Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Основными задачами экономического анализа являются:
- объективная и всесторонняя оценка степени выполнения плана, динамики производства и реализации продукции;
- определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
- определение влияния различных факторов на изменение величины этих показателей;
- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
- разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Оглавление

Введение.……………………………………………………………….2
Прибыль и рентабельность как результативные
показатели деятельности предприятия………………………………4
2.1.Определение и экономическая сущность прибыли……………..4
2.2. Классификация видов прибыли………………………………….8
2.3. Методы анализа прибыли…………………………………..…...11
2.4. Анализ прибыли на примере
мебельной фабрики………………………….……………………..12
2.4.1. Анализ прибыли до налогообложения……………………….12
2.4.2. Анализ формирования чистой прибыли……………………..14
2.4.3. Факторный анализ прибыли от продаж……………………...17
2.4.4. Анализ влияния инфляции на прибыль от продаж………....20
2.4.5. Анализ финансовых результатов от прочей
реализации, внереализационной деятельности
и финансовых вложений…………………………………………21
Анализ рентабельности………………………………………………...23
3.1.Определение и показатели рентабельности……………………....23
3.2. Анализ показателей рентабельности на примере
мебельной фабрики……………………………………………………26
3.2.1.Анализ рентабельности чистых активов…………………………28
3.2.2.Факторный анализ рентабельности собственного капитала…..30
3.2.3. Анализ рентабельности прибыли………………………………..33
3.2.4.Связь показателей прибыли и рентабельности и принятие управленческих решений по результатам анализа………………………….35
4. Заключение……………………………………………………………….37
Библиография……………………………

Файлы: 1 файл

Компл.экон.анализ (курсовик).docx

— 88.92 Кб (Скачать)

     При анализе показателей рентабельности необходимо учитывать следующие  моменты:

           - рентабельность  напрямую зависит от стратегии  организации, а точнее, от уровня  риска в предпринимательской  деятельности, который требует определенного  уровня прибыли. Чем выше риск, тем большую прибыль должна  получать организация;

           - оценка числителя  и знаменателя в показателях  рентабельности различается за  счет того, что прибыль отражает  реальный результат деятельности  предприятия за отчетный период, а стоимость активов, формирующаяся  в течение ряда лет, отражается  в учетной оценке, которая может  сильно отличаться от рыночной;

           - влияние временного  аспекта проявляется следующим  образом: показатели ликвидности  могут быть относительно низкими  в отчетный период за счет  перехода на новые технологии  и других долгосрочных инвестиций, следовательно, это снижение уже  нельзя рассматривать как отрицательный  момент.

 
    1. Анализ  показателей рентабельности на примере мебельной фабрики

     Уровень и динамику рентабельности фабрики  можно представить в виде следующей  таблицы, составленной по данным бухгалтерской  отчетности за 2007-2008 гг.

    Таблица 7. Анализ уровня и динамики рентабельности мебельной фабрики

     
    № п/п
     
     
    Показатели
     
    За  предыдущий аналогичный  период
     
    За  отчетный период
     
    Изменение (+, -)
     
    Темпы роста, %
    1 2 3 4 5 6
    1 Прибыль до налогообложения,

    тыс. руб.

    40000 56000 +16000 140,0
    2 Чистая прибыль, тыс.руб. 30400 42440 +12040 139,60
    3 Выручка нетто  от продаж, тыс. руб. 251000 331800 +80800 132,19
    4 Полная себестоимость  продаж, тыс. руб. 214500 282700 +68200 131,79
    5 Рентабельность  затрат по обычным видам деятельности
    5.1 По прибыли  до налогообложения

    (п.1 : п.4 х 100), %

    18, 65 19,81 +1,16 Х
    5.2 По чистой прибыли

    (п.2 : п.4 х 100), %

    14,17 15,01 +0,84 Х
    6 Рентабельность  продаж
    6.1 По прибыли  до налогообложения 15,94 16,88 +0,94 Х
    6.2 По чистой прибыли

    (п.2 : п.3 х 100), %

    12,11 12,79 +0,68 Х
    7 Средняя стоимость  активов (имущества), тыс. руб. 209800 247200 +37400 117,80
    8 Рентабельность  активов (имущества)
    8.1 По прибыли  до налогообложения

    (п.1 : п.7 х 100), %

    19,07 22,65 +3,58 Х
    8.2 По чистой прибыли

    (п.2 : п.7 х 100), %

    14,50 17,17 +2,67 х
    9 Уставный капитал, тыс. руб. 108000 108000 - 100,00
    10 Рентабельность  уставного капитала
    10.1 По прибыли 

    до налогообложения

    (п.1 : п.9 х 100), %

    37,04 51,85 +14,81 Х
    10.2 По чистой прибыли 

    (п.2 : п.9 х 100), %

    28,15 39,30 +11,50 Х

    11

    11 Средняя сумма  собственного капитала, тыс. руб. 12230011 155950 +33650 127,51
    12 Рентабельность  собственного капитала
    12.1 По прибыли  до налогообложения 

    (п.1 : п.11 х 100), 5

    32,71 35,91 +3,20 Х
    12.2 По чистой прибыли

    (п.2 : п.11 х 100), %

    24,86 27,20 +2,34 Х
 

     Примечание: п.7 стоимость активов на конкретную дату можно принять равной итогу актива бухгалтерского баланса. Средняя стоимость активов рассчитывается по формуле средней хронологической) по правилам статистики). При отсутствии информации ее можно рассчитать по формуле двух балансовых остатков:

     (209800+ 284600) : 2 = 247 200 тыс. руб. – это средняя стоимость активов за отчетный период.

     За  предыдущий период мы имеем только данные на конец периода, они условно  приняты за среднюю стоимость  имущества предыдущего периода = 189600 тыс. руб.;

     п.11 – сумма собственного капитала рассчитана по упрощенному варианту по средней арифметической и составила 155950 тыс. руб.

 
      1. Анализ  рентабельности чистых активов
 

     Рентабельность  собственного капитала отражает уровень  эффективности его использования. Рассчитывается по формуле:

     Рентабельность  собственного капитала, % = (Прибыль  до налогообложения, или чистая прибыль, или прибыль от продаж за период, тыс. руб.) : (Средняя сумма собственного капитала за период, тыс. руб.) Х 100.

     Стоимость чистых активов отражается в форме  № 3 отчета об изменениях капитала. Чистые активы показывают стоимость имущества  организации, сформированную за счет собственного капитала. Сумма чистых активов равна сумме активов, принимаемых к расчету за минусом суммы обязательств, принимаемых к расчету:

 

     ∑ чистых активов = ∑ активов, принимаемых к расчету, - ∑ обязательств, принимаемых к расчету.

     Сумма активов, принимаемых к расчету = Итог активов баланса – Задолженность участников по взносам в уставный капитал.

     Сумму чистых активов необходимо сравнить с уставным капиталом организации. Если стоимость чистых активов будет  меньше уставного капитала, то организация  должна объявить об уменьшении уставного  капитала до величины, не превышающей  стоимости его чистых активов. Если же стоимость чистых активов меньше минимального допустимого уставного капитала, то организация обязана принять решение о своей ликвидации.

     Таблица 8. Расчет чистых активов мебельной фабрики, тыс. руб.

 
№ п/п
 
Наименование  показателей
 
Код показателя бухгалтерского баланса
 
На  начало отчетного  года
 
На  конец отчетного  года
I Активы
1 Нематериальные  активы 110 4000 4700
2 Основные средства 120 101200 149500
3 Незавершенное строительство 130 18300 25300
4 Доходные вложения в материальные ценности 135 - -
5 Долгосрочные и краткосрочные финансовые вложении 140+250 6500 9520
6 Отложенные  налоговые активы 145 - 480
7 Прочие внеоборотные активы 150 - 480
8 Запасы 210 59000 70000
9 НДС по приобретенным  ценностям 220 800 900
10 Дебиторская задолженность 230 + 240 10450 11150
11 Денежные средства 260 9550 13050
12 Прочие оборотные  активы 270 - -
13 Итого активы, принимаемые  к расчету Х 209800 284600
II Пассивы
14 Долгосрочные  обязательства по займам и кредитам 510 22700 23200
15 Отложенные  налоговые обязательства 515 - 280
16 Прочие долговые обязательства 520 2600 4020
17 Краткосрочные обязательства по займам и кредитам 610 36000 30300
18 Кредиторская  задолженность 620 24200 31700
19 Задолженность участникам (учредителям) по выплате  дохода 630 - -
20 Резервы предстоящих  расходов 650 - -
21 Прочие краткосрочные  обязательства 660 - -
22 Итого пассивы, принимаемые к расчету Х 85500 89500
23 Стоимость чистых активов (п.13 – п.22) Х 124300 195100
 

     Пример  расчета коэффициентов рентабельности собственного капитала за отчетный год:

     Рентабельность  собственного капитала (по прибыли  до налогообложения) = 56000 тыс. руб. : (124300 тыс. руб. + 195100 тыс. руб.) :2 Х 100 = 35, 06 %.

     Рентабельность  собственного капитала по чистой прибыли = 42440 тыс. руб. : (124300 тыс. руб. +195100 тыс. руб.)  : 2 Х 100 = 26, 75 %.

     Показатели  рентабельности можно рассчитать в  проектном, плановом и отчетном вариантах. При анализе фактические коэффициенты собственного капитала сопоставляются с проектными, плановыми, с  показателями предыдущего аналогичного периода времени, с показателями аналогичных объектов, со средними,  высшими и низшими показателями по отрасли.

 
      1. Факторный анализ рентабельности собственного капитала
 

     Рассчитывается  по формуле: Rск, % = П : СК Х 100,

     где Rск – рентабельность собственного капитала, %;  П – сумма прибыли за период, тыс. руб.; СК – средняя сумма собственного капитала за период, тыс. руб.

     Для факторного анализа введем в формулу  показатель выручки (нетто) от продаж (В).

 

     Rск, % = Х 100 =( ,

 

     где В/СК – коэффициент отдачи собственного капитала ( П Х 100) / в – процент рентабельности от продаж.

     У нас получилась двухфакторная мультипликативная  модель, которая позволяет применить  метод цепных подстановок.

     Расчет  по базовому варианту: Rск0 = .

 

     Отчетный  вариант: Rск = ;

 

     В том числе по факторам:

  1. влияние на рентабельность собственного капитала изменений коэффициента его отдачи:

     ΔRск = Х ;

 
  1. влияние на рентабельность собственного капитала изменений процента рентабельности продаж:

    Δск = х .

 
 
 
 

     Таблица 9. Факторный анализ динамики рентабельности собственного капитала мебельной фабрики

 
 
№ п/п
 
Показатели
 
Условные  обозначения
 
За  предыдущий аналогичный  период
 
За  отчетный период
1 2 3 4 5
1 Чистая прибыль,

тыс. руб.

 
ЧП
 
30400
 
42440
2 Средняя сумма  собственного капитала, тыс. руб.  
 
            СК
 
 
122300
 
 
155950
3 Рентабельность  собственного капитала

(п.1 : п.2 х 100), %

 
 
Rск
 
 
24,86
 
 
27,21
4 Выручка (нетто) от продаж, тыс. руб.  
В
 
251000
 
331800
5 Коэффициент отдачи собственного капитала

(п.4 : п.2)

 
 
В/СК
 
 
2,0524
 
 
2,1276
6 Процент рентабельности продаж

(п.1 : п.4 х 100), %

 
 
(ЧП/В)  х 100
 
 
12,11
 
 
12,79
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Б

 
 
 
 
 
 

     Базовый вариант: 2,0524 х 12,11% = 24,86%.

     Отчетный  вариант: 2,1276 х 12,79% = 27,21%.

 

     ΔRск = 27,21 – 24,86 = +2,35%;

 

     в том числе:

    1. влияние на рентабельность собственного капитала изменений коэффициента его отдачи:

      ΔRСК(В/СК) = (2,1276 – 2,0524)  х 12,11% = +0,91%;

    1. влияние на рентабельность собственного капитала изменений процента рентабельности продаж:

      ΔRСК(ЧП/В х 100) = (12,79% - 12,11%)  х 2,1276 = + 1,44%.

 

      Проверка: (+ 0,91) + (+ 1,44) = 27,21 – 24.86.

      + 2,35% = + 2,35%.

      Анализ  показал, что каждый из двух основных факторов положительно повлиял на динамику процента рентабельности собственного капитала.

 
      1. Анализ  рентабельности продаж
 

     В зависимости от того,  рентабельность какой продукции необходимо измерить, в этой части анализа можно  выделить три группы показателей:

  1. показатели рентабельности всего объема продаж;
  2. Показатели рентабельности по отчетным сегментам;
  3. Показатели рентабельности продаж конкретных видов продукции.

     Показатели  рентабельности по отчетным сегментам  можно рассчитать по данным формы  №2 отчета о прибылях и убытках. Рассчитываются по той же методике. Что и показатели рентабельности всего объема продаж. Но в расчет принимаются сведения о выручке, полной себестоимости и прибыли только по данному сегменту.

     Показатели  рентабельности конкретного вида продукции  определяются в расчете на единицу  продукции в двух вариантах:

  1. по отношению к полной себестоимости единицы продукции;
  2. по отношению к цене единицы продукции предприятия-изготовителя (без акцизов, НДС, таможенных пошлин и пр.).

     Рентабельность  единицы продукции по отношению  к полной себестоимости, %   =

    .

 

     Рентабельность единицы продукции по отношению к цене предприятия-изготовителя, % =

    .

 

     При анализе сравниваются показатели рентабельности конкретных видов продукции с  процентом рентабельности всего  объема продаж. Это позволяет выявлять высокорентабельные и малорентабельные виды продукции.

     Таблица 10. Расчет показателей рентабельности всего объема продаж мебельной фабрики.

 
№ п/п
 
Показатели
За  предыдущий аналогичный  период За  отчетный период
1 2 3 4
1 Выручка (нетто) от продаж, форма №2. стр.010 251000 331800
2 Полная себестоимость  продаж, форма №2,

стр.020 + стр. 030 + стр.040

214500 282700
3 Прибыль от продаж (п.1 – п.2), форма №2. стр.050 36500 49100
4 Рентабельность  реализованной продукции в процентах к полной себестоимости (п.3 : п.2 х 100) 17,02 17,37
5 Рентабельность  реализованной продукции в процентах к выручке (нетто) от продаж (п.3 : п.1 х 100) 14,54 14,80
6 Затраты на один рубль выручки (нетто) от продаж

(п.2 : п.1 х 100), коп. (%)

85,46 85,20

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия