Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование внешнеэкономической политики как инструмента регулирования экономики.
Введение
1 Понятие и цели внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности
2 Политика государственного управления внешнеэкономической сферой
3 Проблемы, тенденции и перспективы развития внешнеэкономических связей республики беларусь, методы их регулирования
Заключение
Список использованных источников
i IS1
IS BP
BP1
i2 B
i1 A
LM
0 Y1 Y2 Y
Рисунок 2.3 Протекционистская политика (повышение таможенных пошлин на импорт) в условиях плавающего валютного курса и низкой мобильности капитала в модели IS-LM-BP.
Источник [6, с. 318].
Рассмотрим последствия протекционизма.
1. Тарифы замедляют экономический рост. Анализ на основе теории общего равновесия показывает, что экономическое благосостояние малой страны снижается от введения импортного тарифа в любом случае. Экономическое благосостояние большой страны также снижается во всех случаях, кроме одного, когда эффект улучшения условий торговли перекрывает экономические потери, возникающие от введения тарифа. Но поскольку импорт большого государства является экспортом других стран или группы стран, то условия торговли большой страны могут улучшиться только за счет ухудшения условий торговли, а следовательно, и уровня благосостояния в странах, являющихся ее торговыми партнерами. Следовательно, в любом случае воздействие тарифов на мировую экономику в целом отрицательно, поскольку они ведут к снижению объема международной торговли.
2. Одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли и мировой экономики в целом. Торговые партнеры страны, применившей в одностороннем порядке импортный тариф для защиты своих производителей от наплыва более дешевых товаров из-за рубежа, рискуют испытать на себе ответные тарифные санкции, которые чаще всего затрагивают основные товары их экспорта. События могут развиваться по схеме «действие — противодействие» до тех пор, пока торговля не сократится и отрицательные экономические последствия этого будут настолько велики, что страны сядут за стол переговоров и согласуют уровни тарифов, которые устраивают каждую из них.
3. Тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей, которые покупают местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается. Такое скрытое перераспределение доходов в пользу государства (особенно в небогатых странах, где среднедушевой доход не очень велик) может привести к возникновению новых и усугублению существующих социальных противоречий. Кроме того, импортный тариф приводит к общему повышению уровня цен и, как неизбежное следствие, стоимости жизни в стране.
4. Тариф на импортные товары косвенно подрывает экспорт страны, осложняя проблемы платежного баланса. Во многих странах экспортные товары включают в себя импортные детали и компоненты, рост цен на которые приводит к росту издержек на производство экспортной продукции, которая становится менее конкурентоспособной на мировых рынках. Кроме того, тариф, сокращая импорт, который является экспортом другой страны, сокращает ее экспортные доходы и, следовательно, возможность импортировать из первой страны. Спрос на экспортные товары уменьшается, что ведет к сворачиванию производства и обострению проблем занятости. Исследования влияния импортного тарифа на экспорт семи латиноамериканских стран в послевоенное время показали, что по меньшей мере половина номинального размера импортного тарифа оплачивается экспортерами, которые страдают от его введения.
5. Тариф ведет к сокращению общего уровня занятости. Защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом, импортный тариф в то же время приводит к сокращению занятости в экспортном и других связанных с ним секторах. Сокращение экспорта из-за ограничения импорта может оказаться настолько значительным, что положительное влияние от введения тарифа на уровень занятости в отраслях, конкурирующих с импортом, может быть перекрыто отрицательным влиянием на занятость в экспортных отраслях. Более того, занятые в отраслях, конкурирующих с импортом, из-за растущих издержек производства будут требовать повышения зарплаты. Чтобы не допустить оттока рабочей силы в эти отрасли, экспортные секторы тоже поднимут зарплату, что скажется на росте издержек и сократит конкурентоспособность производимых ими товаров и, следовательно, экспорт в целом [7, с. 28].
Вывод: стимулирующее воздействие на экономику может оказать внешнеторговая политика, когда государство, вводя ограничения на импорт или поощряя экспорт, целенаправленно изменяет величину чистого экспорта и таким образом способствует увеличению совокупного спроса. В условиях фиксированного валютного курса такая политика может быть оправданной, последующее увеличение денежной массы приводит к росту совокупного дохода.
Введение таможенных пошлин на импорт будет равнозначно увеличению госрасходов и вызовет сдвиг кривой IS вправо, что в свою очередь приведет к росту реальной внутренней ставки банковского процента, притоку капитала и вследствие этого росту обменного курса национальной валюты. Изменение курса национальной валюты вызовет обратное движение чистого экспорта. В данном случае произойдет его сокращение, которое по своему отрицательному макроэкономическому эффекту полностью нейтрализует стимулирующий эффект импортных квот.
Вопреки ожиданиям, в долгосрочном периоде введение протекционистских мер может привести к ухудшению социально – экономического положения в стране.
3 ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ, МЕТОДЫ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ
В Республике Беларусь меры нетарифного регулирования внешней торговли применяются по основаниям и в соответствии с требованиями, предусмотренными 12-19, 24 Закона Республики Беларусь от 25 ноября 2004г. № 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» в интересах экономической политики, так и в целях обеспечения государственной безопасности, защиты общественного порядка, жизни и здоровья человека, животных и растений, художественного, исторического и археологического достояния республики, охраны окружающей природной среды.
В Республике Беларусь сформирована и функционирует система нетарифного регулирования внешней торговли товарами с учетом экономической политики и международных обязательств республики, которая включает в себя нетарифные меры экономического и неэкономического характера.
Особенностью системы нетарифного регулирования в Республике Беларусь является то, что государственным органом, ответственным за применение мер нетарифного регулирования по причинам экономического характера, а также осуществляющим выдачу соответствующих разрешительных документов, является Министерство торговли Республики Беларусь, а органом, контролирующим применение мер нетарифного регулирования по причинам неэкономического характера, является Государственный таможенный комитет Республики Беларусь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 502 «О запретах и ограничениях на перемещение отдельных видов товаров через таможенную границу Республики Беларусь». Выдачу соответствующих разрешительных документов осуществляют органы госуправления по их ведомственной компетенции.
В настоящее время в Республике Беларусь в отношении импорта и (или) экспорта товаров действуют следующие меры нетарифного регулирования внешней торговли, применяемые по причинам экономического характера:
лицензирование экспорта и (или) импорта товаров в объемах квот (количественные ограничения импорта могут применяться только в соответствии с международными договорами и законодательством Республики Беларусь. Такие ограничения применяются без дискриминации по принципу страны происхождения товара);
лицензирование экспорта и (или) импорта товаров (лицензирование применяется в целях наблюдения за торговыми потоками или в отношении товаров, которые могут отрицательно влиять на здоровье человека, экологическое благополучие, права потребителей и национальную безопасность (при импорте). Процедуры экспортного лицензирования одинаковы с процедурами импортного лицензирования);
исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров (в соответствии с законодательством Республики Беларусь доступ к торговле (экспорту) может ограничиваться путем предоставления исключительного права осуществления экспорта в отношении ряда товаров, происходящих из Республики Беларусь. Однако данные требования не запрещают экспортерам выбирать покупателей их продукции, а также не направлены на ограничение их прав определения условий покупки и продажи);
лицензирование экспорта и (или) импорта товаров, применяемое по результатам антидемпинговых расследований, в том числе в соответствии с Законом Республики Беларусь «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами» .
Указанные меры в Беларуси реализуются, как правило, посредством принятия Президентом Республики Беларусь и Правительством соответствующих нормативных актов.
Меры нетарифного регулирования экономического характера в торговле с Российской Федерацией в основном не применяются.
В 2000 году Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией и Таджикистаном был подписан договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС), создании единого экономического пространства на территории пяти стран. Амбициозные ближайшие задачи сообщества - согласование структурных реформ экономик пяти стран; создание единой транспортной структуры и единого транспортного рынка; введение единого таможенного тарифа; выработка общего политического курса по отношению к международным экономическим организациям маловероятно реализуемы и существенного влияния на реальный товарооборот в ЕАЭС, по крайней мере, в ближайшие 2-3 года не окажут.
Экономические отношения Беларуси и России характеризуют высоким уровнем хозяйственно-технологической, социокультурной общности, наличием многих сходных задач, составлявших часть единой в прошлом хозяйственного комплекса, взаимосвязанного по своей структуре, размещением производительных сил, используемым технологи и принципам организации производства.
Таблица 3.1 - Основные показатели внешней торговли (миллионов долларов США)
Год | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Объём внешней торговли со странами СНГ | 6704 | 10469 | 10291 | 10679 | 13484 | 19201 | 18202 | 23121 | 30237 | 40317 | 27529 |
экспорт товаров | 3027 | 4399 | 4494 | 4384 | 5435 | 7318 | 7060 | 8609 | 11221 | 14360 | 9314 |
импорт товаров | 3677 | 6070 | 5797 | 6295 | 8049 | 11883 | 11142 | 14512 | 19016 | 25957 | 18215 |
сальдо | -650 | -1671 | -1303 | -1911 | -2614 | -4565 | -4082 | -5903 | -7795 | -11597 | -8901 |
из них с Россией | 5150 | 9315 | 9401 | 9899 | 12482 | 17704 | 15834 | 19944 | 26084 | 34059 | 23431 |
экспорт | 2185 | 3710 | 3963 | 3977 | 4880 | 6485 | 5716 | 6845 | 8879 | 10552 | 6714 |
импорт | 2965 | 5605 | 5438 | 5922 | 7602 | 11219 | 10118 | 13099 | 17205 | 23507 | 16717 |
сальдо | -780 | -1895 | -1475 | -1945 | -2722 | -4734 | -4402 | -6254 | -8326 | -12955 | -10003 |
Источник: [15]
Из данных таблицы 3.1 можно сделать вывод о том, что основная часть внешнеторгового оборота приходится на страны СНГ, и среди них ведущее место занимает Россия. Причём это касается как экспорта, так и импорта. Характерная тенденция – наличие отрицательное сальдо с основным внешнеторговым партнёром - Российской Федерации.
Мировой финансовый кризис негативно отразился на внешней торговле Республики Беларусь. Снизились как объёмы экспорта, так и объёмы импорта.
Таблица 3.2 - Экспорт товаров Республики Беларусь по странам СНГ (миллионов долларов США)
| 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Всего | 4399,2 | 4493,7 | 4384,4 | 5434,6 | 7317,8 | 7060,3 | 8608,8 | 11221,4 | 14360,2 | 9314,0 |
Азербайджан | 6,8 | 5,0 | 4,5 | 8,7 | 14,9 | 28,0 | 34,5 | 86,4 | 105,4 | 120,3 |
Армения | 0,7 | 1,2 | 2,9 | 7,3 | 8,8 | 12,9 | 19,5 | 20,3 | 23,6 | 23,2 |
Грузия | 1,5 | 2,2 | 0,7 | 0,9 | 2,6 | 6,7 | 18,1 | 29,3 | 34,1 | - |
Казахстан | 19,6 | 23,5 | 39,1 | 68,1 | 121,3 | 183,5 | 259,4 | 361,4 | 365,2 | 313,4 |
Кыргызстан | 4,0 | 7,1 | 2,7 | 4,8 | 4,1 | 8,8 | 20,0 | 23,1 | 37,9 | 65,7 |
Молдова | 38,4 | 43,8 | 43,2 | 55,9 | 73,5 | 102,2 | 95,7 | 144,8 | 241,2 | 170,4 |
Россия | 3710,1 | 3962,7 | 3977,1 | 4879,9 | 6485,0 | 5715,8 | 6845,3 | 8878,6 | 10551,9 | 6713,9 |
Таджикистан | 2,4 | 2,6 | 3,0 | 4,1 | 11,8 | 8,6 | 13,6 | 27,7 | 37,4 | 34,6 |
Туркменистан | 45,3 | 2,2 | 20,6 | 39,7 | 16,9 | 43,9 | 14,5 | 86,9 | 47,4 | 73,0 |
Узбекистан | 10,7 | 16,6 | 19,0 | 21,7 | 39,1 | 42,1 | 54,2 | 93,1 | 138,1 | 106,5 |
Украина | 559,7 | 421,8 | 271,6 | 343,5 | 539,8 | 907,8 | 1234,0 | 1469,8 | 2777,9 | 1693,1 |
Информация о работе Основные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности