Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 23:07, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение прибыли и показателей рентабельности и применение ее на практике предприятия КОРУП «Диалог-Гомель»
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) дать определение понятия прибыли и рентабельности, раскрыть их сущность и охарактеризовать основные сферы применения;
2) рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией;
3) сделать необходимые выводы по показателям рентабельности.
4) проанализировать резервы роста прибыли и рентабельности.
Введение 3
1. Теоретико-методические аспекты анализа прибыли
и рентабельности организации.
1.1 Экономическая сущность, значение прибыли и 5
рентабельности организации в современных условиях
хозяйствования
1.2 Задачи, источники информационного обеспечения и 10
методика анализа прибыли и рентабельности организации.
1.3 Краткая экономическая характеристика организации 18
2. Анализ прибыли и рентабельности организации
2.1 Анализ прибыли организации. 31
2.2 Анализ рентабельности организации. 38
3.Резервы роста прибыли и повышения рентабельности организации 43
Заключение 49
Список использованных источников 51
Однако, прибыль не может рассматриваться в качестве единственного и универсального показателя эффективности производства.
Если темпы роста
стоимостных показателей
Это находит выражение
и в повышении
Дополнительная прибыль может быть получена при увеличении объема производственных фондов и снижения эффективности их использования.
Изменение экономических показателей за любой временной период происходит под влиянием множества разнообразных факторов.
Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет важное значение для определения основных направлений, поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.
Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разным признакам. Так выделяют внешние и внутренние факторы. К внутренним относятся факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют различные стороны работы данного коллектива. К внешним факторам относятся факторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства.
В свою очередь внутренние факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные.
Внепроизводственные факторы связаны в основном с коммерческой, природоохранной, претензионной и другими аналогичными видами деятельности предприятия, а производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли, - это средства труда, предметы труда и сам труд.
По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов. К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменения численности работников, стоимости основных фондов),их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).
К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).В процессе осуществления производственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости.
Первичные факторы производства воздействуют на прибыль через систему обобщающих факторных показателей более высокого порядка.
Эти показатели
отражают, с одной стороны, объем
и эффективность использования
их потребленной части,
Таким образом, можно сделать вывод, что одни и те же элементы процесса производства, именно средства труда, предметы труда и труд, рассматриваются, с одной стороны, как основные первичные факторы увеличения объема промышленной продукции, а с другой – как основные первичные факторы, определяющие издержки производства.
Поскольку прибыль представляет
собой разность между объемом
произведенной продукции и ее
себестоимостью, то ее величина и темпы
роста зависят от тех же трех первичных
факторов производства, которые воздействуют
на прибыль через систему
Абсолютная величина прибыли при всей важности этого показателя не дает полного и качественного представления об эффективной деятельности предприятия, тем более не может быть использована для сравнения производственной деятельности двух предприятий.
Равная прибыль еще не свидетельствует о одинаково успешной работе, поскольку для ее получения могут быть использованы различные количественные величины ресурсов. Сравнение эффективности хозяйственной деятельности предприятий разных масштабов производится обычно не в абсолютных, а в относительных показателях.
Поэтому для характеристики эффективности работы предприятии в целом, доходности различных направлений деятельности (финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе используются показателями, характеризующие эффективность работы предприятия - показатели рентабельности.
В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой степень экономической эффективности производства на предприятии и комплексно отражает использование материальных, трудовых ресурсов.
По мнению других авторов, рентабельность- показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство. Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности с альтернативным использованием капитала.
Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность работы предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления, так как получение высокой прибыли во многом зависти от правильности и рациональности принимаемых решений.
По значению уровня рентабельности можно оценить благополучие предприятии, т.е. способность предприятия получать прибыль на инвестиции для кредиторов, инвесторов, вкладывающих деньги в собственные предприятия, данный показатель является более надежным.
Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной капитала, показатель рентабельности можно использовать для прогнозирования прибыли в процессе прогнозирования с ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую нужно получить на эти инвестиции.
Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность работы предприятия. Они измеряют доходность предприятия систематизируются в соответствии с интересами участников процесса.
1.2 Задачи, источники информационного обеспечения и методика анализа прибыли и рентабельности организации.
Конечным финансовым
результатом хозяйственной
Задачи анализа и его последовательность:
1)оценка плана (прогноза) прибыли и выбор наилучшего варианта;
2)изучение выполнения плана и динамики;
3)выявление и количественное измерение влияния факторов формирования показателей прибыли;
4)изучение направлений, пропорций и тенденций распределения прибыли;
5)выявление резервов роста прибыли и рентабельности;
6)разработка рекомендаций по наиболее эффективному использованию прибыли с учетом перспектив развития предприятия.
Анализ должен показать также влияние на прибыль нарушений договорной, технологической и финансовой дисциплины.
Источники информации прибыли: накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счету продаж и счетам «Прибыли и убытки», «Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток», форма №1 «Баланс» (Приложение 1,2)- форма бухгалтерской отчетности №2 «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение 3,4)-данные финансового плана, форма №5 «Приложение к балансу» (Приложение 5,6).
Рентабельность продукции является важнейшим показателем сравнительного анализа прибыльности (убыточности) производства тех или иных видов продукции.
Источниками информации рентабельности являются: план экономического и социального развития (бизнес-план), ф.1 «Баланс предприятия» (Приложение 1,2), ф.2 «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение 2,3), ф. № 5-ф «Краткий отчет о финансовых результатах» (Приложение 7,8), и др.
Методика анализа прибыли.
Прибыль отчётного периода отражает общий финансовый результат производственно – хозяйственной деятельности предприятия с учётом всех её сторон. Важнейшая составляющая этого показателя – прибыль от реализации продукции – связана с факторами производства и реализации продукции.
Изменение прибыли от реализации продукции формируется под воздействием следующих факторов: изменения объема реализации; изменения структуры реализации; изменения отпускных цен на реализованную продукцию; изменения цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; изменения уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
Объем реализации продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному росту прибыли.
Структура товарной продукции также может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличивается доля более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации, то сумма прибыли увеличится и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных
цен и величина прибыли находятся
в прямопропорциональной
Изменение за счет объема и структуры реализации продукции:
Δ(vрn,уд)= Ппересч.на факт.-Ппл (1)
Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости или в натурально-условным исчислении и результат разделить на 100.
Влияние структурного фактора:
ΔПуд= ΔП(vрn,уд)- ΔПvрn
Изменение структуры суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию определяется сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации при плановых ценах:
ΔПу =Вфакт -Впересч.на факт (4)
Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину каждого фактического показателя фактическим (Таблица 1.2.1)
Способ цепной подстановки
Показатель |
Условия расчета |
Порядок расчета | |||
План |
План |
План |
План |
План |
Впл-Зпл |
Усл 1 |
Факт |
План |
План |
План |
Ппл*Крп |
Усл 2 |
Факт |
Факт |
План |
План |
Вусл-Зусл |
Усл 3 |
Факт |
Факт |
Факт |
План |
Вф-Зусл |
Факт |
Факт |
Факт |
Факт |
Факт |
Вф-Зф |
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать коэффициент выполнения плана по реализованной продукции (Крп), а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот коэффициент: