Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении теоретических аспектов анализа финансовых результатов деятельности предприятия, проведении анализа по имеющимся данным. Объектом исследования является предприятие ОАО «Маркс».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
* дать определение понятий прибыли и рентабельности, раскрыть их значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
* проанализировать состав, структуру и факторы формирования прибыли предприятия;
* рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией;
* провести анализ прибыли и рентабельности хозяйственной деятельности ОАО «Маркс» и сделать необходимые выводы на основе проведенного анализа.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...….......3
1. Краткая характеристика и анализ производственно-хозяйственной
деятельности ОАО «Маркс»…………………………..………………………....8
2. Анализ прибыли предприятия…………………………..……….……….....16
1. Анализ прибыли от реализации готовой продукции……………………...17
2. Анализ балансовой прибыли…………………………………………...…..19
3. Анализ прибыли, остающейся в распоряжении предприятия……….….21
3. Анализ рентабельности предприятия………………….….………….…...23
3.1. Анализ рентабельности производства продукции……….………….…...23
3.2. Анализ рентабельности продаж…………………………………...…….…24
3.3. Анализ рентабельности важнейших видов продукции……………….....27
3.4. Анализ рентабельности предприятия…………………………..…….…...29
Заключение……………………………………………….…………………….…...56
Список используемой литературы………………………………………….…….57

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 255.00 Кб (Скачать)

      Из  этой факторной модели следует, что  на рентабельность продаж влияют те же факторы, что и на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие  расчеты.

      В приводимых ниже формулах использованы следующие обозначения:

      В1 и Во – отчетная и базисная выручка;

      С1 и Со – отчетная и базисная себестоимость;

      КР  и КРо – отчетные и базисные коммерческие расходы;

      УР  и УРо – управленческие расходы  в отчетном и базисном периодах. 

    1. Влияние изменения выручки  от реализации на рентабельность продаж:

      DРпв = [1 – С0 – КР0 – УР0)/В1 – (В0 – С0 – КР0 – УР00)/В0]*100%

DРпв=[(35030-24251-1082-360)/35030-(28690-24251-1082-360)/28690]*100% = +16,2 %

      В связи с ростом выручки от реализации в отчетном году рентабельность выросла на 16,2 %. 

      2.Влияние  изменения себестоимости  продукции:

      DРпс = [1 – С1 – КРо – УРо)/В1 – (В1 – Со – КРо – УРо)/В1]*100%

DРпс=[(35030-28129-1082-360)/35030-(35030-24251-1082-360)/35030]*100% =     -11,1%

      Повышение себестоимости продукции привело  к снижению рентабельности продаж на 11,1%. 
 

  1. Влияние изменения коммерческих расходов:

      DРпкр = [1 – С1 – КР1 – УРо)/В1 – (В1 – С1 – КРо – УРо)/В1]*100%

DРпкр=[(35030-28129-1471-360)/35030-(35030-28129-1082-360)/35030]*100% =   -1,1%

      За  счет роста коммерческих расходов рентабельность продаж снизилась на 1,1%. 

  1. Влияние изменения управленческих расходов:

      DРпур = [1 – С1 – КР1 – УР1)/В1 – (В1 – С1 – КР1 – УРо)/В1]*100%

DРпур = [(35030-28129-1471-490)/35030-(35030-28129-1471-360)/35030]*100% =  -0,4%

      В связи с ростом управленческих расходов рентабельность продаж снизилась на 0,4%.

      Общее влияние всех факторов составит:

      DРпобщ = 16,2-11,1-1,1-0,4=3,6 % 

Анализ  рентабельности важнейших  видов продукции.

      Рентабельность  изделий, выпускаемых предприятием, оказывает существенное влияние, как на рентабельность производства, так и на рентабельность предприятия в целом.

      Так, АО выпускает широкий ассортимент  продукции, для анализа рентабельности изделий целесообразно рассмотреть основные виды продукции.

      Уровень рентабельности изделия (Ри) определяется по формуле:

      Ри = (Пи / Си)*100%,где

      Пи  – прибыль по изделию, руб.;

      Си  – себестоимость изделия, руб.

      Для проведения анализа воспользуемся  данными приложения к форме 1-С  калькуляции себестоимости для чего составим аналитическую таблицу 9. 
 

Таблица 9. Рентабельность отдельных видов продукции

Наименование  видов продукции По отчету 2007г. и ценам 2008г./ По отчету 2008г.
Кол-во Товарная

продукция

тыс. руб.

Себестоимость

продукции

тыс. руб.

Рентабельность  продукции, %
1. Металлические ограждения 1095/997 3971/3644 3574/3248 11,1/12,2
2. Защитные решетки 1126/1176 3338/3805 3065/3469 8,9/9,7
3. Двери металлические 782/840 5789/6976 4910/5857 15,2/19,1
4. Надгробия 865/840 2666/2861 2349/2494 13,5/14,7
5. Памятники 267/463 5609/10846 4921/8420 14,0/28,8
Прочая  продукция - 7464/6609 6644/5868 12,3/12,6
Всего - 28837/34741 25463/29356 13,3/18,3
 
 

      Анализируя  данные этой таблицы, видно, что наименьшую рентабельность имеет производство защитных решеток (9,7%), а наибольшую – производство памятников (19,9%). 

Анализ  рентабельности предприятия

      По  рассчитанным выше показателям рентабельности нельзя судить об эффективности использования основных производственных фондов и оборотных средств. Поэтому, наряду с рассмотренными показателями рентабельности необходимо также проанализировать уровень рентабельности в целом, а именно, общей и расчетной.

      Показатель  общей рентабельности рассчитывается по формуле

      РОБЩ. = ПБАЛ / (ФОСН + ФОБ), где

      ПБАЛ   - балансовая прибыль по предприятию, тыс. руб.

      ФОСН - среднегодовая стоимость ОФП, тыс. руб.

      ФОБ    - среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств, тыс. руб.

      Проведя преобразование формулы, можно проанализировать зависимость уровня общей рентабельности от:

  • размера прибыли на 1 руб. реализованной продукции (ПБАЛ\QР)
  • фондоемкости (1 / QР) / ФОСН
  • оборачиваемости оборотных средств 1 / QР / ФОБ
  • РОБЩ. = ПБАЛ / (ФОСН + ФОБ) * 100 = (ПБАЛ\QР) / [(ФОСН  / QР) + (ФОБ / QР)] * 100;

      Для анализа влияния отдельных факторов на уровень общей рентабельности необходимо составить следующую  таблицу.

      Для удобства проведения анализа используем следующие обозначения:

      Р1 и Р0 – общая рентабельность отчетного и базового периодов

      П1 и П0 – прибыль на 1 руб. РП в отчетном и базовом периоде

      Е1 и Е0 – фондорентабельность в отчетном и базовом периоде

      К1 и К0 – коэффициент закрепления оборотных средств в отчетном и базовом периоде

      Таблица 11. Исходные данные для анализа общей рентабельности.

   Наименование  показателей  Един. изм.  Условное  обозначение  Значение  показателей
 Отчет 2005 г  Отчет 2006г
 1  Балансовая  прибыль  Тыс. руб.  ПБАЛ  3439  5169
 2  Объем реализованной  продукции  Тыс. руб.  QP  28690  35030
 3  Среднегодовая стоимость основных производственных фондов  Тыс. руб.  ФОСН  9198  9262
 4  Средние остатки  основных оборотных средств  Тыс. руб.  ФОБ  8599  9926
 5  Фондоотдача основных производственных фондов  Руб. / руб.  QP / ФОСН  3,12  3,78
 6  Фондоемкость  Руб. / руб.  ФОСН / QP  0,32  0,26
 7  Количество  оборотов нормируемых оборотных  средств  Число оборотов  QP / ФОБ  3,34  3,53
 8  Коэффициент закрепления оборотных средств  Доли единиц  ФОБ / QP  0,3  0,28
 9  Прибыль на 1 руб. реализованной продукции  Руб. / руб.  ПБАЛ / QP  0,12  0,15
10  Уровень общей  рентабельности  %  ПБАЛ / (ФОСН + ФОБ) * 100  19,3  26,9

      Данные  таблицы 11 показывают, что уровень общей рентабельности изменился на: DРОБЩ = Р1 – Р0 = 26,9-19,3=7,6%

  1. Определяем влияние прибыльности:

      DР1 = П1 / (Е0 + К0)*100 – Р0 ;

      DР1 = 0,15/(0,32+0,30)*100-19,3=4,9%

      В связи с увеличением прибыли  на 1 руб. реализованной продукции  общая рентабельность возросла на 4,9%

      2. Определяем влияние  фондорентабельности:

      DР2 = П1 / (Е1 + К0)*100 – П1 / (Е0 + К0)*100;

      DР2 = 0,15-(0,26+0,30)*100-0,15/(0,32+0,30)*100=2,6 %

      Уменьшение  фондорентабельности привело к  росту общей рентабельности на 2,6 %

      3. Определяем влияние  коэффициента закрепления  оборотных средств: DР3 = П1 / (Е1 + К1)*100 – П1 / (Е1 + К0)*100;

      DР3 =0,15/(0,26+0,28)*100-0,15(0,26+0,30)*100=1,1 %

       

      За  счет ускорения оборачиваемости  оборотных средств общая рентабельность возросла на 1,1 %

      Общее влияние всех факторов составит:

      DРОБЩ = 4,9+2,6+1,1=7,6% 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Финансовое  состояние предприятий - это характеристика его конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими организациями. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников.

      Главное предназначение прибыли в современных  условиях хозяйствования - отражение  эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией своей продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия.

      Финансовый  результат от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница  между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов  и затратами на производство и  реализации этой продукции (работ, услуг), включаемыми в себестоимость продукции и учитываемых при определении налогооблагаемой прибыли.

      Прибыль от прочей реализации представляет собой  прибыль, полученную от реализации основных фондов и другого имущества, нематериальных активов. Прибыль от прочей реализации определяется как разница между выручкой от реализации и затратами на эту реализацию.

      Следует отметить, что рентабельность - это  показатель эффективности единовременных и текущих затрат. В общем виде рентабельность определяется отношением прибыли к единовременным и текущим затратам, благодаря которым получена эта прибыль. Различают рентабельность производства и рентабельность продукции; 

      Рентабельность  производства показывает, насколько  результативно используется имущество  предприятия, а рентабельность продукции показывает результативность текущих затрат.

      Основная  задача анализа распределения и  использования прибыли состоит  в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся, в распределении прибыли  за отчетный год по сравнению с  прошлым годом. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию.

      Для повышения эффективности производства предприятия очень важно, чтобы  была четко отработанная налоговая  политика, а налоги должны быть четкими и стабильными. Именно стабильность приведет к увеличению прибыли (дохода) предприятия. Если государство облагает предприятия высокими налогами, то это не стимулирует развитие производства, и, как результат поступление средств в бюджет. Следовательно, необходимо совершенствование налоговой политики, она нестабильна и очень сложна.

     Написав курсовую работу на тему «Анализ прибыли  и уровня рентабельности» на примере ОАО «Маркс», сделаем выводы.:

    1. Анализ прибыли показал, что наибольшее влияние на ее изменение оказывает рост цен как на готовую продукцию, так и на сырьевые и материальные ресурсы.
    2. Большое влияние на увеличение прибыли имеет рост объемов производства и выручки от реализации продукции.
    3. На изменение балансовой прибыли существенное влияние оказывают различного рода непроизводственные расходы.
    4. Обновление ассортимента и его расширение при соответствующем качестве позволяет увеличить спрос на продукцию предприятия.

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия