Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование внешнеэкономической политики как инструмента регулирования экономики.
Введение
1 Понятие и цели внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности
2 Политика государственного управления внешнеэкономической сферой
3 Проблемы, тенденции и перспективы развития внешнеэкономических связей республики беларусь, методы их регулирования
Заключение
Список использованных источников
Ведущие позиции в поставках товаров из-за границы занимали нефть сырая и природный газ. Нефти было импортировано на сумму 4 426,8 млн. долларов (по сравнению с январем-сентябрем 2009 г. средние импортные цены на нее выросли на 36,6 %, а физический объем поставок сократился на 35,7 %). Природного газа поставлено на сумму 2 759,5 млн. долларов, при этом наблюдалось увеличение средних цен на 14 % и физических поставок - на 31,4 %.
Импорт товаров осуществлялся из 159 стран. Основным поставщиком товаров оставалась Российская Федерация, доля которой в импорте товаров составила 52,8 %. Из России поставлялись главным образом минеральные продукты (57,6 % импорта из России) и недрагоценные металлы (13,9 %). Доля импорта товаров из стран ЕС составила 21,3 %. Из этих стран осуществлялись в основном поставки машин и оборудования (37,1 % импорта из стран ЕС) и продукции химической промышленности (15,4 %).
В оплату импорта товаров списано денежных средств на сумму 21 827,7 млн. долларов (рост на 11,6 %). Платежи в долларах США составили 41,9 % от всех списаний в оплату импорта товаров (за январь-сентябрь 2009 г. - 41,2 %), в евро - 31,9 % (34 %) и в российских рублях - 25 % (23,5 %).
Односторонность экономического развития Беларуси (ее ориентация на рынки России) во многом предопределила декларативный характер внешнеторговых отношений с третьими странами. Экономическая ситуация в Беларуси не способствует интеграции страны в мировую экономику, поскольку в республике сохраняется недостаточная финансовая и расчетно-платежная поддержка интеграционных отношений на микроэкономическом уровне и сдерживается развитие экономических субъектов, способных в будущем стать элементами индустриальной системы (малый и средний инновационный бизнес; сфера деловых и финансовых услуг; и др.). Снятие же трансграничных барьеров на Западе и Юге (Польша, Литва, Латвия, Украина) и создание равных условий хозяйствования с Россией без внутринациональных реформ и устранения дезинтеграции между сферами экономики являются малоэффективными мерами для вхождения в мирохозяйственную систему. В настоящее время процесс вхождения республики в мировую экономику происходит на уровне низко- и среднетехнологичных товаров и услуг. Наблюдается совместный выход со странами СНГ на рынки третьих стран с продукцией топливно-энергетического комплекса (ТЭК), металлургии, химии, военно-промышленного комплекса (ВПК) и транспортными услугами.
Таблица 3.5 - Экспорт важнейших видов продукции
Продукция | 2000 | 2007 | 2008 | 2009 |
Нефтепродукты , тыс. т | 7783,1 | 15081,6 | 15162,1 | 15542,4 |
в страны вне СНГ | 5813,2 | 14380,4 | 13577,6 | 13461,9 |
Венгрия | 202,7 | 104,0 | 83,3 | 57,6 |
Германия | - | 45,1 | 45,3 | 85,6 |
Италия | 12,2 | 20,8 | 239,1 | 283,3 |
Кипр | 50,1 | 112,8 | 131,8 | 62,6 |
Латвия | 1786,6 | 1216,6 | 1908,8 | 2028,8 |
Литва | 1745,5 | 123,5 | 96,3 | 122,6 |
Нидерланды | 369,0 | 9226,5 | 8605,6 | 8485,0 |
Польша | 28,2 | 491,6 | 280,0 | 368,5 |
Румыния | 21,5 | 103,9 | 141,7 | 83,9 |
Словакия | 3,0 | 40,6 | 52,7 | 66,2 |
Соединенное Королевство | 356,2 | 2454,3 | 1761,6 | 1672,6 |
Эстония | 1141,7 | 198,9 | 186,3 | 58,5 |
Азотные удобрения ; в пересчете на 100% N), тыс. т | 341,8 | 236,4 | 153,9 | 305,6 |
в страны вне СНГ | 235,7 | 235,3 | 153,2 | 304,9 |
Аргентина |
| 6,1 | 15,3 | 4,6 |
Бельгия |
| - | 6,1 | 12,4 |
Бразилия |
| 69,9 | 45,8 | 159,4 |
Германия |
| - | 23,2 | 35,2 |
Индия |
| - | 12,5 | 9,7 |
Польша |
| - | 5,3 | 14,7 |
Соединенные Штаты |
| 159,0 | 4,8 | - |
Франция |
| - | 13,3 | 11,6 |
Эквадор |
| - |
| 19,1 |
Продолжение таблицы 3.5
Калийные удобрения (в пересчете на 100% К20), тыс. т | 2840,2 | 4354,0 | 3797,2 | 1759,0 |
в страны вне СНГ | 2817,5 | 4158,9 | 3650,7 | 1749,0 |
Бельгия | 22,4 | 174,8 | 180,0 | — |
Бразилия | 402,5 | 815,0 | 1016,5 | 462,8 |
Венесуэла | 11,1 | 87,5 | 99,4 | 75,3 |
Вьетнам | 43,5 | 115,7 | 87,1 | 69,0 |
Индия | 234,6 | 227,7 | 433,5 | 590,9 |
Китай | 632,6 | 1026,7 | 534,8 | - |
Колумбия | 24,7 | 86,1 | 80,3 | 61,7 |
Малайзия | 155,2 | 134,2 | 92,0 | 56,0 |
Норвегия | 121,2 | 199,9 | 204,7 | 116,2 |
Польша | 335,4 | 279,9 | 228,4 | 64,4 |
Соединенные Штаты | 184,6 | 321,8 | 83,6 | - |
Полимеры этилена, тыс. т | 80,7 | 90,9 | 87,8 | 92,4 |
в страны вне СНГ | 11,1 |
|
|
|
Китай | - | - | - | 3,8 |
Латвия | 1,7 | 2,6 | 2,0 | 1,0 |
Литва | 5,1 | 14,5 | 10,3 | 12,3 |
в страны вне СНГ | 186,4 | 116,2 | 97,8 | 113,5 |
Бразилия | - | 1,9 | 5,0 | 6,2 |
Венгрия | 8,2 | 3,8 | 3,1 | 2,1 |
Литва | 6,3 | 5,2 | 3,4 | 5,7 |
Объединенные Арабские Эмираты | 0,4 | 0,3 | 0,1 | 1,5 |
Пакистан | 1,0 | 5,0 | 2,2 | 18,7 |
Польша | 25,9 | 7,9 | 6,1 | 5,8 |
Румыния | 0,2 | 9,5 | 2,3 | 2,3 |
Сингапур | - | 1,4 | 1,9 | 0,9 |
Соединенное Королевство | 3,4 | 8,7 | 4,4 | 8,5 |
Соединенные Штаты | 3,9 | 1,6 | 1,5 | 0,7 |
Швеция | 19,4 | 50,4 | 49,3 | 17,5 |
Южная Африка | - | 1,4 | 1,8 | 0,5 |
Химические волокна и нити, тыс. т | 150,1 | 160,9 | 151,4 | 156,1 |
в страны вне СНГ | 48,2 | 71,5 | 70,6 | 70,9 |
Германия | 7,9 | 8,6 | 8,2 | - 5,9 |
Иран | 5,6 | 19,1 | 15,4 | 18,5 |
Италия | 1,3 | 1,4 | 2,8 | 5,0 |
Китай | 0,0 | 9,9 | 3,7 | 6,5 |
Литва | 6,2 | 4,9 | 5,0 | 3,9 |
Нидерланды | 1,4 | 1,5 | 1,7 | 2,0 |
Окончание таблицы 3.5
Пакистан | 2,1 | 2,5 | 2,7 | 3,3 |
Польша | 6,6 | 5,8 | 5,7 | 6,8 |
Соединенные Штаты | 0,0 | 2,3 | 2,6 | 2,7 |
Турция | 2,3 | 6,2 | 12,6 | 6,4 |
Чешская Республика | 2,3 | 2,3 | 2,2 | 2,7 |
Скрученая проволока из черных металлов без электрической изоляции (металлокорд), тыс. т | 48,5 | 81,7 | 87,2 | 62,9 |
в страны вне СНГ | 29,4 | 59,0 | 62,3 | 43,9 |
Австрия | 6,0 |
|
|
|
Германия | 2,4 | 15,2 | 17,1 | 9,3 |
Италия | 0,6 | 5,1 | 4,6 | 1,0 |
Мексика | 1,0 | 2,7 | 1,9 | 1,6 |
Польша | 2,8 | 5,2 | 7,1 | 6,0 |
Румыния | - | 3,7 | 3,9 | 5,2 |
Сербия | 0,4 | 2,1 | 2,8 | 1,9 |
Словакия | 2,1 | 7,4 | 8,1 | 6,4 |
Словения | 0,6 | 0,3 | 3,0 | 2,3 |
Франция | 2,4 | 2,8 | 2,7 | 2,1 |
Чешская Республика | 2,8 | 6,2 | 6,0 | 5,8 |
Колодильники, морозильники холодильное оборудование,тыс. шт. | 610,7 | 982,4 | 946,4 | 816,3 |
в страны вне СНГ | 173,1 | 26,1 | 25,4 | 32,3 |
Венгрия | 1,9 | 0,2 | 2,0 | 3,6 |
Германия | 44,9 | 1,3 | 0,8 | 3,2 |
Грузия | - | 1,5 | 1,4 | 1,4 |
Латвия | 3,2 | 1,7 | 1,3 | 0,8 |
Литва | 6,5 | 4,6 | 3,7 | 5,2 |
Монголия | - | 0,5 | 1,3 | 1,1 |
Сербия | - | - | - | 3,1 |
Словакия | 14,7 | 9,8 | 10,3 | 8,1 |
Франция | 60,5 | 1,7 | 1,0 | 2,2 |
Эстония | 7,0 | 3,9 | 3,6 | 2,5 |
Источник: [12]
Основные позиции экспорта занимали: нефтепродукты (т.п. 2710), холодильники, морозильники (т.п. 8418), тракторы и седельные тягачи (т.п. 8701), полимеры этилена в первичных формах (т.п. 3901), сахар (т.п. 1701), шины и покрышки пневматические новые (т.п. 4011).
Товарооборот со странами вне СНГ составил 45% общего товарооборота Республики Беларусь.
Товарооборот со странами ЕС по сравнению с январем-декабрем 2008 года уменьшился на 29,6% и составил 15,9 млрд. долл. США (31,9% общего товарооборота Республики Беларусь). Экспорт уменьшился на 33,9% и составил 9,3 млрд. долл. США, импорт снизился на 22,6% и составил 6,6 млрд. долл. США.
Товарооборот со странами, входящими в ВТО, по сравнению с январем-декабрем 2008 года уменьшился на 29,7% и составил 22 млрд. долл. США (44,1% общего товарооборота Республики Беларусь). Экспорт уменьшился на 34,7% и составил 12 млрд. долл. США, импорт сократился на 22,4% и составил 9,9 млрд. долл. США.
Основные торговые партнеры среди стран вне СНГ – Нидерланды, Германия, Латвия, Польша, Китай, Великобритания, Италия.
Для преодоления возможных последствий кризиса осуществляется координация действий по стратегическим направлениям сотрудничества в рамках интеграционных объединений.
С 2009 года наметилась положительная тенденция в развитии торгово-экономического сотрудничества Беларуси со странами Азии, Африки, Ближнего Востока и Южной Америки. Несмотря на объективные сложности, обусловленные мировым финансовым кризисом, нам удалось избежать ожидаемого спада экспорта продукции в эти страны. По итогам января-августа 2009 года экспорт за пределы СНГ составил 56,1% к уровню аналогичного периода 2008 года, в то же время в страны Азии - 79,4%, Африки - 74,6%.
География поставок белорусской продукции в 2009 году дополнилась 11 новыми странами. Так, в настоящее время в Тунис, Гамбию и Сенегал экспортируются прутки и полуфабрикаты из нелегированной стали, в Камерун - калийные удобрения. В Кению и Бенин поставляются книги и брошюры, Экваториальную Гвинею - тракторы и седельные тягачи, Уганду, Намибию, Катар, Мьянму - товары различного назначения (контрольно-измерительные приборы, спектрометры и другие) [4, с. 29].
Достаточно адекватно отражает состояние экономики страны политика любого государства в отношении курса национальной валюты. Курс белорусского рубля в последние годы стабилизировался или повышался по отношению к валютам, которые используются в расчетах с наиболее значимыми торговыми партнерами республики. Это в полной мере коррелирует с активным развитием белорусской экономики [5, с. 64].
Организационными принципами многовекторной внешнеэкономической стратегии Беларуси могут стать следующие:
- обеспечение разумной открытости экономики при сохранении национального суверенитета;
- диверсификация страновой и товарной структуры экспорта и импорта;
- перевод внешней торговли Республики Беларусь на систему принципов и механизмов ВТО с использованием протекционистских мер в соответствии с международной практикой;
- сочетание рыночных и административных методов и механизмов в области внешнеторгового регулирования;
- наращивание в экспорте доли наукоемкой и инновационной продукции и услуг;
- увеличение в экспортной продукции национальной добавленной стоимости путем снижения импортоемкости и рационального импортозамещения:
- повышение экспортной роли малого и среднего предпринимательства;
- совершенствование правовых условий, механизмов привлечения и эффективного использования иностранных и внутренних инвестиций для наращивания экспортного потенциала;
- экологическая сертификация продукции;
- повышение роли регионов в развитии экспортного производства и прямого товарооборота с регионами различных государств.
Реализация многовекторной внешнеэкономической стратегии в контексте устойчивого развития позволит расширить поставки товаров и услуг на рынки дальнего зарубежья при сохранении принципиально важного «соседского», в частности российского, направления; улучшить конкурентоспособность экспортных товаров при увеличении доли инновационной, наукоемкой и экологически чистой продукции; обеспечить приоритетное развитие сферы услуг: повысить эффективность внешней торговли Беларуси и оптимизировать внешнеторговое сальдо [13, с. 21].
В преддверии вступления Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию особенно важна переориентация внешнеторговой политики по правилам рыночной экономики. Так, предстоит снизить, а впоследствии отменить субсидирование экспорта и сельского хозяйства, реформировать налоговую систему. В целом, эффект от вступления в ВТО будет заключаться в выигрыше отечественных производителей от доступа на зарубежные рынки, что может сопровождаться понижением финансовой стабильности предприятий за счет притока импортной продукции, а также повышения цен на энергоносители. Однако, по расчетам экспертов, суммарный эффект ожидается нулевой или около нуля [2, с. 89].
Совершенствование внешнеторговой портки должно заключаться, во-первых, в свертывании импорта в тех сферах экономики, где отечественные производители могут решить проблему удовлетворения спроса не хуже зарубежных при условии, что они получат соответствующие ресурсы, в частности валютные. На пути реализации такого рода импортозамещающего производства лежат как проблемы внешнеэкономической политики, так и проблемы, которые трудно разрешить внутри собственной экономики. К ним. в частности, можно отнести и барьеры, препятствующие развитию частного малого и среднего бизнеса, что не только приводит к пассивности частного сектора экономики, но и пагубно сказывается на инвестиционной привлекательности нашей страны. В мировой практике государство показывает себя хорошим собственником, но плохим производителем, поэтому Республике Беларусь крайне важно развивать частное предпринимательство как основу рыночной конкурентоспособной экономики.
Информация о работе Основные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности