Основные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование внешнеэкономической политики как инструмента регулирования экономики.

Оглавление

Введение
1 Понятие и цели внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности
2 Политика государственного управления внешнеэкономической сферой
3 Проблемы, тенденции и перспективы развития внешнеэкономических связей республики беларусь, методы их регулирования
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

347-62-87-курс.doc

— 457.00 Кб (Скачать)

  i              IS1

              IS              BP

 

              BP1

 

 

 

i2              B

 

i1              A

 

        LM

 

 

0                          Y1            Y2                  Y

Рисунок 2.3 Протекционистская политика (повышение таможенных пошлин  на импорт) в условиях плавающего валютного курса и низкой мобильности капитала в модели IS-LM-BP.

Источник [6, с. 318].

              Рассмотрим последствия протекционизма.

1. Тарифы замедляют экономический рост. Анализ на основе те­ории общего равновесия показывает, что экономическое благосо­стояние малой страны снижается от введения импортного тарифа в любом случае. Экономическое благосостояние большой страны также снижается во всех случаях, кроме одного, когда эффект улучшения условий торговли перекрывает экономические потери, возникающие от введения тарифа. Но поскольку импорт большого государства является экспортом других стран или группы стран, то условия торговли большой страны могут улучшиться только за счет ухудшения условий торговли, а следовательно, и уровня благосо­стояния в странах, являющихся ее торговыми партнерами. Следо­вательно, в любом случае воздействие тарифов на мировую эконо­мику в целом отрицательно, поскольку они ведут к снижению объ­ема международной торговли.

2. Одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торгов­ли и мировой экономики в целом. Торговые партнеры страны, применившей в одностороннем порядке импортный тариф для за­щиты своих производителей от наплыва более дешевых товаров из-за рубежа, рискуют испытать на себе ответные тарифные санкции, которые чаще всего затрагивают основные товары их экспорта. События могут развиваться по схеме «действие — проти­водействие» до тех пор, пока торговля не сократится и отрицатель­ные экономические последствия этого будут настолько велики, что страны сядут за стол переговоров и согласуют уровни тарифов, ко­торые устраивают каждую из них.

3. Тариф приводит к увеличению налогового бремени на потреби­телей, которые покупают местные товары по более высоким це­нам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается. Та­кое скрытое перераспределение доходов в пользу государства (осо­бенно в небогатых странах, где среднедушевой доход не очень ве­лик) может привести к возникновению новых и усугублению су­ществующих социальных противоречий. Кроме того, импортный тариф приводит к общему повышению уровня цен и, как неизбеж­ное следствие, стоимости жизни в стране.

4. Тариф на импортные товары косвенно подрывает экспорт страны, осложняя проблемы платежного баланса. Во многих стра­нах экспортные товары включают в себя импортные детали и компоненты, рост цен на которые приводит к росту издержек на производство экспортной продукции, которая становится менее конкурентоспособной на мировых рынках. Кроме того, тариф, сокращая импорт, который является экспортом другой страны, сокращает ее экспортные доходы и, следовательно, возможность импортировать из первой страны. Спрос на экспортные товары уменьшается, что ведет к сворачиванию производства и обостре­нию проблем занятости. Исследования влияния импортного тари­фа на экспорт семи латиноамериканских стран в послевоенное время показали, что по меньшей мере половина номинального размера импортного тарифа оплачивается экспортерами, которые страдают от его введения.

5. Тариф ведет к сокращению общего уровня занятости. Защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом, импортный тариф в то же время при­водит к сокращению занятости в экспортном и других связанных с ним секторах. Сокращение экспорта из-за ограничения импорта может оказаться настолько значительным, что положительное вли­яние от введения тарифа на уровень занятости в отраслях, конку­рирующих с импортом, может быть перекрыто отрицательным влиянием на занятость в экспортных отраслях. Более того, занятые в отраслях, конкурирующих с импортом, из-за растущих издержек производства будут требовать повышения зарплаты. Чтобы не до­пустить оттока рабочей силы в эти отрасли, экспортные секторы тоже поднимут зарплату, что скажется на росте издержек и сокра­тит конкурентоспособность производимых ими товаров и, следо­вательно, экспорт в целом [7, с. 28].

 

Вывод: стимулирующее воздействие на экономику может оказать внешнеторговая по­литика, когда государство, вводя ограничения на импорт или поощряя экспорт, целе­направленно изменяет величину чистого экспорта и таким образом способствует уве­личению совокупного спроса. В условиях фиксированного валютного курса такая политика может быть оправданной, последующее увеличение денежной массы приводит к росту совокупного дохода.

Введение таможенных пошлин на импорт будет равнозначно увеличению госрасходов и вызовет сдвиг кривой IS вправо, что в свою очередь приведет к росту реальной внутренней ставки банковского процента, притоку капитала и вследствие этого росту обменного курса национальной валюты. Изменение курса нацио­нальной валюты вызовет обратное движение чистого экспорта. В данном случае произойдет его сокращение, которое по своему отрица­тельному макроэкономическому эффекту полностью нейтрализует сти­мулирующий эффект импортных квот.

Вопреки ожиданиям, в долгосрочном периоде введение протекционистских мер может привести к ухудшению социально – экономического положения в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ

БЕЛАРУСЬ, МЕТОДЫ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

              В Республике Беларусь меры нетарифного регулирования внешней торговли применяются по основаниям и в соответствии с требованиями, предусмотренными 12-19, 24 Закона Республики Беларусь от 25 ноября 2004г. № 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» в интересах экономической политики, так и в целях обеспечения государственной безопасности, защиты общественного порядка, жизни и здоровья человека, животных и растений, художественного, исторического и археологического достояния республики, охраны окружающей природной среды.

В Республике Беларусь сформирована и функционирует система нетарифного регулирования внешней торговли товарами с учетом экономической политики и международных обязательств республики, которая включает в себя нетарифные меры экономического и неэкономического характера. 

Особенностью системы нетарифного регулирования в Республике Беларусь является то, что государственным органом, ответственным за применение мер нетарифного регулирования по причинам экономического характера, а также осуществляющим выдачу соответствующих разрешительных документов, является Министерство торговли Республики Беларусь, а органом, контролирующим применение мер нетарифного регулирования по причинам неэкономического характера, является Государственный таможенный комитет Республики Беларусь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 502 «О запретах и ограничениях на перемещение отдельных видов товаров через таможенную границу Республики Беларусь». Выдачу соответствующих разрешительных документов осуществляют органы госуправления по их ведомственной компетенции.

В настоящее время в Республике Беларусь в отношении импорта и (или) экспорта товаров действуют следующие меры нетарифного регулирования внешней торговли, применяемые по причинам экономического характера:

              лицензирование экспорта и (или) импорта товаров в объемах квот (количественные ограничения импорта могут применяться только в соответствии с международными договорами и законодательством Республики Беларусь. Такие ограничения применяются без дискриминации по принципу страны происхождения товара);

лицензирование экспорта и (или) импорта товаров (лицензирование применяется в целях наблюдения за торговыми потоками или в отношении товаров, которые могут отрицательно влиять на здоровье человека, экологическое благополучие, права потребителей и национальную безопасность (при импорте). Процедуры экспортного лицензирования одинаковы с процедурами импортного лицензирования);

исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров (в соответствии с законодательством Республики Беларусь доступ к торговле (экспорту) может ограничиваться путем предоставления исключительного права осуществления экспорта в отношении ряда товаров, происходящих из Республики Беларусь. Однако данные требования не запрещают экспортерам выбирать покупателей их продукции, а также не направлены на ограничение их прав определения условий покупки и продажи);

лицензирование экспорта и (или) импорта товаров, применяемое по результатам антидемпинговых расследований, в том числе в соответствии с Законом Республики Беларусь «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами» .

Указанные меры в Беларуси реализуются, как правило, посредством принятия Президентом Республики Беларусь и Правительством соответствующих нормативных актов.

Меры нетарифного регулирования экономического характера в торговле с Российской Федерацией в основном не применяются. 

В 2000 году Беларусью, Казахстаном, Кыргызста­ном, Россией и Таджикистаном был подписан дого­вор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС), создании единого экономичес­кого пространства на территории пяти стран. Амби­циозные ближайшие задачи сообщества - согласо­вание структурных реформ экономик пяти стран; со­здание единой транспортной структуры и единого транспортного рынка; введение единого таможенного тарифа; выработка общего политического курса по отношению к международным экономическим орга­низациям маловероятно реализуе­мы и существенного влияния на реальный товаро­оборот в ЕАЭС, по крайней мере, в ближайшие 2-3 года не окажут.

              Экономические отношения Беларуси и России характеризуют высоким уровнем хозяйственно-технологической, социокультурной общности, наличием многих сходных задач, составлявших часть единой в прошлом хозяйственного комплекса, взаимосвязанного по своей структуре, размещением производительных сил, используемым технологи и принципам организации производства.

 

Таблица 3.1 - Основные показатели внешней торговли (миллионов долларов США)

Год

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Объём внешней торговли со странами СНГ

6704

10469

10291

10679

13484

19201

18202

23121

30237

40317

27529

экспорт товаров

3027

4399

4494

4384

5435

7318

7060

8609

11221

14360

9314

импорт товаров

3677

6070

5797

6295

8049

11883

11142

14512

19016

25957

18215

сальдо

-650

-1671

-1303

-1911

-2614

-4565

-4082

-5903

-7795

-11597

-8901

из них с Россией

5150

9315

9401

9899

12482

17704

15834

19944

26084

34059

23431

экспорт

2185

3710

3963

3977

4880

6485

5716

6845

8879

10552

6714

импорт

2965

5605

5438

5922

7602

11219

10118

13099

17205

23507

16717

сальдо

-780

-1895

-1475

-1945

-2722

-4734

-4402

-6254

-8326

-12955

-10003

Источник: [15]

Из данных таблицы 3.1 можно сделать вывод о том, что основная часть внешнеторгового оборота приходится на страны СНГ, и среди них ведущее место занимает Россия. Причём это касается как экспорта, так и импорта. Характерная тенденция – наличие отрицательное сальдо с основным внешнеторговым партнёром - Российской Федерации.

Мировой финансовый кризис негативно отразился  на внешней торговле Республики Беларусь. Снизились как объёмы экспорта, так и объёмы импорта.

 

Таблица 3.2 - Экспорт товаров Республики Беларусь по странам СНГ (миллионов долларов США)

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Всего

4399,2

4493,7

4384,4

5434,6

7317,8

7060,3

8608,8

11221,4

14360,2

9314,0

Азербайджан

6,8

5,0

4,5

8,7

14,9

28,0

34,5

86,4

105,4

120,3

Армения

0,7

1,2

2,9

7,3

8,8

12,9

19,5

20,3

23,6

23,2

Грузия

1,5

2,2

0,7

0,9

2,6

6,7

18,1

29,3

34,1

-

Казахстан

19,6

23,5

39,1

68,1

121,3

183,5

259,4

361,4

365,2

313,4

Кыргызстан

4,0

7,1

2,7

4,8

4,1

8,8

20,0

23,1

37,9

65,7

Молдова

38,4

43,8

43,2

55,9

73,5

102,2

95,7

144,8

241,2

170,4

Россия

3710,1

3962,7

3977,1

4879,9

6485,0

5715,8

6845,3

8878,6

10551,9

6713,9

Таджикистан

2,4

2,6

3,0

4,1

11,8

8,6

13,6

27,7

37,4

34,6

Туркменистан

45,3

2,2

20,6

39,7

16,9

43,9

14,5

86,9

47,4

73,0

Узбекистан

10,7

16,6

19,0

21,7

39,1

42,1

54,2

93,1

138,1

106,5

Украина

559,7

421,8

271,6

343,5

539,8

907,8

1234,0

1469,8

2777,9

1693,1

Информация о работе Основные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности