Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:42, дипломная работа
Обобщающим показателем экономической эффективности производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.
На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечив
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы
1) показатели рентабельности капитала (активов),
2) показатели рентабельности продукции;
3) показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.
Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются; все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства) ; акционерный (собственный) капитал :
Несовпадение уровней и рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.
Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам все участников бизнеса предприятия. Например, администрацию рацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей -доходность акции и т.д.
Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям Рассмотрим следующую очевидную зависимость:
Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов. рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов Экономически связь, заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.
Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности.
Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала Изучение. подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости. следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.
Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий. Например,
Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного () и отчетного () периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации
;
;
или
;
;
,
где - -прибыль от реализации отчетного и базисного периодов;
- реализация продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;
- себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;
- изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.
Влияние фактора изменения объема реализации определяется расчетом (по методу цепных подстановок)
Соответственно влияние изменения себестоимости составит
Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом;
Третья группам показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.
ЧПДС -чистый приток денежных средств
Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия.
1.3 Методы анализа состава и динамики прибыли и рентабельности.
Балансовая прибыль включает в себя финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций.
Налогооблагаемая прибыль – это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль.
Чистая прибыль – это прибыль которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов и экономических санкций.
Величина балансовой, налогооблагаемой и чистой прибыли зависят от многочисленных факторов (рис.2) и от применяемой учетной политики.
Действующие нормативные акты допускают следующие методы регулирования прибыли субъектом хозяйствования:
1) Изменение стоимостных границ отнесения имущества к основным средствам или к малоценным и быстроизнашивающимся предметам (МБП), что влечет за собой изменение суммы текущих затрат и прибыли в связи с различными способами начисления износа по основным средствам (ОС) и по МБП;
2) Изменение метода начисления износа по МБП;
3) Использование метода ускоренной амортизации;
4) Применение различных методов оценки нематериальных активов и способов начисления амортизации по ним;
5) Выбор метода оценки потребления производственных запасов (NIFO, FIFO, LIFO);
6) Изменение порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции (по фактическим затратам или равномерными частями за счет созданного ремонтного фонда);
7) Изменение сроков погашения расходов будущих периодов, сокращение которых ведет к росту себестоимости продукции отчетного периода;
8) Изменение метода определения прибыли от реализации продукции (по моменту отгрузки продукции или по моменту ее оплаты).
Учетная политика, формируемая органами управления предприятием, открывает большой простор для выбора методологических приемов, способных радикально менять всю картину финансовых результатов и финансового состояния предприятия.
В процессе анализа финансовых результатов необходимо установить соответствие принятой учетной политики предприятия действующим нормативным документам по ведению бухгалтерского учета.
Кроме того, следует определить влияние изменений в учетной политике на балансовую, налогооблагаемую и чистую прибыли, а также на размер налогов, сумму отчислений в фонды предприятия и сумму выплаченных дивидендов акционерам.
Методика анализа финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг)
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции (работ, услуг).
При анализе финансовых результатов изучается динамика реализации продукции (работ, услуг) и определяются факторы изменения ее суммы.
Факторы:
1) Объем реализации – Vрп;
2) Структура – УДi;
3) Себестоимость – Сi;
4) Уровень среднереализационных цен – Цi.
Характеристика влияния указанных факторов приведена в таб.1.
Таблица 1
№ п/п | Наименование фактора | Характеристика влиния |
1. | Объем реализации продукции (работ, услуг) | Оказывает положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли. |
2. | Структура товарной продукции (работ, услуг) | Может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится. |
3. | Себестоимость | Себестоимость и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот. |
Продолжение таб.1
№ п/п | Наименование фактора | Характеристика |
4. | Уровень среднереализационных цен | Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот. |
Краткая характеристика способов расчета влияния факторов на сумму прибыли приведена в таб.2.
Таблица 2
№ п/п | Наименование фактора | Характеристика способов расчета |
1. | Объем реализации продукции (работ, услуг) | Способ цепной подстановки (последовательная замена плановой величины каждого факторного показателя на фактическое значение) |
2. | Структура товарной продукции (работ, услуг) | Способ цепной подстановки. Ассортиментный анализ (модель абсолютных разниц): - для однородной продукции по формуле
(УДiф – УДiпл) х Ппл ∆ Пудi = ∑[ _________________ ] х Vрп общ.ф 100 где ∆ Пудi – влияние структурного фактора на изменение прибыли; Vрп общ.ф - фактический общий объем реализованной продукции; УДiф – удельный вес i – го вида продукции в общем объеме реализации в условно – натуральном выражении или нормо-часах, %; Ппл – сумма прибыли на условную единицу продукции или на один нормо-час. - для неоднородной продукции по формуле (УДiф – УДiпл) х Riпл ∆ Пудi = ∑[ _________________ ] х ∑Vрпiф х Сiпл 100 где Riпл – плановая рентабельность i-го вида
|
3. | Себестоимость | Метод сравнения фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж |
4. | Уровень среднереализационных цен | 1. Метод цепной подстановки ∆Ц = ——————— Vрп общ.ф
Где Вусл1 = ∑(Vрп общ.ф х УДiф) х Ц iпл
Вусл2 = ∑(Vрп общ.ф х УД iпл) х Ц iпл
2. Метод абсолютных разниц ∑(УД iф – УДiпл) х Цiпл ∆Ц = ———————————
|
Информация о работе Основные теоретические аспекты расчета и анализа прибыли и рентабельности