Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:40, курсовая работа
Анализ доходов, прибыли и рентабельности в торговле на примере ООО "Афина"
Введение
1. Теоретические аспекты анализа доходов, прибыли и рентабельности в торговле
1.1. Классификация доходов в торговле
1.2. Задачи анализа доходов, прибыли и рентабельности в торговле и система показателей
2. Анализ доходов, прибыли и рентабельности в торговой организации «Афина»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Афина»
2.2. Анализ структуры и динамики доходов в ООО «Афина»
2.3. Факторный анализ прибыли в торговле
2.4. Анализ безубыточности ООО «Афина»
2.5. Анализ рентабельности в ООО «Афина»
3. Пути повышения доходов, прибыли и рентабельности в торговой организации
Заключение
Список литературы
Вместе с тем относительная величина запаса финансовой устойчивости снизилась на 2,21 пункта, что связано с возрастанием суммы и доли маржинального дохода в результате снижения переменных затрат на 13,5%. ООО «Афина» необходимо постоянно следить за уровнем запаса финансовой устойчивости, выяснять величину порога прибыли, меньше которого не должна снижаться выручка от реализации продукции предприятия.
Изменение прибыли под влиянием выручки составило:
П = N * МД 0 = (1533) * 0,850 = +1303 тыс. руб.
Изменение прибыли в результате снижения удельных переменных затрат:
П = - С пер * N 1 = (-0,039)* 10723 = +418 тыс. руб.
Влияние постоянных издержек на прибыль определяется величиной абсолютного отклонения постоянных издержек, но с обратным знаком.
П (С пост) = - С пост = 1674 тыс. руб.
Общее отклонение составит:
1303 + (418) + (-1674) = -371 тыс. руб.
Анализ в системе директ-костинг раскрывает, за счет каких видов издержек снижается прибыль. По полученным данным прямые переменные издержки из расчета на 1 руб. продукции снизились, что способствовало росту прибыли на сумму 55 тыс. руб. Рост постоянных затрат связанных с содержанием основных фондов и служебного персонала оказал отрицательный эффект на результат в размере 1674 тыс. руб.
Основным фактором повышения
эффективности
Влияние прироста объема реализации на прибыль зависит от соотношения переменных и постоянных издержек и измеряется с помощью показателя, который носит название «эффект операционного рычага».
Эффект операционного рычага показывает, на сколько процентных пунктов увеличивается прибыль при изменении выручки на 1 процентный пункт, т.е.:
ЭОР = П / П 0 (17)
N / N 0
Выразив прибыль через маржинальный доход и постоянные издержки, получим:
П = МД – С пост, (18)
В свою очередь,
МД = N * мд, тогда П = N *мд – С пост. (19)
Считая удельный маржинальный доход и постоянные издержки неизменными, получим:
П = мд * N (20)
Таким образом,
ЭОР = МД 0 / П 0 (21)
Итак, операционный рычаг равен отношению маржинального дохода к прибыли:
ЭОР = 7815 / 1170 = 6,68%
Полученный результат показывает, что при росте выручки от реализации на 1 процентный пункт прибыль увеличивается на 6,68 %.
Темп прироста выручки составил 16,7 %, прибыль под влиянием этого фактора увеличивается в 1,11 раза = 16,7% * 6,67% / 100
Изменение прибыли под влиянием выручки составляет 1170 * 1,11 / 100 = 1303 тыс. руб.
Таким образом, ООО «Афина», имеющее в составе затрат высокую долю материальных затрат (на 1 декабря 2011г. – 863,9%), относящиеся к переменным затратам подвержено не сильно высокому риску. Причем чем ближе к точке безубыточности работает предприятие, тем значительнее будет влияние изменения продаж на прибыль, что вызывает необходимость постоянного контроля за масштабом производственной деятельности.
В данной сложившейся обстановке ООО «Афина» следует продолжать систематическую борьбу за получение прибыли, что является условием укрепления хозяйственного расчета и финансовой дисциплины.
2.5. Анализ рентабельности в ООО «Афина»
Показатели рентабельности
характеризуют относительную
Динамика показателей рентабельности ООО «Афина» за 2009 – 2011г.г. представлена в таблице 8.
Таблица 8
Динамика показателей рентабельности ООО «Афина»
за 2009 – 2011 г.г.
Показатели |
Отклонение (+,-) | |||||
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2010 от 2009 |
2011 от 2010 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
1. Прибыль от продаж |
1170 |
1225 |
1524 |
55 |
299 | |
2. Прибыль до налогообложения |
503 |
558 |
887 |
55 |
329 | |
3. Прибыль чистая |
387 |
422 |
728 |
35 |
306 | |
4. Средняя величина активов |
4849 |
5146 |
6377 |
297 |
1231 | |
Продолж. табл. 8 | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
5. Выручка от продажи |
9190 |
10723 |
10733 |
1533 |
10 | |
6. Средняя величина собственного капитала |
4298,5 |
4511,5 |
5056 |
213 |
544,5 | |
7. Средняя величина оборотных активов |
1681,5 |
1822,0 |
2291,0 |
140,5 |
469 | |
8. Рентабельность всего капитала (совокупных активов) по бухгалтерской прибыли (2/4*100%),% |
10,4 |
10,8 |
13,9 |
0,4 |
3,1 | |
9. Общая рентабельность |
11,7 |
12,4 |
17,5 |
0,7 |
5,1 | |
10. Рентабельность продаж по
чистой прибыли (коэффициент |
4,2 |
3,9 |
6,8 |
-0,3 |
2,9 | |
11. Рентабельность продаж по прибыли от реализации, (коэффициент убыточности) (1/5*100%),% |
12,7 |
11,4 |
14,2 |
-1,3 |
2,8 | |
12. Рентабельность продаж от прибыли до налогообложения, % |
5,5 |
5,2 |
8,3 |
-0,3 |
3,1 | |
13. Рентабельность оборотных актив |
29,9 |
30,6 |
38,7 |
0,7 |
8,1 | |
14. Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли |
9,0 |
10,0 |
14,4 |
1 |
4,4 | |
15. Коэффициент оборачиваемости активов (5/4), об |
1,89 |
2,08 |
1,68 |
0,19 |
-0,4 | |
16. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов (5/7) об |
5,46 |
5,88 |
4,68 |
0,42 |
-1,2 | |
17. Коэффициент финансовой |
0,129 |
0,118 |
0,264 |
-0,011 |
0,146 |
Итак, по всем трем показателям рентабельности продаж сложился положительный результат. Рентабельность продаж, используя прибыль от продаж, в 2011 году составила 14,2%; рентабельность продаж, используя прибыль до налогообложения, составила 8,3%, рентабельность продаж по чистой прибыли соответственно 6,8%. Все показатели рентабельности имели тенденцию роста, который составил 2,8%; 3,1%; 8,1% соответственно.
На рост рентабельности повлиял наибольший рост прибыли по отношению к росту выручки от продаж, так прибыль от продаж увеличилась на 24,4%, прибыл до налогообложения на 58,9%, чистая прибыль на 72,5%, а выручка на 0,1%.
На положительный финансовый результат, а именно рентабельность работы в 2011 году повлияло ускорение оборачиваемости активов на 0,4 оборота и ускорение оборачиваемости оборотных активов на 1,2 оборота.
Вследствие этого
Собственный капитал в 2010 году по сравнению с 2009 годом вырос на 213 тыс. руб., а в следующем периоде на 544,5 тыс. руб.,
В целом по ООО «Афина» можно сказать, что на все отчетные даты оно финансово независимо, это подтверждает коэффициент финансовой зависимости, который составил 0,129; 0,118; 0,264 соответственно (норма 0,5).
Таким образом, ООО «Афина» эффективно ведет торговую деятельность, и это не случайно, так как реализация продукции осуществляется не только в Чувашии, ну и за ее пределами, а именно в Йошкар – Оле, Казани и Ульяновске.
3. Пути повышения доходов, прибыли и рентабельности в торговой организации
На основании проведенного
анализа эффективности
- для данного предприятия характерно устойчивое финансовое положение;
- предприятие обладает финансово – экономической самостоятельностью;
- наблюдается повышение показателей прибыли и рентабельности предприятия.
Одновременно в процессе анализа изыскиваются пути повышения рентабельности. Рентабельность, в первую очередь, зависит от соблюдения режима экономии, от упорядочения издержек обращения, поэтому осуществление мер по экономии затрат способствует росту прибыли.
Приняв во внимание выявленные в ходе оценки эффективности деятельности предприятия негативные явления, можно дать некоторые рекомендации, а именно:
- повысить объем продаж продукции;
- необходимо повысить оборачиваемость оборотных средств предприятия;
- обратить внимание на организацию производственного цикла, на рентабельность продукции, ее конкурентоспособность;
- также следует обратить внимание на недостаточную рентабельность капитала;
- необходимо уменьшить себестоимость продукции (работ, услуг) для увеличения темпов роста прибыли;
- следует улучшить качество проведения маркетинговых исследований для изменения структуры предлагаемых услуг (работ);
- выбор наиболее эффективных вариантов завоза и рекламы товаров, обслуживания населения в целях повышения окупаемости вложенных средств;
- рационализация товародвижения и установления прямых договорных связей;
- систематический контроль за своевременным получением всех основных и дополнительных торговых наценок, надбавок, а также возмещений транспортных расходов;
- своевременное взыскание с поставщиков пени и неустойки за нарушение условий договоров;
- своевременная оплата покупателями заказанной ими продукции, применение прогрессивных форм расчетов за продукцию (факторинг, овердрафт).
Увеличению рентабельности предприятия способствует рост продажи продукции (работ, услуг). Для этого возможно:
- привлечение новых покупателей,
- эффективная реклама,
- дополнительные торговые услуги,
- более низкие цены
(при том же качестве
Также для повышения рентабельности предприятия, необходимо предпринять следующие меры активной маркетинговой политики:
- необходимо максимально учесть запросы и требования потребителей к качеству реализуемой продукции;
- расширить ассортимент продукции;
- осуществить поиск новых рынков сбыта продукции;
- провести маркетинговое исследование, анализ деятельности конкурентов. Для сохранения и улучшения позиций на рынке необходимо наладить непосредственные связи с покупателями, учесть запросы и требования потребителей;
- организовать эффективную рекламу. Для укрепления имиджа предприятия использовать следующие элементы: выступление руководителей в прессе, издание рекламных материалов и специальной литературы.
В торговле существуют ряд условий роста прибыли, такие как:
- расширение ассортимента товаров;
- внедрение инноваций коммерческого характера с целью увеличения объемов продажи новых товаров, пользующихся повышенным спросом;
- отсутствие страха перед коммерческим риском;
- разумное использование средств, получаемых от экономии затрат.
При этом необходимо выбрать стратегию коммерческой деятельности: либо снижать цену товаров в соответствии с уменьшением спроса на имеющиеся в наличии товары в расчете на то, что это приведет к росту объема продажи и может увеличить прибыль, либо не изменять цену, ориентируясь на сохранение стабильности умеренного спроса. Выбрав первый вариант стратегии, можно, кроме того, достичь ускорения оборачиваемости денежных средств (собственного оборотного капитала). По второму варианту возможно замораживание собственного капитала на какое-то время, в результате может возникнуть необходимость привлечения заемного капитала, что потребует дополнительных финансовых затрат на уплату процентов за предоставляемые кредиты, ссуды.
Итак, среди возможных источников получения прибыли можно отметить следующие:
- поддержание высокого уровня конкурентоспособности реализуемой продукции (работ, услуг);
- правильная маркетинговая политика, обеспечивающая установление цен на продукцию (работы, услуги), исходя из меняющейся рыночной конъюнктуры;
- оптимальное использование материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов предприятия, обеспечивающее снижение себестоимости продукции (работ, услуг) и возможность роста объема продаж.
Заключение
Итак, прибыль выступает в качестве конечного финансового результата работы торгового предприятия, является главной целью предпринимательской деятельности, служит показателем ее оценки.
Торговая прибыль - это денежное выражение стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, а также части прибавочного продукта, созданного в отраслях материального производства, передаваемого в торговлю через систему скидок и надбавок в качестве платы за реализацию товаров (продукции, услуг) и закрепляемого за торговой организацией.
При анализе используются следующие показатели прибыли: прибыль от реализации, прибыль отчетного периода, налогооблагаемая, чистая прибыль.
Система показателей
рентабельности является составляющей
системы показателей социально-
Информация о работе Анализ доходов, прибыли и рентабельности в торговле