Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении теоретических аспектов анализа финансовых результатов деятельности предприятия, проведении анализа по имеющимся данным. Объектом исследования является предприятие ОАО «Маркс».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
* дать определение понятий прибыли и рентабельности, раскрыть их значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
* проанализировать состав, структуру и факторы формирования прибыли предприятия;
* рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией;
* провести анализ прибыли и рентабельности хозяйственной деятельности ОАО «Маркс» и сделать необходимые выводы на основе проведенного анализа.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...….......3
1. Краткая характеристика и анализ производственно-хозяйственной
деятельности ОАО «Маркс»…………………………..………………………....8
2. Анализ прибыли предприятия…………………………..……….……….....16
1. Анализ прибыли от реализации готовой продукции……………………...17
2. Анализ балансовой прибыли…………………………………………...…..19
3. Анализ прибыли, остающейся в распоряжении предприятия……….….21
3. Анализ рентабельности предприятия………………….….………….…...23
3.1. Анализ рентабельности производства продукции……….………….…...23
3.2. Анализ рентабельности продаж…………………………………...…….…24
3.3. Анализ рентабельности важнейших видов продукции……………….....27
3.4. Анализ рентабельности предприятия…………………………..…….…...29
Заключение……………………………………………….…………………….…...56
Список используемой литературы………………………………………….…….57

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 255.00 Кб (Скачать)

     1) суммы экономических санкций  и возмещения убытков. Это общая  сумма полученных и уплаченных  штрафов, пени, неустоек и других экономических санкций, за исключением вносимых в бюджет в соответствии с законодательством. Последние относятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. К таким санкциям относятся изъятие в бюджет прибыли, полученной в результате нарушения государственной дисциплины цен, несоблюдения стандартов и технических условий, штраф в размере незаконно полученной прибыли, а также суммы финансовых санкций, взыскиваемых налоговыми органами, и др.;

     2) доходы (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году;

     3) убытки от стихийных бедствий;

     4) потери от списания долгов  и дебиторской задолженности;

     5) поступления долгов, ранее списанных  как безнадежные;

     6) доходы от сдачи имущества  в аренду;

     7) доходы, получаемые от долевого  участия в совместных предприятиях;

     8) дивиденды по акциям, облигациям  и иным ценным бумагам, принадлежащим  предприятию;

     9) прочие расходы, доходы и потери, относимые в соответствии с  действующим законодательством  на счет прибылей и убытков.

     Чистая  прибыль – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Она определяется как разница между облагаемой налогом балансовой прибылью и величиной налогов с учетом льгот.

     Для определения налогооблагаемой прибыли  балансовую прибыль увеличивают (уменьшают) на сумму превышения (снижения) расходов на оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятельности, в структуре себестоимости реализованной продукции по сравнению с их нормируемой величиной. Из полученной суммы прибыли исключаются:

  • рентные платежи, вносимые в бюджет из прибыли в установленном порядке;
  • доходы (дивиденды, проценты), полученные по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
  • доходы от долевого участия в других предприятиях; прибыль от страховой деятельности; прочие доходы от внереализационных операций; суммы отчислений в резервный фонд и другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законодательством; льготы по налогу на прибыль.

     В настоящее время направления использования чистой прибыли определяются предприятием самостоятельно. Государственное воздействие на их выбор осуществляется через налоги, налоговые сборы и экономические санкции. В дальнейшем предусматривается переход от налога на прибыль к подоходному налогу с предприятий.

      Выявление резервов роста и рентабельности может быть установлено через систему взаимосвязанных направлений экономического анализа.

      Задача  экономического анализа состоит  в том, чтобы дать оценку общей  величины прибыли и ее состава, проверить  обоснованность плана и его выполнение по величине прибыли к уровню рентабельности, раскрыть влияние ряда факторов на отклонение фактической величины прибыли от плановой, выявить резервы роста прибыли и рентабельности. 

Анализ  прибыли от реализации товарной продукции.

      Прибыль от реализации товарной продукции является результатом производственной деятельности и процесса обращения и занимает наибольший удельный вес в балансовой прибыли предприятия. Прибыль от реализации продукции состоит из двух частей:

  1. Прибыль от реализации товарной продукции;
  2. Прибыль от прочей реализации.

      Определяется  она как разница между выручкой от реализации товарной продукции (без  НДС) и себестоимостью товарной продукции.

      Для проведения анализа воспользуемся  отчетностью предприятия о финансовых результатах деятельности и составим следующую аналитическую таблицу 2.

Таблица 2. Показатели для анализа прибыли от

 реализации  товарной продукции

 
 

п/п

 
 Наименование  показателей
Условное  обозначение  Значение  показателей (тыс.руб.)
2007г.  2008г.
По  с/с и ценам 2005г.  По действ. ценам
 1.  Производственная  себестоимость  С 24251  25211  28129
 2.  Коммерческие  расходы  КР 1082  1226  1471
 3.  Полная себестоимость  реализованной продукции Ср=С-КР 25333  26437  29600
 4.  Выручка от реализации продукции (без НДС)  В 28690  30690  35030
 5.  Прибыль от реализации товарной продукции Пр=Ср-Qр 3357 4253 5430
         Убыток  У -  -  -
 

      Из  анализа данных, приведенных в  таблице, следует, что прибыль от реализации товарной продукции увеличилась на 2073 тыс.руб.

               На изменение прибыли могли  оказать влияние следующие факторы:

  • изменение цен на реализованную продукцию;
  • изменение объема реализованной продукции;
  • сдвиги в структуре и ассортименте реализованной продукции;
  • изменение производственной себестоимости реализованной продукции;
  • изменение коммерческих расходов;
  • приращение производственной себестоимости и коммерческих расходов

      Рассмотрим  влияние каждого из перечисленных  факторов.

  1. Изменение цен на прибыль

      DПцен = Вф - Впф;

      DПцен=35030-30690=4340тыс. руб.

      За  счет роста цен на реализованную  продукцию прибыль взросла на 4340 тыс. руб.

  1. Изменение объема реализации товарной продукции

      DПор = Пп * (Српф/ Срп) - Пп;

      DПор = 3357*(26437/25333)-3357=134 тыс. руб.

      В связи с ростом объема реализации в отчетном году прибыль увеличилась  на 146 тыс. руб.

  1. Влияние сдвигов в структуре и ассортименте реализованной продукции.

      DПстр = Пп * (Впф/ Вп - Српф/ Срп);

      DПстр = 3357*(30690/28690-26437/25333)=101 тыс. руб.

      В связи с ростом в объеме реализации удельного веса более рентабельных изделий прибыль на предприятии  возросла на 101 тыс. руб.

  1. Изменение производственной себестоимости реализованной продукции

      DПпс/с= Сф- Спф

      DПпс/с = 28129-25211=2918 тыс. руб.

      Увеличение  производственной себестоимости в  отчетном году за счет повышения цен  на сырье и материалы привело  к снижению прибыли на 2918 тыс. руб.

  1. Изменение коммерческих расходов

      DПкр = КРф- КРпф

      DПкр = 1471-1226=245 тыс.руб.

      В связи с увеличением коммерческих расходов в отчетном году, по сравнению  с предыдущим годом прибыль уменьшилась на 245 тыс. руб.

  1. Приращение производственной себестоимости за счет структурных сдвигов.

      DПппс = Сп* Впф/ Вп - Спф;

      DПппс = 24251*30690/28690-25211=730 тыс. руб.

      Увеличение  в объеме реализации удельного веса изделий, по которым производственная себестоимость снизилась, привело  к повышению прибыли на 730 тыс. руб.

  1. Приращение коммерческих расходов за счет структурных сдвигов.

      DПпкр = КРп* Впф/ Вп - КРпф;

      DПпкр = 1082*30690/28690-1226=-69 тыс. руб.

      В связи с увеличением в объеме реализованной продукции изделий, по которым коммерческие расходы  увеличились, прибыль снизилась на 69 тыс. руб.

      Суммарное влияние всех факторов, влияющих на изменение прибыли, равно величине отклонения прибыли от реализации товарной продукции двух смежных лет.

      DПобщ = DПцен + DПор + DПстр + DПпс/с + DПкр + DПппс + DПпкр

      DПобщ = 4340+134+100-2918-245+730-69=2073 тыс.руб. 

Анализ  балансовой прибыли.

      Балансовая  прибыль характеризует конечные результаты всей производственно-хозяйственной  деятельности и непромышленных хозяйственных  объектов предприятия.

      Формула хозяйственной прибыли:

      Пбал = П реал + Ппр реал + Посн ф + ВР

      ВР  – внереализационные результаты – штрафы, пени, неустойки, полученные или уплаченные предприятием в отчетном году.

      Анализ  балансовой прибыли по сравнению  с прошлым годом показывает влияние  стоимости сырья, материалов, топлива и др. материально-технических ресурсов, изменение цен на реализацию продукции и методология расчета прибыли. Для того чтобы это влияние исключить, необходимо привести в сопоставимые условия сумму прибыли.

        Для анализа составляются табл. 3 и табл.4. 

      Таблица 3. Прибыли и убытки ОАО «Маркс» за 2007 – 2008 года.

 Прибыль  Сумма, тыс.руб.  Убыток  Сумма, тыс.руб.
2007 г.  2008 г. 2007 г.  2008 г.
От  реализации продукции и услуг  3357  5430  От реализации продукции  8  21
Пени  полученные  25  5 Пени уплаченные  3  62
От  внереализационной деятельности  55  10 Прочие долги  от ВД  18  200
Прочие  доходы  31  7 Чрезвычайные  расходы  -  -
Итого:  3468  5452     29  283
Балансовая  прибыль  3439  5169         
 

 Таблица 4.

№ п/п  Наименование  показателей  Значение  показателей по отчету  Темпы роста к предыдущему году
 2007 г.  2008г.
В действ. ценах тыс.руб. В действ. ценах тыс.руб. В ценах прошлого года,тыс.руб. В фактич. ценах,% В ценах прошлого года,%
 1. Балансовая  прибыль  3439  5169  4051  150  118
 2. Прибыль от

реализации товарной продукции

 3357  5430  4253  162  127

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия