Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:28, курсовая работа
Сущность, понятие прибыли и рентабельности деятельности предприятия и их виды, управление ими, методы анализа формирования и распределения прибыли, факторный анализ прибыли, анализ факторов рентабельности предприятия
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Сущность, понятие прибыли и рентабельности деятельности предприятия и их виды 5
1.2 Цели и задачи управления прибылью и рентабельностью
предприятия 13
1.3 Методы анализа формирования и распределения прибыли
предприятия 17
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ 28
2.1 Краткая хозяйственная характеристика предприятия 28
2.2 Анализ формирования и распределения прибыли 32
2.3 Факторный анализ прибыли 37
2.4 Анализ факторов рентабельности предприятия 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
В процессе формирования и использования фондов специального назначения за счет прибыли реализуется ее стимулирующая роль.
Чистая прибыль на анализируемом предприятии распределяется в соответствии с Уставом предприятия.
За
счет чистой прибыли
Так, на предприятии из чистой прибыли образуются фонды: накопления, потребления, социальной сферы (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 - Схема распределения чистой прибыли
В зависимости
от степени детализаций активов
и капитала, а также выбранного
показателя прибыли рассчитывается
несколько показателей
Соотношение использования прибыли
на накопление и потребление, оказывает
влияние на финансовое положение
предприятия. Недостаточность средств,
направляемых на накопление, сдерживает
рост оборота, приводит к увеличению
потребности в заемных
Анализ использования прибыли выявляет, насколько эффективно распределялись средства на накопление и потребление.
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:
- систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получения прибыли;
- определение влияния как
- выявление резервов увеличения
суммы прибыли и
- разработка мероприятий по внедрению выявленных резервов.
Общую характеристику прибыльности и доходности проведем на основе формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» и представим в таблице 2.2.1
Таблица 2.2.1 - Формирование и динамика прибыли
В тысячах рублей
Наименование показателя |
2008 год |
2009 год |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Выручка (нетто) от продажи товаров |
56516 |
108344 |
51828 |
191,7 |
Себестоимость проданных товаров |
38345 |
43680 |
5335 |
113,9 |
Валовая прибыль |
18171 |
64664 |
46493 |
355,9 |
Управленческие расходы |
4283 |
5748 |
1465 |
134,2 |
Прибыль от продаж |
13889 |
58916 |
45027 |
424,2 |
Доходы от участия в других организациях |
22 |
1 |
-21 |
4,5 |
Прочие доходы |
4027 |
2198 |
-1829 |
54,6 |
Окончание таблицы 2.2.1 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Прочие расходы |
4415 |
1301 |
-3114 |
29,5 |
Прибыль до налогообложения |
13523 |
59813 |
46290 |
442,3 |
Текущий налог на прибыль |
2060 |
14607 |
12547 |
709,1 |
Чистая прибыль |
11458 |
45672 |
34214 |
398,6 |
Из таблицы 2.2.1 видно, что выручка от продажи и себестоимость проданных товаров выросла на 91,7% и 13,9% соответственно, увеличились управленческие расходы на 34,2. Прибыль от продаж в отчетном году увеличилась в 4,2 раза, чистая прибыль в 3,9 раза.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, расчет представлен в таблице 2.2.2. Они отражают окончательные результаты хозяйствования, их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства;
2) показатели, характеризующие прибыльность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Таблица 2.2.2 - Коэффициенты рентабельности
Показатели |
Годы |
Отклонение | ||
2008 |
2009 |
абсолютное |
в % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Выручка (нетто), тыс. руб. |
56516 |
108344 |
51828 |
191,7 |
2. Прибыль от продаж, тыс. руб. |
13889 |
58916 |
45027 |
424,2 |
3. Чистая прибыль, тыс. руб. |
11458 |
45672 |
34214 |
398,6 |
4. Среднегодовая сумма всех активов, тыс. руб. |
51366 |
166383 |
115017 |
323,9 |
5. Среднегодовая величина ОС и НМА (по остаточной стоимости), тыс. руб. |
29835 |
104512 |
74677 |
354,1 |
6. Среднегодовая величина оборотных активов, тыс. руб. |
21516 |
61872 |
40356 |
302,1 |
7. Среднегодовая сумма реального собственного капитала (чистых активов), тыс. руб. |
20481 |
66072 |
45591 |
322,6 |
8. Рентабельность активов по чистой прибыли п.3/п.4 |
0,223 |
0,274 |
0,1 |
122,9 |
Окончание таблицы 2.2.2 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
9. Рентабельность внеоборотных активов по чистой прибыли п.3/п.5 |
0,384 |
0,437 |
0,1 |
113,8 |
10. Рентабельность оборотных активов по чистой прибыли п.3/п.6 |
0,533 |
0,738 |
0,2 |
138,5 |
11. Рентабельность реального собственного капитала по чистой прибыли п.3/п.7 |
0,559 |
0,691 |
0,1 |
123,6 |
12. Рентабельность продаж по прибыли от продаж п.2/п.1 |
0,246 |
0,544 |
0,3 |
221,1 |
13. Рентабельность продаж по чистой прибыли п.3/п.1 |
0,203 |
0,422 |
0,2 |
207,9 |
Рентабельность активов
Рентабельность продаж показывает долю прибыли от продаж в выручке от продаж, то есть показывает эффективность деятельности предприятия, рентабельность продукции показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.
Рентабельность собственного капитала
характеризует эффективность
Предприятие использует как свои, так и заемные активы, причем рентабельность активов выросла на 5,1%. Рентабельность собственного капитала увеличилась на 113,2%. Рентабельность продукции увеличилась на 98,7 %. Эффективность деятельности предприятия возросла на 29,8%, что показывает коэффициент рентабельности продаж. Темпы роста чистой прибыли выше темпов роста выручки, при этом выручка растет быстрее себестоимости, что положительно сказывается на финансовом состоянии предприятия.
Величина балансовой прибыли зависит от многочисленных факторов. Кроме того, следует иметь в виду, что размер прибыли во многом зависит и от учетной политики, применяемой на предприятии.
Рассмотрим факторы оказавшие воздействие на прибыль от продажи и, следовательно, на прибыль отчетного года. При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции.
Предположим, что цены на продукцию в отчетном периоде возросли по сравнению с базисным в среднем на 19%.
Тогда индекс цены будет рассчитан по формуле 2.3.1:
J=100+19/100=1,19
Следовательно, выручка от продажи в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна (формула 2.3.2):
В=В1/J
где В – выручка от продажи в сопоставимых ценах;
B1 – выручка о продажи продукции в отчетном периоде;
J – индекс цен.
Для анализируемой организации выручка в сопоставимых ценах составит (формула 2.3.3):
В=108344/1,19 = 91045,4 тыс.руб.
Следовательно, выручка от продажи продукции в отчетном году по сравнению с прошедшим периодом увеличилась за счет роста цены на 17298,6 тыс. руб (формула 2.3.4)
∆Вц = В1–В = 108344-91045,4 = +17298,6 тыс.руб. (2.3.4)
∆В кол-во товаров = В–Во=91045,4-56516=+34529,4 тыс.руб (2.3.5)
Расчет влияния фактора «
∆Пп(с) = В1*(УС1-УС0)/100,
где УС1 и УС0 – соответственно уровни себестоимости в отчетном и базисном периоде.
∆Пп(с) = 108344*(-27,5) / 100 = -29794,6 тыс.руб.
Расчет влияния фактора «
∆Пп(ур) = В1*(УУР1-УУР0)/100,
где УУР1 и УКР0 – соответственно уровни управленческих расходов в отчетном и базисном периоде.
∆Пп(ур) = 108344*(-2,3) / 100 = -2491,9 тыс.руб.
По данным расчетам видно, что увеличение количества реализуемых услуг привело к увеличению выручки в отчетном периоде на 34529,4 тыс. руб., а общий прирост выручки (+51828 тыс. руб.) получился за счет повышения цен на 19%. В данном случае прирост качественного фактора перекрыл негативное влияние количественного фактора.
Если мы посмотрим таблицу 2.2.1, то увидим, что себестоимость в отчетном периоде повысилась на 5335 тыс. руб., а уровень ее по отношению к выручке от продажи уменьшился на 27,5%. Поэтому экономия привела к увеличению суммы прибыли от продажи на 29794,6 тыс. руб.
Экономия по управленческим расходам в отчетном периоде по сравнению с прошедшим и снижения их уровня на 2,3% увеличило сумму прибыли на 2491,9 тыс. руб.
Остальные показатели — факторы от прочей операционной и внереализационной деятельности и чрезвычайные — не оказывают столь существенного влияния на прибыль, как факторы хозяйственной сферы. Однако их влияние на сумму прибыли тоже можно определить. В данном случае используется метод балансовой увязки, факторная модель чистой прибыли отчетного периода аддитивного вида.
Верхнюю границу потенциального развития
предприятия определяет рентабельность
собственных средств, которая показывает
эффективность использования
В ходе оценки рентабельности важно уяснить, за счет каких факторов произошли изменения.
Проанализируем рентабельность продаж и влияние факторов на изменение этих показателей.
Рентабельность продаж (Rп) – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции (формула 2.4):
Rп=(В-С-Кр-Ур)/В*100%=Пп / В*100%,
где В – выручка от реализованной продукции;
С – себестоимость
Кр – коммерческие расходы;
Ур – управленческие расходы.
Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, которые влияют на прибыль от продажи. Проведем расчеты:
Таблица 2.4.1- Факторный анализ рентабельности продаж за 2009 г
Показатель |
2008г |
2009г |
Алгоритм расчета |
Значение фактора |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Выручка от реализации продукции |
56516 |
108344 |
∆Rп(в)=((В1-Со-КРо
-УРо/В1)-(Во-Со-Кро-УРо/Во)) |
+17,6% |
Себестоимость реализованной продукции |
38345 |
43680 |
∆Rп(с)=((В1-С1-Кр0-УР0/В1)-( |
+9,7% |
Окончание таблицы 2.4.1 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Коммерческие и управленческие расходы |
4283 |
5748 |
∆Rп(кр,ур)=((В1-С1-Кр1-УР0/В1) |
+2,5% |
Совокупное влияние факторов |
- |
- |
∆Rп = +∆Rп(в)+∆Rп(с) +∆Rп(кр,ур) |
+29,8% |
Рентабельность продаж отчетного периода (2009 год) повысилась по сравнению с рентабельностью прошедшего периода (2008 год) на 29,8%.
На уровень и динамику показателей
рентабельности оказывает влияние
вся совокупность производственно
– хозяйственных факторов: уровень
организации производства и управления;
структура капитала и его источников;
степень использования производственных
ресурсов; объем, качество и структура
продукции; затраты на производство и
себестоимость изделий; прибыль по видам
деятельности и направления ее использования.
Методология факторного анализа показателей
рентабельности предусматривает разложение
исходных формул расчета показателя по
всем качественным и количественным характеристикам
интенсификации производства и повышения
эффективности хозяйственной деятельности.
Чтобы упростить модель, затраты на производство
и реализацию продукции сводят к затратам
на оплату труда, затратам на материалы
и к амортизации основных средств.