Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:40, курсовая работа
Анализ доходов, прибыли и рентабельности в торговле на примере ООО "Афина"
Введение
1. Теоретические аспекты анализа доходов, прибыли и рентабельности в торговле
1.1. Классификация доходов в торговле
1.2. Задачи анализа доходов, прибыли и рентабельности в торговле и система показателей
2. Анализ доходов, прибыли и рентабельности в торговой организации «Афина»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Афина»
2.2. Анализ структуры и динамики доходов в ООО «Афина»
2.3. Факторный анализ прибыли в торговле
2.4. Анализ безубыточности ООО «Афина»
2.5. Анализ рентабельности в ООО «Афина»
3. Пути повышения доходов, прибыли и рентабельности в торговой организации
Заключение
Список литературы
Показатели рентабельности
характеризуют эффективность
При расчетах показателей рентабельности также исходят из разных величин, составляющих прибыль, балансовую прибыль, прибыль от реализации, чистой прибыли.
Следующие показатели рентабельности.
- рентабельность продаж
, (1)
- рентабельность продукции показывает прибыль, которую предприятие получило на 1 руб. текущих затрат:
, (2)
- рентабельность активов (имущества) показывает, сколько прибыли получило предприятие с 1 рубля вложенного актива:
, (3)
- рентабельность внеоборотных активов показывает, сколько прибыли приходится на 1 руб. капитала, вложенного в активы долгосрочного использования:
(4)
- рентабельность оборотных активов показывает эффективность использования оборотного капитала:
, (5)
- рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования собственного капитала:
, (6)
- рентабельность инвестиций показывает эффективность инвестиций предприятия:
- рентабельность заемных средств показывает эффективность использования заемных средств предприятия:
(7)
Цель анализа доходов, прибыли и рентабельности в торговле заключается в выявлении резерва повышения доходности деятельности.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи экономического анализа:
- оценка динамики доходов и степени выполнения плана за отчетный период;
- выявление и расчет факторов, повлиявших на изменения доходов;
- изучение состава доходов за ряд периодов;
- определение направления использования доходов.
- оптимизация затрат на производство и реализацию продукции, услуг, работ;
- увеличение доходов
и снижение расходов и
- оценка динамики абсолютных и относительных показателей прибыли и рентабельности;
- определение направленности и размера влияния отдельных факторов на динамику прибыли и уровень рентабельности;
- определение оптимальной величины прибыли (предельный анализ);
- выявление путей повышения эффективности хозяйствования.
Информационным обеспечением анализа являются данные бухгалтерского учета (синтетического и аналитического) по счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», материалы статистического наблюдения (оборот по видам и товарным группам), первичного учета, выборочных наблюдений.
В процессе анализа изучается состав прибыли, ее структура, динамика и выполнение плана за отчетный период. Оценивается влияние отдельных факторов на изменение прибыли и рентабельности.
Основными факторами, влияющими
на размер прибыли и рентабельности,
являются: объем и структура
Так, влияние изменения объема товарооборота на размер прибыли рассчитывается по следующей формуле:
где ΔПТ - изменение суммы прибыли за счет изменения размера товарооборота;
Тф, Тб - объем розничного товарооборота соответственно в отчетном и базисном периодах;
Rб - рентабельность продаж за базисный период.
Влияние изменения уровня валового дохода на прибыль (ΔПВД) определяется следующим образом:
где ВДф, ВДб - уровень валового дохода соответственно в текущем и базисном периодах.
Оценка влияния уровня расходов на прибыль (ΔПР) исчисляется по формуле:
где Рф, Рб - уровень расходов соответственно текущего и базисного периодов.
В последнее время большой интерес вызывает методика анализа прибыли, которая базируется на валовой марже и отнесении текущих затрат на переменные и постоянные. Она позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом ее формирования Система direct-costing позволяет более полно учитывать взаимосвязи между показателями и точнее измерять влияние отдельных факторов на объем прибыли.
Валовая маржа (ВМ) - это прибыль (П), включающая постоянные затраты организации (Рпост).
Сумму прибыли можно рассчитать, если известна величина валовой маржи и постоянных затрат.
Итак, прибыль выступает в качестве конечного финансового результата работы торгового предприятия, является главной целью предпринимательской деятельности, служит показателем ее оценки.
При анализе используются следующие показатели прибыли: прибыль от реализации, прибыль отчетного периода, налогооблагаемая, чистая прибыль.
Система показателей
рентабельности является составляющей
системы показателей социально-
2. Анализ доходов, прибыли и рентабельности в торговой организации «Афина»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Афина»
ООО «Афина» является коммерческой организацией, целью деятельности которой является извлечение прибыли от деятельности, не запрещенной законом. Учредительными документами являются Устав и Учредительный договор.
Органами управления ООО «Афина» являются: Общее собрание участников – высший орган управления (учредители); Директор – исполнительный орган.
Основной вид деятельности
– оптовая продажа
Маркетинговая политика организации направлена на достижение следующих целей:
- повышение и совершенствование качества предоставляемых услуг;
- предвидение требований потребителя;
- установление оптимального уровня цен с учетом условий конкуренции;
- поддержание репутации фирмы у клиентов.
В целях обеспечения быстрой окупаемости затрат и оперативного реагирования на имеющийся спрос Общество вправе заниматься любым иным видом предпринимательской деятельности, не запрещенной действующим законодательством и отвечающий целям, предусмотренным в Уставе Общества.
Целью анализа экономической эффективности деятельности предприятия является определение дальнейших путей ее развития. При анализе используется бухгалтерская отчетность ООО «Афина», приведенная в Приложении к данной работе. Анализ производится за 2009 – 2011 г.г.
Основные экономические показатели деятельности торгового предприятия представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные экономические показатели деятельности ООО «Афина»
за 2009-2011г.г.
Наименование показателей |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение | |||
(+,-) |
В % | ||||||
2010 от 2009 |
2011 от 2010 |
2010 к 2009 |
2011 к 2010 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Выручка без НДС, тыс. руб. |
9190 |
10723 |
10733 |
+1533 |
+10 |
116,7 |
100,03 |
В том числе выручка от реализации по основной деятельности без НДС |
8259 |
9632 |
9854 |
+1373 |
+222 |
116,6 |
102,3 |
Среднесписочная числ. работников (чел.) |
45 |
43 |
35 |
-2 |
-8 |
95,5 |
81,3 |
Средняя стоимость основных средств, тыс. руб. |
1869,5 |
3161 |
4086 |
1291,5 |
925 |
169,1 |
129,3 |
Средняя стоимость оборотных активов, |
1681,5 |
1822 |
2291 |
140,5 |
469 |
108,4 |
125,7 |
Фондоотдача, руб. |
4,91 |
3,39 |
2,63 |
-1,52 |
-0,76 |
69,0 |
77,6 |
Фондовооруженность руб. |
41,54 |
73,51 |
116,74 |
31,97 |
43,23 |
177,0 |
158,8 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
5,5 |
5,9 |
4,7 |
0,4 |
-1,2 |
107,3 |
79,7 |
Производительность труда руб. |
204,22 |
249,37 |
306,65 |
45,15 |
57,28 |
122,1 |
123,0 |
Из данных таблицы 1 видно, что выручка от продаж растет, но не одинаковыми темпами, так в 2010 г. по сравнению с 2009 г. она выросла на 1533 тыс. руб. или на 16,7%, в 2011 г. по сравнению с 2010 г. рост составил всего лишь 10 тыс. руб. или 0,03%.
Такая же тенденция наблюдается и в обороте от основной деятельности, так в 2010 по сравнению с 2009 г. рост составил 16,6 % или 1373 тыс. руб., в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличение составило на 2,3% или 222 тыс. руб.
Среднесписочная численность работников снизилась за весь исследуемый период на 10 человек.
Как видно из таблицы 1 за 2009 – 2011 годы в ООО «Афина» происходило обновление основных средств.
В 2009 году средняя стоимость основных средств составляла 1869,5 тыс. руб., за 2010 год произошел рост их стоимости на 1291,5 тыс. руб., за 2011 год – на 29,3% или на 925 тыс. руб. и составила 4086 тыс. руб.
За анализируемый период выручка от реализации продукции изменялась в сторону увеличения, в итоге фондоотдача изменилась в сторону снижения: за 2010 год она снизилась на 1,52 руб. и составила 3,39 руб., а за 2011 год на 0,76 и составила 2,63 руб.
Фондовооруженность в 2009–2011 г. имеет тенденцию к увеличению на 31,97 тыс. руб. и 43,23 тыс. руб., что оценивается положительно. Снижение фондоотдачи основных фондов в 2011 г. на 22,42% произошел в результате наименьшего размера темпа роста производительности труда (22,8%) по сравнению с темпами роста фондовооруженности (58,8%). Основные фонды используются не эффективно (фондоотдача снижается).
В целом можно отметить, что такое положение, сложившееся в ООО «Афина» за 2009 – 2011 г.г. можно оценить положительно, оно является финансово устойчивым и платежеспособным.
2.2. Анализ структуры и динамики доходов в ООО «Афина»
В ООО «Афина» выручка от реализации определяется по мере оплаты или кассовым методом, а именно по фактическому поступлению средств на денежные счета организации. Моментом образования выручки для целей налогообложения считается дата поступления средств на счета предприятия. Такой порядок учета выручки позволяет производить своевременные расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, так как под начисленные налоги и платежи имеется реальный денежный источник.
При проведении оценки и анализа показателей, характеризующих процесс формирования и динамики прибыли ООО «Афина», используется форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Далее проведем горизонтальный анализ прибыли и убытка предприятия за 2009-2011г.г. (таблица 2).
Таблица 2
Горизонтальный анализ прибылей и убытков в ООО «Афина»
за 2009 – 2011 г.г.
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011г. |
Отклонение | |||
(+,-) |
% | ||||||
2010 от 2009 |
2011 от 2010 |
2010 к 2009 |
2011 к 2010 | ||||
Выручка от продажи товаров |
9190 |
10723 |
10733 |
1533 |
10 |
116,7 |
100,1 |
Себестоимость |
8020 |
9472 |
9209 |
1452 |
-263 |
118,1 |
97,2 |
Валовая прибыль |
1170 |
1251 |
1524 |
81 |
273 |
106,9 |
121,8 |
Коммерческие расходы |
- |
26 |
- |
+26 |
- |
- |
- |
Прибыль от продаж |
1170 |
1225 |
1524 |
55 |
299 |
104,7 |
124,4 |
Сальдо прочих доходов и прочих расходов |
-667 |
-667 |
-637 |
0 |
30 |
100 |
95,5 |
Прибыль до налогобложения |
503 |
558 |
887 |
55 |
329 |
110,9 |
159,0 |
Текущий налог на прибыль |
116 |
136 |
159 |
117,2 |
116,9 |
117,2 |
116,9 |
Чистая прибыль отчетного |
387 |
422 |
728 |
35 |
306 |
109,0 |
172,5 |
Горизонтальный анализ абсолютных показателей, приведенных в таблице 2, показывает, что предприятие в отчетном году добилось высоких финансовых результатов в хозяйственной деятельности, так в 2010 году по сравнению с 2009 годом выручка от реализации выросла на 1533 тыс. руб., или на 16,6 %, в 2011 году по сравнению с 2010 годом наблюдается рост, но незначительный на 10 тыс. руб. или 0,1%.
Себестоимость реализации в абсолютных величинах имеет тенденцию к росту, так в 2010 году по сравнению с 2009 годом рост составил 1452 тыс. руб. или 18,1%, в 2011 году по сравнению с 2010 годом наблюдается снижение на 263 тыс. руб. или 2,8%. Если сравнивать тенденцию роста выручки и себестоимости, то в 2010 году тенденция роста выручки, ниже, чем себестоимость на 1,5%, в 2011 году ниже на 2,9%.
Вследствие роста выручки и небольшого снижения себестоимости происходит рост валовой прибыли в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 81 тыс. руб. или 6,9% и в 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 273 тыс. руб. или на 21,8%.
Коммерческие расходы в ООО «Афина» наблюдаются только в 2010 году в сумме 26 тыс. руб.
Информация о работе Анализ доходов, прибыли и рентабельности в торговле