Анализ доходов, прибыли и рентабельности в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Анализ доходов, прибыли и рентабельности в торговле на примере ООО "Афина"

Оглавление

Введение
1. Теоретические аспекты анализа доходов, прибыли и рентабельности в торговле
1.1. Классификация доходов в торговле
1.2. Задачи анализа доходов, прибыли и рентабельности в торговле и система показателей
2. Анализ доходов, прибыли и рентабельности в торговой организации «Афина»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Афина»
2.2. Анализ структуры и динамики доходов в ООО «Афина»
2.3. Факторный анализ прибыли в торговле
2.4. Анализ безубыточности ООО «Афина»
2.5. Анализ рентабельности в ООО «Афина»
3. Пути повышения доходов, прибыли и рентабельности в торговой организации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Анализ доходов, прибыли и рентабельности в торговле ООО Афина, курсовик.doc

— 381.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение

 

Для нормального функционирования, обеспечения своевременности расчетов с поставщиками, покупателями, другими  субъектами предпринимательской деятельности, финансовой системой, банками и работниками организации и предприятия располагают определенными финансовыми ресурсами.

Финансовый результат  это конечный экономический итог хозяйственной деятельности предприятия, который выражается в форме прибыли (дохода) или убытка.

В рыночных условиях хозяйствования доходы, а в частности и прибыль является важнейшим экономическим показателем деятельности торгового предприятия, она в обобщенном виде отражает результаты хозяйствования, продуктивность произведенных затрат.

Прибыль характеризует  не весь полученный доход, а только ту его часть, которая «очищена» от понесенных затрат на осуществление этой деятельности. В качественном выражении прибыль представляет собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами на деятельность предприятия.

Финансовый результат торгового предприятия предназначен для обеспечения неуклонного роста выпуска продукции, товарооборота, доходов, прибыли, других показателей хозяйственной деятельности. Следовательно, формирование доходов предприятия должны изучаться в увязке с анализом выполнения планов, прогнозов, динамики основных показателей его экономического и социального развития.

Актуальность темы исследования заключается в том, что формирование выручки от реализации напрямую влияет на получение прибыли и рентабельности, а именно рентабельной работы для того, чтобы, предвидеть и избежать убыточной деятельности, а для этого необходимо проводить анализ соответствующих показателей.

Следовательно, целью  курсовой работы является анализ доходов, прибыли и рентабельности в торговле.

Для поставленной цели необходимо раскрыть следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические аспекты анализа доходов, прибыли и рентабельности в торговле;
  • проанализировать доходы, прибыль и рентабельность в торговой организации «Афина»;
  • предложить пути повышения доходов, прибыли и рентабельности в торговле.

В работе были использованы нормативные и законодательные  документы, методическая литература по комплексно - экономическому анализу, экономике, экономике предприятий, финансовый анализ таких авторов, как Э.А. Маркарьяна, К.А. Раицкого, Н.В. Колчиной, Е.В. Негашева, Г.В. Савицкой и др.

Объект исследования – торговое предприятие – ООО «Афина».

Предмет исследования - анализ доходов, прибыли и рентабельности в торговой деятельности предприятия  для выявления резервов по оптимизации получения доходов, снижения затрат и получения максимальной прибыли.

В курсовой работе в процессе исследования были использованы различные  методы анализа: горизонтальный и вертикальный, сравнительный и факторный.

 

1. Теоретические аспекты  анализа доходов, прибыли и рентабельности в торговле

1.1. Классификация доходов в торговле

 

Торговля – самостоятельная  отрасль экономики страны, представляет собой совокупность организаций  и предприятий, которые занимаются куплей – продажей товаров народного потребления.

Функционирование торговых предприятий регулируется общими и  специальными законодательными и нормативными актами РФ. Различают предприятия  оптовой и розничной торговли.

Оборот предприятий  торговли является одним из основных показателей экономического и социального развития страны и отдельных регионов. Оборот предприятий торговли - важный социально-экономический показатель. Реализация означает возмещение стоимости и признание покупателями потребительской стоимости товаров. В результате продажи товаров должны быть возмещены затраты на их производство, а предприятия должны получить прибыль. Если произведенная продукция не находит своего покупателя, то предприятие будет иметь убыток со всеми негативными последствиями.

Одним из важнейших условий  эффективного хозяйствования предприятий является самоокупаемость. Это значит, что все его расходы покрываются соответствующими доходами. При этом сумма доходов должна превышать сумму расходов, чтобы получить прибыль, необходимую для дальнейшего развития. Следовательно, доходы представляют собой один из слагаемых финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта.

Для учета, анализа и  планирования используется Положение  по бухгалтерскому учету «Доходы  организации» (ПБУ 9/99), а также отдельные  положения Налогового кодекса. В них раскрываются содержание, виды и информация о доходах.

В зависимости от направлений  деятельности и условий получения  различают доходы от обычных видов  деятельности и прочие доходы.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Формирование доходов  от реализации товаров зависит от порядка ценообразования. В условиях свободного ценообразования источником этих доходов является торговая надбавка к цене закупки товаров.

Доходами, остающимися  в пользу предприятий торговли, является выручка от продажи товаров за вычетом себестоимости проданных товаров (цен покупки) и налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей.

Эта сумма доходов  представляет собой торговую надбавку в пользу предприятий торговли. В  бухгалтерском отчете о прибылях и убытках (форма № 2) этот универсальный  показатель назван «Валовая прибыль».

Прибыль характеризует  не весь полученный доход, а только ту его часть, которая «очищена»  от понесенных затрат на осуществление  этой деятельности. В качественном выражении прибыль представляет собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами на предпринимательскую деятельность [18 с. 87].

Прибыль является стоимостным  показателем, выраженной в денежной форме. Такая форма оценки прибыли  связана с практикой обобщенного  стоимостного учета всех связанных  с ней основных показателей –  вложенного капитала, полученного дохода, понесенных затрат и т.п., а также с действующим порядком ее налогового регулирования.

Различают бухгалтерское  и налоговое значение прибыли.

Бухгалтерской прибылью (убытком) считается прибыль (убыток) до налогообложения. В ее состав входят прибыль (убыток) от продаж, прочие доходы (расходы).

Налогооблагаемая прибыль (убыток) включает в себя бухгалтерскую  прибыль (убыток), а также отложенные налоговые активы и отложенные налоговые  обязательства.

Ведение раздельного  учета доходов и расходов по отраслям деятельности способствует укреплению хозяйственного расчета, повышает точность и достоверность расчетов и усиливает аналитические возможности бухгалтерского учета.

По видам деятельности:

  • прибыль от основной деятельности;
  • прибыль от инвестиционной деятельности;
  • прибыль от финансовой деятельности.

Прибыль от основной деятельности определяют как разницу между суммой выручки от реализации готовой продукции по отпускным ценам и ее полной себестоимостью.

Прибыль от инвестиционной деятельности отражается частично в виде операционной прибыли (доходы от участия в совместных предприятиях; доходы от владения ценными бумагами и от депозитных вкладов) и частично – в виде прибыли от реализации основных средств и иных активов, отличных от денежных средств и продукции.

Прибыль от финансовой деятельности – это результат денежных потоков, которые связаны с обеспечением предприятия внешними источниками финансирования (привлечение дополнительного акционерного или паевого капитала, эмиссия акций, облигаций или других долговых ценных бумаг, привлечение кредита в различных его формах, а также обслуживание привлеченного капитала путем выплаты дивидендов и процентов и погашения обязательств по основному долгу).

По источникам формирования:

  • прибыль от реализации продукции (торговая прибыль);
  • прочие поступления.

Прибыль от реализации продукции  является основным ее видом на предприятии, непосредственно связанном с отраслевой спецификой его деятельности. Аналогом этого термина выступает термин «прибыль от основной деятельности». В обоих случаях под этой прибылью понимается результат хозяйствования по основной производственно-сбытовой деятельности предприятия.

К прочим поступлениям согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации» до 2006 относились: операционные, внереализационные и  чрезвычайные доходы, но в соответствии с Приказом № 116н от 18.09.2006, с 1.0.12006 г. относятся прочие доходы, которые  включают:

- поступления, связанные  с предоставлением за плату  во временное пользование активов  организации;

- поступления, связанные  с предоставлением за плату  прав, возникающих из патентов  на изобретения, промышленные  образцы и другие виды интеллектуальной  собственности;

- поступления, связанные  с участием в уставных капиталах  других организаций (включая проценты  и иные доходы по ценным  бумагам);

- прибыль, полученная  предприятием в результате совместной  деятельности (по договору простого  товарищества);

- поступления от продаж основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), а также продукции;

- проценты, полученные  за предоставление в пользование  денежных средств организации,  а также проценты за использование  банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

- штрафы, пени, неустойки  за нарушение условий договоров;

- поступления в возмещение  причиненных организации убытков;

- прибыль прошлых лет,  выявленная в отчетном году;

- суммы кредиторской  и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

- курсовые разницы;

- сумма дооценки активов  (за исключением внеоборотных  активов) и др.

По составу элементов, формирующих прибыль:

  • маржинальная прибыль;
  • валовая (балансовая) прибыль;
  • чистая прибыль.

Под этими терминами  понимают обычно различную степень  «очистки» полученных предприятием доходов от понесенных им в процессе хозяйственной деятельности затрат.

Маржинальная прибыль  – это разница между доходом  от реализации продукции, уменьшенным на сумму налоговых платежей, и ее производственной себестоимостью (переменными затратами). Маржинальная прибыль служит мерой оценки способности предприятия покрывать постоянные затраты и формировать необходимую валовую прибыль от реализации продукции [27, с. 207].

Валовая прибыль –  это общая прибыль предприятия  от всех видов хозяйственной деятельности до вычета из нее налога на прибыль  и других обязательных сумм. Она  характеризует сумму валового дохода предприятия за вычетом всех текущих  расходов (постоянных и переменных). Ее еще называют балансовой прибылью.

Чистая прибыль представляет собой разность между балансовой прибылью и налоговыми платежами из нее. Ее еще называют прибылью, остающейся в распоряжении предприятия и подлежащей распределению.

Таким образом, основными показателями, формирующие финансовые результаты деятельности организаций торговли являются:

- выручка от реализации  продукции и товаров;

- себестоимость проданных  товаров (цена закупки);

- доходы от реализации  товаров и других операций;

- расходы на осуществление основной и других видов деятельности;

- прибыль или убыток.

Все перечисленные показатели являются промежуточными результатами, за исключением прибыли. Они образуются в процессе хозяйственной деятельности и не отражают ее итоги.

Итак, прибыль выступает в качестве конечного финансового результата работы предприятия, является главной целью предпринимательской деятельности, служит показателем ее оценки.

Прибыль - важная категория  рыночной экономики, неразрывно связана  с эффективным использованием основного и оборотного капитала, материальных и трудовых ресурсов.

 

 

 

1.2. Задачи анализа  доходов, прибыли и рентабельности  в торговле и система показателей

 

Для оценки экономической эффективности деятельности торговой организации абсолютная сумма прибыли сопоставляется с вложенным капиталом, используемыми ресурсами, текущими расходами и т.д. Относительный показатель прибыли (ее уровень) отражает рентабельность [17, с.178].

Для всесторонней оценки и анализа эффективности деятельности, использования различных ресурсов и затрат применяется система показателей рентабельности.

Рентабельность –  один из важнейших показателей эффективности  производства, используемый для оценки деятельности предприятия. Предприятие  работает рентабельно в том случае, если доходы, полученные им в результате производственно-хозяйственной деятельности, превышают расходы на производство.

Информация о работе Анализ доходов, прибыли и рентабельности в торговле