Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:42, дипломная работа
Обобщающим показателем экономической эффективности производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.
На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечив
Анализ рентабельности предприятия
Анализ рентабельности предприятия включает:
- анализ рентабельности производства;
- анализ рентабельности реализации;
- анализ рентабельности важнейших видов продукции;
- анализ рентабельности предприятия.
Анализ рентабельности производства продукции дает возможность установить тот уровень рентабельности, с которым работало предприятие в отчетном году по выпуску продукции.
Рентабельность производства продукции (Рпр) определяется по формуле:
Рпр = (Птп/Sтп)х100%, где
Птп – прибыль от производства товарной продукции;
Sтп – себестоимость товарной продукции;
Птп = Qтп – Sтп, где
Qтп – объем товарной продукции в оптовых ценах предприятия.
Для анализа рентабельности производства составим таблицу.
Из данных этой таблицы видно, что фактический уровень рентабельности производства в 2003 году выше рентабельности чем в 2002году на 5,1%. Это объясняется тем, что за отчетный период произошло повышение прибыли и снижение затрат на 1 рубль товарной продукции.
Резервы повышения уровня рентабельности производства заключаются в увеличении прибыли от производства продукции за счет снижения себестоимости товарной продукции, путем применения более современных и экономичных технологий, замены дорогостоящего сырья на более дешёвое.
Рентабельность производства продукции
№ п/п | Наименование показателей | Ед. изм. | Значение показателей | Отклонение (+, -) | |
2002г. | 2003г. | ||||
1. | Товарная продукция предприятия в оптовых ценах | Тыс.руб. | 115347 | 138962 | +23615 |
2. | Полная себестоимость | Тыс.руб. | 101851 | 117423 | +15572 |
3. | Прибыль от производства товарной продукции | Тыс.руб. | 13496 | 21539 | +8043 |
4. | Рентабельность производства | % | 13,25 | 18,34 | +5,1 |
Анализ рентабельности продаж.
По данным отчета о прибылях и убытках можно проанализировать динамику рентабельности продаж, а так же влияние факторов на изменение этого показателя (табл.9).
Рентабельность продаж
№ п/п | Наименование показателей | Ед. изм. | Значение показателей | |
2002г. | 2003г. | |||
1. | Выручка от реализации за вычетом НДС (В) | Тыс.руб. | 114761 | 140118 |
2. | Производственная себестоимость (С) | Тыс.руб. | 84797 | 94522 |
Продолжение табл. 9 | ||||
№ п/п | Наименование показателей | Ед. изм. | 2002 г | 2003 г |
3. | Коммерческие расходы (КР) | Тыс.руб. | 4329 | 5885 |
4. | Управленческие расходы (Ур) | Тыс.руб. | 12208 | 17993 |
Рентабельность продаж (Рп) – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции:
Рп = (В – С – КР – УР)/Вx100% = Пр/Вx100%
Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, что и на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты.
В приводимых ниже формулах использованы следующие обозначения:
В1 и Во – отчетная и базисная выручка;
С1 и Со – отчетная и базисная себестоимость;
КР и КРо – отчетные и базисные коммерческие расходы;
УР и УРо – управленческие расходы в отчетном и базисном периодах.
1. Влияние изменения выручки от реализации на рентабельность продаж:
Рпв = (В – Со – КРо – УРо)/В – (Во – Со – КРо – УРо/Во)/Воx100%
Рпв = (140118-84797-4329-12208)/
В связи с ростом выручки от реализации в отчетном году рентабельность выросла на 16%.
2.Влияние изменения себестоимости продукции:
Рпс = (В1 – С1 – КРо – УРо)/В1 – (В1 – Со – КРо – УРо)/В1x100%
Рпс = (140118-94522-4329-12208)/
Повышение себестоимости продукции привело к снижению рентабельности продаж на 6,94%.
3. Влияние изменения коммерческих расходов:
Рпкр = (В1 – С1 – КР1 – УРо)/В1 – (В1 – С1 – КРо – УРо)/В1x100%
Рпкр = (140118-94522-5885-12208)/
За счет роста коммерческих расходов рентабельность продаж снизилась на 1,11%.
4. Влияние изменения управленческих расходов:
Рпур = (В1 – С1 – КР1 – УР1)/В1 – (В1 – С1 – КР1 – УРо)/В1x100%
Рпур = (140118-94522-5885-17993)/
В связи с ростом управленческих расходов рентабельность продаж снизилась на 4,15%.
Общее влияние всех факторов составит:
Рпобщ = 16,0-6,94-1,11-4,15=3,8%
Анализ рентабельности важнейших видов продукции
Рентабельность изделий, выпускаемых предприятием, оказывает существенное влияние, как на рентабельность производства, так и на рентабельность предприятия в целом.
Так, АО выпускает широкий ассортимент продукции, для анализа рентабельности изделий целесообразно рассмотреть основные виды продукции.
Уровень рентабельности изделия (Ри) определяется по формуле:
Ри = (Пи / С)x100%,где
Пи – прибыль по изделию, руб.;
Си – себестоимость изделия, руб.
Для проведения анализа воспользуемся данными приложения к форме 1-С калькуляции себестоимости для чего составим аналитическую таблицу 10.
Рентабельность отдельных видов продукции
Наименование видов продукции | По отчету 2002г. и ценам 2003г. | По отчету 2003г. | ||||||
Кол-во | Товарная продук-ция тыс. руб. | Себестоимость продукции тыс. руб. | Рентабельность продукции, % | Кол-во | Товарная продукция тыс. руб. | Себестоимость продукции тыс. руб. | Рентабельность продукции, % | |
Ботинки | 1068 | 22437 | 19682 | 14,0 | 1851 | 43384 | 33681 | 19,9 |
Туфли | 3458 | 10663 | 9395 | 13,5 | 3358 | 11443 | 9976 | 14,7 |
Полуботинки | 4381 | 15884 | 14297 | 11,1 | 3988 | 14575 | 18990 | 12,2 |
Сандалии | 4502 | 13351 | 12260 | 8,9 | 4703 | 15221 | 13875 | 9,7 |
Сапоги | 9860 | 23156 | 19638 | 15,2 | 9902 | 27904 | 23429 | 19,1 |
Детская обувь | 2058 | 6134 | 5531 | 10,9 | 2300 | 8281 | 7430 | 11,5 |
Спортивная обувь | - | 15953 | 13957 | 14,3 | - | 16558 | 13833 | 19,7 |
Прочая продукция | - | 7769 | 7091 | 9,6 | - | 4596 | 4028 | 14,1 |
Всего
| - | 115347 | 101851 | 13,25 | - | 138962 | 117423 | 18,3 |
Анализируя данные этой таблицы, видно, что наименьшую рентабельность имеет производство сандалий (9,7%), а наибольшую – производство ботинок (19,9%)
Анализ рентабельности предприятия
По рассчитанным выше показателям рентабельности нельзя судить об эффективности использования основных производственных фондов и оборотных средств. Поэтому, наряду с рассмотренными показателями рентабельности необходимо также проанализировать уровень рентабельности в целом, а именно, общей и расчетной.
Показатель общей рентабельности рассчитывается по формуле
РОБЩ. = ПБАЛ / (ФОСН + ФОБ), где
ПБАЛ - балансовая прибыль по предприятию, тыс. руб.
ФОСН - среднегодовая стоимость ОФП, тыс. руб.
ФОБ - среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств, тыс. руб.
Проведя преобразование формулы, можно проанализировать зависимость уровня общей рентабельности от:
- размера прибыли на1 руб. реализованной продукции (ПБАЛ\QР)
- фондоемкости (1 / QР) / ФОСН
- оборачиваемости оборотных средств 1 / QР / ФОБ
- РОБЩ. = ПБАЛ / (ФОСН + ФОБ) x 100 = (ПБАЛ\QР) / [(ФОСН / QР) + (ФОБ / QР)] x 100 ;
Для анализа влияния отдельных факторов на уровень общей рентабельности необходимо составить следующую таблицу.
Исходные данные для анализа общей рентабельности Таблица 11
№ | Наименование показателей | Един. изм. | Условное обозначение | Значение показателей | |
Отчет 2002 г | Отчет 2003г | ||||
1 | Балансовая прибыль | Тыс. руб. | ПБАЛ | 13756 | 20677 |
2 | Объем реализованной продукции | Тыс. руб. | QP | 114761 | 140118 |
Продолжение табл.11 | |||||
№ | Наименование показателей | Един. изм. | Условное обозначение | Значение показателей | |
Отчет 2002 г | Отчет 2003г | ||||
3 | Среднегодовая стоимость основных производственных фондов | Тыс. руб. | ФОСН | 36793 | 37047 |
4 | Средние остатки основных оборотных средств | Тыс. руб. | ФОБ | 34396 | 39703 |
5 | Фондоотдача основных производственных фондов | Руб. / руб. | QP / ФОСН | 3,12 | 3,78 |
6 | Фондоемкость | Руб. / руб. | ФОСН / QP | 0,32 | 0,26 |
7 | Количество оборотов нормируемых оборотных средств | Число оборотов | QP / ФОБ | 3,34 | 3,53 |
8 | Коэффициент закрепления оборотных средств | Доли единиц | ФОБ / QP | 0,3 | 0,28 |
9 | Прибыль на 1 руб. реализованной продукции | Руб. / руб. | ПБАЛ / QP | 0,12 | 0,15 |
10 | Уровень общей рентабельности | % | ПБАЛ / (ФОСН + ФОБ) x 100 | 19,3 | 26,9 |
Информация о работе Основные теоретические аспекты расчета и анализа прибыли и рентабельности