня валового дохода:
ЉRСКУВД = 15,6-14,22= +1,38%;
в) среднего уровня издержек обращения:
ЉRСКУИО = 16,95-15,6= +1,35%;
г) внереализационных финансовых результатов:
ЉRСКВФР = 20-16,95= +3,05%;
д) ускорения оборачиваемости капитала:
ЉRСККоб = 20,6-20 = +0,6%.
Как видно
из приведенных данных, росту
доходности совокупного
3. Резервы роста прибыли и повышения рентабельности организации
Анализ
финансовых результатов
Резервы роста прибыли - это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущение внереализационных убытков. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный. На первом этапе выявляют и количественно оценивают резервы, на втором разрабатывают комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением. При подсчете резервов роста прибыли за счет возможного роста объема реализации используются результаты анализа выпуска и реализации продукции. Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукцию. Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта (Рисунок 2)
Рисунок 2.Источники резервов
увеличения прибыли от
Сумма резерва роста прибыли (Рпо) за счет увеличения объема продукции рассчитывается по формуле:
Рпо = ∑ Пi* РПki (24)
где, Рпо- резерв роста прибыли за счет увеличения объема продукции;
Пi - плановая сумма прибыли на единицу i-й продукции;
РПki - количество дополнительно реализованной продукции в натуральных единицах измерения.
Если
прибыль рассчитана на рубль
товарной продукции, сумма
роста за счет увеличения объема реализации определяется по формуле:
Рпо = РП в * -------------,
где, PПв - возможное увеличение объема реализованной продукции, руб.;
Пр1 - фактическая прибыль от реализации продукции, руб.;
РП - фактический объем реализованной продукции, руб.
Важное направление поиска резервов роста прибыли - снижение затрат на производство и реализацию продукции, например, сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации основных фондов и других расходов.
Для выявления и подсчета резервов роста прибыли за счет снижения себестоимости может быть использован метод сравнения. В этом случае для количественной оценки резервов очень важно правильно выбрать базу сравнения. В качестве такой базы могут выступать уровни использования отдельных видов производственных ресурсов: плановый и нормативный: достигнутый на передовых предприятиях: базовый фактически достигнутый средний уровень в целом по отрасли: фактически достигнутый на передовых предприятиях зарубежных стран.
Методической базой экономической оценки резервов снижения затрат овеществленного труда является система прогрессивных технико-экономических норм и нормативов по видам затрат сырья, материалов, топливно- энергетических ресурсов, нормативов использования производственных мощностей, удельных капитальных вложений, норм и нормативов в оборудовании и др.
При сравнительном методе количественного измерения резервов их величина определяется путем сравнения достигнутого уровня затрат с их потенциальной величиной:
где, Рсi - резерв снижения себестоимости продукции за счет i-го вида ресурсов;
Сфi - фактический уровень использования i-го вида производственных ресурсов;
Спi, -потенциальный уровень использования i-го вида производственных ресурсов.
Если анализу прибыли предшествует анализ себестоимости продукции и определена общая сумма резерва ее снижения, то расчет резерва роста прибыли производится по формуле:
Рсп = Зв (РП1+РПв) (27)
где, Рсп - резерв увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции;
Зв- возможное снижение затрат на рубль продукции;
РП1 - фактический объем реализованной продукции за изучаемый период;
PПв- возможное увеличение объема реализации продукции.
Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продукции являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции (Р↑П) и снижение себестоимости товарной продукции(Р↓С). Для подсчета резервов может быть использована следующая формула:
Р↑ R = Rв – Rф = ------------------------- *100 - -------- *100 (28)
где, Р↑ R- резерв роста рентабельности;
Rв – рентабельность возможная ;
Rф- рентабельность фактическая;
Пф- фактическая сумма прибыли;
R↑П- резерв роста прибыли от реализации продукции;
VPПв- возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов роста;
Сiв- возможный уровень себестоимости i-ых видов продукции с учетом выявленных резервов снижения;
Зф- фактическая сумма затрат по реализованной продукции.
Резерв повышения уровня рентабельности капитала может быть посчитан по формуле:
Р↑ R = Rв – Rф = ------------------------- *100 – Rф (29)
где, БП- балансовая сумма прибыли;
R ↑ БП- резерв увеличения балансовой суммы прибыли;
КLф- фактическая среднегодовая сумма основного и оборотного капитала;
Р↓КL- резерв сокращения суммы капитала за счет ускорения его оборачиваемости;
КLд- дополнительная сумма основного и оборотного капитала .
Для определения резервов роста прибыли в связи с увеличением объема реализации товаров необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации товаров умножить на фактическую прибыль. Определяем резервы роста прибыли за счет увеличения объема реализации (Таблица 3.1)
Резервы роста прибыли за
счет увеличения объема
Вид товаров
|
Резерв увеличения объема реализации |
Фактическая сумма прибыли, тыс.руб. |
Резерв увеличения (уменьшения) суммы прибыли, тыс.руб. (гр.2 х гр.3) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Крем для рук «Черный жемчуг» |
164 |
400 |
+65600 |
Аква-молочко «МИЯ» |
350 |
250 |
+87500 |
Лак для волос Londa |
400 |
340 |
+136000 |
Итого |
- |
- |
+289100 |
Данные таблицы свидетельствуют о том, что в связи с увеличением объема реализации по предприятию наблюдается увеличение суммы прибыли на 289100 тыс.руб.
Сумма резервов снижения себестоимости (увеличения прибыли) за счет уменьшения управленческих и коммерческих (условно-постоянных) расходов определяется по формуле:
ΔПсу = Q х (-ΔСп),
где, ΔПсу - прирост прибыли за счет снижения себестоимости в результате уменьшения управленческих и коммерческих расходов в себестоимости единицы изделия, тыс.руб.;
Q - реализация
продукции в натуральном
ΔСп - снижение управленческих и коммерческих расходов в себестоимости единицы продукции.
Расчет резервов роста прибыли за счет управленческих и коммерческих расходов представлен в таблице 3.2
Расчет резервов роста прибыли за счет уменьшения коммерческих
и управленческих расходов в себестоимости единицы реализуемых
товаров в результате роста объема реализации продукции
(работ и услуг)
Вид товаров
|
Объем реализации на планируемый период, шт. |
Снижение коммерческих и управленческих расходов в себестоимости единицы изделия, тыс.руб. |
Резерв увеличения (уменьшения) суммы прибыли, тыс.руб. (гр.2 х гр.3) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Крем для рук «Черный жемчуг» |
164 |
-15,6 |
+2558 |
Аква-молочко «МИЯ» |
350 |
-30,7 |
+10745 |
Лак для волос Londa |
400 |
- 25.9 |
+10360 |
Итого |
- |
- |
+23663 |
Из данной таблицы видно, что снижение коммерческих и управленческих расходов в себестоимости единицы товара в общем объеме реализации на планируемый период приводит к увеличению суммы прибыли на 23 663 тыс.руб.
Влияние повышения качества продукции на прибыль определяется по формуле:
±ΔПк. = [(Цпос.к. - С2) - (Цд.к. - С1)] х Q, (31)
где, ±ΔПк. - прирост (снижение) прибыли от повышения качества продукции, тыс.руб.;
Цд.к. - средняя
цена единицы определенного
Цпос.к. - средняя
цена определенного вида
С1, С2 - себестоимость единицы изделия до и соответственно после повышения качества продукции, тыс.руб.;
Q - объем
реализации продукции после
Расчет
резервов роста прибыли за
счет повышения качества
Таблица 3.3
Расчет резервов роста прибыли за счет повышения качества
реализуемой продукции
Вид продук- ции
|
Средняя цена за единицу до повышения качества продукции, тыс.руб. (Цд.к.) |
Средняя цена за единицу после повышения качества продукции, тыс.руб. (Ц пос.к.) |
Себестоимость единицы продукции, тыс.руб. |
Количество реализованной продукции в будущем периоде после повышения качества, шт. |
Резерв увеличения прибыли, тыс.руб. (гр.6*(гр.3-гр.5)-гр.6*(гр.2- | |
до повышения качества (С1) |
после повышения качества (С2) |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Крем для рук «Черный жемчуг» |
13900 |
14200 |
8662 |
8835 |
200 |
25400 |
Аква-молочко «МИЯ» |
6640 |
7000 |
4523 |
4755 |
400 |
51200 |
Лак для волос Londa |
6450 |
6780 |
3958 |
4200 |
450 |
39600 |
Итого |
- |
- |
- |
- |
1100 |
116 200 |