Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:28, курсовая работа
Сущность, понятие прибыли и рентабельности деятельности предприятия и их виды, управление ими, методы анализа формирования и распределения прибыли, факторный анализ прибыли, анализ факторов рентабельности предприятия
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Сущность, понятие прибыли и рентабельности деятельности предприятия и их виды 5
1.2 Цели и задачи управления прибылью и рентабельностью
предприятия 13
1.3 Методы анализа формирования и распределения прибыли
предприятия 17
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ 28
2.1 Краткая хозяйственная характеристика предприятия 28
2.2 Анализ формирования и распределения прибыли 32
2.3 Факторный анализ прибыли 37
2.4 Анализ факторов рентабельности предприятия 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
Прибыль - это абсолютный показатель, обладающий поэтому весьма существенным недостатком: показатели прибыли несопоставимы по различным хозяйствующим субъектам. Прибыль в 1000 рублей одновременно может быть прибылью и крупного завода, и мелкой лавки.
Экономическая эффективность работы
организации характеризуется
Рентабельность дословно означает возможность и способность «делать прибыль», т. е. обеспечивать прибыльность.
В экономической литературе дается
несколько понятий
По мнению других авторов рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы.
Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска.
Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.
Показатели рентабельности измеряют прибыльность с разных позиций. Общая формула расчета рентабельности (формула 1.1):
(1.1)
где П — прибыль организации;
V - показатель, по отношению к которому рассчитывается рентабельность.
В числителе могут быть представлены:
• прибыль от продажи продукции;
• прибыль до налогообложения;
• прибыль до уплаты процентов и налогов (экономическая прибыль);
• чистая прибыль.
Знаменатель может содержать:
• активы (или капитал) организации;
• собственный капитал;
• перманентный капитал (сумма собственного капитала и долгосрочных заемных средств);
• текущие активы:
• основные производственные фонды;
• производственные фонды (сумма основных производственных и оборотных производственных фондов);
• выручку от реализации продукции;
• себестоимость проданной
Использование большого числа состава
показателей и их сочетаний для
расчета рентабельности в практической
и аналитической работе является,
с одной стороны, следствием сложности
финансово-хозяйственной
На практике выделились следующие
показатели рентабельности, достаточно
полно характеризующие
• рентабельность всего капитала
(совокупных активов) по бухгалтерской
прибыли (прибыли до налогообложения)
– отношение прибыли до налогообложения
к среднегодовой стоимости
• общая рентабельность собственного капитала по бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) – отношение прибыли до налогообложения к среднегодовой стоимости
собственного капитала;
• рентабельность продаж по чистой прибыли – отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции;
• рентабельность продаж по прибыли от реализации – отношение прибыли от реализации к выручке от реализации продукции;
• рентабельность собственного капитала по чистой прибыли – отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала.
Рассмотренные показатели рентабельности при необходимости могут быть рассчитаны также на начало или конец отчетного периода. В таких случаях в знаменателе дроби отражаются показатели баланса соответственно на начало или конец периода [9, 262].
Показатели рентабельности анализируют различными методами.
Методы факторного анализа показателей
рентабельности предусматривают разложение
исходных формул расчета показателя
по качественным и количественным характеристикам
интенсификации производства и повышения
эффективности хозяйственной
Двухфакторная модель рентабельности продукции, где оценивается влияние:
• объема от реализации;
• себестоимости реализованной продукции.
Трехфакторная модель рентабельности производственных фондов, где оценивается влияние:
• рентабельности продаж;
• фондоемкости производства продукции;
• оборачиваемости оборотных
Сюда же следует отнести модель рентабельности собственного капитала (чистых активов), где по формуле Дюпона также оценивается влияние трех факторов:
• рентабельности продукции;
• производительности (оборачиваемости) активов;
• коэффициента финансовой активности, равного отношению общего капитала фирмы к ее собственному капиталу.
Пятифакторная модель рентабельности производственных фондов, где можно оценить влияние:
• фондоемкости производства продукции;
• оборачиваемости оборотных
• материалоемкости производства продукции;
• зарплатоемкости продукции;
• амортизациоемкости продукции.
В целом факторные модели рентабельности
раскрывают важнейшие причинно-
1.2 Цели и задачи управления
прибылью и рентабельностью
Высокая роль прибыли в развитии
предприятия и обеспечении
С учетом содержания процесса управления прибылью и предъявляемых к нему требований формируются его цели и задачи.
Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде.
Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.
Исходя из этой главной цели можно сформулировать систему основных задач [2, с. 126], направленных на реализацию главной цели управления прибылью:
1. Обеспечение максимизации
размера формируемой
прибыли, соответствующего
2. Обеспечение оптимальной
3. Обеспечение высокого
качества формируемой прибыли.
В процессе формирования прибыли
предприятия должны быть в
первую очередь реализованы
резервы ее роста за
счет операционной деятельности
и реального инвестирования,
обеспечивающих основу
4. Обеспечение выплаты
5. Обеспечение формирования
6. Обеспечение постоянного
7. Обеспечение эффективности
Все рассмотренные задачи управления прибылью теснейшим образом взаимосвязаны, хотя отдельные из них и носят разнонаправленный характер (например, максимизация уровня прибыли при минимизации уровня риска; обеспечение достаточного уровня удовлетворения интересов собственников предприятия и его персонала; обеспечение достаточного размера прибыли, направляемой на прирост активов и на потребление и т.п.). Поэтому в процессе управления прибылью отдельные задачи должны быть оптимизированы между собой.
Процесс управления прибылью предполагает проведение анализа, который характеризуется многообразием своих форм. На выбор формы анализа влияет множество факторов: отрасль в которой осуществляет свою деятельность организация, специализация и вид деятельности предприятия объем товарооборота и его скорость и другие. Поэтому менеджерам организации необходимо грамотно оценить сложившуюся ситуацию на предприятии и выбрать именно ту форму анализа, которая даст наиболее исчерпывающую информацию для разработки мер по управлению прибыли с целью ее увеличения.
После выявления всех факторов, влияющих на прибыль и оценив ее показатели необходимо приступить к планированию прибыли организации. Это очень важный процесс, который требует высокой степени подготовки специалистов, занимающихся этими вопросами. Именно тактическое планирование является наиболее используемым планированием на практике, так как является связующим звеном между стратегическим и оперативным планированием. При этом следует подчеркнуть, что решения, принимаемые при тактическом планировании менее субъективны, потому что базируются на полной и объективной информации, а его реализация связана с меньшим риском.
Анализ прибыли производится по отдельным ее источникам, то есть анализ реализации товаров, анализ внереализационных доходов и потерь.
В процессе анализа прибыли торгового предприятия за отчетный период необходимо определить следующие показатели: