Анализ прибыли и рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 23:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является изучение прибыли и показателей рентабельности и применение ее на практике предприятия КОРУП «Диалог-Гомель»
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) дать определение понятия прибыли и рентабельности, раскрыть их сущность и охарактеризовать основные сферы применения;
2) рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией;
3) сделать необходимые выводы по показателям рентабельности.
4) проанализировать резервы роста прибыли и рентабельности.

Оглавление

Введение 3

1. Теоретико-методические аспекты анализа прибыли
и рентабельности организации.

1.1 Экономическая сущность, значение прибыли и 5
рентабельности организации в современных условиях
хозяйствования
1.2 Задачи, источники информационного обеспечения и 10
методика анализа прибыли и рентабельности организации.

1.3 Краткая экономическая характеристика организации 18

2. Анализ прибыли и рентабельности организации

2.1 Анализ прибыли организации. 31

2.2 Анализ рентабельности организации. 38

3.Резервы роста прибыли и повышения рентабельности организации 43
Заключение 49
Список использованных источников 51

Файлы: 1 файл

курсовая АХД.doc

— 848.50 Кб (Скачать)

                                                            VРП iф

                                          К рп = ------------------------                          (5)

                                                            VРП iпл

 

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах.

Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму  затрат:

 

                                  ∑ (VРП iф, Ц iпл)- ∑ (VРП iф, С iпл)                (6)

 

По данным таблицы можно установить, как изменится сумма прибыли  за счет каждого фактора:

  1. объема реализации: ΔПvрn=Пусл1-Ппл
  2. структуры товарной продукции: ΔПстр= Пусл2-Пусл3
  3. средние цены реализации: ΔПцен = Пусл3-Пусл2
  4. себестоимость реализованной продукции: ΔПс= Пф-Пусл3               

Приведем  методику  формализованного  расчета  факторных  влияний   на прибыль от реализации продукции:

Расчет общего изменения  прибыли (Р) от реализации продукции:

 

                                  P=P1 – P0,                                                            (7)

 

      где, Р1 – прибыль отчётного года;

       Р2 – прибыль базисного года.     

При факторном анализе  прибыли обычно используют следующую  модель:

                  

                                  П= К * ( Ц - С),                                                  (8)

 

где, П – сумма прибыли;

К – количество (масса) реализованной продукции;

Ц- цена реализации;

С- себестоимость единица продукции.

В данном случае исходят  из предположения, что все эти  факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Прибыль  изменяется прямо пропорционально объему продаж при условии реализации рентабельной продукции. Если продукция убыточна, то прибыль изменяется обратно пропорционально объему продаж.      

Методика анализа рентабельности.

Показатели  рентабельности  характеризуют  финансовые   результаты   и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность  предприятия с различных позиций и группируются в соответствии  с интересами  участников экономического процесса, рыночного обмена.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками  факторной среды формирования прибыли предприятий. При анализе производства  показатели рентабельности  используются  как  инструмент  инвестиционной   политики   и ценообразования.

      Показатели  рентабельности можно объединить  в следующие группы:

   1. Показатели рентабельности  капитала (активов).

   2. Показатели рентабельности  продукции.

   3. Показатели, на основе потоков наличных денежных средств.

      Первая  группа показателей  рентабельности  формируется  как  отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых  наиболее важными   являются:   все   активы   предприятия;   инвестиционный   капитал (собственные средства +долгосрочные  обязательства); акционерный (собственный) капитал.

  Несовпадение уровней рентабельности  по этим показателям  характеризует степень  использования  предприятием  финансовых   рычагов   для   повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.

    Вторая  группа  показателей   формируется  на  основе  расчета   уровней рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности  предприятий.

      Третья группа  показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается  чистый  приток денежных средств.

      Данные показатели  дают представление о степени  возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами  в связи  с  использованием  имеющего  место   денежного   притока.   Концепция рентабельности, исчисляемой  на  основе  притока  денежных  средств,  широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой.

   Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

- показатели,   характеризующие   окупаемость    издержек    производства    и инвестиционных проектов;

- показатели, характеризующие рентабельность оборота;

- показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

  Рентабельность продукции (Rп) исчисляется путем отношения прибыли от реализации  (Пр) к сумме затрат по реализованной продукции (Зр) по формуле:

 

                                             Rп = Пр / Зр                                          (9) 

 

Она показывает, сколько  предприятие имеет прибыли с  каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, и может  рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и  видам продукции.              Рентабельность операционной деятельности (Rод) рассчитывается в целом по предприятию как отношение прибыли от операционной деятельности (Под) до выплаты процентов и налогов к общей сумме затрат по операционной деятельности (Зод) по формуле:

 

                                        R од = Под/ Зод ,                                       (10)

              

Данный показатель характеризует  окупаемость затрат в операционной деятельности. Он полнее отражает результаты работы предприятия, поскольку при  его расчете учитываются не только реализационные, но и внереализационные результаты, относящиеся к основной деятельности.

Аналогичным образом определяется доходность инвестиционных проектов (Rи): полученная или ожидаемая сумма прибыли от инвестиционной деятельности (Пид) относится к сумме инвестиционных затрат (Из) :

 

                                            Rи = Пид / Из                                         (11)

 

Рентабельность продаж ( оборота) (Rоб ) рассчитывается путем деления прибыли от реализации продукции, работ, услуг до выплаты процентов и налогов (Пр) на сумму полученной выручки (Вр) по формуле :

 

                                            Rоб = Пр/Вр                                          (12)

 

Данный показатель характеризует  эффективность производственной и коммерческой деятельности (сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж). Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Рентабельность (доходность) операционного  капитала (Rок) исчисляется отношением брутто-прибыли от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов (Под) к среднегодовой стоимости операционного капитала (Ок)  по формуле:

 

                                              Rок = Под/Ок                                    (13)

 

Рентабельность совокупных активов определяется отношением суммы брутто-прибыли от обычной деятельности до выплаты процентов и налогов к среднегодовой сумме совокупного капитала. Характеризует доходность всего совокупного капитала, вложенного в активы предприятия. В процессе анализа изучается динамика показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню.

    Рентабельность производственной  деятельности-(окупаемость издержек) (Rз) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп) к сумме затрат по реализованной продукции (3рп):

 

                                              R = Прп / Зрп                                       (14)

               

      Она  показывает, сколько предприятие  имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться  в целом по предприятию, по отдельным сегментам и видам продукции.

      Рентабельность  оборота  (коммерческая  маржа)  (Rоб) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг на сумму  полученной выручки (В). Характеризует  эффективность  производственной  и  коммерческой  деятельности: сколько прибыли имеет  предприятие  с  рубля  продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной  экономике.  Рассчитывается  в целом по предприятию и отдельным видам продукции:

      Уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат) (R), рассчитанный в целом по предприятию, зависит от изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации и определяется по формуле:

                                                R = П/З                                          (15)

 

где,  П- прибыль от реализации продукции, млн. руб;                                                                      З- полная себестоимость реализованной продукции, млн. руб  

Факторная модель этого показателя имеет вид

 

                                            П (при VРП общ, УДi , Цi,Сi)

                                 R = -----------------------------------------                (16)

                                              И (при VРП общ, УДi * Сi)

Расчет влияния факторов первого  порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно  выполнить способом цепной подстановки:

 

                                             Ппл (при VРП общ пл, УДпл , Цпл,Спл)

                               Rпл = -------------------------------------------------------,

                                              Зпл (при VРП общ пл, УДпл * Спл)

            

                                             П усл 1 (при VРП общ ф., УДпл , Цпл,Спл )

                              Rусл 1 = ----------------------------------------------------------,

                                               З усл 1 (при VРП общ ф., УДпл * Спл )

 

                                               П усл 2(при VРП общ ф., УДф, Цпл,Спл )

                              Rусл 2= -------------------------------------------------------,

                                               З усл 1 (при VРП общ ф., УДф* Спл )

                      

                                               П усл 3 (при VРП общ ф., УДф, Цф, Спл)

                               Rусл3= ------------------------------------------------------,

                                                 З усл 2(при VРП общ ф., УДф* Спл )

 

                                            П ф (при VРП общ ф., УДф, Цф, Сф)

                               Rф= ----------------------------------------------------,

                                               З ф(при VРП общ ф., УДф* Сф)

 

ΔRобщ = Rф- Rпл, в том числе:

ΔRvpn= Rусл 1- Rпл,

ΔRуд=   Rусл 2- Rусл 1,

ΔRц = Rусл 3-Rусл 2,

ΔRс =Rф- Rусл 3.

Аналогично таким же образом  производится факторный анализ рентабельности продаж. Факторная модель этого показателя имеет вид:

 

 

                                           Прп =f [VРП общ,УДi.Цi,Сi]

                             Rрп = -----------------------------------------              (17)

                                               В= f [VРП общ,УДi.Цi]

 

где, VРП- объема реализованной продукции,

УДi.- структура реализованной продукции,

Цi- средний уровень цен,

Сi – себестоимость реализованной продукции.

Так же осуществляется факторный  анализ рентабельности совокупного  капитала.

Балансовая сумма прибыли зависит  от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (УДi), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).

Среднегодовая сумма основного  и оборотного капитала (КL) зависит от объема продаж и коэффициента оборачиваемости капитала (Коб), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.

Чем быстрее оборачивается капитал  на предприятии, тем меньше его требуется  для обеспечения запланированного объема продаж.

Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала имеет вид:

 

                                    БП        f [VРП общ, УДi.Цi,Сi,ВФР]

                            R = ------ = ------------------------------------            (18)

                                         КL         f [VРП общ, УДi, Коб]

 

где,  VРП общ - объема реализованной продукции,

УДi- структура реализованной продукции,

 Цi- средний уровень цен,

Сi– себестоимость реализованной продукции,

ВФР - финансовые результаты от  прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг,

Коб - коэффициент оборачиваемости капитала.

Далее производится анализ влияния факторов на изменение уровня рентабельности капитала способом цепной подстановки.

Для анализа рентабельности производственного капитала, определяемой как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных средств и материальных оборотных фондов, можно использовать факторную модель, предложенную М.И.Бакановым и А.Д. Шереметом [17]:

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности