Анализ прибыли и рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 23:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является изучение прибыли и показателей рентабельности и применение ее на практике предприятия КОРУП «Диалог-Гомель»
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) дать определение понятия прибыли и рентабельности, раскрыть их сущность и охарактеризовать основные сферы применения;
2) рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией;
3) сделать необходимые выводы по показателям рентабельности.
4) проанализировать резервы роста прибыли и рентабельности.

Оглавление

Введение 3

1. Теоретико-методические аспекты анализа прибыли
и рентабельности организации.

1.1 Экономическая сущность, значение прибыли и 5
рентабельности организации в современных условиях
хозяйствования
1.2 Задачи, источники информационного обеспечения и 10
методика анализа прибыли и рентабельности организации.

1.3 Краткая экономическая характеристика организации 18

2. Анализ прибыли и рентабельности организации

2.1 Анализ прибыли организации. 31

2.2 Анализ рентабельности организации. 38

3.Резервы роста прибыли и повышения рентабельности организации 43
Заключение 49
Список использованных источников 51

Файлы: 1 файл

курсовая АХД.doc

— 848.50 Кб (Скачать)

Однако, прибыль не может  рассматриваться в качестве единственного  и универсального показателя эффективности  производства.

Если темпы роста  стоимостных показателей превышают  темпы роста производства  конкретных видов продукции в натуральном  выражении, имеет место снижение эффективности  использования производственных ресурсов в расчете на единицу его полезного эффекта.

  Это находит выражение  и в повышении материалоемкости, трудоемкости, зарплатоемкости, фондоемкости и, в конечном счете, себестоимости единицы конкретных видов продукции  в натуральных измерениях. В величине и темпах роста прибыли недостаточно полно  отражается изменение объема и эффективности использования основных фондов и оборотных  средств.

Дополнительная прибыль  может быть получена при увеличении объема производственных  фондов и снижения эффективности их использования.

Изменение экономических  показателей  за любой временной  период происходит под влиянием множества  разнообразных факторов.

  Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то  же время имеет важное значение для определения основных направлений, поиска резервов  повышения эффективности хозяйствования.

Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться  по разным признакам. Так выделяют внешние и внутренние факторы. К внутренним относятся  факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют различные  стороны работы данного коллектива. К внешним факторам относятся факторы, которые  не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказывать  существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства.

В свою  очередь внутренние факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные.

Внепроизводственные факторы связаны в основном с коммерческой, природоохранной, претензионной  и другими аналогичными видами деятельности предприятия, а производственные факторы  отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих  в формировании прибыли, - это средства труда, предметы труда и сам труд.

По каждому  из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов. К экстенсивным  относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменения численности работников, стоимости основных фондов),их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов  на брак, потери из-за отходов).

К интенсивным относятся  факторы, отражающие эффективность  использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации  работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).В процессе осуществления производственной деятельности предприятия, связанной  с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся  в тесной взаимосвязи и зависимости.

Первичные факторы производства воздействуют  на прибыль через  систему обобщающих факторных показателей более высокого порядка.

 Эти показатели  отражают, с одной стороны, объем  и эффективность использования  их  потребленной части, участвующей  в формировании себестоимости. 

Таким образом, можно  сделать вывод, что одни и те же элементы процесса производства, именно средства труда,  предметы труда и труд, рассматриваются, с одной стороны, как основные первичные факторы  увеличения объема промышленной продукции, а с другой – как основные первичные факторы,  определяющие издержки производства.

Поскольку прибыль представляет собой разность  между объемом  произведенной продукции и ее себестоимостью, то ее величина и темпы  роста зависят от тех же трех первичных  факторов производства, которые воздействуют  на прибыль через систему показателей объема промышленной продукции и издержек производства.

Абсолютная величина прибыли при всей важности этого  показателя не дает полного и качественного  представления об эффективной деятельности предприятия, тем более не может  быть использована для сравнения производственной деятельности двух предприятий.

Равная прибыль еще  не свидетельствует о одинаково  успешной работе, поскольку для ее получения могут быть использованы различные количественные величины ресурсов. Сравнение эффективности  хозяйственной деятельности предприятий разных масштабов производится обычно не в абсолютных, а в относительных показателях.

Поэтому для характеристики эффективности работы предприятии  в целом, доходности различных направлений деятельности (финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе используются показателями, характеризующие эффективность работы предприятия - показатели рентабельности.

В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности  так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (нем. rentabel – доходный, прибыльный)  представляет собой степень экономической эффективности производства на предприятии и комплексно отражает использование материальных, трудовых ресурсов.

По мнению других авторов, рентабельность- показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство. Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности с альтернативным использованием капитала.

Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим  эффективность работы предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления, так как  получение высокой прибыли во многом зависти от правильности и рациональности принимаемых решений.

По значению уровня рентабельности можно оценить благополучие предприятии, т.е. способность предприятия получать прибыль на инвестиции для кредиторов, инвесторов, вкладывающих деньги в собственные предприятия, данный показатель является более надежным.

Устанавливая связь  между суммой прибыли и величиной  капитала, показатель рентабельности можно использовать для прогнозирования прибыли в процессе прогнозирования с ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую нужно получить на эти инвестиции.

Таким образом, можно  сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность работы предприятия. Они измеряют доходность предприятия систематизируются в соответствии с интересами участников процесса.

 

     1.2 Задачи, источники информационного обеспечения и методика анализа прибыли и рентабельности организации.

 

Конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия является прибыль. Она  представляет собой реализованную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом. Значение прибыли обусловлено тем, что, с одной стороны, она зависит в основном от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, так как прибыль - основной источник производственного и социального развития предприятия, а с другой - она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте суммы прибыли заинтересованы как предприятие, так и государство. Прирост прибыли может быть достигнут не только благодаря увеличению трудового вклада коллектива предприятия, но и за счет других факторов. Поэтому на каждом предприятии необходимо проводить систематический анализ формирования, распределения и использования прибыли. Этот анализ имеет важное значение и для внешних субъектов.

Задачи анализа и  его последовательность:

1)оценка плана (прогноза) прибыли и выбор наилучшего варианта;

2)изучение выполнения плана и динамики;

3)выявление и количественное измерение влияния факторов формирования показателей прибыли;

4)изучение направлений, пропорций и тенденций распределения прибыли;

5)выявление резервов роста прибыли и рентабельности;

6)разработка рекомендаций по наиболее эффективному использованию прибыли с учетом перспектив развития предприятия.

Анализ должен показать также влияние на прибыль нарушений  договорной, технологической и финансовой дисциплины.

Источники информации прибыли: накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счету продаж и счетам «Прибыли и убытки», «Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток», форма №1 «Баланс» (Приложение 1,2)- форма бухгалтерской отчетности №2 «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение 3,4)-данные финансового плана, форма №5 «Приложение к балансу» (Приложение 5,6).

Рентабельность продукции  является важнейшим показателем  сравнительного анализа прибыльности (убыточности) производства тех или  иных видов продукции.

Источниками информации рентабельности являются: план экономического и социального развития (бизнес-план), ф.1 «Баланс предприятия» (Приложение 1,2), ф.2 «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение 2,3), ф. № 5-ф «Краткий отчет о финансовых результатах» (Приложение 7,8), и  др.

  Методика анализа прибыли.

Прибыль  отчётного  периода  отражает   общий   финансовый   результат производственно – хозяйственной деятельности предприятия с  учётом  всех  её сторон. Важнейшая  составляющая  этого  показателя – прибыль  от  реализации продукции  –  связана  с  факторами  производства  и  реализации  продукции.

Изменение прибыли  от  реализации  продукции  формируется  под  воздействием следующих  факторов:  изменения  объема  реализации;   изменения   структуры реализации; изменения отпускных цен на  реализованную  продукцию; изменения цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки;  изменения уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

Объем реализации продукции  может оказывать как  положительное, так и отрицательное влияние  на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному росту прибыли.

Структура товарной продукции  также может оказывать как  положительное, так и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Если увеличивается  доля более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации, то сумма прибыли увеличится и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся  в прямопропорциональной зависимости: при росте уровня цен сумма  прибали возрастает и наоборот.

Изменение за счет объема и структуры реализации продукции:

 

                               Δ(vрn,уд)= Ппересч.на факт.-Ппл                        (1)

 

Чтобы найти влияние  только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости или в натурально-условным исчислении и результат разделить на 100.

 

                                      ΔПvрn = (Ппл*%)/100             (2)   

 

Влияние структурного фактора:

                                                                       

                                   ΔПуд= ΔП(vрn,уд)- ΔПvрn                                (3)

 

Изменение структуры  суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию определяется сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации при плановых ценах:

 

              ΔПу =Вфакт -Впересч.на факт                          (4)

 

Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину каждого фактического показателя фактическим (Таблица 1.2.1)

                                                                                                              Таблица 1.2.1                         

                                            Способ цепной подстановки

 

Показатель

Условия расчета

Порядок расчета

План

План

План

План

План

Впл-Зпл

Усл 1

Факт

План

План

План

Ппл*Крп

Усл 2

Факт

Факт

План

План

Вусл-Зусл

Усл 3

Факт

Факт

Факт

План

Вф-Зусл

Факт

Факт

Факт

Факт

Факт

Вф-Зф


 

 

Сначала нужно найти  сумму прибыли при фактическом  продаж и плановой величине  остальных факторов. Для этого следует рассчитать коэффициент выполнения плана по реализованной продукции (Крп), а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот коэффициент:

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности