Анализ доходов, прибыли и рентабельности в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Анализ доходов, прибыли и рентабельности в торговле на примере ООО "Афина"

Оглавление

Введение
1. Теоретические аспекты анализа доходов, прибыли и рентабельности в торговле
1.1. Классификация доходов в торговле
1.2. Задачи анализа доходов, прибыли и рентабельности в торговле и система показателей
2. Анализ доходов, прибыли и рентабельности в торговой организации «Афина»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Афина»
2.2. Анализ структуры и динамики доходов в ООО «Афина»
2.3. Факторный анализ прибыли в торговле
2.4. Анализ безубыточности ООО «Афина»
2.5. Анализ рентабельности в ООО «Афина»
3. Пути повышения доходов, прибыли и рентабельности в торговой организации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Анализ доходов, прибыли и рентабельности в торговле ООО Афина, курсовик.doc

— 381.50 Кб (Скачать)

Прибыль от реализации в 2010 году по сравнению с 2009 годом выросла на 4,7%, в 2011 году – на 24,4%.

Результат прочих операций, выполняемых ООО «Афина», имеет отрицательный результат на протяжении всех трех лет. Так расходы превышали доходы в 2009 и 2010 годах - на 677 тыс. руб.; в 2011 году – на 637 тыс. руб.

Балансовая прибыль  в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 55 тыс.руб., или на 10,9%. В 2011 году увеличилась на 329 тыс.руб., или на 59,0% по сравнению с 2010 годом.

Уплата налога на прибыль уменьшают чистую прибыль, которая стала составлять в 2010 году 422 тыс. руб., что больше на 35 тыс. руб. или на 9%, чем в 2009 году, в 2011 году по сравнению с 2010 годом. рост составил 306 тыс. руб. или 72,5%. Из всего выше сказанного ООО «Афина» имело чистую прибыль в 2009 году – 387 тыс. руб.; в 2010 году – 422 тыс. руб.; в 2011 году – 728 тыс. руб.

Основным источником валовой прибыли при реализации продукции является торговая надбавка, которая включается в оптово - отпускную цену (таблица 3).

Таблица 3

Анализ валовой прибыли ООО «Афина» за 2009 – 2011 г.г.

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Отклонение

(+,-)

%

2010 от

2009

20111от

2010

2010 к 2009

2011 к 2010

Выручка от продаж

9190

10723

10733

1533

10

116,7

100,1

Валовая прибыль

1170

1251

1524

81

273

106,9

121,8

Уровень валовой прибыли, %

12,73

11,66

14,19

-1,07

2,53

91,6

121,7


 

Из данных таблицы 3 видно, что сумма валовой прибыли в целом по предприятию изменялась в сторону роста. Так в 2010 году по сравнению с 2009 годом сумма валовой прибыли выросла на 81 тыс. руб., или на 6,9 %, а в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 273 тыс. руб., или на 21,8%.

Уровень рентабельности, заложенный в оптово-отпускную цену в 2009 году, составил 12,73%; в 2010 году 11,66 %; в 2011 году 14,19%.

С помощью таблицы 4 определим, как же происходило изменение суммы валовой прибыли с помощью цепных подстановок.

Таблица 4

Динамика суммы доходов ООО «Афина» за 2009–2011 г.г.

Годы

Сумма валового дохода,

тыс. руб.

Абсолютное изменение

валового дохода,

тыс. руб.

Темп роста (%)

Темп прироста (+;-)

цепной

базисный

цепной

базисный

цепной

базисный

2007

248

           

2008

958

+710

+710

386,3

3,8

3,8

3,8

2009

1170

+212

+922

122,1

4,7

22,1

4,7

2010

1251

+81

+1003

106,9

5,0

6,9

5,0

2011

1524

+273

+1276

121,8

6,1

21,8

6,1


 

Используя цепные подстановки по данным таблицы 4 видно, что сумма валовой прибыли изменялась равномерно, так на протяжении пяти лет изменялась в сторону роста.

Определим ежегодный рост суммы  валового дохода:

V 1524 / 248 * 100 = V 6,14 * 100 = 1,120 * 100 = 112,01%

Следовательно, ежегодный  рост суммы валовой прибыли происходит в 1,12 раза (112,01 % / 100%).

 

 

 

2.3. Факторный  анализ прибыли в торговле

 

Предыдущий структурный  анализ прибыли до налогообложения  показал, что основным источником ее формирования в рассматриваемой организации является прибыль от продаж, продукции, работ, услуг. Формализованный расчет прибыли от реализации продукции проводится по формуле:

P = N – S – KР - УР     (11)

где N – выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС);

S – себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг;

КР – коммерческие расходы;

УР – управленческие расходы.

Фактически полученная в отчетном периоде в процессе реализации прибыль может отличаться от прибыли за прошлый период или  плановый в результате воздействия ряда внешних и внутренних факторов. В связи с этим при анализе важно дать не только общую оценку динамики и выполнения плана по прибыли от реализации товаров, продукции, работ услуг и прибыли, но и всесторонне изучить факторы, на нее влияющие, определить степень влияния каждого из них.

Для ознакомления с основными  показателями, характеризующими динамику реализации товаров, продукции, работ, услуг и прибыли, следует обратиться к данным формы №2 (таблица 5).

Таблица 5

Влияние факторов на изменение (прирост) прибыли от продаж

ООО «Афина» 

№ п/п

Показатель и его условное обозначение

2010г.

Реализация отчетного года по ценам  и затратам предыдущего года

2011г.

 

1

2

3

4

1

Выручка от продаж, товаров, продукции (работ, услуг),(N)

10723

10077,9

10733

2

Себестоимость проданных товаров, продукции (работ, услуг), тыс. руб. (S пер)

9472

8647

9209

3

Коммерческие расходы, тыс. руб. (КР)

26

0

0

4

Управленческие расходы, тыс. руб. (УР)

0

0

0

5

Прибыль (убыток) от продаж (Р)

1251

1431

1524

6

Темп роста выручки от продаж, рассчитанный в ценах предыдущего (базисного) года, %

10723

10077,9

94


 

Исходя из данных таблицы 5, рассчитаем влияние факторов на изменение (прирост) прибыли от продаж, который составил (+273 тыс. руб.)

Проведем методику расчета влияния факторов на прирост прибыли от продаж.

1. Расчет прироста прибыли от продаж:

(N) = 1524 – 1251 = +273 тыс. руб.

2. Расчет темпа роста объема продаж в сопоставимых ценах:

(10077,9 / 10723 * 100) = 94%.

3. Расчет прироста прибыли в связи с сокращением объема продаж на (- 6%) = (94% – 100%)

Р (N) = -6 % * 1251 / 100 = -75,06 тыс. руб.

Итак, влияние первого  фактора – изменение объема продаж на прирост прибыли от продаж составил (-75,06 тыс. руб.).

4. Расчет изменения себестоимости проданных товаров, продукции и услуг:

(9209 – 8647 = 562 тыс. руб.)

Это означает, что прибыль  от продаж вырастит на эту сумму  в связи с сокращением себестоимости  товаров, продукции (работ, услуг), т.е.

Р (S) = 562 тыс. руб.

5. Расчет влияния на изменение прибыли от продаж увеличения цен на продукцию, услуги. Сравним два объема продаж отчетного периода, рассчитанных по ценам предыдущего и отчетного годов:

10077,9 – 10733 = (-530,1 тыс.  руб.).

Это свидетельствует  о том, что продавали продукцию, услуги по низким ценам и получили в связи с этим убыток Р(ц) на сумму 530,1 тыс. руб.

6. Расчет влияния изменения структурных сдвигов в реализации продукции (в сторону увеличения или уменьшения продаж более рентабельных товаров, продукции) на изменение прибыли от продаж.

Для этого выполним расчет:

1431 – (1251 * 0,94) = 315 тыс.  руб. 

Расчеты показывают, что  в ООО «» увеличилась прибыль от продаж на 255 тыс. руб. в связи с изменением структуры продаж в частности, за счет увеличения объема продаж рентабельной продукции Р (стр) = 315 тыс. руб.

Для проверки правильности выполненных расчетов составим баланс отклонений по общему объему прибыли  от продаж и факторов, оказывающих  влияние на ее изменение в отчетном периоде по сравнению с предыдущим годом:

273 тыс. руб. = (-75,06) + (+562) + (- 530,1) + (315) = 273 тыс. руб.

Обобщим результаты факторного анализа прибыли от продаж в табличной  форме таблица 6.

 

 

 

Таблица 6

Влияние факторов на изменение прибыли от продаж товаров, продукции (работ, услуг) в ООО «Афина»

Факторы изменения прибыли от продаж

Порядок расчета по данным табл.5

Результаты расчета, тыс. руб.

Оценка влияния фактора на изменение  прибыли от продаж, тыс. руб. (+,-)

1

2

3

4

Общее изменение прибыли от продаж

П.5, гр.3 – П.5, гр.1

1524 – 1251 = + 273

-

В том числе за счет факторов:

     

1. Изменение объема продаж

П.5, гр1 * Прирост продаж, % / 100

1251 * (94 – 100) / 100 = - 75,06

-75,06

2. Изменение себестоимости

П.2, гр.3 – П.2, гр. 2

9209 – 8647 =

+562

+562

3. Изменение цен на проданные  товары, продукцию (услуги)

П.1, гр.2 – П1, гр.3

10077,9 – 10733 = -530,1

-530,1

4. Изменение структурных сдвигов  в объеме продаж

П.5,гр.2 – П.1.гр1 * 128,8 / 100

1431 – (1251* 0,94) = 315

+315

Совокупное влияние факторов на изменение прибыли от продаж

В гр.3 табл.15 сложить рассчитанные результаты влияния факторов

-

(-75,6) + (562) + (-530,1) + (315) = 273 тыс. руб.


 

Факторный анализ изменения  прибыли от продаж показал, что она  увеличилась за счет влияния двух факторов: снижения себестоимости продаж на 562 тыс. руб. и изменения структуры  продаж на 315 тыс. руб.

Остальные факторы повлияли отрицательно: изменение объема продаж в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 0,1%, привело к потери прибыли на 75,06 тыс. руб., из-за тенденции снижения выручки от реализации в ценах предыдущего года в размере 6 % рост цен на 6,5% не перекрыл отрицательное значение и повлиял на прибыль негативно в размере (530,1тыс. руб.).

 

 

 

2.4. Анализ безубыточности  ООО «Афина»

 

Факторные модели, лежащие  в основе анализа прибыли от реализации, не учитывают различий в характере  зависимости затрат от объема выручки  или выпуска продукции. Предполагается, что увеличение объема продаж (выпуска продукции) связано всегда с ростом издержек, и себестоимость продукции изменяется в меру роста или снижения объема выпуска продукции. Однако в меру роста объема выпуска изменяется только часть затрат, называемых переменными издержками, поэтому увеличение объемов производства приводит к снижению затрат на рубль или единицу продукции (эффект масштаба).

Анализ зависимости  прибыли от переменных и постоянных издержек позволяет расширить возможности  управленческого и финансового  анализа.

Методика управленческого анализа прибыли требует ведения раздельного учета переменных и постоянных издержек, прямых и косвенных расходов. Система учета затрат носит название «директ-костинг».

Разделение затрат в  системе «директ-костинг» позволяет  определить важный в аналитических расчетах показатель – маржинальный доход.

Маржинальный доход  представляет собой разность между  выручкой от реализации и переменными  затратами, или сумму постоянных расходов и прибыли от реализации:

МД = П + С пост,       (12)

гд: МД – маржинальный доход;

С пост – постоянные затраты.

Факторная модель прибыли  в системе директ-костинг принимает  вид:

П = МД – С пост        (13)

Следовательно предприятие  начнет получать прибыль только после  того, как возместит постоянные затраты  за счет дохода от реализации определенного объема выпускаемой продукции. Выручки от продаж должно хватать для покрытия переменных расходов и образования прибыли.

В свою очередь,

МД= N – С пер,                (14)

где С пер – переменные издержки.

Порог прибыли:

      (15)

Запас финансовой устойчивости:

ЗФУ = N-ПП                      (16)

Такая факторная модель позволяет определить влияние количества реализованных товаров, средней  цены, средних переменных издержек на единицу продукции и постоянных издержек на маржинальный доход. Проведем анализ прибыли от реализации на основе маржинального дохода. Воспользуемся для анализа факторной моделью (таблица 7).

Таблица 7

Факторный анализ прибыли от реализации, и расчет порога прибыли (точки безубыточности) и запаса финансовой устойчивости ООО «Афина»

Показатели

Усл. обозначение

2009 г.

2010 г.

Отклонение 

(+,-)

%

А

1

2

3

4

5

Выручка от реализации тыс. руб.

N

9190

10723

+1533

116,7

Переменные издержки, тыс. руб.

С пер

1375

1186

-189

86,5

Переменные издержки на 1 руб. выручки от реализации

С пер

0,150

0,111

-0,039

74,0

Маржинальный доход, тыс. руб.

МД

7815

9537

+1722

122,0

Маржинальный доход на 1 руб., выручки

мд

0,850

0,889

+0,039

104,6

Постоянные издержки, тыс. руб.

С пост

6638

8312

+1674

125,2

Прибыль от реализации, тыс. руб.

П

1170

1225

+55

104,7

Рентабельность продаж %

Р пр

12,73

11,42

-1,31

х

Порог прибыли, тыс. руб.

ПП

7809

9349

+1540

119,7

Запас финансовой устойчивости, тыс. руб.

ЗФУ

1381

1374

-7

99,5

% к выручке от реализации

 

15,02

12,81

-2,21

-


Как видно из таблицы 7, в 2009 году необходимо было реализовать продукцию на сумму 7809 тыс. руб., чтобы покрыть все затраты. При такой выручке рентабельность равна нулю. Фактическая выручка в 2009 году составила 9190 тыс. руб., т.е. запас финансовой устойчивости составил 1381 тыс. руб. или 15,02%.

В 2010 году запас финансовой устойчивости в абсолютной сумме снизился на 7 тыс. руб., или на 0,5%, что связано с разнонаправленным влиянием изменения порога прибыли и постоянных издержек обращения: при росте порога рентабельности на 19,7%, постоянные затраты выросли на 25,2%.

Информация о работе Анализ доходов, прибыли и рентабельности в торговле