Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:33, курсовая работа
Основными задачами экономического анализа являются:
- объективная и всесторонняя оценка степени выполнения плана, динамики производства и реализации продукции;
- определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
- определение влияния различных факторов на изменение величины этих показателей;
- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
- разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Введение.……………………………………………………………….2
Прибыль и рентабельность как результативные
показатели деятельности предприятия………………………………4
2.1.Определение и экономическая сущность прибыли……………..4
2.2. Классификация видов прибыли………………………………….8
2.3. Методы анализа прибыли…………………………………..…...11
2.4. Анализ прибыли на примере
мебельной фабрики………………………….……………………..12
2.4.1. Анализ прибыли до налогообложения……………………….12
2.4.2. Анализ формирования чистой прибыли……………………..14
2.4.3. Факторный анализ прибыли от продаж……………………...17
2.4.4. Анализ влияния инфляции на прибыль от продаж………....20
2.4.5. Анализ финансовых результатов от прочей
реализации, внереализационной деятельности
и финансовых вложений…………………………………………21
Анализ рентабельности………………………………………………...23
3.1.Определение и показатели рентабельности……………………....23
3.2. Анализ показателей рентабельности на примере
мебельной фабрики……………………………………………………26
3.2.1.Анализ рентабельности чистых активов…………………………28
3.2.2.Факторный анализ рентабельности собственного капитала…..30
3.2.3. Анализ рентабельности прибыли………………………………..33
3.2.4.Связь показателей прибыли и рентабельности и принятие управленческих решений по результатам анализа………………………….35
4. Заключение……………………………………………………………….37
Библиография……………………………
При
анализе показателей
- рентабельность напрямую зависит от стратегии организации, а точнее, от уровня риска в предпринимательской деятельности, который требует определенного уровня прибыли. Чем выше риск, тем большую прибыль должна получать организация;
- оценка числителя
и знаменателя в показателях
рентабельности различается за
счет того, что прибыль отражает
реальный результат
- влияние временного
аспекта проявляется следующим
образом: показатели
Уровень и динамику рентабельности фабрики можно представить в виде следующей таблицы, составленной по данным бухгалтерской отчетности за 2007-2008 гг.
Таблица 7. Анализ уровня и динамики рентабельности мебельной фабрики
№ п/п |
Показатели |
За предыдущий аналогичный период |
За отчетный период |
Изменение (+, -) |
Темпы роста, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Прибыль до налогообложения,
тыс. руб. |
40000 | 56000 | +16000 | 140,0 |
2 | Чистая прибыль, тыс.руб. | 30400 | 42440 | +12040 | 139,60 |
3 | Выручка нетто от продаж, тыс. руб. | 251000 | 331800 | +80800 | 132,19 |
4 | Полная себестоимость продаж, тыс. руб. | 214500 | 282700 | +68200 | 131,79 |
5 | Рентабельность затрат по обычным видам деятельности | ||||
5.1 | По прибыли
до налогообложения
(п.1 : п.4 х 100), % |
18, 65 | 19,81 | +1,16 | Х |
5.2 | По чистой прибыли
(п.2 : п.4 х 100), % |
14,17 | 15,01 | +0,84 | Х |
6 | Рентабельность продаж | ||||
6.1 | По прибыли до налогообложения | 15,94 | 16,88 | +0,94 | Х |
6.2 | По чистой прибыли
(п.2 : п.3 х 100), % |
12,11 | 12,79 | +0,68 | Х |
7 | Средняя стоимость активов (имущества), тыс. руб. | 209800 | 247200 | +37400 | 117,80 |
8 | Рентабельность активов (имущества) | ||||
8.1 | По прибыли
до налогообложения
(п.1 : п.7 х 100), % |
19,07 | 22,65 | +3,58 | Х |
8.2 | По чистой прибыли
(п.2 : п.7 х 100), % |
14,50 | 17,17 | +2,67 | х |
9 | Уставный капитал, тыс. руб. | 108000 | 108000 | - | 100,00 |
10 | Рентабельность уставного капитала | ||||
10.1 | По прибыли
до налогообложения (п.1 : п.9 х 100), % |
37,04 | 51,85 | +14,81 | Х |
10.2 | По чистой прибыли
(п.2 : п.9 х 100), % |
28,15 | 39,30 | +11,50 | Х
11 |
11 | Средняя сумма собственного капитала, тыс. руб. | 12230011 | 155950 | +33650 | 127,51 |
12 | Рентабельность собственного капитала | ||||
12.1 | По прибыли
до налогообложения
(п.1 : п.11 х 100), 5 |
32,71 | 35,91 | +3,20 | Х |
12.2 | По чистой прибыли
(п.2 : п.11 х 100), % |
24,86 | 27,20 | +2,34 | Х |
Примечание: п.7 стоимость активов на конкретную дату можно принять равной итогу актива бухгалтерского баланса. Средняя стоимость активов рассчитывается по формуле средней хронологической) по правилам статистики). При отсутствии информации ее можно рассчитать по формуле двух балансовых остатков:
(209800+ 284600) : 2 = 247 200 тыс. руб. – это средняя стоимость активов за отчетный период.
За предыдущий период мы имеем только данные на конец периода, они условно приняты за среднюю стоимость имущества предыдущего периода = 189600 тыс. руб.;
п.11 – сумма собственного капитала рассчитана по упрощенному варианту по средней арифметической и составила 155950 тыс. руб.
Рентабельность
собственного капитала отражает уровень
эффективности его
Рентабельность собственного капитала, % = (Прибыль до налогообложения, или чистая прибыль, или прибыль от продаж за период, тыс. руб.) : (Средняя сумма собственного капитала за период, тыс. руб.) Х 100.
Стоимость чистых активов отражается в форме № 3 отчета об изменениях капитала. Чистые активы показывают стоимость имущества организации, сформированную за счет собственного капитала. Сумма чистых активов равна сумме активов, принимаемых к расчету за минусом суммы обязательств, принимаемых к расчету:
∑ чистых активов = ∑ активов, принимаемых к расчету, - ∑ обязательств, принимаемых к расчету.
Сумма активов, принимаемых к расчету = Итог активов баланса – Задолженность участников по взносам в уставный капитал.
Сумму чистых активов необходимо сравнить с уставным капиталом организации. Если стоимость чистых активов будет меньше уставного капитала, то организация должна объявить об уменьшении уставного капитала до величины, не превышающей стоимости его чистых активов. Если же стоимость чистых активов меньше минимального допустимого уставного капитала, то организация обязана принять решение о своей ликвидации.
Таблица 8. Расчет чистых активов мебельной фабрики, тыс. руб.
№ п/п |
Наименование показателей |
Код показателя бухгалтерского баланса |
На начало отчетного года |
На конец отчетного года |
I | Активы | |||
1 | Нематериальные активы | 110 | 4000 | 4700 |
2 | Основные средства | 120 | 101200 | 149500 |
3 | Незавершенное строительство | 130 | 18300 | 25300 |
4 | Доходные вложения в материальные ценности | 135 | - | - |
5 | Долгосрочные и краткосрочные финансовые вложении | 140+250 | 6500 | 9520 |
6 | Отложенные налоговые активы | 145 | - | 480 |
7 | Прочие внеоборотные активы | 150 | - | 480 |
8 | Запасы | 210 | 59000 | 70000 |
9 | НДС по приобретенным ценностям | 220 | 800 | 900 |
10 | Дебиторская задолженность | 230 + 240 | 10450 | 11150 |
11 | Денежные средства | 260 | 9550 | 13050 |
12 | Прочие оборотные активы | 270 | - | - |
13 | Итого активы, принимаемые к расчету | Х | 209800 | 284600 |
II | Пассивы | |||
14 | Долгосрочные обязательства по займам и кредитам | 510 | 22700 | 23200 |
15 | Отложенные налоговые обязательства | 515 | - | 280 |
16 | Прочие долговые обязательства | 520 | 2600 | 4020 |
17 | Краткосрочные обязательства по займам и кредитам | 610 | 36000 | 30300 |
18 | Кредиторская задолженность | 620 | 24200 | 31700 |
19 | Задолженность участникам (учредителям) по выплате дохода | 630 | - | - |
20 | Резервы предстоящих расходов | 650 | - | - |
21 | Прочие краткосрочные обязательства | 660 | - | - |
22 | Итого пассивы, принимаемые к расчету | Х | 85500 | 89500 |
23 | Стоимость чистых активов (п.13 – п.22) | Х | 124300 | 195100 |
Пример
расчета коэффициентов
Рентабельность собственного капитала (по прибыли до налогообложения) = 56000 тыс. руб. : (124300 тыс. руб. + 195100 тыс. руб.) :2 Х 100 = 35, 06 %.
Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли = 42440 тыс. руб. : (124300 тыс. руб. +195100 тыс. руб.) : 2 Х 100 = 26, 75 %.
Показатели рентабельности можно рассчитать в проектном, плановом и отчетном вариантах. При анализе фактические коэффициенты собственного капитала сопоставляются с проектными, плановыми, с показателями предыдущего аналогичного периода времени, с показателями аналогичных объектов, со средними, высшими и низшими показателями по отрасли.
Рассчитывается по формуле: Rск, % = П : СК Х 100,
где Rск – рентабельность собственного капитала, %; П – сумма прибыли за период, тыс. руб.; СК – средняя сумма собственного капитала за период, тыс. руб.
Для факторного анализа введем в формулу показатель выручки (нетто) от продаж (В).
Rск, % = Х 100 =( ,
где В/СК – коэффициент отдачи собственного капитала ( П Х 100) / в – процент рентабельности от продаж.
У
нас получилась двухфакторная
Расчет по базовому варианту: Rск0 = .
Отчетный вариант: Rск = ;
В том числе по факторам:
ΔRск = Х ;
Δск = х .
Таблица 9. Факторный анализ динамики рентабельности собственного капитала мебельной фабрики
№ п/п |
Показатели |
Условные обозначения |
За предыдущий аналогичный период |
За отчетный период |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Чистая прибыль,
тыс. руб. |
ЧП |
30400 |
42440 |
2 | Средняя сумма собственного капитала, тыс. руб. | СК |
122300 |
155950 |
3 | Рентабельность
собственного капитала
(п.1 : п.2 х 100), % |
Rск |
24,86 |
27,21 |
4 | Выручка (нетто) от продаж, тыс. руб. | В |
251000 |
331800 |
5 | Коэффициент отдачи
собственного капитала
(п.4 : п.2) |
В/СК |
2,0524 |
2,1276 |
6 | Процент рентабельности
продаж
(п.1 : п.4 х 100), % |
(ЧП/В) х 100 |
12,11 |
12,79 |
Б
Базовый вариант: 2,0524 х 12,11% = 24,86%.
Отчетный вариант: 2,1276 х 12,79% = 27,21%.
ΔRск = 27,21 – 24,86 = +2,35%;
в том числе:
ΔRСК(В/СК) = (2,1276 – 2,0524) х 12,11% = +0,91%;
ΔRСК(ЧП/В х 100) = (12,79% - 12,11%) х 2,1276 = + 1,44%.
Проверка: (+ 0,91) + (+ 1,44) = 27,21 – 24.86.
+ 2,35% = + 2,35%.
Анализ показал, что каждый из двух основных факторов положительно повлиял на динамику процента рентабельности собственного капитала.
В зависимости от того, рентабельность какой продукции необходимо измерить, в этой части анализа можно выделить три группы показателей:
Показатели рентабельности по отчетным сегментам можно рассчитать по данным формы №2 отчета о прибылях и убытках. Рассчитываются по той же методике. Что и показатели рентабельности всего объема продаж. Но в расчет принимаются сведения о выручке, полной себестоимости и прибыли только по данному сегменту.
Показатели рентабельности конкретного вида продукции определяются в расчете на единицу продукции в двух вариантах:
Рентабельность единицы продукции по отношению к полной себестоимости, % =
.
Рентабельность единицы продукции по отношению к цене предприятия-изготовителя, % =
.
При анализе сравниваются показатели рентабельности конкретных видов продукции с процентом рентабельности всего объема продаж. Это позволяет выявлять высокорентабельные и малорентабельные виды продукции.
Таблица 10. Расчет показателей рентабельности всего объема продаж мебельной фабрики.
№ п/п |
Показатели |
За предыдущий аналогичный период | За отчетный период |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Выручка (нетто) от продаж, форма №2. стр.010 | 251000 | 331800 |
2 | Полная себестоимость
продаж, форма №2,
стр.020 + стр. 030 + стр.040 |
214500 | 282700 |
3 | Прибыль от продаж (п.1 – п.2), форма №2. стр.050 | 36500 | 49100 |
4 | Рентабельность
реализованной продукции в |
17,02 | 17,37 |
5 | Рентабельность реализованной продукции в процентах к выручке (нетто) от продаж (п.3 : п.1 х 100) | 14,54 | 14,80 |
6 | Затраты на один
рубль выручки (нетто) от продаж
(п.2 : п.1 х 100), коп. (%) |
85,46 | 85,20 |
Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия