Анализ доходов, прибыли и рентабельности в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Анализ доходов, прибыли и рентабельности в торговле на примере ООО "Афина"

Оглавление

Введение
1. Теоретические аспекты анализа доходов, прибыли и рентабельности в торговле
1.1. Классификация доходов в торговле
1.2. Задачи анализа доходов, прибыли и рентабельности в торговле и система показателей
2. Анализ доходов, прибыли и рентабельности в торговой организации «Афина»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Афина»
2.2. Анализ структуры и динамики доходов в ООО «Афина»
2.3. Факторный анализ прибыли в торговле
2.4. Анализ безубыточности ООО «Афина»
2.5. Анализ рентабельности в ООО «Афина»
3. Пути повышения доходов, прибыли и рентабельности в торговой организации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Анализ доходов, прибыли и рентабельности в торговле ООО Афина, курсовик.doc

— 381.50 Кб (Скачать)

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

При расчетах показателей рентабельности также исходят из разных величин, составляющих прибыль, балансовую прибыль, прибыль от реализации, чистой прибыли.

Следующие показатели рентабельности.

- рентабельность продаж показывает долю прибыли в выручке:

 ,            (1)

- рентабельность продукции показывает прибыль, которую предприятие получило на 1 руб. текущих затрат:

,       (2)

- рентабельность активов  (имущества) показывает, сколько прибыли получило предприятие с 1 рубля вложенного актива:

, (3)

- рентабельность внеоборотных  активов показывает, сколько прибыли приходится на 1 руб. капитала, вложенного в активы долгосрочного использования:

(4)

- рентабельность оборотных  активов показывает эффективность использования оборотного капитала:

   ,    (5)

- рентабельность собственного  капитала характеризует эффективность использования собственного капитала:

   , (6)

- рентабельность инвестиций показывает эффективность инвестиций предприятия:

 

- рентабельность заемных  средств показывает эффективность использования заемных средств предприятия:

(7)

Цель анализа доходов, прибыли и рентабельности в торговле заключается в выявлении резерва повышения доходности деятельности.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи экономического анализа:

- оценка динамики доходов  и степени выполнения плана  за отчетный период;

- выявление и расчет  факторов, повлиявших на изменения доходов;

- изучение состава  доходов за ряд периодов;

- определение направления  использования доходов.

- оптимизация затрат  на производство и реализацию  продукции, услуг, работ;

- увеличение доходов  и снижение расходов и просроченных  обязательств;

- оценка динамики абсолютных и относительных показателей прибыли и рентабельности;

- определение направленности  и размера влияния отдельных  факторов на динамику прибыли  и уровень рентабельности;

- определение оптимальной  величины прибыли (предельный  анализ);

- выявление путей повышения эффективности хозяйствования.

Информационным обеспечением анализа являются данные бухгалтерского учета (синтетического и аналитического) по счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», материалы статистического  наблюдения (оборот по видам и товарным группам), первичного учета, выборочных наблюдений.

В процессе анализа изучается  состав прибыли, ее структура, динамика и выполнение плана за отчетный период. Оценивается влияние отдельных  факторов на изменение прибыли и  рентабельности.

Основными факторами, влияющими  на размер прибыли и рентабельности, являются: объем и структура товарооборота, уровень валовых доходов и  расходов, производительность труда, эффективность  использования основных и оборотных  средств, размер прочей прибыли, уровень цен и др.

Так, влияние изменения  объема товарооборота на размер прибыли  рассчитывается по следующей формуле:

      (8)

где ΔПТ - изменение суммы прибыли за счет изменения размера товарооборота;

Тф, Тб - объем розничного товарооборота соответственно в отчетном и базисном периодах;

Rб - рентабельность продаж за базисный период.

Влияние изменения уровня валового дохода на прибыль (ΔПВД) определяется следующим образом:

,       (9)

где ВДф, ВДб - уровень валового дохода соответственно в текущем и базисном периодах.

Оценка влияния уровня расходов на прибыль (ΔПР) исчисляется по формуле:

,      (10)

где Рф, Рб - уровень расходов соответственно текущего и базисного периодов.

В последнее время  большой интерес вызывает методика анализа прибыли, которая базируется на валовой марже и отнесении текущих затрат на переменные и постоянные. Она позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом ее формирования Система direct-costing позволяет более полно учитывать взаимосвязи между показателями и точнее измерять влияние отдельных факторов на объем прибыли.

Валовая маржа (ВМ) - это  прибыль (П), включающая постоянные затраты  организации (Рпост).

Сумму прибыли можно  рассчитать, если известна величина валовой  маржи и постоянных затрат.

Итак, прибыль выступает в качестве конечного финансового результата работы торгового предприятия, является главной целью предпринимательской деятельности, служит показателем ее оценки.

При анализе используются следующие показатели прибыли: прибыль  от реализации, прибыль отчетного  периода, налогооблагаемая, чистая прибыль.

Система показателей  рентабельности является составляющей системы показателей социально-экономической эффективности деятельности организаций.

 

2. Анализ доходов, прибыли  и рентабельности в торговой  организации «Афина»

2.1. Организационно-экономическая  характеристика ООО «Афина»

 

ООО «Афина» является коммерческой организацией, целью деятельности которой является извлечение прибыли от деятельности, не запрещенной законом. Учредительными документами являются Устав и Учредительный договор.

Органами управления ООО «Афина» являются: Общее собрание участников – высший орган управления (учредители); Директор – исполнительный орган.

Основной вид деятельности – оптовая продажа строительных  и отделочных материалов.

Маркетинговая политика организации направлена на достижение следующих целей: 

- повышение и совершенствование качества предоставляемых услуг;

- предвидение требований потребителя;                                                               

- установление оптимального уровня цен с учетом условий конкуренции;

- поддержание репутации фирмы у клиентов.

В целях обеспечения  быстрой окупаемости затрат и  оперативного реагирования на имеющийся спрос Общество вправе заниматься любым иным видом предпринимательской деятельности, не запрещенной действующим законодательством и отвечающий целям, предусмотренным в Уставе Общества.

Целью анализа экономической  эффективности деятельности предприятия является определение дальнейших путей ее развития. При анализе используется бухгалтерская отчетность ООО «Афина», приведенная в Приложении к данной работе. Анализ производится за 2009 – 2011 г.г.

Основные экономические  показатели деятельности торгового предприятия представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные экономические  показатели деятельности ООО «Афина» 

за 2009-2011г.г.

Наименование показателей

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Отклонение

(+,-)

В %

2010 от 2009

2011 от 2010

2010 к 2009

2011 к 2010

1

2

3

4

5

6

7

8

Выручка без НДС,

тыс. руб.

9190

10723

10733

+1533

+10

116,7

100,03

В том числе выручка от реализации по основной деятельности без НДС

8259

9632

9854

+1373

+222

116,6

102,3

Среднесписочная числ. работников (чел.)

45

43

35

-2

-8

95,5

81,3

Средняя стоимость основных средств, тыс. руб.

1869,5

3161

4086

1291,5

925

169,1

129,3

Средняя стоимость оборотных активов,тыс.руб.

1681,5

1822

2291

140,5

469

108,4

125,7

Фондоотдача, руб.

4,91

3,39

2,63

-1,52

-0,76

69,0

77,6

Фондовооруженность руб.

41,54

73,51

116,74

31,97

43,23

177,0

158,8

Коэффициент оборачиваемости оборотных  средств

5,5

5,9

4,7

0,4

-1,2

107,3

79,7

Производительность труда руб.

204,22

249,37

306,65

45,15

57,28

122,1

123,0


 

Из данных таблицы 1 видно, что выручка от продаж растет, но не одинаковыми темпами, так в 2010 г. по сравнению с 2009 г. она выросла на 1533 тыс. руб. или на 16,7%, в 2011 г. по сравнению с 2010 г. рост составил всего лишь 10 тыс. руб. или 0,03%.

Такая же тенденция наблюдается  и в обороте от основной деятельности, так в 2010 по сравнению с 2009 г. рост составил 16,6 % или 1373 тыс. руб., в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличение составило на 2,3% или 222 тыс. руб.

Среднесписочная численность  работников снизилась за весь исследуемый период на 10 человек.

Как видно из таблицы 1 за 2009 – 2011 годы в ООО «Афина» происходило обновление основных средств.

В 2009 году средняя стоимость основных средств составляла 1869,5 тыс. руб., за 2010 год произошел рост их стоимости на 1291,5 тыс. руб., за 2011 год – на 29,3% или на 925 тыс. руб. и составила 4086 тыс. руб.

За анализируемый период выручка от реализации продукции  изменялась в сторону увеличения, в итоге фондоотдача изменилась в сторону снижения: за 2010 год она снизилась на 1,52 руб. и составила 3,39 руб., а за 2011 год на 0,76 и составила 2,63 руб.

Фондовооруженность в 2009–2011 г. имеет тенденцию к увеличению на 31,97 тыс. руб. и 43,23 тыс. руб., что оценивается  положительно. Снижение фондоотдачи  основных фондов в 2011 г. на 22,42% произошел в результате наименьшего размера темпа роста производительности труда (22,8%) по сравнению с темпами роста фондовооруженности (58,8%). Основные фонды используются не эффективно (фондоотдача снижается).

В целом можно отметить, что такое положение, сложившееся в ООО «Афина» за 2009 – 2011 г.г. можно оценить положительно, оно является финансово устойчивым и платежеспособным.

 

 

 

2.2. Анализ структуры  и динамики доходов в ООО  «Афина»

 

В ООО «Афина» выручка от реализации определяется по мере оплаты или кассовым методом, а именно по фактическому поступлению средств на денежные счета организации. Моментом образования выручки для целей налогообложения считается дата поступления средств на счета предприятия. Такой порядок учета выручки позволяет производить своевременные расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, так как под начисленные налоги и платежи имеется реальный денежный источник.

При проведении оценки и  анализа показателей, характеризующих  процесс формирования и динамики прибыли ООО «Афина», используется форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Далее проведем горизонтальный анализ прибыли и убытка предприятия за 2009-2011г.г. (таблица 2).

Таблица 2

Горизонтальный анализ прибылей и убытков в ООО «Афина»

за 2009 – 2011 г.г.

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011г.

Отклонение

(+,-)

%

2010 от 2009

2011 от 2010

2010 к 2009

2011 к 2010

Выручка от продажи

товаров

9190

10723

10733

1533

10

116,7

100,1

Себестоимость

8020

9472

9209

1452

-263

118,1

97,2

Валовая

прибыль

1170

1251

1524

81

273

106,9

121,8

Коммерческие расходы

-

26

-

+26

-

-

-

Прибыль от продаж

1170

1225

1524

55

299

104,7

124,4

Сальдо прочих доходов и прочих расходов

-667

-667

-637

0

30

100

95,5

Прибыль до налогобложения

503

558

887

55

329

110,9

159,0

Текущий налог на прибыль

116

136

159

117,2

116,9

117,2

116,9

Чистая прибыль отчетного периода

387

422

728

35

306

109,0

172,5


 

Горизонтальный анализ абсолютных показателей, приведенных  в таблице 2, показывает, что предприятие в отчетном году добилось высоких финансовых результатов в хозяйственной деятельности, так в 2010 году по сравнению с 2009 годом выручка от реализации выросла на 1533 тыс. руб., или на 16,6 %, в 2011 году по сравнению с 2010 годом наблюдается рост, но незначительный на 10 тыс. руб. или 0,1%.

Себестоимость реализации в абсолютных величинах имеет тенденцию к росту, так в 2010 году по сравнению с 2009 годом рост составил 1452 тыс. руб. или 18,1%, в 2011 году по сравнению с 2010 годом наблюдается снижение на 263 тыс. руб. или 2,8%. Если сравнивать тенденцию роста выручки и себестоимости, то в 2010 году тенденция роста выручки, ниже, чем себестоимость на 1,5%, в 2011 году ниже на 2,9%.

Вследствие роста выручки  и небольшого снижения себестоимости  происходит рост валовой прибыли  в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 81 тыс. руб. или 6,9% и в 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 273 тыс. руб. или на 21,8%.

Коммерческие расходы  в ООО «Афина» наблюдаются только в 2010 году в сумме 26 тыс. руб.

Информация о работе Анализ доходов, прибыли и рентабельности в торговле