Анализ прибыли и рентабельности предприятия на примере ООО «Стрела»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение особенностей методов анализа прибыли и рентабельности предприятия.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
рассмотреть особенности прибыли и рентабельности;
описать показатели рентабельности;
Для решения задач исследования использованы методы:
изучения нормативных документов, регулирующих порядок деятельности предприятий;
Объект исследования: прибыль и рентабельность предприятия.
Предмет исследования: формирование и анализ прибыли и рентабельности предприятия.

Оглавление

Введение…………………………………………………………3
1. Понятие прибыли и рентабельности
1.1. Сущность и формирование финансовой прибыли………..5
1.2. Понятие рентабельности……………………………………8
2. Анализ прибыли и рентабельности на предприятии
2.1. Сущность и методы анализа прибыли……………………10
2.2. Анализ рентабельности продукции………………………22
Заключение……………………………………………………..24
Список использованной литературы………………………….29

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 201.00 Кб (Скачать)
 

Оглавление

Введение…………………………………………………………3

1. Понятие прибыли  и рентабельности 

1.1. Сущность и формирование финансовой прибыли………..5

1.2. Понятие рентабельности……………………………………8

2. Анализ прибыли  и рентабельности на предприятии

2.1. Сущность и методы анализа прибыли……………………10

2.2. Анализ рентабельности продукции………………………22

Заключение……………………………………………………..24

Список использованной литературы………………………….29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

 

      Актуальность  исследования. Прибыль - одна из важнейших и самых сложных экономических категорий, занимающая одно из центральных мест среди инструментов управления экономикой. Значение прибыли в условиях рынка очень велико. Можно сказать, что стремление к получению прибыли - это выражение основного принципа рационального поведения в экономике - достижения максимальных результатов при минимальных затратах, так как прибыль в самом общем виде и есть разница между полученными доходами и совокупными издержками (а точнее, превышение первых над вторыми, поскольку прибыль, имеющую отрицательное значение, обычно называют убытком; в дальнейшем и положительная, и отрицательная разница между доходами и издержками будет определяться как прибыль).

     Анализ  прибыли и рентабельности на предприятии  является сегодня чрезвычайно актуальным. Анализ прибыли и рентабельности позволяет определить основные пути стабильного роста эффективности предприятия, рациональное использование ресурсов, потенциальные возможности предприятия, а также выявить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли, порядок ее распределения.

      Финансовые  результаты деятельности предприятия  характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным  образом от реализации продукции, а  также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов и т.д.).

      Объем реализации и величина прибыли, уровень  рентабельности зависят от снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

      Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются:

      1.Систематический  контроль за выполнением планов  реализации продукции и получением  прибыли;

      2.Определение  влияния как объективных, так  и субъективных факторов на  объем реализации продукции и  финансовые результаты;

      3.Выявление  резервов увеличения объема реализации  продукции и суммы прибыли;

      4. Оценка работы предприятия по  использованию возможностей увеличения  объема реализации продукции,  прибыли и рентабельности;

      5. Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

      Анализ  финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов исследование:

      Изменений каждого показателя за текущий анализируемый  период ("горизонтальный анализ" показателей финансовых результатов за отчётный период).

      Исследование  структуры соответствующих показателей  и их изменений ("вертикальный анализ" показателей).

      Исследование  влияние факторов на прибыль ("факторный  анализ").

      Изучение  в обобщённом виде динамики изменения  показателей финансовых показателей за ряд отчётных периодов (то есть "трендовый анализ" показателей).

      Целью курсовой работы является определение  особенностей методов анализа прибыли  и рентабельности предприятия.

      Поставленная  цель достигается путем решения  следующих задач:

  • рассмотреть особенности прибыли и рентабельности;
  • описать показатели рентабельности;

      Для решения задач исследования использованы методы:

  • изучения нормативных документов, регулирующих порядок деятельности предприятий;

      Объект  исследования: прибыль и рентабельность предприятия.

      Предмет исследования: формирование и анализ прибыли и рентабельности предприятия.

1. Понятие прибыли  и рентабельности 

1.1. Сущность и формирование  финансовой прибыли

     Прибыль - это часть чистого дохода, созданного в процессе продажи и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия. Только после продажи продукции чистый доход получает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и не бюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.

     Экономическая сущность прибыли является одной  из сложных и дискуссионных проблем  в современной экономической  теории.

     С экономической точки зрения прибыль - это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной точки зрения прибыль - это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода. Прибылью считается превышение доходов над расходами. Обратное положение называется убытком.

     Бухгалтерская прибыль – результат реализации товаров и услуг. Экономическая  прибыль – результат "работы"  капитала

     Идея  двух трактовок прибыли (бухгалтерской  и экономической) получила развитие благодаря Дэвиду Соломону. Он исходил из предпосылки, что концепция прибыли нужна для трех целей:

1) исчисления  налогов;

2) защиты  кредиторов;

3) для  выбора разумной инвестиционной  политики.

     Дэвид Соломон разработал формулу, определяющую связь между бухгалтерской и экономической прибылью:

     Бухгалтерская прибыль + Внереализационные изменения  стоимости (оценки) активов в течение  отчетного периода + Внереализационные  изменения стоимости (оценки) активов  в предыдущие (прошлые) отчетные периоды + Внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в будущие (предстоящие) отчетные периоды = Экономическая прибыль.

     В современной теории учета, прежде всего  англоязычных стран, различают налоговую  и экономическую концепции прибыли. В связи с этим возможны два  варианта исчисления прибыли: в первом - бухгалтерская прибыль равна налогооблагаемой, во втором - их суммы не совпадают.

     В первом случае взгляд пользователей  бухгалтерской информации устремлен  в прошлое, во втором - в будущее. В последнем учтен тот факт, что данные финансовой отчетности влияют на курс акций предприятия. Поэтому прибыль, показанная в балансе и отчете о прибылях и убытках, не должна быть тождественна прибыли, с которой уплачиваются налоги.

     Прибылью  может считаться только та часть  добавленной стоимости, которая создана в результате реализации продукции (товаров). Реализация других активов, поступления от внереализационных операций и прочие поступления формируют доход, такой подход требует новой концепции налогообложения, заключающейся в раздельном налогообложении прибыли и дохода. Тем не менее, в действующей системе налогообложения такое разделение не предусмотрено. Все поступления доходов фактически признаются образующими прибыль за исключением расходов.

     Основным  источником формирования прибыли торговых предприятий являются реализованные торговые надбавки, а по некоторым товарам - торговые скидки.

     За  счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий торговли, увеличение фонда  оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных фондов.

     Поддержание необходимого уровня прибыльности - объективная необходимость успешной деятельности предприятия в рыночной экономике. Недостаток прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности и рискованности бизнеса и является одной из причин банкротства.

     Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд важнейших функций.

     Во-первых, прибыль является критерием и  показателем эффективности деятельности предприятия.

     Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей  функцией. Выступая конечным финансово-экономическим  результатом предприятий, прибыль приобретает ключевую роль в рыночном хозяйстве.

     В-третьих, прибыль является источником формирования доходов бюджетов различных уровней. Она поступает в бюджеты в  виде налогов, а также экономических  санкций, и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденные в законодательном порядке.

     Таким образом, прибыль предприятия - основной фактор его экономического и социального  развития.

     Современная западная управленческая теория финансов действует на основе предположения о том, что первичной целью бизнеса является увеличение материальной заинтересованности своих акционеров, т.е. максимизация биржевого курса обыкновенной акции фирмы. Другие цели также влияют на политику компании, но они менее важны по сравнению с первой.

1.2. Понятие рентабельности

     Рентабельность, в отличие от прибыли предприятия, показывающей эффект предпринимательской деятельности, характеризует эффективность этой деятельности. Рентабельность - относительная величина, выражающая прибыльность (доходность) предприятия. В рыночной экономике существует система показателей рентабельности.

     Рентабельность  продукции можно рассчитать как  по всей реализованной продукции, так  и по отдельным ее видам.

     Рентабельность  всей реализованной продукции можно  определить как:

  • процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию;
  • процентное отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализованной продукции;
  • процентное отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции
  • отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции.

     Эти показатели дают представление об эффективности  текущих затрат предприятия и  степени доходности реализуемой  продукции.

     Рентабельность  отдельных видов продукции зависит  от цены и полной себестоимости. Она определяется как процентное отношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом ее полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.

     Показатели  рентабельности используются в процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности, принятия управленческих решений, решений потенциальных инвесторов об участии в финансировании инвестиционных проектов.

     Смысл любой предпринимательской деятельности состоит в достижении положительного экономического эффекта в виде абсолютного показателя - прибыли или относительного - рентабельности. Тем самым рентабельность выступает главным объектом и целью финансового менеджмента предприятий. Чем больше уделяется внимания рентабельности, тем успешнее функционирует предприятие.

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия на примере ООО «Стрела»