Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:33, курсовая работа
Основными задачами экономического анализа являются:
- объективная и всесторонняя оценка степени выполнения плана, динамики производства и реализации продукции;
- определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
- определение влияния различных факторов на изменение величины этих показателей;
- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
- разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Введение.……………………………………………………………….2
Прибыль и рентабельность как результативные
показатели деятельности предприятия………………………………4
2.1.Определение и экономическая сущность прибыли……………..4
2.2. Классификация видов прибыли………………………………….8
2.3. Методы анализа прибыли…………………………………..…...11
2.4. Анализ прибыли на примере
мебельной фабрики………………………….……………………..12
2.4.1. Анализ прибыли до налогообложения……………………….12
2.4.2. Анализ формирования чистой прибыли……………………..14
2.4.3. Факторный анализ прибыли от продаж……………………...17
2.4.4. Анализ влияния инфляции на прибыль от продаж………....20
2.4.5. Анализ финансовых результатов от прочей
реализации, внереализационной деятельности
и финансовых вложений…………………………………………21
Анализ рентабельности………………………………………………...23
3.1.Определение и показатели рентабельности……………………....23
3.2. Анализ показателей рентабельности на примере
мебельной фабрики……………………………………………………26
3.2.1.Анализ рентабельности чистых активов…………………………28
3.2.2.Факторный анализ рентабельности собственного капитала…..30
3.2.3. Анализ рентабельности прибыли………………………………..33
3.2.4.Связь показателей прибыли и рентабельности и принятие управленческих решений по результатам анализа………………………….35
4. Заключение……………………………………………………………….37
Библиография……………………………
Современная западная управленческая теория финансов действует на основе предположения о том, что первичной целью бизнеса является увеличение материальной заинтересованности своих акционеров, т.е. максимизация биржевого курса обыкновенной акции фирмы. Другие цели также влияют на политику компании, но они менее важны по сравнению с первой.
Такая
постановка цели для современного уровня
развития западной экономики вполне
логична. Максимизация
прибыли представляет собой краткосрочную
задачу, решение которой рассчитано на
сравнительно небольшой период времени,
в то время как максимизация акционерной
собственности - долгосрочная цель, поскольку
акционеры заинтересованы как в будущих,
так и в сегодняшних прибылях. Максимизация
прибыли может быть достигнута в короткие
сроки за счет долгосрочной рентабельности.
К примеру, предприятие в целях получения
краткосрочной прибыли, может отложить
проведение ремонтных работ, рискуя в
долгосрочной перспективе потерять больше
средств на восстановительных работах.
2.2.
Классификация видов
прибыли
Финансовый
результат работы предприятия –
это обобщающий показатель анализа
и оценки эффективности деятельности
предприятия. К финансовым результатам
относятся следующие
- валовая прибыль;
- прибыль от продаж;
- прибыль от налогообложения;
-
прибыль от обычной
- нераспределенная прибыль.
Однако для успешного функционирования предприятия нужны разные показатели финансовых результатов. Например, администрацию интересует полученная прибыль, ее структура, факторы, воздействующие на ее величину; налоговые органы – достоверная информация о всех слагаемых налогооблагаемой базы прибыли; потенциальных инвесторов – вопросы качества прибыли, т.е. ее устойчивости и надежности получения прибыли в ближайшей перспективе, для выбора стратегии инвестиций, направленной на минимизацию потерь и финансовых рисков от вложений в активы анализируемого предприятия.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в себя:
-
исследование изменений
-
исследование структуры
-
изучение динамики изменения
показателей финансовых
- выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их количественная оценка.
Для
отражения результатов
Как уже говорилось выше, одним из финансовых результатов деятельности предприятия является валовая прибыль. Валовая прибыль – это разница между выручкой (нетто) от продаж товаров и себестоимостью реализованной продукции. Валовая прибыль по экономическому смыслу близка к показателю «маржинальный доход» (это сумма прибыли и постоянных затрат предприятия).
Прибыль от продаж – это разница между выручкой от продаж и полной себестоимостью реализованной продукции. Полная себестоимость реализованной продукции включает в себя: а) себестоимость реализованной продукции; б) коммерческие расходы; в) управленческие расходы. Прибыль от продаж – это финансовый результат от основной деятельности организации.
Прибыль от продаж можно рассчитать двумя способами:
Прибыль (убыток) от прочей реализации. У предприятия могут образоваться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому. Что выручка от их реализации окажется ниже цены приобретения. Поэтому от реализации ненужных товарно-материальных ценностей образуются не только прибыль, но и убытки.
Прибыль
от реализации излишних основных фондов
исчисляется как разница между
продажной ценой и
Прибыль (убыток) от внереализационных операций рассчитывается в виде разницы между доходами и расходами по внереализационным операциям. Полученная предпринимателем общая сумма прибыли распределяется между предприятием и федеральным, региональным или местным бюджетом путем уплаты налога на прибыль.
Прибыль до налогообложения представляет собой разность между доходами и расходами от основной производственной, финансовой или инвестиционной деятельности организации. Это сводный финансовый результат от всех видов деятельности предприятия (организации). Рассчитывается: бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения = прибыль от продаж) + проценты к получению – проценты к уплате + доходы от участия в других организациях + прочие доходы – прочие расходы.
Прибыль от обычной деятельности или прибыль после налогообложения рассчитывается как разность между прибылью до налогообложения и суммой налога на прибыль.
Нераспределенная (чистая) прибыль – это разность между суммой прибыли от обычной деятельности и чрезвычайными доходами и чрезвычайными расходами организации. Нераспределенная прибыль является конечным финансовым результатом деятельности предприятия. Рассчитывается по следующей формуле:
ЧП = БП + ОНА – ОНО – ТНП;
Где ЧП – чистая прибыль; БП – бухгалтерская прибыль (до налогообложения); ОНА – отложенные налоговые активы; ОНО – отложенные налоговые обязательства; ТНП – текущий налог на прибыль.
Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на финансирование дальнейшего развития предприятия, удовлетворение потребительских и социальных нужд, финансирование социально-культурной сферы, отчисления в фонд оплаты труда сверх заработанной платы (премии и пр.) и на другие цели. Часть чистой прибыли может быть направлена на благотворительные нужды.
Однако не вся величина чистой прибыли используется предприятием по собственному усмотрению. За счет чистой прибыли уплачиваются некоторые виды сборов и налогов, например, налог на имущество предприятий, сбор за право торговли. Из чистой прибыли уплачивают штрафы при несоблюдении правил охраны окружающей среды, санитарных норм и правил, а также взыскиваются штрафные санкции в случае утаивания прибыли от налогообложения или взносов во внебюджетные фонды и др.
На некоторых предприятиях, в акционерных обществах применяются и другие варианты использования чистой прибыли: фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, фонд социальной сферы, фонд валютных отчислений, прибыль к распределению между учредителями (акционерами), нераспределенная прибыль и т.д. нераспределенная прибыль присоединяется к уставному капиталу предприятия.
Все
показатели прибыли учитываются
и отражаются в бухгалтерской
отчетности нарастающим
итогом с начала финансового
года.
2.3.Методы
анализа прибыли
Анализ
прибыли предприятия
По организации проведения выделяют внутренний и внешний анализ прибыли. Внутренний анализ проводится менеджерами предприятия или его собственником с использованием всей совокупности имеющихся показателей (включая данные управленческого учета). Результаты такого анализа, как правило, представляют собой коммерческую тайну предприятия. Внешний анализ могут проводить аудиторские фирмы, банки, налоговые органы, страховые компании, каждый со своей целью, например, банки анализируют финансовое состояние предприятия на предмет его надежности для получения кредита. Источником проведения такого анализа являются данные финансового учета и отчетности предприятия.
По периоду проведения анализ прибыли подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Предварительный анализ связан с изучением формирования прибыли, ее распределения или предстоящего использования. Текущий (оперативный) анализ прибыли проводится в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятия с целью оперативного воздействия на формирование или использование прибыли. Последующий (ретроспективный) анализ осуществляется за отчетный период (квартал, год) и позволяет сравнивать результаты с предварительным и текущим анализом, так как основан на результатах финансовой отчетности.
По объектам анализа выделяют анализ формирования и анализ распределения и использования прибыли. Анализ формирования прибыли проводится по показателям основной деятельности предприятия –операционной, инвестиционной, финансовой. Это основная форма анализа для выявления резервов повышения прибыли. Анализ распределения и использования прибыли выявляет уровень потребления прибыли работниками предприятия и конкретные формы ее распределения.
По
масштабам анализ прибыли разделяют
на анализ по предприятию в целом, по его
структурным подразделениям и по отдельным
операциям (конкретным сделкам).
2.4.
Анализ прибыли
на примере мебельной
фабрики
2.4.1. Анализ прибыли до налогообложения. Факторный анализ прибыли до налогообложения рассчитывается по данным формы № 2 бухгалтерской отчетности по слагаемым за два аналогичных периода времени. При анализе эти данные сопоставляются и можно рассчитать, как повлияло каждое слагаемое на изменение бухгалтерской прибыли в сумме и процентах.
Таблица 1. Факторный анализ прибыли до налогообложения фабрики.
№ п/п |
Слагаемые (факторы изменения) бухгалтерской прибыли |
За предыдущий аналогичный период |
За отчетный период |
Влияние на бухгалтерскую прибыль | |||||
сумма, тыс.руб. |
уд. вес, % |
сумма, тыс. руб. |
уд.вес, % |
в сумме, тыс.руб. |
в процентах | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
1 | Прибыль от продаж | 36500 | 91,25 | 49100 | 87,68 | +12600 | +31,5 | ||
2 | Проценты к получению | 5400 | 13,50 | 7000 | 12,50 | +1600 | + 4,0 | ||
3 | Проценты к уплате | -2700 | -6,75 | -3500 | -6,25 | -800 | -2,0 | ||
4 | Доходы от участия в других организациях | - | - | - | - | - | - | ||
5 | Прочие доходы | 5300 | 13,25 | 7400 | 13,21 | +2100 | +5,25 | ||
6 | Прочие расходы | -4500 | -11,25 | -4000 | -7,14 | +500 | +1,25 | ||
7 | Прибыль до налогообложения | 40000 | 100,0 | 56000 | 100,0 | +16000 | +40,0 |
Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия