Основные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование внешнеэкономической политики как инструмента регулирования экономики.

Оглавление

Введение
1 Понятие и цели внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности
2 Политика государственного управления внешнеэкономической сферой
3 Проблемы, тенденции и перспективы развития внешнеэкономических связей республики беларусь, методы их регулирования
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

347-62-87-курс.doc

— 457.00 Кб (Скачать)

Ведущие позиции в поставках товаров из-за границы занимали нефть сырая и природный газ. Нефти было импортировано на сумму 4 426,8 млн. долларов (по сравнению с январем-сентябрем 2009 г. средние импортные цены на нее выросли на 36,6 %, а физический объем поставок сократился на 35,7 %). Природного газа поставлено на сумму 2 759,5 млн. долларов, при этом наблюдалось увеличение средних цен на 14 % и физических поставок - на 31,4 %.

Импорт товаров осуществлялся из 159 стран. Основным поставщиком товаров оставалась Российская Федерация, доля которой в импорте товаров составила 52,8 %. Из России поставлялись главным образом минеральные продукты (57,6 % импорта из России) и недрагоценные металлы (13,9 %). Доля импорта товаров из стран ЕС составила 21,3 %. Из этих стран осуществлялись в основном поставки машин и оборудования (37,1 % импорта из стран ЕС) и продукции химической промышленности (15,4 %).

В оплату импорта товаров списано денежных средств на сумму 21 827,7 млн. долларов (рост на 11,6 %). Платежи в долларах США составили 41,9 % от всех списаний в оплату импорта товаров (за январь-сентябрь 2009 г. - 41,2 %), в евро - 31,9 % (34 %) и в российских рублях - 25 % (23,5 %).

Односторонность экономи­ческого развития Беларуси (ее ориентация на рынки России) во многом предопределила деклара­тивный характер внешнеторговых отношений с третьими странами. Экономическая ситуация в Бела­руси не способствует интеграции страны в мировую экономику, по­скольку в республике сохраняется недостаточная финансовая и расчетно-платежная поддержка интег­рационных отношений на микро­экономическом уровне и сдержи­вается развитие экономических субъектов, способных в будущем стать элементами индустриальной системы (малый и средний инновационный бизнес; сфера деловых и финансовых ус­луг; и др.). Снятие же трансграничных барье­ров на Западе и Юге (Польша, Лит­ва, Латвия, Украина) и создание равных условий хозяйствования с Россией без внутринациональных реформ и устранения дезинтегра­ции между сферами экономики являются малоэффективными ме­рами для вхождения в мирохозяй­ственную систему. В настоящее время процесс вхождения республики в мировую экономику происходит на уровне низко- и среднетехнологичных то­варов и услуг. Наблюдается совме­стный выход со странами СНГ на рынки третьих стран с продукцией топливно-энергетического комп­лекса (ТЭК), металлургии, химии, военно-промышлен­ного комплекса (ВПК) и транспор­тными услугами.

 

Таблица 3.5 -  Экспорт важнейших видов продукции

Продукция

2000

2007

2008

2009

Нефтепродукты , тыс. т

7783,1

15081,6

15162,1

15542,4

в страны вне СНГ

5813,2

14380,4

13577,6

13461,9

Венгрия

202,7

104,0

83,3

57,6

Германия

-

45,1

45,3

85,6

Италия

12,2

20,8

239,1

283,3

Кипр

50,1

112,8

131,8

62,6

Латвия

1786,6

1216,6

1908,8

2028,8

Литва

1745,5

123,5

96,3

122,6

Нидерланды

369,0

9226,5

8605,6

8485,0

Польша

28,2

491,6

280,0

368,5

Румыния

21,5

103,9

141,7

83,9

Словакия

3,0

40,6

52,7    

66,2

Соединенное Королевство

356,2

2454,3

1761,6

1672,6

Эстония

1141,7

198,9

186,3

58,5

Азотные удобрения ;

в пересчете на 100% N), тыс. т

341,8

236,4

153,9

305,6

в страны вне СНГ

235,7

235,3

153,2

304,9

Аргентина

 

6,1

15,3

4,6

Бельгия

 

-

6,1

12,4

Бразилия

 

69,9

45,8

159,4

Германия

 

-

23,2

35,2

Индия

 

-

12,5

9,7

Польша

 

-

5,3

14,7

Соединенные Штаты

 

159,0

4,8

-

Франция

 

-

13,3

11,6

Эквадор

 

-

 

19,1

 

 

Продолжение таблицы 3.5

Калийные удобрения

(в пересчете на 100% К20),

тыс. т

2840,2

4354,0

3797,2

1759,0

в страны вне СНГ

2817,5

4158,9

3650,7

1749,0

Бельгия

22,4

174,8

180,0

Бразилия

402,5

815,0

1016,5

462,8

Венесуэла

11,1

87,5

99,4

75,3

Вьетнам

43,5

115,7

87,1

69,0

Индия

234,6

227,7

433,5

590,9

Китай

632,6

1026,7

534,8

-

Колумбия

24,7

86,1

80,3

61,7

Малайзия

155,2

134,2

92,0

56,0

Норвегия

121,2

199,9

204,7

116,2

Польша

335,4

279,9

228,4

64,4

Соединенные Штаты

184,6

321,8

83,6

-

Полимеры этилена, тыс. т

80,7

90,9

87,8

92,4

в страны вне СНГ

11,1

 

 

 

Китай

-

-

-

3,8

Латвия

1,7

2,6

2,0

1,0

Литва

5,1

14,5

10,3

12,3

в страны вне СНГ

186,4

116,2

97,8

113,5

Бразилия

-

1,9

5,0

6,2

Венгрия

8,2

3,8

3,1

2,1

Литва

6,3

5,2

3,4

5,7

Объединенные Арабские Эмираты

0,4

0,3

0,1

1,5

Пакистан

1,0

5,0

2,2

18,7

Польша

25,9

7,9

6,1

5,8

Румыния

0,2

9,5

2,3

2,3

Сингапур

-

1,4

1,9

0,9

Соединенное Королевство

3,4

8,7

4,4

8,5

Соединенные Штаты

3,9

1,6

1,5

0,7

Швеция

19,4

50,4

49,3

17,5

Южная Африка

-

1,4

1,8

0,5

Химические волокна и нити, тыс. т

150,1

160,9

151,4

156,1

в страны вне СНГ

48,2

71,5

70,6

70,9

Германия

7,9

8,6

8,2

-   5,9

Иран

5,6

19,1

15,4

18,5

Италия

1,3

1,4

2,8

5,0

Китай

0,0

9,9

3,7

6,5

Литва

6,2

4,9

5,0

3,9

Нидерланды

1,4

1,5

1,7

2,0

Окончание таблицы 3.5

Пакистан

2,1

2,5

2,7

3,3

Польша

6,6

5,8

5,7

6,8

Соединенные Штаты

0,0

2,3

2,6

2,7

Турция

2,3

6,2

12,6

6,4

Чешская Республика

2,3

2,3

2,2

2,7

Скрученая проволока из черных металлов без электрической изоляции (металлокорд), тыс. т

48,5

81,7

87,2

62,9

в страны вне СНГ

29,4

59,0

62,3

43,9

Австрия

6,0

 

 

 

Германия

2,4

15,2

17,1

9,3

Италия

0,6

5,1

4,6

1,0

Мексика

1,0

2,7

1,9

1,6

Польша

2,8

5,2

7,1

6,0

Румыния

-

3,7

3,9

5,2

Сербия

0,4

2,1

2,8

1,9

Словакия

2,1

7,4

8,1

6,4

Словения

0,6

0,3

3,0

2,3

Франция

2,4

2,8

2,7

2,1

Чешская Республика

2,8

6,2

6,0

5,8

Колодильники, морозильники холодильное оборудование,тыс. шт.

610,7

982,4

946,4

816,3

в страны вне СНГ

173,1

26,1

25,4

32,3

Венгрия

1,9

0,2

2,0

3,6

Германия

44,9

1,3

0,8

3,2

Грузия

-

1,5

1,4

1,4

Латвия

3,2

1,7

1,3

0,8

Литва

6,5

4,6

3,7

5,2

Монголия

-

0,5

1,3

1,1

Сербия

-

-

-

3,1

Словакия

14,7

9,8

10,3

8,1

Франция

60,5

1,7

1,0

2,2

Эстония

7,0

3,9

3,6

2,5

Источник: [12]

 

              Основные позиции экспорта занимали: нефтепродукты (т.п. 2710), холодильники, морозильники (т.п. 8418), тракторы и седельные тягачи (т.п. 8701), полимеры этилена в первичных формах (т.п. 3901), сахар (т.п. 1701), шины и покрышки пневматические новые (т.п. 4011).

              Товарооборот со странами вне СНГ составил 45% общего товарооборота Республики Беларусь.

Товарооборот со странами ЕС по сравнению с январем-декабрем 2008 года уменьшился на 29,6% и составил 15,9 млрд. долл. США (31,9% общего товарооборота Республики Беларусь). Экспорт уменьшился на 33,9% и составил  9,3 млрд. долл. США, импорт снизился на 22,6% и составил 6,6 млрд. долл. США.

              Товарооборот со странами, входящими в ВТО, по сравнению с январем-декабрем 2008 года уменьшился на 29,7% и составил 22 млрд. долл. США (44,1% общего товарооборота Республики Беларусь). Экспорт уменьшился на 34,7% и составил 12 млрд. долл. США, импорт сократился на 22,4% и составил 9,9 млрд. долл. США. 

              Основные торговые партнеры среди стран вне СНГ – Нидерланды, Германия, Латвия, Польша,  Китай, Великобритания, Италия.

Для преодоления возможных последствий кризиса осуществляется координация действий по стратегическим направлениям сотрудничества в рамках интеграционных объединений.

С 2009 года наметилась положительная тенденция в развитии торгово-экономического сотрудничества Беларуси со странами Азии, Африки, Ближнего Востока и Южной Америки. Несмотря на объективные сложности, обусловленные мировым финансовым кризисом, нам удалось избежать ожидаемого спада экспорта продукции в эти страны. По итогам января-августа 2009 года экспорт за пределы СНГ составил 56,1% к уровню аналогичного периода 2008 года, в то же время в страны Азии - 79,4%, Африки - 74,6%.

География поставок белорусской продукции в 2009 году дополнилась 11 новыми странами. Так, в настоящее время в Тунис, Гамбию и Сенегал экспортируются прутки и полуфабрикаты из нелегированной стали, в Камерун - калийные удобрения. В Кению и Бенин поставляются книги и брошюры, Экваториальную Гвинею - тракторы и седельные тягачи, Уганду, Намибию, Катар, Мьянму - товары различного назначения (контрольно-измерительные приборы, спектрометры и другие) [4, с. 29].

Достаточно адекватно отражает состояние экономики страны политика лю­бого государства в отношении курса национальной валюты. Курс белорусского рубля в последние годы стабилизировался или повышался по отношению к валютам, которые используются в расчетах с наиболее значимыми торговыми партнерами республики. Это в полной мере коррелирует с активным развити­ем белорусской экономики [5, с. 64].

Организационными принципами много­векторной внешнеэкономической стратегии Беларуси могут стать следующие:

-  обеспечение разумной открытости экономики при сохранении национального суверенитета;

-  диверсификация страновой и товар­ной структуры экспорта и импорта;

-  перевод внешней торговли Республи­ки Беларусь на систему принципов и меха­низмов ВТО с использованием протекцио­нистских мер в соответствии с международ­ной практикой;

-  сочетание рыночных и администра­тивных методов и механизмов в области внешнеторгового регулирования;

-  наращивание в экспорте доли науко­емкой и инновационной продукции и услуг;

-  увеличение в экспортной продукции национальной добавленной стоимости путем снижения импортоемкости и рационального импортозамещения:

-  повышение экспортной роли малого и среднего предпринимательства;

-  совершенствование правовых усло­вий, механизмов привлечения и эффектив­ного использования иностранных и внутрен­них инвестиций для наращивания экспорт­ного потенциала;

-  экологическая сертификация про­дукции;

-  повышение роли регионов в развитии экспортного производства и прямого товаро­оборота с регионами различных государств.

Реализация многовек­торной внешнеэкономической стратегии в контексте устойчивого развития позволит расширить поставки товаров и услуг на рын­ки дальнего зарубежья при сохранении прин­ципиально важного «соседского», в частно­сти российского, направления; улучшить конкурентоспособность экспортных товаров при увеличении доли инновационной, нау­коемкой и экологически чистой продукции; обеспечить приоритетное развитие сферы услуг: повысить эффективность внешней торговли Беларуси и оптимизировать внеш­неторговое сальдо [13, с. 21].

В преддверии вступления Республики Беларусь во Всемирную торговую организа­цию особенно важна переориентация внеш­неторговой политики по правилам рыноч­ной экономики. Так, предстоит снизить, а впоследствии отменить субсидирование эк­спорта и сельского хозяйства, реформировать налоговую систему. В целом, эффект от вступления в ВТО будет заключаться в вы­игрыше отечественных производителей от доступа на зарубежные рынки, что может сопровождаться понижением финансовой стабильности предприятий за счет притока импортной продукции, а также повышения цен на энергоносители. Однако, по расчетам экспертов, суммарный эффект ожидается нулевой или около нуля [2, с. 89].

Совершенствование внешнеторговой портки должно заключаться, во-первых, в свертывании импорта в тех сферах эконо­мики, где отечественные производители мо­гут решить проблему удовлетворения спро­са не хуже зарубежных при условии, что они получат соответствующие ресурсы, в част­ности валютные. На пути реализации такого рода импортозамещающего производства лежат как проблемы внешнеэкономической политики, так и проблемы, которые трудно разрешить внутри собственной экономики. К ним. в частности, можно отнести и барье­ры, препятствующие развитию частного ма­лого и среднего бизнеса, что не только при­водит к пассивности частного сектора эко­номики, но и пагубно сказывается на инвес­тиционной привлекательности нашей страны. В мировой практике государство показыва­ет себя хорошим собственником, но плохим производителем, поэтому Республике Бела­русь крайне важно развивать частное пред­принимательство как основу рыночной кон­курентоспособной экономики.

Информация о работе Основные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности