Основные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование внешнеэкономической политики как инструмента регулирования экономики.

Оглавление

Введение
1 Понятие и цели внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности
2 Политика государственного управления внешнеэкономической сферой
3 Проблемы, тенденции и перспективы развития внешнеэкономических связей республики беларусь, методы их регулирования
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

347-62-87-курс.doc

— 457.00 Кб (Скачать)

Нетарифное регулирование — это форма государствен­ного регулирования внешнеторговой деятельности, с помо­щью которой государство реализует свое исключительное право на установление ограничений на ввоз и вывоз товаров, работ, услуг.

                    Нетарифные ограничения внешней торговли не связаны с уровнем таможенных пошлин - это меры контроля над ценами, меры количественного контроля; монополистичес­кие, административные, финансовые, технические меры, таможенные формальности и др.

Рассмотрим политику в области привлечения иностранных кредитов

В современных условиях международное кредитование осущес­твляется прежде всего по линии займов. Займы представля­ют собой прямое заимствование средств у кредитора под опреде­ленный процент на строго оговоренный срок. В качестве кредито­ра и заемщика могут выступать правительства различных стран, банки, международные экономические организации, частные фирмы и т. д.

              Широкое распространение в экономических отношениях стран мирового сообщества получили торговые кредиты. Торговые кредиты, как правило, предоставляются на короткий срок с целью ускорить и облегчить оборот товаров и услуг между странами.

              Допустим, страна получает торговый кредит у своего торгового партнера с тем, чтобы в счет этого кредита рассчитаться за зару­бежные поставки строго определенного товара. Реализовав импорт­ные поставки товара, страна получает возможность вернуть полу­ченный кредит вместе с суммой процента. Торговые кредиты полу­чаются и предоставляются правительствами отдельных стран, частными поставщиками и покупателями по сделкам с товарами и услугами, общественными организациями.

              Для кредитов, получаемых под государственные гарантии, также имеется ряд классификаций, в частности по целевому назна­чению.

              1. Государственные кредиты краткосрочного характера, при­влекаемые в целях регулирования платежного баланса, использу­ются на протяжении изначально ограниченного времени для целей поддержания критического уровня внутреннего потребления за счет импорта товаров первой необходимости. Отличительными чертами таких кредитов являются:

              — обусловленность финансирования как такового закупками товаров и услуг у строго определенного кредитором перечня иностранных предприятий или по ограниченной товарной номен­клатуре (так называемая «связанность кредита»);

              — сравнительно невыгодные условия самого кредита.

              2. Государственные займы долгосрочного характера, обеспечи­вающие реализацию крупных инвестиционных проектов в ключе­вых секторах экономики и увеличение экспортного потенциала страны, осуществляются в рамках правительственных и отрасле­вых программ.

              Специфика таких кредитов обусловлена благоприятными усло­виями их предоставления (умеренная процентная ставка, значи­тельный срок предоставления кредита, мораторий на выплату, низкий график погашения, возможность автоматической пролон­гации кредита в случае его успешного обслуживания).

              3. Государственные кредиты восстановительного (реабилита­ционного) характера, направленные на создание институциональ­ных основ проведения экономических реформ в различных отрас­лях и органах государственного управления [3, с. 24].

              Еще сравнительно недавно основным кредитором являлись США. После нефтяных шоков 70-х годов к ним присоединились страны-экспортеры нефти, которые стали получать большие текущие доходы. Развивающиеся страны выступали в роли заемщика средств. Бывший СССР в этих процессах практически не участвовал.

              В 80-е годы ситуация на мировом рынке кредитов изменилась. Роль основного кредитора перешла к Японии и Канаде, а также к некоторым европейским странам. У стран ОПЕК соотношение кредитов и займов примерно уравнялось. В качестве крупнейших заемщиков стали выступать Австралия, Дания, Швеция, а из числа развивающихся стран — Мексика, Россия, Аргентина, Пакистан. Доминирующей формой международного кредитования стал частный кредит.

              Целями создания международной системы кредитования были стремление содействовать сбалансированному росту международной торговли, поддерживать устойчивость валютных курсов, способствовать созданию многосторонней системы расчетов, предоставлять странам кредитные ресурсы, позволяющие регулировать несбалансированность внешних платежей без использования ограничительных мер в области внешней торговли и расчетов, выполнять консультативные функции в области международных валютных вопросов.

              Интегрирование экономики всех стран с основными центрами мировой системы хозяйства первоочередная задача системы кредитования.

              На сегодняшний день основными целями международного кредитования являются:

              - содействие реконструкции и развитию территорий государств, путем поощрения капиталовложений для производственных целей;

              - поощрение частных иностранных капиталовложений и в дополнение к частным инвестициям, если их трудно обеспечить, предоставление финансовых  средств на цели производства;

              - стимулирование долгосрочного сбалансированного роста и содействие поддержанию равновесия платежных балансов путем поощрения международных инвестиций для развития производственных ресурсов государств.

Международный кредит возник как один из рычагов первона­чального накопления капитала. Основой его развития стали выход производства за национальные рамки, усиление интернационали­зации хозяйственных связей, международное обобществление ка­питала, специализация и кооперирование производства. Интенси­фикация мирохозяйственных связей, углубление международ­ного разделения труда обусловили возрастание масштабов и увели­чение сроков международного кредита.

              Источниками международного кредита являются временно высвобождаемая у предприятий в процессе кругооборота часть ка­питала в денежной форме, денежные накопления государства и личного сектора, мобилизуемые банками. Международный кредит отличается от внутреннего межгосударственной миграцией и укрупнением этих традиционных источников за счет привлечения их из различных стран.

Технологический обмен в широком смысле осуществляется, как правило, в некоммерческих формах:

— научно-технические публикации;

— проведение выставок, ярмарок, симпозиумов;

— обмен делегациями и встречи ученых и инженеров;

— миграция специалистов;

— обучение студентов и аспирантов;

— деятельность международных организаций по сотрудничеству в области науки и техники и др.

Технологический обмен в узком значении осуществляется, как правило, в коммерческих формах:

— передача на условиях лицензионных соглашений прав поль­зования изобретениями (патенты, ноу-хау, зарегистрированные товарные знаки, промышленные образцы), технической докумен­тации;

— поставка машин и различного промышленного оборудования;

— оказание технической помощи;

— инжиниринговые услуги;

— экспорт комплектного оборудования;

— подготовка и стажировка специалистов;

— управленческие контракты;

— научно-техническое и производственное кооперирование и т.д.

Передача технологии в коммерческих формах подразумевает, что технология является специфическим товаром. Покупатель но­вой технологии получает в свое распоряжение научно-технические разработки и/или созданные производственно-технологические процессы. Использование таких разработок и процессов в качестве элементов производительного капитала позволяет выпускать то­варную продукцию, обладающую повышенной конкурентоспособ­ностью, и получать в течение продолжительного периода дополни­тельную прибыль вследствие ее уникальности либо меньших издержек производства в расчете на единицу готовой продукции [3, с. 25].

Повышенная конкурентоспособность продукции, производи­мой с помощью новой технологии, находится в обратной зависи­мости от масштабов распространения (доступности) данной техно­логии. Дополнительная прибыль исчезает, как только технические усовершенствования становятся достоянием большинства предприятий данной отрасли или появляется еще более совершен­ная технология. Чем выше степень монополизации научно-техни­ческих знаний и производственно-управленческого опыта, тем сильнее позиции собственника технологии на товарном рынке. Та­ким образом, вполне понятно стремление стран и отдельных фирм, достигших высокого технического уровня, сохранить свою монополию на новые технологии.

В то же время технология как товар обладает весьма высокой стоимостью, определяемой большими затратами на НИОКР и их внедрение. Перенесение этой стоимости на конечную продукцию происходит постепенно, после того как огромные затраты уже про­изведены. Собственники новой технологии заинтересованы в воз­мещении понесенных расходов, что может быть достигнуто либо при расширении собственного выпуска товаров на ее основе, либо при продаже этой технологии, пока она морально не устарела. Все это подталкивает их к ее возможно большей утилизации как в своем производстве, так и путем продажи другим производителям аналогичных товаров. Технологии передаются двум основным группам покупателей:

— зарубежным филиалам или дочерним фирмам ТНК;

— независимым фирмам.

Международный технологический обмен позволяет, сохраняя лидирующие позиции на определенном направлении НТП, повышать конкурентоспособность и эффективность проводимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и их промышленного освоения и получать при этом сверхприбыль как от производства и реа­лизации конкурентоспособной продукции на их базе, так и путем продаж» лицензий на результаты НИОКР и их освоение, а также путем закупки иностранных лицензий ликви­дировать наметившееся и сложившееся отставание от достижений мировой науки и тех­ники в возможно короткий срок и начать эффективно конкурировать в производстве и реализации отечественной продукции с зарубежными аналогами на внешнем и внутрен­нем рынках.

Причем глобализация активно использует и стимулирует международный технологи­ческий обмен, не внеся, однако, принципиальных изменений в монопольную защит) его, несмотря на повсеместную критику, особенно со стороны экономически развитых стран, требующую ограничить такую монополизацию в интересах максимально широкого и об­легченного распространения достижений НТП по всему миру, в развивающихся странах, прежде всего [10, с. 33].

Огромную роль в активизации инноваци­онной деятельности и осуществлении процесса технологического трансфера в развитых странах играет сфера малого и среднего бизнеса, в част­ности инновационные, высокотехнологичные и венчурные предприятия. Предпринимательская деятельность, связанная с использованием на­учно-технических достижений, занимает в раз­витых странах около 10% (по числу предприя­тий и количеству работающих) от общего числа предприятий, относящихся к малому и средне­му бизнесу. Однако по своему влиянию и эф­фективности воздействия на экономику этот сектор выдвигается на одно из первых мест.

Малые инновационные предприятия бо­лее гибки, инициативны, лучше приспосабли­ваются к динамично изменяющейся внешней среде и поэтому обеспечивают более быстрый и эффективный трансфер технологий. К по­ниманию этого приходят и страны с переход­ной экономикой.

Таким образом, одной из основных задач государственной инновационной политики дол­жно стать создание механизма трансфера тех­нологий с соответствующей инновационной и информационной инфраструктурой. В регули­ровании государством процесса трансфера тех­нологий следует выделить несколько перво­очередных моментов.

1. Определение собственных приоритетов индустриального и научно-технического раз­вития и стратегии деятельности на междуна­родных рынках технологий на основе тщатель­ной оценки имеющегося НТ потенциала, фи­нансовых, материальных и кадровых ресурсов. Эти задачи должны решаться правительством и законодательными органами государств с закреплением найденных решений в рамках национальной политики.

2. Обеспечение непрерывного анализа дел в приоритетных отраслях экономики, прогноз и разработка сценариев ближайших и отда­ленных их перспектив, планирование на осно­ве этого текущих и перспективных мер пря­мого и косвенного регулирования трансфера технологий.

3. Правовое регулирование научно-техни­ческого сотрудничества. Это один из важней­ших и сложнейших аспектов обеспечения эф­фективной реализации технологической стра­тегии. Законодательные базы стран-участни­ков международного научно-технического сотрудничества включают в себя десятки и сотни правовых актов, нормирующих общие и конкретные аспекты отношений субъектов технологического трансфера

4. Организационно-правовая и финансо­во-экономическая поддержка и стимулирова­ние инновационного бизнеса в сфере высоких технологий, участие государства в создании разнообразной инфраструктуры предпринима­тельской деятельности в этой сфере (техно­парков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий).

5. Содействие образованию и подготовке квалифицированных национальных специали­стов менеджмента, патентно-лицензионного права, аналитического прогнозирования и др., которые могли бы обеспечивать реализацию национальной стратегии технологического раз­вития и международного сотрудничества.

Информация о работе Основные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности