Анализ прибыли предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Сущность, понятие прибыли и рентабельности деятельности предприятия и их виды, управление ими, методы анализа формирования и распределения прибыли, факторный анализ прибыли, анализ факторов рентабельности предприятия

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Сущность, понятие прибыли и рентабельности деятельности предприятия и их виды 5
1.2 Цели и задачи управления прибылью и рентабельностью
предприятия 13
1.3 Методы анализа формирования и распределения прибыли
предприятия 17
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ 28
2.1 Краткая хозяйственная характеристика предприятия 28
2.2 Анализ формирования и распределения прибыли 32
2.3 Факторный анализ прибыли 37
2.4 Анализ факторов рентабельности предприятия 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 48

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ РАБОТА.docx

— 101.08 Кб (Скачать)

В процессе формирования и использования фондов специального назначения за счет прибыли  реализуется ее стимулирующая роль.

Чистая прибыль на анализируемом  предприятии распределяется в соответствии с Уставом предприятия.

 За  счет чистой прибыли выплачиваются  дивиденды акционерам предприятия,  создаются фонды накопления, потребления,  резервный фонд, часть прибыли  направляется на пополнение собственного  оборотного капитала.  В процессе  формирования и использования  фондов специального назначения  за счет прибыли реализуется  ее стимулирующая роль.

Так, на предприятии из чистой прибыли  образуются фонды: накопления, потребления, социальной сферы (рисунок 2.2).


 

Рисунок 2.2 - Схема распределения чистой прибыли

 

В зависимости  от степени детализаций активов  и капитала, а также выбранного показателя прибыли рассчитывается несколько показателей рентабельности. Для расчета показателей рентабельности используются данные бухгалтерского баланса и формы 2 «Отчет о прибылях и убытках» (Приложения А, Б, В, Г).

Соотношение использования прибыли  на накопление и потребление, оказывает  влияние на финансовое положение  предприятия. Недостаточность средств, направляемых на накопление, сдерживает рост оборота, приводит к увеличению потребности в заемных средствах.

Анализ использования прибыли  выявляет, насколько эффективно распределялись  средства на накопление и потребление.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:

- систематический контроль за  выполнением планов реализации  продукции и получения прибыли;

- определение влияния как объективных,  так и субъективных факторов  на финансовые результаты;

- выявление резервов увеличения  суммы прибыли и рентабельности;

- разработка мероприятий по  внедрению выявленных резервов.

Общую характеристику прибыльности и  доходности проведем на основе формы  №2 «Отчет о прибылях и убытках» и представим в таблице 2.2.1

Таблица 2.2.1 - Формирование и динамика прибыли

В тысячах рублей

Наименование показателя

2008 год

2009 год

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

1

2

3

4

5

Выручка (нетто) от продажи товаров

56516

108344

51828

191,7

Себестоимость проданных товаров

38345

43680

5335

113,9

Валовая прибыль

18171

64664

46493

355,9

Управленческие расходы

4283

5748

1465

134,2

Прибыль от  продаж

13889

58916

45027

424,2

Доходы от участия в других организациях

22

1

-21

4,5

Прочие доходы

4027

2198

-1829

54,6

Окончание таблицы 2.2.1

1

2

3

4

5

Прочие расходы

4415

1301

-3114

29,5

Прибыль до налогообложения

13523

59813

46290

442,3

Текущий налог на прибыль

2060

14607

12547

709,1

Чистая прибыль

11458

45672

34214

398,6


 

Из таблицы  2.2.1 видно, что выручка от  продажи и себестоимость проданных товаров выросла на 91,7% и 13,9% соответственно, увеличились управленческие расходы на 34,2. Прибыль от продаж в отчетном году увеличилась в 4,2 раза, чистая прибыль в 3,9 раза.

Показатели рентабельности характеризуют  эффективность работы предприятия  в целом, расчет представлен в  таблице 2.2.2. Они отражают окончательные результаты хозяйствования, их величина  показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, характеризующие окупаемость  издержек производства;

2) показатели, характеризующие прибыльность  продаж;

3) показатели, характеризующие доходность  капитала и его частей.

Таблица 2.2.2 - Коэффициенты рентабельности

Показатели

Годы

Отклонение

2008

2009

абсолютное

в %

1

2

3

4

5

1. Выручка (нетто), тыс. руб.

56516

108344

51828

191,7

2. Прибыль от продаж, тыс. руб.

13889

58916

45027

424,2

3. Чистая прибыль, тыс. руб.

11458

45672

34214

398,6

4. Среднегодовая сумма всех активов, тыс. руб.

51366

166383

115017

323,9

5. Среднегодовая величина ОС и НМА (по остаточной стоимости), тыс. руб.

29835

104512

74677

354,1

6. Среднегодовая величина оборотных активов, тыс. руб.

21516

61872

40356

302,1

7. Среднегодовая сумма реального собственного капитала (чистых активов), тыс. руб.

20481

66072

45591

322,6

8. Рентабельность активов по чистой прибыли п.3/п.4

0,223

0,274

0,1

122,9

Окончание таблицы 2.2.2

1

2

3

4

5

9. Рентабельность внеоборотных активов по чистой прибыли п.3/п.5

0,384

0,437

0,1

113,8

10. Рентабельность оборотных активов по чистой прибыли п.3/п.6

0,533

0,738

0,2

138,5

11. Рентабельность реального собственного капитала по чистой прибыли п.3/п.7

0,559

0,691

0,1

123,6

12. Рентабельность продаж по прибыли от продаж п.2/п.1

0,246

0,544

0,3

221,1

13. Рентабельность продаж по чистой прибыли п.3/п.1

0,203

0,422

0,2

207,9


Рентабельность активов оценивает  эффективность использования предприятием своих активов, сколько чистой прибыли  приходится на 1 руб. актива.

Рентабельность продаж показывает долю прибыли от продаж в выручке  от продаж, то есть показывает эффективность  деятельности предприятия, рентабельность продукции показывает, сколько предприятие  имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования  предприятием собственного капитала.

Предприятие  использует как свои, так и заемные активы, причем рентабельность активов выросла на 5,1%. Рентабельность  собственного капитала увеличилась  на 113,2%. Рентабельность продукции увеличилась  на 98,7 %. Эффективность деятельности предприятия возросла на 29,8%, что  показывает коэффициент рентабельности продаж. Темпы роста чистой прибыли  выше темпов роста выручки, при этом выручка растет быстрее себестоимости, что положительно сказывается на финансовом состоянии предприятия.

 

 

 

    1. Факторный анализ прибыли

 

Величина балансовой прибыли зависит от многочисленных факторов. Кроме того, следует иметь в виду, что размер прибыли во многом зависит и от учетной политики, применяемой на предприятии.

Рассмотрим факторы оказавшие  воздействие на прибыль от продажи и, следовательно, на прибыль отчетного года. При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции.

Предположим, что цены на продукцию в отчетном периоде возросли по сравнению с базисным в среднем на 19%.

Тогда индекс цены будет рассчитан по формуле 2.3.1:

J=100+19/100=1,19                                                                            (2.3.1)

Следовательно, выручка от продажи  в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна (формула 2.3.2):

В=В1/J                                                                                                (2.3.2)

где В – выручка от продажи в сопоставимых ценах;

      B1 – выручка о продажи продукции в отчетном периоде;

J – индекс цен.

Для анализируемой организации  выручка в сопоставимых  ценах  составит (формула 2.3.3):

В=108344/1,19 = 91045,4 тыс.руб.                                                   (2.3.3)

Следовательно, выручка от продажи  продукции в отчетном году по сравнению  с прошедшим периодом увеличилась  за счет роста цены на 17298,6 тыс. руб (формула 2.3.4)

∆Вц = В1–В = 108344-91045,4 = +17298,6 тыс.руб.                      (2.3.4)

∆В кол-во товаров = В–Во=91045,4-56516=+34529,4 тыс.руб     (2.3.5)

Расчет влияния фактора «Себестоимость проданной продукции» на сумму прибыли от продажи (Пп) осуществляется следующим образом (формулы 2.3.6):

∆Пп(с) =  В1*(УС1-УС0)/100,

где УС1 и УС0 – соответственно уровни себестоимости в отчетном и базисном периоде.

∆Пп(с) = 108344*(-27,5) / 100 = -29794,6 тыс.руб.                        (2.3.6)

Расчет влияния фактора «Управленческие  расходы» на сумму прибыли от продажи (формула 2.3.7):

∆Пп(ур) = В1*(УУР1-УУР0)/100,

где УУР1 и УКР0 – соответственно уровни управленческих расходов в отчетном и базисном периоде.

∆Пп(ур) =  108344*(-2,3) / 100 = -2491,9 тыс.руб.                        (2.3.7)

     По данным расчетам видно, что увеличение количества реализуемых услуг привело к увеличению выручки в отчетном периоде на 34529,4 тыс. руб., а общий прирост выручки (+51828 тыс. руб.) получился за счет повышения цен на 19%. В данном случае прирост качественного фактора перекрыл негативное влияние количественного фактора.

Если мы посмотрим таблицу 2.2.1, то увидим, что себестоимость в отчетном периоде повысилась на 5335 тыс. руб., а уровень ее по отношению к выручке от продажи уменьшился на 27,5%. Поэтому экономия привела к увеличению суммы прибыли от продажи на 29794,6 тыс. руб.

Экономия по управленческим расходам в отчетном периоде по сравнению с прошедшим и снижения их уровня на 2,3% увеличило сумму прибыли на 2491,9 тыс. руб.

Остальные показатели — факторы  от прочей операционной и внереализационной  деятельности и чрезвычайные — не оказывают столь существенного влияния на прибыль, как факторы хозяйственной сферы. Однако их влияние на сумму прибыли тоже можно определить. В данном случае используется метод балансовой увязки, факторная модель чистой прибыли отчетного периода аддитивного вида.

 

 

    1. Анализ факторов рентабельности предприятия

 

Верхнюю границу потенциального развития предприятия определяет рентабельность собственных средств, которая показывает эффективность использования собственного капитала. Рентабельность – в общем смысле, это отношение результатов к затратам. Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции.

В ходе оценки рентабельности важно  уяснить, за счет каких факторов произошли  изменения.

Проанализируем рентабельность продаж и влияние факторов на изменение  этих показателей.

Рентабельность продаж (Rп) – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции (формула 2.4):

Rп=(В-С-Кр-Ур)/В*100%=Пп / В*100%,                                           (2.4)

где В – выручка от реализованной  продукции;

 С – себестоимость реализованной  продукции;

Кр – коммерческие расходы;

Ур – управленческие расходы.

Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, которые влияют на прибыль от продажи. Проведем расчеты:

Таблица 2.4.1- Факторный анализ рентабельности продаж за 2009 г

Показатель

2008г

2009г

Алгоритм расчета

Значение фактора

1

2

3

4

5

Выручка от реализации продукции

56516

108344

∆Rп(в)=((В1-Со-КРо -УРо/В1)-(Во-Со-Кро-УРо/Во))х100%

+17,6%

Себестоимость реализованной  продукции

38345

43680

∆Rп(с)=((В1-С1-Кр0-УР0/В1)-(В1-С0-КР0-УР0/В1)х100%

+9,7%

Окончание таблицы 2.4.1

1

2

3

4

5

Коммерческие и управленческие расходы

4283

5748

∆Rп(кр,ур)=((В1-С1-Кр1-УР0/В1)-(В1-С1-КР0-УР0/В1)х100%

+2,5%

Совокупное влияние  факторов

-

-

∆Rп = +∆Rп(в)+∆Rп(с) +∆Rп(кр,ур)

+29,8%


 

Рентабельность продаж отчетного  периода (2009 год) повысилась по сравнению с рентабельностью прошедшего периода (2008 год) на 29,8%.

На уровень и динамику показателей  рентабельности оказывает влияние  вся совокупность производственно  – хозяйственных факторов: уровень  организации производства и управления; структура капитала и его источников; степень использования производственных ресурсов; объем, качество и структура продукции; затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления ее использования. 
Методология факторного анализа показателей рентабельности предусматривает разложение исходных формул расчета показателя по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности. Чтобы упростить модель, затраты на производство и реализацию продукции сводят к затратам на оплату труда, затратам на материалы и к амортизации основных средств.

Информация о работе Анализ прибыли предприятия