Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:33, курсовая работа
Основными задачами экономического анализа являются:
- объективная и всесторонняя оценка степени выполнения плана, динамики производства и реализации продукции;
- определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
- определение влияния различных факторов на изменение величины этих показателей;
- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
- разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Введение.……………………………………………………………….2
Прибыль и рентабельность как результативные
показатели деятельности предприятия………………………………4
2.1.Определение и экономическая сущность прибыли……………..4
2.2. Классификация видов прибыли………………………………….8
2.3. Методы анализа прибыли…………………………………..…...11
2.4. Анализ прибыли на примере
мебельной фабрики………………………….……………………..12
2.4.1. Анализ прибыли до налогообложения……………………….12
2.4.2. Анализ формирования чистой прибыли……………………..14
2.4.3. Факторный анализ прибыли от продаж……………………...17
2.4.4. Анализ влияния инфляции на прибыль от продаж………....20
2.4.5. Анализ финансовых результатов от прочей
реализации, внереализационной деятельности
и финансовых вложений…………………………………………21
Анализ рентабельности………………………………………………...23
3.1.Определение и показатели рентабельности……………………....23
3.2. Анализ показателей рентабельности на примере
мебельной фабрики……………………………………………………26
3.2.1.Анализ рентабельности чистых активов…………………………28
3.2.2.Факторный анализ рентабельности собственного капитала…..30
3.2.3. Анализ рентабельности прибыли………………………………..33
3.2.4.Связь показателей прибыли и рентабельности и принятие управленческих решений по результатам анализа………………………….35
4. Заключение……………………………………………………………….37
Библиография……………………………
Примечание: данные взяты за 2007-2008 год, т.к. за 2008-2009 гг. в результате экономического кризиса фабрика сработала в убыток, а данные за 2009-2010 гг. еще не готовы.
В графе 8 подсчитаны сопоставимые проценты. Они сопоставимы потому. Что каждый из них рассчитан по отношению к одной и той же базе – сумме бухгалтерской прибыли предыдущего периода. Показатели графы 8 отражают процент влияния каждого слагаемого бухгалтерской прибыли на общий процент ее изменения. Сумма бухгалтерской прибыли за отчетный период увеличилась с предыдущим периодом на 40%.
Основным фактором, обусловливающим увеличение прибыли до налогообложения, явился рост прибыли от основной деятельности. За счет нее прибыль до налогообложения повысилась на 31,5%.
За счет сделок с имуществом: прочие доходы увеличились на 5, 25%, при одновременном сокращении прочих расходов.
По финансовым операциям прибыль увеличилась на 4%.
При проведении финансового анализа детально изучается каждое слагаемое прибыли до налогообложения, при этом используются записи бухгалтерского учета по дебету и кредиту (счета 99 «Прибыли и убытки»). При анализе можно выявить, какие именно проценты были начислены по финансовым операциям. По прочим доходам и расходам анализ показывает, Какие именно сделки с имуществом имели место, не было ли убыточных сделок. Если выявляются убыточные сделки, то необходимо выяснить. Кем они проведены для того, чтобы покрыть убытки за счет виновных лиц.
При
анализе изучаются расходы от
списания долгов и убытков прошлых
лет, уплаченные штрафы, пени и неустойки.
Это дает возможность предъявить
иски виновным лицам, а также наметить
мероприятия по предотвращению таких
убытков.
2.4.2. Анализ формирования чистой прибыли
Чистая
прибыль – это часть
ЧП = БП + ОНА – ОНО – ТНП,
Где ЧП – чистая прибыль; БП – прибыль до налогообложения; ОНА – отложенные налоговые активы; ОНО – отложенные налоговые обязательства; ТНП – текущий налог на прибыль.
На примере мебельной фабрики чистая прибыль:
56000
+ 480 – 280 – 13760 = 42 440 тыс. руб.
Факторный
анализ чистой прибыли отвечает на
вопрос, по каким причинам сумма
чистой прибыли отличается от суммы
бухгалтерской прибыли. Влияние
факторов на формирование чистой прибыли
видно в форме № 2 «Отчет о прибылях
и убытках».
Таблица 2. Анализ формирования чистой прибыли за отчетный год
№ п/п |
Факторы формирования чистой прибыли |
Сумма, тыс. руб. |
В процентах к сумме прибыли до налогообложения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Прибыль до налогообложения | 56000 | 100,0 |
2 | Текущий налог на прибыль (ТНП) | -13760 | - 24,60 |
3 | Изменение суммы отложенных активов | 480 | 0,90 |
4 | Изменение суммы отложенных налоговых обязательств | - 280 | - 0,50 |
5 | Чистая прибыль (п.1-п.2+п.3-п.4) | 42440 | 75,80 |
За
отчетный год чистая прибыль мебельной
фабрики составила около 76% от суммы бухгалтерской
прибыли. Основным фактором, обусловившим
меньшую величину чистой прибыли по сравнению
с бухгалтерской прибылью, явилась сумма
текущего налога на прибыль. Отложенные
налоговые активы и отложенные налоговые
обязательства повлияли незначительно.
Таблица 3. Анализ динамики чистой прибыли, тыс.руб.
№ п/п |
Факторы изменения чистой прибыли |
Предыдущий аналогичный период |
Отчетный период |
Изменение (+, -) |
Влияние на чистую прибыль (+, -) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Прибыль
до налогообложения |
40000 |
56000 |
+16000 |
+16000 |
2 | Текущий налог
на прибыль |
9600 |
13760 |
+4160 |
-4160 |
3 | Изменение суммы отложенных налоговых активов | - |
480 |
+480 |
+480 |
4 | Изменение суммы отложенных налоговых обязательств | - |
280 |
+280 |
-280 |
5 | Чистая прибыль
(п.1-п.2+п.3-п.4) |
30400 |
42440 |
х |
+12040 |
Сумма
бухгалтерской прибыли в
Таблица 4. Расчет влияния факторов на изменение чистой прибыли
№ п/п |
Слагаемые бухгалтерской прибыли |
Влияние на бухгалтерскую прибыль (+, -), % |
Влияние на чистую прибыль (+, -), тыс. руб. |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Прибыль от продаж | +31,5 | +9482 |
2 | Проценты к получению | +4,0 | +1204 |
3 | Проценты к уплате | - 2,0 | - 602 |
4 | Прочие доходы | + 5,25 | +1580 |
5 | Прочие расходы | +1,25 | +376 |
6 | Итого | +40,0 | +12040 |
По таблице 5 можно рассчитать влияние на чистую прибыль факторов методом пропорции:
+40% - +12040 тыс. руб.
+ 31,5% - х1
Х1 = (+31,5% : +40,0%) х 12040 = +9482 тыс. руб.
+ 40,0% - + 12040 тыс. руб.
+ 40,0% - х2
Х2
= ( +4,0% : +40,0%) х 12040 = +1204 тыс. руб.
2.4.3.
Факторный анализ
прибыли от продаж
Прибыль от продаж – важнейшая составная часть прибыли до налогообложения. Она зависит от трех основных факторов: от количества реализованной продукции по каждой позиции ассортимента; от уровня себестоимости продукции (при анализе используются средние показатели); от уровня цен (также используются средние цены).
Факторный анализ прибыли от продаж проводят двумя способами. Первый способ предполагает прямые расчеты влияния факторов – объема продаж, себестоимости и цены (таблица 6). Второй способ основывается на форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Выручка (нетто) от продаж:
Полная
себестоимость реализованной
Прибыль от продаж:
где: q0, q1 –количество проданной продукции в базовом и отчетном вариантах, тыс. штук; p0, p1 – цена единицы продукции в базовом и отчетном вариантах, руб. ; s0, s1 – полная себестоимость единицы продукции в базовом и отчетном вариантах, руб.
Рассчитываем влияние трех основных факторов:
1.Влияние количественного фактора рассчитывается при базовых значениях двух качественных факторов (цены и себестоимости).
ΔП(q) = (q1 – q0) х (p0 – s0):
- по изделиям группы А = (3500 – 3000) х (10 – 8) = + 1000 тыс. руб.;
- по изделиям группы Б количество реализованной продукции не изменилось;
- по изделиям группы В = (900 – 800) х (60 – 55) = + 500 тыс. руб.;
-
по изделиям группы Г
Итого по первому фактору = + 1500 тыс. руб.
2.Влияние
на прибыль изменения полной
себестоимости единицы
ΔП (s) = - (s1 – s0) х q1.
По нашему примеру получается = - 58700 тыс. руб.
ΔП (p) = (p1 – p0) х q1.
Методом
цепных подстановок по отдельным
группам товаров в нашем
Необходимо
проверить правильность расчетов. Сумма
влияния факторов должна быть равна
изменению результативного
(+1500) + (-58700) + (+69800) = + 12600 тыс. руб.
Полученные
результаты анализа можно сгруппировать
в таблицу по видам продукции
и по факторам продукции:
Таблица 5. Обобщение результатов факторного анализа прибыли от продаж по видам продукции.
Виды продукции |
Влияние на прибыль от продаж ( +, -, тыс. руб.) | |||
первого фактора (изменения количества реализованной продукции) | второго фактора (изменения полной себестоимости единицы продукции) | третьего фактора (изменения цены единицы продукции) | Итого | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
А | +1000 | -14000 | +17500 | +4500 |
Б | - | -36000 | +30000 | -6000 |
В | +500 | -4500 | +9000 | +5000 |
Г | - | -4200 | +13300 | +9100 |
Итого | +1500 | -58700 | +69800 | +12600 |
На основе результатов анализа
можно принять управленческие
решения по планированию
Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия